23 февраля в школе
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
23 февраля 2013 год.
Живая память.
Ученица.
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Ученик.
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ученица.
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни —
Радость работы на мирной, счастливой земле.
Ведущая 1
Дорогие друзья, сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник — День защитника Отечества! Поздравляем Вас! Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки.
Ученица.
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить —
И нам порой так нужно оглянуться...
Ведущая 2
Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.
Ведущая 1
Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.
Ведущая 2
Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812... К этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.
Ведущая 1
Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба... Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек.
Вопрос: Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года? (Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года.)
В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.
Чтец
Великой битвы памятную дату
Потоком времени уносит в глубь веков,
Но подвигам российского солдата
Забвенья нет.
Не только строй венков,
Не только громы пушечных салютов, —
Сегодня память сердца говорит,
И среди множества иных маршрутов
Она в Бородино сегодня путь торит.
Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след в душе хранит,
Там стойкость натиск сокрушила,
сила — силу;
Глубок тот след…
Поныне он болит.
Болит… Десятки тысяч жизней —
В те годы беспримерная цена!
Их кровь святая отдана Отчизне,
Чтобы в веках жила она.
Не только кровью та оплачена победа,
живых солдат окаменели лица,
Когда, с поникшим взором, командиры
им приказали покидать столицу.
Но нет, ключей столицы мы не сдали,
Хоть Бонапарт уже торжествовал,
Когда его войска в Москву вступали,
Но встретил огненный врага в столице вал.
Два века минуло… За эти времена
Россию вновь и вновь враги терзали,
Но им наперекор живёт она,
А чем и почему — поймут они едва ли…
Секретов нет у нас,
Когда приходит час, —
Пред тяжким выбором нас недруг ставит,
Солдат и командир
Не посрамит мундир, —
Он жизнь отдаст
иль отступить врага заставит.
Мы жизней не щадим,
не пощадим столиц,
Лишь только б пред врагом
не пасть рабами ниц.
Ученик.
От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.
Звучит светлая инструментальная музыка и на ее фоне читаются стихи.
Ученица.
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего -
Гляди на нее, да любуйся в оба!
Была жизнь прочна и богата:
С затылка до пят — золотой водопад,
Без примеси суррогата!
Были матчи футбольные яростными,
Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах.
Бойченко ставил рекорды брассом.
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!
И радости эти живили всем чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами!
Была жизнь, прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего —
Смотри на нее, да любуйся в оба!
Музыка постепенно стихает.
Ведущая 2
А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну...
Включается 7-я симфония Шостаковича, которая затем сопровождает следующий текст.
Ученик.
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса...
Это все только завтра случится,
Через 24 часа...
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки...
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось...
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...
Музыка звучит громче, и включается отсчет времени — это усиленный стук метронома или другой равномерный стук.
Ученики:
1-й ученик.
Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
2-й ученик.
Запричитала, застонала вся земля наша.
3-й ученик.
Заголосила раненая Родина.
4-й ученик.
И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.
5-й ученик.
Разные у них были имена и разные национальности.
6-й ученик.
Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.
7-й ученик.
Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!
8-й ученик.
Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.
9-й ученик.
Добровольцы осаждали помещения военкоматов.
Звучит песня или мелодия: «Вставай, страна огромная!» Александрова — «Священная война».
10 – й ученик (продолжают).
Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..
Она.
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год!
Он.
41-й — он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках!
Она.
Качается рожь не сжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней!
Он.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно
Высоко. И погорельцы, погорельцы
Кочуют с Запада к Востоку...
Она.
Как это было, как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!..
Исполняется песня «Вспомните ребята».
Ведущая 1
Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах.
Объявляется минута молчания в память о погибших воинах.
Чтец:
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая – то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразью,
Что и так уже скоро, мы начнем голодать.
И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги – это только ступени,
В бесконечной пропасти к недоступной весне.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Звучит песня А. Розембаума «Черный тюльпан».
1-й Ведущий:
Война – явление страшное, жестокое. Но пока существует на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни родных и близких. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое отечество.
2-й Ведущий:
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.
Посвящается двадцатилетним.
1-й Чтец:
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Афганистан,
Как в 43 том горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
2-й Чтец:
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем на встречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому неизвестно,
С чем я встречусь в жизни своей.
3-й Чтец:
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить: что было и стало,
Разделить темноту и свет,
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
4-й Чтец:
Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог безопасных едва ли,
И боев хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный…
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да. Возможно. Сомнений нет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
5-й Чтец:
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатом взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
6-й Чтец:
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что в миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
1-й Ведущий:
Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужества солдат.
2-й Ведущий:
Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
1-й Ведущий:
Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо, столько и пройдет.
Исполняется песня О. Газманова «Офицеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника на 23 февраля для школы
Сценарий праздника на 23 февраля для школы «В честь защитников Отечества»...
"Аты - баты, шли солдаты" Спортивно-развлекательное мероприятие к 23 февраля начальная школа
Внеклассное мероприятие к 23 февраля для младших школьников "Аты -баты, шли солдаты" спортивно -оздоровительной направленности....
1 ВАРИАНТ «Успевайка» — всероссийский метапредметный конкурс для школьников начальной школы, который проводится Электронной школой Знаника. ФЕВРАЛЬ 2016 Г.
«Успевайка» — это Первый бесплатный всероссийский метапредметный конкурс для школьников начальной школы, который проводится Электронной школой Знаника.Задания конкурса помогут ученикам 2-4 класса разв...
Изготовление открытки к 23 февраля (Начальная школа 21 века)
Изделие: Открытка на 23 февраля, в технике аппликация.Цели урока: познакомить учащихся с праздником «День защитника отечества», воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подар...
Сценарий 23 февраля в школе «Настоящий мужчина дня»
23 февраля принято поздравлять мужчин – пап, дедушек, братьев ,сыновей. Ведь мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Данный праздник проводится в виде соревнований...
Конспект урока по технологии (1 класс). Тема: День защитника отечества, открытка на 23 февраля. УМК "Школа России"
Цель урока: знакомство учащихся с праздником «День защитника отечества», воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками.Планируемые результаты:Предметные:Зна...
Внеклассное мероприятие 8 марта+23 февраля. Начальная школа.
Внеклассное мероприятие 8 марта +23 февраля. Начальная школа....