Родительское собрание в 3 классе "Как воспитать нравственность?"
методическая разработка (3 класс) на тему

-раскрыть понятие «нравственность»;

- познакомить родителей с этапами духовно-нравственого становления человека.

- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки нравственного воспитания;

                                                        Ребенок учится тому, что видит у себя

                                                        в дому.  Родители пример ему…               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vospityvat_nravstvennost.rodit_.sobranie3_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

3 класс, II четверть

Тема: Как воспитывать нравственность?

Цели:

- раскрыть понятие «нравственность»;

- познакомить родителей с этапами духовно-нравственого становления человека.

- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки нравственного воспитания;

                                                        Ребенок учится тому, что видит у себя

                                                        в дому.  Родители пример ему…              

I. Организационная часть. Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели.

II.Лекция по теме «Как воспитывать нравственность? »

    В Законе «Об образовании» прописано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

       Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отменные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

      Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельного разговора с ребенком.

      «Возлюби ближнего своего, как самого себя» учит одна и

главных нравственных истин. Кто же этот ближний, которого над

любить? Сосед? Одноклассник? Человек, который является твоим

родственником? Да, но не только. Ближний - это человек, который

находится в беде, которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться

от нуждающегося и просящего, проявить милосердие является одной

из  важнейших  человеческих добродетелей.  Ребенку нужно объяснить

нужно объяснить, что милосердный обращает свое внимание на нужду,

ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь,

он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или

или чужой, нравится этот человек или не нравится. Человек живет

не для одного себя и не для своей только пользы, но, прежде всего

 для пользы тех, кто возле него. Эту истину человек должен понять

с детства.

      О бережном отношении к человеку и ко всему живому говори заповедь «не убий». Речь здесь идет не только о физическом убийстве  живого (насекомого, птиц, зверей), но и о злобе, гневе, ненависти обращенных к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть - сродни убийству, поэтому, согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстрее заглушить в своем сердце злобу и примириться с ним.

       А как поступать по отношению к тем людям, которые тебя обидели? Ответить обидой на обиду, отомстить? Но зло вызывает лишь ответное зло. Прощение лучше мщения. Детям надо объяснять, необходимо учиться побеждать свой гнев, быть снисходительным своим врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о велика души человека.

      Быть осторожным в оценках других людей требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй». Это значит - не лги, не говори зла о друге и недруге, не занимайся сплетнями и пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи, чтобы оговорить кого-либо или скрыть свои проступки. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать, чтобы обмануть, солгать для собственной пользы. Но надо спешить осуждать другого человека. А какое несчастье могут принести человеку легкомысленные, насмешливые, невоздержанные слова!  Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена  в сознание ребенка. Много в нашей жизни грубых, бранных слов, много пустословия, порассуждайте с ним об этом.

       Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что   есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Однако часто бывает так, что мы попросим почитать книгу и не вернем ее, найдем утерянное кем-то и утаим, держим взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут, потихоньку берем то, что никем не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.

      В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времен, нельзя не отметить скромность, скромное поведение. Не надо считать себя выше другого человека, возносить себя, хвастать, ибо всегда осуждался тот, кто страдал себялюбием, барством, гордыней.

     Обязанности перед самыми близкими людьми - родителями заложены в правило, также ставшее нравственным законом - «чти отца  своего и мать свою». Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Непослушание, неуважение, пренебрежение родителями всегда считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением.

       Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. Сколько трудовой энергии может быть проявлено детьми в уборке за собой и в услугах, оказываемых окружающим! С возрастом дети должны понять, что труд, который нужен людям, приносит отрадное удовлетворение, а время,  проведенное пусто и бессмысленно, оставляет в душе скверный осадок.

      Итак, свод законов прост - будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их  можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой  поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку  то, чего себе не желаешь».

III. Этапы духовно-нравственного становления человека.

Приложение №1.

Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1.  Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.  Наш класс дружный.

3.  В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе,

4.  В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5.  Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6.  Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1.   В нашем классе принято помогать без напоминания.

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4.   В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу,

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Приложение № 2.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе.

Оцениваются полярные качества:_______

1.

Дружелюбие

Враждебность

2.

Согласие

Несогласие

3.

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4.

Увлеченность

Равнодушие

5.

Результативность

Нерезультативность

6.

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

7.

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

8.

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

9.

Занимательность

Скука

10

Успешность

Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Фамилия,имя________________________________________

Дата________________________________________________

Диагностика « Наши отношения»

Отметьте номер того утверждения,которое больше всего совпадает с вашим мнением.

1.  Наш класс очень дружный и сплоченный.________

2.  Наш класс дружный._________

3.  В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе._____

4.  В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.__________

5.  Наш класс недружный, часто возникают ссоры.________

6.  Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.______

Приложение № 2.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

 Оцените состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе.

Оцениваются полярные качества:_______

1.

Дружелюбие

Враждебность

2.

Согласие

Несогласие

3.

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4.

Увлеченность

Равнодушие

5.

Результативность

Нерезультативность

6.

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

7.

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

8.

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

9.

Занимательность

Скука

10

Успешность

Неуспешность

Решение родительского собрания.

1. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения.

2. Создавать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей.

3. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.

4. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

5. Не скупиться на похвалу. Х валить всегда только исполнителя, критиковать только исполнение.

6. Использовать подготовленные памятки  (для ребенка «Садимся за уроки» и для родителей « Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков») для наиболее рационального построения работы по  приготовлению уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

Родительское собрание «Как семье воспитать здорового ребёнка?»

Родительское собрание на тему«Как семье воспитать здорового ребёнка?»3 класс, Цель: объединить усилия школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формиров...

Родительское собрание по теме "Воспитаем доброту".

Родительское  собрание на тему "Воспитаем  доброту". Анкета для родителей....

Родительское собрание будущих первоклассников "Воспитаем вместе"

На данном родительском собрании родители познакомятся с особенностями психологической готовности ребёнка к школе и смогут получить практические советы....

Родительское собрание "Ответственность: как воспитать.

На собрании учитель рассказывает, что такое ответственность детей, как её воспитать, от чего она зависит. А так же родители отвечают на тест и получают результат его....

К родительскому собранию " Памятка "Как воспитать у младших школьников любовь к чтению?"

С самых ранних лет важно научить детей ценить и любить книгу. И помочь ребенку подружиться с книгой могут и должны родители....