Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы, проведенное в рамках недели начальных классов.
классный час (3 класс) на тему

Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и воспевают настоящую истинную красоту нашей русской зимы. Многие стихи широко известны, как песня, запоминаются легко и на долго, а также картины, песни имеют большую известность.

Литература тесно связана с различными видами искусства. Композитор создает образ зимы с помощью музыки; поэт — с помощью слов, а художник кистью и красками создает образ русской зимы. Обратимся к репродукциям картин и постараемся ответить на вопрос: а совпадает ли взгляд художника и автора на изображение русской зимы?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_proizvedeniyah.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы, проведенное в рамках недели начальных классов.

3 класс

Классный руководитель О.С.Бабина

Тема: «Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов.»

Чтец 1. Пришла хозяйка синеокая,

Собольей бровью повела.

Из рукава ее широкого

Пылит серебряная мгла.

Чтец 2. Она командует метелями.

Ей прекословить не к добру.

Зайчишки прячутся под елями.

Медведь притих в густом бору.

Чтец 3. Спугнула птиц, которых встретила

В своем заснеженном лесу,

И белой меткою отметила

Огнисто-рыжую лису.

Чтец 4. Сбежались к ней друзья-сохатые.

А волк при ней, как верный пес.

Махая шапкою косматою,

Ее приветствует мороз.

Чтец 5. Ей месяц золотыми бивнями

В буранах пролагает путь.

Ей утро, солнечными ливнями

Блистая, падает на грудь.

Чтец 6. В ее ветрах раздолье слышится,

В повадках – молодость сама.

Как вольно мне с тобою дышится,

Родная русская зима!

Ведущий.  Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле – все это так поднимает настроение!

И сегодня наше с вами мероприятие  будет посвящено удивительному времени года – зиме.

Ведущий:   Ребята! Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и воспевают настоящую истинную красоту нашей русской зимы. Многие стихи широко известны, как песня, запоминаются легко и на долго, а также картины, песни имеют большую известность. Иные, может быть, вам еще не знакомы. Послушайте их.

Тихо, словно издали, слышатся звуки музыки, исполняется начало произведения Чайковского «На тройке» из детского альбома.

Ведущий. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой! Вот цветок с шестью концами, вот цветок с шестью лепестками.

Слайд. Снежинки падают.

1-й ученик.        Белый снег пушистый

                        В воздухе кружится

                        И на землю тихо

                        Падает, ложится.

                        А под утро снегом

                        Поле забелело,

                        Прочно пеленою

                        Всё его одело.

Ведущий. Так просто, красиво сумел передать начало зимы русский поэт Суриков.

А какой  поэт тоже писал о первом снеге? Прочитайте это стихотворение. (А.С Пушкин Отрывок из поэмы Е. Онегина «…В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…»)

Картина «Снег выпал».

        Литература тесно связана с различными видами искусства. Композитор создает образ зимы с помощью музыки; поэт — с помощью слов, а художник кистью и красками создает образ русской зимы. Обратимся к репродукциям картин и постараемся ответить на вопрос: а совпадает ли взгляд художника и автора на изображение русской зимы?

Посмотрите на эту картину. Вы видите первый зимний день, снег покрыл поле. Вдали узкой лентой чернеет лес. (Описание картины)

2-й ученик.         Ночь прошла. Рассвет.

                        Нет нигде облачка.

                        Воздух легок и чист,

                        Не замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И на солнце блести

Разноцветным ковром.

                На безлюдном просторе,

                Побелевших полей

                Смотрит весело лес

                Из-под черных кудрей.

3-й ученик.                Поутру вчера дождь

                        В стёкла окон стучал,

                        Над землёю туман

                        Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

                В полдень дождь перестал,

                И, что белый пушок,

                На осеннюю грязь

                Начал падать снежок.

                                Т. Маркин

Исполнение песни «Здравствуй, гостья зима»

        Леса, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд.

        А вот гордо стоят ели. Они стали ещё пышнее и наряднее.

Слайд Картина Комарова

Эту картину написал художник Комаров. Вы видите лес, заколдованный чародейкою зимою. Он стоит неподвижно, но глядя на эту картину, вы сможете сказать, что в нем есть жизнь. Вот сейчас побежит заяц и быстро скроется в чаще леса. Или побежит белка и заколышутся ветки, и с них упадет снежная пыль.

4-й ученик.        Чародейкою Зимою

                        Околдован лес стоит –

                        И под снежной бахромою,

                        Неподвижною, немою,

                        Чудной жизнью он блестит.

                        И стоит он околдован, -

                        Не мертвец и не живой, -

                        Сном волшебным очарован,

                        Весь опутан, весь окован

                        Лёгкой цепью пуховой…

                        Солнце зимнее ли мещет

                        На него свой луч косой –

                        В нём ничто не затрепещет,

                        Ослепительной красой.

Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли. Как красива зимой берёзка!  Береза… Символ России… Она прекрасна в любое время года. Послушайте стихи Фета.

5-й ученик.         Печальная берёзка

                        У моего окна,

                        И прихотью мороза

                        Разряжена она.

                        Как гроздья винограда,

                        Ветвей концы висят, -

                        И радостен для взгляда

                        Весь траурный наряд.

                        Люблю игры Денницы

                        Я замечать на ней,

                        И жаль мне, если птицы

                        Стряхнут красу ветвей.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

 

Вы знаете, ребята, что литература — это искусство слова. Многие поэты писали о своей любви к русской природе.

— Какие еще произведения, посвященные русской зиме, вы знаете?

(Ответы детей. Те, кто помнит стихотворения наизусть — читают их. Называют произведения о зиме.

— Какой показана зима в каждом из прочитанных и названных произведениях? (Зима: тихая, снежная, спокойная, вьюжная, молчаливая, белоснежная, печальная, холодная, красивая, волшебная, великолепная, сказочная, пушистая, таинственная, веселая, солнечная.)

— Каким чувством проникнуты эти стихотворения? (Чувством радости, обновления и т. д.)

6-й ученик.                Не ветер бушует над бором,

                                Не с гор побежали ручьи,

                                Мороз-воевода дозором

                                Обходит владенья свои.

                                Разыграйтеся,  метели,

                                Гнутся ниже сосны, ели

                                Всё, что есть в моём лесу…

Ведущий. Любимый герой детей в русских народных сказках Дед Мороз. Великий русский поэт Некрасов изображает его весёлым, озорным и могучим чародеем, повелителем снегов и метелей.

7-й ученик. Кто из вас не любит русскую зиму! Она дарит нам снежные дорожки для лыжных прогулок. Серебрист лесной, свежий здоровый воздух.

Ведущий. Любит русский народ зиму: и на санках покататься можно, и в снежки поиграть, и по льду промчаться на быстрых коньках, и на санках на горку крутую слететь. А еще ведь и рождественские праздники отметить зимой можно. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и поиграть.

1. Игра «Угадай слово»

Ответы на вопросы надо записывать на листочке. Победит тот, кто не допустит ни одной орфографической ошибки при записи.

1. Ледяная площадка для катания на коньках. (Каток.)

2. Слой только что выпавшего снега. (Пороша.)

3. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти. (Валенки.)

4. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на ограждающей поверхности. (Иней.)

5. Кто или что оставляет узоры на оконном стекле? (Мороз.)

6. Верхняя одежда, обычно ниже колена. (Пальто.)

7. Первый месяц зимы. (Декабрь.)

2. Игра «Лучший лингвист»

Объясните лексическое значение слов.

1. Зимовка. (Место, жилье, где зимуют люди, например, полярники.)

2. Зимовщик. (Человек, который находится на зимовке, вдали от населенных пунктов.)

3. Озимые. (Однолетние растения, засеваемые осенью, зимующие под снегом.)

4. Предзимье. (Время поздней осени.)

Ведущий. Давайте проведем конкурс «Угадай сказку», но  только чтобы в отрывках из сказок про зимнее время говорилось.

На слайдах идет показ сказок.

  • «Пришла зима студёная, со вьюгой и да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить…»  («Лиса и заяц»).
  • «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала и велика!»» (« Лисичка – сестричка и серый волк»».
  • «Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези. Старик, её куда хочешь, чтобы глаза мои её не видели… во чисто поле на трескучий мороз». («Морозко»).
  • «Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Два Мороза»).
  • «Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, ребятишки на санках катаются, а старик со старухой на них из окна глядят да просве горе думают». («Снегурочка»).

9-й ученик.  Зимой мы встречаем радостный праздник – Новый год. Зимой весело проводятся каникулы, нас ждут ёлки, лыжи, коньки.

10-й ученик.         А как хорош пушистый снег,

                        Летящий с высоты!

                        Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине,

Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

                Рисует поутру мороз

                Узоры на стекле,

                Друзья, хорошая зима

                У нас в родной земле!

Ведущий.  Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице зиме. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Давайте вместе отгадаем зимние загадки.

  1. Кто это, угадай-ка:  

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки. (ЗИМА)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (ЛЁД)

  1. Он всё время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (СНЕГ)

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (ЗИМА)

  1. Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)

  1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи за месяц это? (ЯНВАРЬ)

  1. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (ФЕВРАЛЬ)

  1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (СНЕЖИНКИ)

  1. Меня не растили –

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто же я такая? (СНЕЖНАЯ БАБА)

  1. Чтобы сень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады. (МОРОЗ) 

Да, ребята, русская зима вдохновила на творчество многих композиторов, поэтов, художников. Зима бывает разной. А сколько радости она приносит в наш дом! Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках, коньках.

И сейчас предлагаю вам создать свое художественное произведение о зиме. Это может быть рисунок, рассказ, сказка или стихотворение, которое вы представите всем ребятам.

Сейчас я  предлагаю  вам поиграть в игру «Что мы делаем зимой?»

Что мы делаем зимой,

Дай, дружок, ты мне  ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечая «да» иль «нет».

В снежки играем мы с друзьями?

Грибы по лесу собираем сами?

С горки на санках катаемся?

В деревне на речке купаемся?

По лесу на лыжах бродим?

А много цветов находим?

В саду своем грядки копаем?

А с Дедом Морозом плясать мы будем?

Друзья, не устали еще отвечать?

Ну, что ж, молодцы!  Всего доброго вам.

Ведущий: Нам не страшен мороз, снежная вьюга, смело выходим в лес на лыжную прогулку. На каток, на ледяные горки.

Ученик:  

А я не мерзну, нет!

Катаюсь на коньках,

Мне солнце шлет привет

Ныряя в облаках.

Пусть ветер верховой

Гоняется за мной!

Мороза не боюсь.

От ветра отобьюсь!

Исполняется песня «Лыжная прогулка» сл. З.Александровой муз. М. Старокадомского.

(Ведущий  показывает репродукцию с картины Ю.Неринцева «Наша взяла»)

Ты у нас краса и слава,

Наша сила и казна,

Наша бодрая забава,

Молодецкая зима!

(П.Вяземский)

Молодцы, ребята. Порадовали мы зиму, порадует и она нас снежком пушистым, морозцем бодрым, а иногда и оттепелью.

И закончить мероприятие мне хочется словами из песни «У природы нет плохой погоды», слова к которой написал известный режиссер Эльдар Рязанов:У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать,

Снег ли, дождь – любое время года

Надо благодарно принимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки проведения мероприятий в рамках недели начальных классов

Методические разработки мероприятий Недели начальных классов: открытие недели, "Сказочный денёк", "Весёлая математика", "Осенний калейдоскоп", "Диск для интеллектуалов искусства"...

Экологическое мероприятие в рамках недели начальных классов.

2013 год объявлен президентом годом окружающей среды. Данное мероприятие связано с этим событием и способствует воспитанию экологической культуры младших школьников....

Внеклассное мероприятие, посвященное Году семьи "Праздник мудрости, внимания и любви"

Цели:1.    Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение понимать себя и других.2.    Развитие познавательной активности и  кругозора детей, взаимодействие ...

Внеклассное мероприятие, посвященное Году семьи "Праздник мудрости, внимания и любви"

Цели:1.    Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение понимать себя и других.2.    Развитие познавательной активности и  кругозора детей, взаимодействие ...

«Самое сильное звено» Внеклассное мероприятие по предметам в рамках недели начальных классов.

Цели: совершенствовать знания по предметам начальной школы, развивать память, логическое мышление, смекалку, внимательность, воспитывать культуру поведения при проведении внеклассных мероприятий.Обору...

Внеклассное мероприятие, посвященное Году литературы для обучающихся начальных классов.

Внеклассное  мероприятие, посвященное Году литературы для обучающихся начальных классов....

Внеклассное мероприятие посвященное Году Экологии "Сделаем вместе наш мир чище!"

2.  Вступительное словоСлайд 2Согласно Указу президента РФ от 01.08. 2105 под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий». 2017 год в России объявлен годом экологии....