Классные часы для обучающихся 1 класса по теме «Нравственность».
презентация к уроку (1 класс) на тему

Представляю серию классных часов по теме «Нравственность». На них дети учатся правильно общаться  друг с другом, со взрослыми;  приходить на помощь сверстникам и взрослым; сочувствовать и сопереживать всему живому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В ходе занятия дети учатся сочувствовать и сопереживать всему живому. 17 КБ
Файл На этом занятии дети учатся проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, желание помогать им, делат26.2 КБ
Файл Ребята на примере рассказа В. Донниковой «Канавка» учатся проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к ок14.23 КБ
Файл На этом занятии дети учатся совершать добрые поступки.13.36 КБ
Файл Дети обобщают знания о вежливых словах. Учатся общаться друг с другом, применяя «волшебные» слова.20.11 КБ
Файл Обучающиеся обобщают знания о правилах приветствия.15.61 КБ
Файл Анализируя поступки героинь из рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя» дети учатся признавать свои ошибки.17.27 КБ
Файл Ребята на примере произведения Е. Пермяка «Самое страшное» учатся уважительно относиться ко всем людям.15.45 КБ
Office presentation icon sobaka_yarostno_layala.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

  «Всякий человек в деле познаётся»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема. «Всякий человек в деле познаётся».

Цели:

Формировать умение договариваться.

Воспитывать любовь к живому, потребность совершать полезные поступки.

Развивать чувство сопереживания.

1. Сообщение темы занятия

- Тема нашего занятия написана на лепестках этих чудесных цветов (два цветка, на лепестках слоги, надо сложить лепестки вокруг центра, чтобы получились слова). Каждая группа возьмет цветок нужного цвета и попытается составить слово.

-Какие слова у вас получились? ( Равнодушие, сочувствие)

2. Работа с терминами

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Да, это очень важно — уметь понимать чувства другого человека. И не только человека. Животные и растения тоже испытывают чувства: страх, боль. Как важно уметь понимать их!

3. Работа с текстами

Учитель читает стихотворение А. Л. Барто «Мы не заметили жука».

Мы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Раскроем раму!

-Как повезло жуку, что девочка умела сочувствовать! Ведь, к сожалению, не все могут помочь в беде другому.

Теперь внимательно послушайте рассказ Валентины Осеевой «Собака яростно лаяла» и подумайте: к кому из героев можно отнести эту пословицу? «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству», « Добро, сделанное в тайне, оплатится  явно».

Учитель читает рассказ.

Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

— За что женщина стыдила мальчиков? Ведь они ничего плохого не сделали!

— Как бы вы поступили на месте мальчиков?

         К кому из героев можно отнести эту пословицу? «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».

4. Игра «Зёрнышко»

-Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко? Давайте попробуем это сделать. Рассмотрите изображения героев рассказа Осеевой, представьте, какие чувства они испытывали. «Вырастите» это чувство в себе, покажите позой, жестами, мимикой. Найдите выход из ситуации.

Группа 1. Котенок.

Группа 2. Женщина.

Физкультминутка:

Представьте, что вы маленькие котята. А что они любят делать? Конечно же, играть! Давайте покажем игры веселых котят. Дети изображают игры котят.

5. Работа над пословицей

-Народ сложил немало пословиц. Сейчас каждая группа попробует составить пословицу из слов, записанных на карточках-бабочках. (Карточки висят на нитках так, чтобы дети, подпрыгнув, могли их достать.)

«Чужая беда — не беда, своя беда — горе».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети отвечают.

-А давайте еще поиграем. Только теперь — с этими необычными часами. Что в них не так, как в настоящих часах?

— Здесь зашифрована пословица. Разгадайте её сами, объясните её смысл.

12 2468 10 1356 — 79116.

Вместо чисел – буквы:

1  

2

3

4

5

6

7

8

9  

10  

11  

12

л  

у

е  

ж

з  

а

в

я  

о

с

д

ч

             

«Чужая слеза — вода».

-Неужели так и должно быть?

 

6. Домашнее задание

-В свободное время вылепите из пластилина фигурку своего домашнего любимца. Принесите поделку в школу и расскажите о нём.



Предварительный просмотр:

Классный час

  «Heт такого дружка, как родимая матушка»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема. «Heт такого дружка, как родимая матушка».

Цель:

 Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким,

желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение

к их труду, желание помогать им, делать приятное.

1. Сообщение темы занятия.

-Тема нашего занятия зашифрована. На партах у вас есть ключ к шифру. Работая вместе, дружно, всей группой вы расшифруете надпись на доске:

☺  ○  ◙  ☼  ■  ♂ ∆           ☼            ◙  ♂   ■  ☼

☺ ◙  ■   ∆    ○   ☼   ♂

р   д   т   л     о    и    е

(«Родители и дети») Работа с рисунками о семье.

Мальчик: Здравствуйте! Извините, я сегодня опять опоздал. Но я не виноват. Это все мама: вчера мыла мои ботинки и куда-то поставила. Я долго их искал.

-Неужели ты такой маленький, что сам не можешь помыть свою обувь?

Мальчик: Нет, я большой, взрослый.

- А раз ты уже взрослый, значит, должен уметь сам о себе позаботиться и понимать, что родителям нужно помогать. А вы как думаете, ребята? Как раз об этом мы и будем говорить сегодня на нашем занятии.

2. Работа с пословицей

-Народ сложил много пословиц о родителях и детях. Одна из них записана на доске. Прочитайте ее.

Детки хороши — отцу и матери венец, детки плохи — отцу и матери конец.

-Как вы понимаете эту пословицу? К следующему уроку найдите пословицы о родителях и детях, оформите их на альбомных листах. Попросите, чтобы вам помогли родители.

3. Работа в группах

- О наших родителях, бабушках и дедушках написано много стихов. Каждая группа получает задание в конвертах. Прочитайте стихотворения, обсудите их и дайте оценку поведению детей.

Группа 1 получает карточки со стихотворениями Е. Благининой «Посидим в тишине» и В. Лифшица «Разговор».

Елена Благинина

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

      Усталая, с работы 
      Пришла под вечер мать 
      И видит, что у сына 
      Не прибрана кровать. 
      Что стынет чай в стакане, 
      Что пол не подметён. 
      Что, лёжа на диване, 
      Читает книжку он. 
      И мать ему с обидой 
      Промолвила: — Сынок, 
      Когда-нибудь ты маме 
      Хоть чем-нибудь помог?.. — 
      А сын ответил хмуро. 
      Едва взглянув на мать: 
      — Ты, мама, про Тимура 
      Мешаешь мне читать! 
      Уверен я, ребята. 
      Что если б жил Гайдар — 
      Прославленный писатель 
      И храбрый комиссар, — 
      То этому парнишке, 
      Что так встречает мать, 
      Сказал бы автор книжки 
      (Вернее, мог сказать): 
      «В тебе, наверно, совесть 
      Заснула, паренёк! 
      Прочесть сумел ты повесть, 
      А вот понять не смог...» 
           

Группа 2 — со стихотворениями Е. Благининой «Загадка» и Э. Островской «Дед и внуки».

Елена Благинина

Загадка
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестрёнке — видать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату, отцу моему?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?

Э.Островская 

Дед и внуки

У нас гуляют во дворе

два мальчика,

два братца.

За ними нашей детворе в футболе не угнаться.

Легко ли

бегать целый день,

порою против ветра,

да так,

что собственная тень

отстанет на полметра!

Но вот во двор

заходит дед

позвать внучат к обеду.

— Здесь вашим внукам равных нет! —
заметил кто-то деду.

Дед неохотно молвил:

-Да--Потом добавил строже:

— Я обгоняю их всегда,
когда звонят в прихожей,
когда нам срочно нужен хлеб
или не хватит соли,

хоть я и стар,

и полуслеп,

и... не мастак в футболе.

— Хорошие дети всегда стараются показать родителям, что они их любят:

помогают своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Как? Посоветуйтесь в группах и составьте список домашних дел, в которых вы сможете принять участие. А потом сравним, у какой группы список будет полнее.

Дети работают в группах.

— А теперь вы должны взять список полезных дел, выбрать одно из них и показать жестами другим группам. Отгадают ли они, что вы показываете?

4. Работа с текстом

- Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Сыновья».

Учитель читает рассказ.

Сыновья

В. Осеева

ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.Д

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

— Почему старичок увидел среди трех мальчиков только одного сына? Кого можно назвать настоящим сыном или дочерью?

— Не зря в народе говорят: «Детки деткам рознь». Как вы понимаете смысл

этой пословицы?

5. Игра «Ситуации»

-У каждой группы на парте есть конверт с заданиями. Группа делится на пары и берёт одно из них. Один человек из пары предлагает решение заданной ситуации, а второй — противоположное. Все остальные должны показать карточку-сигнал. Красная означает: «Не согласен», зелёная - «Согласен».

Задание 1

Мальчик пришел из школы, мама вернулась с работы.

Группа 1. Мама готовит ужин. Мальчик смотрит телевизор.

Группа 2. Мама готовит ужин. Мальчик чистит картошку или моет посуду.

Задание 2

Мальчик вернулся с прогулки. Папа колет дрова.

Группа 1. Мальчик берет мяч и начинает играть.

Группа 2. Мальчик начинает складывать расколотые дрова.

Задание 3

Мама готовит торт для вечернего чая.

В а р и а н т 1. Девочка играет в куклы.

В а р и а н т 2. Девочка помогает взбить крем и украсить торт.

 6. Домашнее задание

- Когда вы приходите домой, будьте очень внимательными: вдруг кому- то нужна ваша помощь? Не ждите, когда вас попросят, а помогите сами. Когда у вас останется свободное время, нарисуйте своих родных за домашними делами. А мы по вашим рисункам узнаем о том, какие вы помощники.



Предварительный просмотр:

Классный час

  «Добро не лихо — ходит тихо»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема «Добро не лихо — ходит тихо».

Цели:

 Воспитывать потребность проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению.

Развивать способность замечать добрые поступки окружающих.

 Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

1. Сообщение темы занятия

-Рассмотрите рисунки, на которых изображена работа взрослых.

-Надо ли помогать взрослым? А рассказывать о том, что ты помогал?

Нужно ли всем рассказывать о своих добрых делах?

2. Работа с пословицей

-Дети собирают разложенные по классу разноцветные лепестки и в группах составляют из слов, записанных на них, пословицу.

«Добро творить — себя веселить».

-Что это значит? (Если сделал доброе дело, то у тебя на душе будет хорошо: даже не нужно, чтобы тебя хвалили, — и так будет легко и весело.)

3. Работа с текстом

-Именно об этом послушайте рассказ В. Донниковой «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина пошла с бидоном — чуть не упала.

— А, чтоб тебя! — рассердилась она на канавку: — Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки— платье запачкала.

— Противная канавища! — топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? — думает он. — Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток и сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

— Для кого старался Витя? Важно ли было мальчику, чтобы люди узнали о

его хорошем поступке?

4. Игра «Оживи картинку»

-А теперь — игра «Оживи картинку». У вас на столе конверты с заданием. Нужно рассмотреть картинку, распределить роли и показать нарисованный сюжет.

Рисунок 1. Мальчик вешает скворечник на дерево. Рядом летают птицы.

Рисунок 2. Ребята делают скамейку и ставят ее во дворе.

Рисунок 3. Девочка помогает малышу достать шарик из ветвей дерева.

5. Словарная работа

-Каждый день вы совершаете много хороших дел, но если вы это делаете только для похвалы, то грош цена такому поступку. Как вы понимаете это выражение — «грош цена»?

«А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена»

6. Домашнее задание

-Посмотрите вокруг внимательно: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи?



Предварительный просмотр:

Классный час

  «Жизнь дана на добрые дела»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема. «Жизнь дана на добрые дела».

Цели:

 Воспитывать потребность совершать добрые поступки.

Развивать способность анализировать поступки людей и соотносить их с действительностью.

1. Сообщение темы занятия

-Я буду рассказывать, а вы зарисуйте.

(Класс делится на группы. У всех групп на столе большой лист бумаги, фломастеры и карандаши.)

-Вот идёт медвежонок по дороге. Видит дерево, над которым летают пчёлы. Пчёлы покружились  и далеко-далеко улетели. Достал он мёд. Лёг под дерево и ел целый день, даже живот заболел. А вокруг цветы цветут. Хорошо!

(Каждый участник группы рисует отдельный предмет. Получается коллективный рисунок. Учитель прикрепляет рисунки на доску.)

-Интересная у Медвежонка мечта? Надо ли  мечтать о том, чтобы всем было хорошо?

Прочитайте на доске тему нашего занятия, объясните смысл фразы:

«Жизнь дана на добрые дела».

2. Анализ ситуации.

- Давайте вспомним, какие желания были у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик»?  Какое из желаний вам понравилось больше всего?

3. Игра «Волшебный цветок».

- У нас в классе тоже есть волшебные цветы. И сейчас у каждого из нас будет возможность загадать желание. Только хорошенько подумайте перед тем, как сорвать лепесток. Сядьте удобно, закройте глаза, настройтесь на добро, радость. (Звучит музыка. Учитель берет в руки волшебный цветок. Каждый ребенок отрывает лепесток и говорит свое желание. Затем дети хором говорят волшебные слова и бросают лепестки.)

4. Подведение итогов занятия.

Давайте я расскажу вам новую мечту Медвежонка. А вы, ребята, возьмите свои рисунки и дорисуйте их.

Групповая работа.

-Лежит Медвежонок, значит, под деревом, ест мед. Вдруг видит — ветка сломана. Он встал и ветку перевязал — пусть растёт. Оглянулся — видит, ручеёк совсем затих, не журчит. Расчистил он ручеёк. Пусть птички и зверьки воду чистую пьют, радуются. А потом  домой пошёл. (Учитель прикрепляет на доску рисунки детей.)

5. Домашнее задание.

-Возьмите волшебные лепестки домой. Придумайте и нарисуйте на них медаль самому доброму человеку.



Предварительный просмотр:

Классный час

 «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема: «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт».

Цели.  Воспитывать уважение к окружающим — взрослым и сверстникам.

            Раскрывать перед детьми сущность понятия вежливость.          

            Систематизировать правила вежливого поведения.

1. Сообщение темы занятия

-Тему нашего занятия вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы:   е л в ж и в с о т ь

Что это такое - вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?

Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Медвежонок-невежа».

Был сынок у маменьки -
 Медвежонок маленький.
 В маму был фигурою -
 В медведицу бурую.

 Уляжется медведица
 Под деревом, в тени,
 Сын рядом присоседится,
 И так лежат они.

 Он упадёт. - Ах, бедненький! -
 Его жалеет мать. -
 Умнее в заповеднике
 Ребёнка не сыскать!

 Сыночек дисциплины
 Совсем не признаёт!
 Нашёл он мёд пчелиный -
 И грязной лапой в мёд!

 Мать твердит:
 - Имей в виду -
 Так нельзя
 Хватать еду! -
 А он как начал чавкать,
 Измазался в меду.

 Мать за ним ухаживай,
 Мучайся с сынком:
 Мой его, приглаживай
 Шёрстку языком.

 Родители беседуют -
 Мешает он беседе.
 Перебивать не следует
 Взрослого медведя!

 Вот он примчался к дому
 И первый влез в берлогу -
 Медведю пожилому
 Не уступил дорогу.

 Вчера пропал куда-то,
 Мамаша сбилась с ног!

 Взъерошенный, лохматый
 Пришёл домой сынок
 И заявляет маме:
 - А я валялся в яме.

 Ужасно он воспитан,
 Всю ночь ревёт, не спит он!

 Он мать изводит просто.
 Тут разве хватит сил?
 Пошёл сыночек в гости -
 Хозяйку укусил,
 А медвежат соседки
 Столкнул с высокой ветки.

 Медведица бурая
 Три дня ходила хмурая,
 Три дня горевала:
 - Ах, какая дура я -
 Сынка избаловала!

 Советоваться к мужу
 Медведица пошла:
 - Сынок-то наш всё хуже,
 Не ладятся дела!

 Не знает он приличий -
 Он дом разрушил птичий,
 Дерётся он в кустах,
 В общественных местах!

 Заревел в ответ медведь:
 - Я при чём тут, жёнка?
 Это мать должна уметь
 Влиять на медвежонка!

 Сынок - забота ваша,
 На то вы и мамаша.

 Но вот дошло и до того,
 Что на медведя самого,
 На родного папу,
 Мишка поднял лапу!

 Отец, сердито воя,
 Отшлёпал сорванца.
 (Задело за живое,
 Как видно, и отца.)

 А медведица скулит,
 Сына трогать не велит:
 - Бить детей недопустимо!
 У меня душа болит...

 Нелады в семье
 Медвежьей -
 А сынок
 Растёт невежей!

 Я знаю понаслышке,
 И люди говорят,
 Что такие мишки
 Есть среди ребят.

2. Работа с термином

-Кого же можно назвать вежливым?

Вежливость — это доброе поведение, почтительность. Слово это произошло от старинного слова вещество, которое означало учтивость, ученость.

Физкультминутка: Представьте себе, что вы медвежата. Покажите, как медведи ходят, потягиваются, отмахиваются от пчел, лезут на дерево.

3. Работа в группах

-А теперь разделитесь на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, где стоит флажок цвета вашего жетона. Я предлагаю вам игру «Так — не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения Агнии Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

— Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Медвежонку надо пойти в школу. Ему нужно научиться быть вежливым.)

-Ребята, почему Агния Барто написала:

Я знаю понаслышке, и люди говорят,

Что такие мишки есть среди ребят.

4. Игра «Доскажи словечко»

-Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.

Задания для игры:

1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ... (здравствуй).

2. Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу ... (привет).

3. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать ... (пожалуйста).

4. Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас — будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте ... (любезны),

Будьте ... (добры).

5. Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

— Ну ... (извините)!

6. Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... ( — До свидания)

7. Когда я что-то подарю,

Мне говорят: ... ( — Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь—

Благодарить не позабудь!

8. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: ... ( — Спасибо!)

9. Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришел:

— ... (Прости) меня, мама, я больше не буду!

5. Анализ ситуаций.

-Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.

Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей — инсценировать ситуацию.

Ситуация 1: Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

Ситуация 2: Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

Ситуация 3: Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.

  • Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных» слов зависит от того, как мы их говорим.
  • Как правильно говорить вежливые слова? (Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону.)

6. Подведение итогов занятия

-О чем мы сегодня говорили. Какие советы давали Медвежонку?

Давайте вместе составим правила вежливого обращения:

1. Пользуйся словами вежливого обращения.

2. Будь приветлив и вежлив со всеми.

3. Не взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. Слушай старших, стой при этом спокойно, смотри в глаза собеседнику.

5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай, не шуми, не капризничай.

7. Домашнее задание

-Дома расскажите родителям о нашем занятии, прочтите рассказ Валентины Асеевой «Волшебное слово».



Предварительный просмотр:

Классный час

  «Ласковым словом и камень растопишь»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема. «Ласковым словом и камень растопишь».

Цель. Привести в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения и дополнить их.

1. Сообщение темы занятия

(Подготовленные дети) Мушкетер снимает шляпу, делает поклон. Дама делает реверанс. Военные отдают честь. Мальчик говорит: «Всем привет!»

-А что это они делают? (Они здороваются друг с другом и с нами).

-А зачем это нужно делать?

2. Работа с текстом

-Сейчас мы послушаем сказку, которую написала Софья Прокофьева. Называется она «Сказка о невоспитанном Мышонке» (по ходу повествования прикрепляются на магнитную доску нужные рисунки).

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок. Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи».

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.

Грустно стало Мышонку. Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит: — Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?

Маша сказала Мышонку: — Утром надо всем говорить «доброе утро». А вечером надо всем говорить «спокойной ночи». И тогда все будут с тобой дружить.

Прибежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку. Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.

Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку. Засмеялись белки и дали Мышонку орех без скорлупы. По всему лесу Мышонок пробежал. Всем сказал «доброе утро». Прибежал Мышонок к высокой сосне. На самой верхушке сосны свила себе гнездо Лесная птица. Полез Мышонок на сосну. А сосна высокая-высокая. Ползет Мышонок вверх. Проплыло мимо Белое Облако.

— Доброе утро! — крикнул Мышонок Белому Облаку.

— Доброе утро! — тихо ответило Белое Облако. Еще выше ползет Мышонок. Пролетел мимо Самолет.

— Доброе утро, Самолет! — закричал Мышонок.

— Доброе утро! — громко прогудел Самолет.

Наконец, добрался до вершины дерева.

— Доброе утро, Лесная птица, — сказал Мышонок. — Ох, как долго я до тебя добирался! Лесная птица засмеялась: — Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи».

Посмотрел Мышонок вокруг — и правда: небо совсем темное, а на небе звезды.

— Садись ко мне на спину, Мышонок. Я отнесу тебя домой, к твоей маме, — сказала Лесная птица. — А завтра я полечу по всему лесу и всем расскажу, какой ты стал хороший и вежливый.

Физкультминутка: 

Ребята, давайте покажем героев сказки движениями.

-Покажите, какой Мышонок маленький. (Дети приседают на корточки, обхватывают колени руками.)

-Покажите, какая большая девочка Маша. (Дети встают, поднимаются на цыпочки, тянут руки вверх.)

-Покажите, как прыгают зайцы. (Прыжки на двух ногах на месте.)

-Покажите, как белки перепрыгивают с ветки на ветку. (Дети приседают на корточки и делают прыжок вперед.)

-Покажите, как наклоняется под ветром сосна. (Наклоны в стороны.)

-Покажите, как машет крыльями Лесная птица. (Дети машут руками.)

3. Развитие речи

-Мышонок встретил Зайцев утром. Какими словами он может с ними поздороваться? («Доброе утро»).

-Белочек Мышонок встретил днем. Что он должен им сказать? («Добрый день».)

-А до Лесной птицы он добрался только к вечеру. Как ее надо приветствовать? («Добрый вечер».)

-Прочтите пословицу, записанную на доске:

«Не дорого ничто — дорого вежество».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного—

здоровья. Они говорят: «Здравствуйте!» — что значит: «Желаю вам здоровья». Часто при встрече можно слышать другое слово. Какое?

Кто чем гордится

Павлины — пышными хвостами.

Раки — цепкими клешнями.

Ишаки горды ушами.

Волки — острыми зубами.

Еноты — стираной обновой.

Теленок – матушкой - коровой.

-«Привет» говорят при встрече приятелю, но не взрослому человеку.

4. Подведение итогов занятия

Дополните вежливые слова:

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: ... ( — Здравствуй!)

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь хвостом в ответ вильнул.

На земле лежала тень. Я сказал ей: ...

( — Добрый день!)

Солнце к лесу опустилось.

Тень растаяла и скрылась.

Я дом построил из песка

И пригласил бурундука.

Сказал ему: — Живи пока,

А я пошел гулять.... (Пока!)



Предварительный просмотр:

Классный час

  «Нет друга — так ищи, а нашёл — береги»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема. «Нет друга — так ищи, а нашел — береги».

Цели:

 Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают.

Разнообразить мир духовных интересов детей.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

1. Сообщение темы занятия.

- Почему у нас на доске столько улыбок? Эти улыбки помогут нам узнать тему занятия. На каждой из них написана буква. Составьте из них слово. Какое слово у вас получилось? (Дружба.)

2. Анкетирование.

-Поднимите руку те, у кого есть друзья. Как хорошо: у каждого есть друг! Теперь поднимите руку те, кто считает, что хорошо знает своего друга. Опять все. Раз вы так хорошо знаете своих друзей, то вам не составит труда

ответить на вопросы анкеты.

1. Как зовут твоего друга?

2. Когда у твоего друга день рождения?

3. Какого цвета глаза у твоего друга?

4. Какое любимое занятие твоего друга?

5. Читаешь ли ты с другом одинаковые книги?

6. Смотришь ли ты с другом одинаковые телепередачи?

7. Какое любимое лакомство твоего друга?

8. Приходит ли твой друг к тебе в гости?

9. Приглашал ли тебя в гости твой друг?

10. Помогаешь ли ты своему другу выполнять какую-либо работу?

11. Помогает ли твой друг тебе?

— Когда вы встретитесь со своими друзьями в следующий раз, обсудите с ними ваши ответы на эти вопросы.

3. Работа над пословицами.

-О дружбе сложено много пословиц. Сейчас вы будете работать в группе. Каждая группа получит пословицу. Ваша задача — объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуации.

Группа 1. Друг познаётся в несчастье.

Группа 2. Конь познаётся при горе, а друг — при горе.

Группа 3. Коня в рати узнаешь, а друга — в беде.

Физкультминутка: Вы пришли в гости к другу, а он вскапывает грядку, моет полы, выбивает ковер. Покажите, как он это делает. Как вы поступите?

4. Работа с текстом

-А теперь послушайте рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

— Умеют ли эти девочки дружить? Как нужно им поступить?

5. Тест  

-А вы умеете дружить? Давайте проверим. (Раздаются листы с заданиями).

1. Друг не пришёл в школу. Что ты будешь делать?

а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.

6) Подожду до завтра. Если и завтра не придет — позвоню.

в) Пойду к нему и узнаю, в чем дело.

2. Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме принести воды. Что ты сделаешь?

а) Буду играть и ждать его.

б) Подожду его у него дома.

в) Помогу носить воду, и вместе пойдем играть.

3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь? 

а) Дам свою.

б) Не буду огорчаться: попросит у кого-нибудь.

в) На переменке помогу найти запасную.

Подведение итогов тестирования. 

А сейчас Медвежонок соберёт листы с заданиями и подведёт итоги. Оценка результатов теста.

1) а-3 балла, б-2 балла, в-l балл.

2) а -2 балла, б-3 балла, в -1 балл.

3) а-3 балла, 6-2 балла, в-1 балл.

3 балла. Ты очень хороший друг.

От 3 до б балов. Нужно быть внимательнее  к своему другу.

Больше б баллов. Серьезно задумайся, хороший ли ты друг.

6. Беседа о дружбе

Давайте составим правила настоящих друзей. Эти правила записаны на карточках, спрятанных в классе. Каждая группа ищет карточки своего цвета и собирает из них правила. Посмотрим, какая группа будет работать тише и быстрее других.

Правила:

1. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Поделись с товарищем тем, что у тебя есть.

3. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

— Если вы будете соблюдать эти правила, то дружба будет крепкой.

А теперь послушайте стихотворение Агнии Барто «Рукавички я забыла».

На бульваре — снежный бой.
Здесь и я, само собой!

Ой, что было!
Ой, что было!
Столько было хохота!

Рукавички я забыла.
Вот что было плохо-то!

Попросила я у Лели
Запасные варежки,
Говорит: — Смеетесь, что ли,
Надо мной, товарищи?
Берегу их три недели,
Чтоб другие их надели?!

Вдруг девчонка, лет восьми,
Говорит: — Возьми, возьми.—
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
— Буду левой бить пока!—
Мне кричит издалека.

Снежный бой! Снежный бой!
Здесь и я, само собой!
Все в атаку! Напролом!
Из снежков метелица...

Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.

— Какие строки в этом стихотворении самые главные? Прочтём их хором ещё раз.

«Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится»

— О каком тепле здесь говорится?

7.  Домашнее задание.

-Вместе с другом пойдите в библиотеку, найдите рассказы или сказки о дружбе и прочитайте их. Понравившиеся вам книги принесите в класс, и мы

оформим выставку.



Предварительный просмотр:

Классный час

  «Чего себе не хочешь, того и другим не делай»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема. «Чего себе не хочешь, того и другим не делай».

Цели:

 Воспитывать уважение к старшим.

Показать детям возможные варианты культурных поступков.

Побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения.

1. Сообщение темы занятия

ЖЕВАУЕНИ

Тему нашего занятия я записала на доске. Догадайтесь, что я написала. (Уважение)

-Сегодня мы поговорим о том, что такое уважение и зачем нужно уважать других людей.

2.  Работа с текстом

Прослушайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить, Куда там. Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

— Вот он какой, этот Вова. И у нас к нему много вопросов. На ваших столах лежат карточки. Прочитайте вопросы, записанные на них, и обсудите в группах.

Вопросы

1. Как Вова относился к товарищам?

2. Как Вова обращался с девочками?

3. Как вел себя Вова со взрослыми?

4. Почему Пушок не любил Вову?

5. Как Вова относился к Мурзею?

6. Как Вова вел себя с бабушкой?

7. Как ребята относились к Вове?

8. Как животные относились к Вове?

9. Почему Вова остался один?

10. Можно ли Вову назвать храбрым?

11. Что должен сделать Вова, чтобы исправиться?

3. Игра «Зёрнышко»

-Давайте выберем из нашего словаря названия тех чувств, которые испытывали люди и животные при общении с Вовой.

На доске:

страх, радость, гордость, обида, боль, разочарование, спокойствие, равнодушие, гнев, счастье, раскаяние, умиротворение, растерянность,

— А теперь попробуем поставить себя на место детей, взрослых и животных, которых обижал Вова. Давайте «оживим» отрывки из этого рассказа.

Нужно «вырастить» чувство и передать его жестами и мимикой лица.

Группа 1. «Товарищей он бил». «В девочек из рогатки стрелял».

Группа 2. «Взрослым рожицы  строил». «Даже бабушке своей грубил».

Группа 3. «Собаке Пушку на хвост наступал». «Колючего ёжика под шкаф загонял».

Дети распределяют роли и показывают отрывки пантомимой. Зрители определяют показанный отрывок текста.

-Итак, Вова остался один. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется». А теперь попробуйте представить себе, что почувствовал Вова, когда остался один? (Растерянность, страх, стыд, раскаяние.)

-Как же Вове быть? Как нужно относиться к окружающим, чтобы они от тебя не отвернулись? Представьте, что наш Вова исправился. Что мы теперь покажем? (С товарищами он дружил. Девочкам помогал нести портфель. Здоровался со взрослыми. Помогал дома бабушке.  Гулял с собакой Пушком. Кота Мурзея поил молоком.)

 -А что чувствуют окружающие теперь? Найдите на доске нужные слова. Расскажите, как изменилось ваше настроение.

4. Работа с термином

-Как нужно относиться к окружающим нас людям?  (Надо уважать людей.)

-А что значит «уважать»?  У нас по всему классу сегодня разлетелись бумажные улыбки. Найдите их, соберите на одну парту и составьте предложение из слов, записанных на этих веселых улыбках.

Уважение — почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Уважать — относиться с уважением, считаться, принимать во внимание и соблюдать чьи-нибудь интересы. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Уважать — почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко. В. Даль. Толковый словарь русского языка (современная версия).

5. Домашнее задание

Нарисуйте свою семью и подготовьте рассказ о ней к следующему занятию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентина Александровна Осеева «Собака яростно лаяла»

Слайд 2

Валентина Александровна Осеева 1902 - 1969

Слайд 5

Валентина Александровна Осеева «Собака яростно лаяла»

Слайд 6

ЯРОСТЬ – сильный гнев, озлобление.

Слайд 7

ВЗЪЕРОШЕННЫЙ – растёпанный,взлохмаченный.

Слайд 8

ЖАЛОБНО- печально, горько, слёзно, с убитым видом, упавшим голосом, нерадостно.

Слайд 9

ПОСПЕШНО – быстро, торопливо.

Слайд 10

ГНЕВ – сильное негодование, возмущение.

Слайд 12

РАВНОДУШИЕ – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, безразличное.

Слайд 13

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, На свете живёшь ты не зря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения"

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения" со следующими целями:        1) формирование представления младших шко...

разработка классного часа в начальных классах на тему "Права человека"

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с                 Декларацией...

План-конспект классного часа в 3 классе по теме: «И я могу быть волшебником»

При подготовке классного часа "И я могу быть волшебником" я ставила перед собой задачи:1. познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;2. сформировать потребность в совершении добры...

Разработка классного часа для 1 класса на тему "Режиму дня - мы друзья!"

Классный час представлен в виде театральной постановки с использованием различных заданий....

Конспект классного часа в 4 классе по теме «Давайте познакомимся!»

У каждого учителя, наверное, бывает такая ситуация, когда неожиданно надо войти в новый классный коллектив. Данный материал поможет интересно организовать знакомство   с новыми учениками....

методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".

методическая разработка классного часа в 4 классе по теме:"Здоровый ребенок в здоровой семье".Пропаганда здорового образа жизни, сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровом...

План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»

Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...