Занимательный час в 3-4 классе "Правда и ложь".
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Григорьева Анжелика Викторовна

Воспитание качества личности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravda_i_lozh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательный час : «Правда и ложь»

в 3 - 4 классах

Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности, как честность и справедливостью.

Ход классного часа:

1слайд-- Узнайте героев мультфильма!

Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты –

Фиолетовый зверёк,

детям  маленьким дружок. (лунтик)

Вот пчела, ну так пчела,

Очень добрая она.

И готовит, убирает,

Пирожками угощает. (баба Капа)

Это что за девочка

Ходит в красном платье?

Косы вверх как стрелочки.

Голосок прекрасный! (божья коровка Мила)

Что  это за молодец,

по травинкам скок да прыг?

Длинноногий кузнец,

Сидеть он просто не привык. (кузнечик Кузя)

В прошлом был он генерал,

И красавец и удал.

Он спасал когда-то мир,

Помнит это его мундир. (дядя Шер)

Рано утром он встаёт –

И кипит работа.

Два ведра с собой берёт

Собирает туда мёд! (пчелёнок)

-- Кого ещё вы видите на экране? А какие они?

2слайд -- Сегодня мы совершим путешествие вместе с Лунтиком в страну «Познай-ка и узнаем что такое ПРАВДА и ЛОЖЬ. Шёл наш герой, шёл и дошёл до развилки, а там знак с двумя направлениями.

3 слайд Лунтик не знает значений этих слов. Как же ему выбрать правильный путь?

какой указатель выбрать?

что лучше: правда или ложь?

4 слайд  -- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

 (Истина, честность).

Что значит быть честным?

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?

(Неправда, враньё, обман)

-- А какой сказочный герой часто обманывает? (лиса)

Вспомните сказки где она обманывает колобка, зайца, волка,журавля… («Колобок», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Лиса и журавль»)

А вы в своей жизни пользовались обманно для достижения своих целей?

  • Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта).

Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»
- Эх, вздыхали рыбаки, -
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки.

- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки…
Червяком одним бывало,
Наедалось полреки.

- Эх, - вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!

         
Анализ анкет.
- А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты?

         
  Вопросы:
1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать).
2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь и бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней).
3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).
4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» - растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).

                           Ситуации из школьной жизни.
- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
- получили двойку;
- потеряли сменную обувь;
- опоздали на урок;
- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
- разбили красивую вазу?
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
6.Чтение домашних сочинений - миниатюр.
(Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь». )

5 слайд   бабушка Капа приготовила для вас пословицы о правде и лжи. Прочитайте …

1.«Кто правдой живёт, тот добро наживёт.»

2.«Правда светлее солнца»

3. «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

(Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)

4. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)

5. «Один раз солгал –  другой раз не поверят.»

  Учитель читает разные истории, дети подтверждают её пословицей.

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.

Чтобы его не ругали ,Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки  Яши. Его заметила девочка Валя.

Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.

-- Нет! Это записка бабушки, -- снова соврал Яша, пряча листок в карман.

- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

  1.                 "Что легче?" В.А. Осеева
  2. (Рассказ для детей про ложь)

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

-- Какая пословица подходит? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).

  • Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой».

    - Бывают такие ситуации, когда человек говорит правду, а на него за это обижаются. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».

 
         Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился. Все пройдет - одна правда останется. Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»
- А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?

  Каким лучше быть?

6 Слайд   Читаем обращение Лунтика.

                     Игра « Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.

7 Слайд   В завершении послушайте сказку притчу о правде и лжи:

           За высокими  горами, за  зелёными  лесами жили-были  две  сестры. Одну  звали  Правда, другую Ложь. Правда  была  красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ  правду  любил, а Ложь  стороной  обходил, так как  она  мешала  им  честно  жить  и  трудиться. Вот, скажем, начинает  народ сев  зерна, чтобы урожай вырастить, а  Ложь  тут  как  тут: «Что вам  трудиться да  спины  гнуть, бросьте  зерна, ветер  их  сам  разнесёт».

          Честный  человек  её  не  слушает, знай  себе,   трудится,  а  ленивому  такой  совет  по  нраву: ляжет  под  куст,  да  и  заснёт.

Работа кое-как выполнена, сам себя  обманывает, урожаю  и  не  бывать  на  его  поле. А  это  голод  для  народа.

          Стал  народ  думать,  как  ото  Лжи  избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай,  себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и не кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет  от  неё  избавиться.

Помните: сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.!

 Итог классного часа


        - Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной. - Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1)    Сказал – сделай.

2)    Не уверен – не обещай.

3)    Ошибся – признайся.

4)    Говори только то, что думаешь.

5)    Не можешь сказать правду – объясни почему.

6)    Поступай только честно.

-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.


       
Ученик читает стихотворение.
На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному

Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!


            Рефлексия.
           
Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Правда и ложь, или путешествие Лунтика в страну поЗНАЙка.

 Классный час  «Правда и ложь»  на нравственную тему, его можно провести в 1 или 2 классе. Цель: знакомство с понятиями правда и ложь,              совершенствовать навыки культуры общения,           ...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

родительское собрание "Детская ложь и фантазия"

презентация к родительскому собранию "Детская ложь и фантазия"...

Родительское собрание "Детская ложь" с презентацией

Представлен сценарий родительского собрания "Почему наши дети лгут?".Цель: познакомить родителей с причинами лжи детей и способами ее устранения....

Классный час во 2 классе на тему "Правда и ложь".

Классный час формирует у детей нравственные качества - честность и справедливость....