Фольклорный праздник "Зимние святки"
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Матвиенко Татьяна Николаевна

Цель данного мероприятия: показать яркость, живую сторону народной культуры, отражающей древние традиции, обряды, исторический опыт народа.Праздник можно использовать как внеклассное мероприятие и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


(фольклорный праздник)

Учитель начальных классов Матвиенко Татьяна Николаевна МОБУ СОШ №4 г. Сочи

Цель: показать яркость, живую сторону народной культуры, отражающей древние традиции, обряды, исторический опыт народа.

Оборудование: часть зала оформлена под русскую избу, в углу расписная бутафорская печь, посередине стол, на нём самовар, по бокам деревянные лавки. На лавке хозяин и хозяюшка.

Ход праздника

Вступление учителя!

-Кто мы? Из каких глубин земли возникли русские люди? У нас часто проводя праздники армянской культуры, грузинской культуры, еврейской культуры. А ведь мы все с вами Россияне, потому, что живём в России. Поэтому я уделяю внимание русскому фольклору. Мне хочется чтобы наши дети знали русскую песню, слушая которую замирает сердце и наворачиваются слёзы, чтобы ноги сами шли в пляс, слушая русскую народную мелодию, чтобы они помнили интеллектуальное наследие русского народа. Его загадки, пословицы, поговорки, былины и т.д.

Хозяюшка:

Зимний вечер тёмен, долог.

Насчитаю 40 ёлок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову кА я ребят

К себе на посиделки

Будут песни, будут пляски

И игра в «горелки».

Учитель:

Все на Святки! Все на Святки!

Приходите – ка, ребятки!

И овсень , и коляда

Будут вместе с нами, да?

1 ученик:

Это что такое Святки?

Учитель:

Вы не слышали ребятки?!

Что ж, придётся рассказать

И, конечно, показать.

2 ученик:

Святки – это двухнедельные новогодние праздники, которые исстари отмечали наши предки.

3 ученик:

Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.

2 ученик:

В святки дня прибыло на куриную ногу.

3 ученик:

Зима за морозы, а мужик за праздники.

1 ученик:

Самым весёлым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в рождественский сочельник, т.е. в ночь с 24 на 25 декабря.

 Вот примерно как это было.

Показывается сценка.

Заходят в нарядных костюмах дети, поют песню:

Все: (1 группа)

  1. «Здравствуй , гостья – зима,

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать

Пусть мороз твой трещит.

Наша русская кровь

На морозе горит».

  1. (2 группа)

Как пришла к нам коляда

Накануне Рождества,

Дайте нам коровку, масляну головку.

И дай бог ещё тому,

Кто живёт в этом дому.

Ему рожь будет густа,

Рожь ужи-и-ни-и-ста.

Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему – коврига,

Из полузерна ему – пирог.

Наделил бы вас Гоподь

И житьём и бытьём,

И богатством во всём.

И дай Бог вам господа,

Здоровья долгие года.

(Удобно рассаживаются)

Хозяюшка:

Мимо не проходите, в дом заходите.

Первый месяц зимы – декабрь. Про него в народе говорят:

 «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даёт».

1 ученик:

- Декабрь год замыкает, зиму начинает.

2 ученик:

- С декабря прирост света начинается, а с ним и люти прибавится. Не простой это месяц! (люти – злой, свирепый, очень сильный…).

3 ученик:

- Декабрь глаз снегом тешит да ухо морозом рвёт.

Хозяюшка:

- 22 декабря – самый короткий день. Говорят с этого дня будто бы Солнце наряжается и в тёплые страны едет. В эти дни солнцеворота люди громко выкликали:

Хором:

Солнышко, повернись

Красное, разожгись

Красное солнышко,

В дорогу выезжай.

Хозяин:

- Д ещё в эти дни солнцестояния проводятся праздники или зимние святки, которые длятся 2-е недели. Начинаются они с весёлых посиделок, где молодёжь перебрасывается шуткой, небылицы рассказывают, песни поют, пляшут.

Хозяюшка:

- Вот у нас с вами сегодня посиделки. Я вам первую небылицу расскажу.

«По поднебесью братцы, медведь летит. Медведь летит, хвостом вертит. Свинья на ели гнездо свила. Гнездо свила, деток вывела, милых деточек, поросяточек. Поросяточки по сукам висят. По сучкам висят. По сучкам висят, полететь хотят».

А вы какие небылицы знаете?

Девочка:

Я вот какую небылицу знаю.

Сидит белка на тележке

Продаёт орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке

Мишке-толстопятому

Заиньке-усатому

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лопаточку.

Мальчик 1:

А послушайте меня.

Ходит кот по лавочке

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Топы, топы за лапочку.

Мальчик 2:

И я небылицу знаю.

У нашего Данилы

Разыгралася скотина

Утки – в дудки,

Тараканы – в барабаны

Коза в синем сарафане,

В льняных штанах,

В шерстяных чулках

И волк пляшет.

Хозяин:

- Что расселись по местам, как синицы по кустам? Хватит вам болтать, побежим        колядовать.

(Выбегают ряженые, подбегают к первому столу)

«Коляда, коляда, накануне Рождества.

Тётенька, добренька, пирожка – то сдобненька, не режь,

Не ломай – поскорей подавай!

Двоим, троим, давно стоим.

Да не выстоим?

(Хозяйка стола кладёт им в сумку угощение)

(Подбегают к следующему столу)

- Печка – то топится

Пирожка – то хочется

Ты давай пирога,

Целый двор живота,

Не подашь пирога –

Одна курячья нога!

(Хозяйка отвернулась)

(Поют опять)

- Коляда, коляда…

Хозяюшка:

Эй, подруженьки, подружки, веселушки, хохотушки!

Эй ребята, молодцы, озорные удальцы,

Выходите поплясать,

Зимний вечер скоротать.

(Пляшут и поют хороводную.

Все:

- Ой ты, Полюшка – Параня,

Ты за что любишь Ивана?

Ой, да я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

Бородушка кучерява,

Кудри вьются до плеча,

Люблю Ваню – молодца!

Хозяин:

- Ногами топать, не мозгами работать.

А сумеете ли вы наши загадки отгадать?

Хозяюшка:

В гору деревяшка

Под гору – коняшка.

(сани)

Хозяин:

На всех садится

Никого не боится.

(снег)

(Ученики загадывают загадки)

  1. Белая морковка зимой растёт? (сосулька)
  2. Гостил гость, мостил мост, без топора и без кола? (мороз)
  3. Один человек на двух лошадях разом едет? (лыжник)
  4. Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца встречу – соскочу и привечу? (шапка)
  5. На десятерых братьев двух шуб хватает? (рукавицы)
  6. Обогнать друг друга рады, ты смотри дружок не падай! Хороши тогда легки быстроходные …(коньки)

Хозяин:

Загадки загадывать, гадать и угадывать очень интересно.

Хозяюшка:

(подбегает к окну)

- Кто это там на коне к нам скачет?

Инсценировка песни «Как на тоненький ледок.»

Ученица:

Ой, подруженьки мои

Мне подружки не нужны

И работать мне не лень

И плясать могу весь день

В круг вставайте побыстрей.

Да пляшите веселей.

(Пляшут барыню)

Частушки:

  1. Начинаю я припевку,

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

публику печальную.

  1. Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

  1. Есть у нас такой …,

 Любит долго он поспать.

Спи мой милый, спи мой мальчик,

 Приговаривает мать.

  1. …… носится, как ветер,

Он проносится как вихрь.

Жмитесь к стенке дружно дети –

Это …………..каприз.

  1. А ………… тетрадь

Очень трудно разобрать.

Дружно буквы плакали –

Куриные каракули.

  1. А у ………. нет тетрадки,

 Нет линейки, дневника.

Он опять забыл собраться

 И валяет дурака.

  1. Мы частушки вам пропели

И садимся в решето.

Уезжаем за деревню

За частушками ещё.

(Из группы мальчиков один выкрикивает)

- Эй, сударыни – вострушки,

   Запевай скорей частушки!

Колядники:

Поиграли, поплясали,

Что ж, хозяева устали.

Надобно домой идти,

Там гаданье провести.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье.

(Все участники праздника поют)

Все:

Сею, сею, посеваю,

С новым годом поздравляю!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог!

С новым годом, с новым счастьем, хозяин и хозяюшка!

Жить вам вмести лет двести!

Учитель:

Не пора ли побаловать наших детей чайком?

Если холодно – согреем,

Жарко – жажду утолим.

Заболеешь иль устанешь –

Крепкий чай надо попить.

Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!!!

Ученик 1:

А я чаю накачаю,

Сладкий сахар наколю.

Приходите, заходите,

Я вас чаем угощу!

Ученик 2:

Ой, чай, самовар золотого цвету.

За присест 12 чашек – усталости нету!

Ученик 3:

Всем полезно скажем прямо,

Молочко и масличко,

Чай со сливками покрепче,

Вот оно здоровьичко!

Учитель:

Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!

(Дети и родители пьют чай и пробуют угощенье)

В это время проводится новогодняя викторина, к которой дети готовились заранее.

Потом проводятся игры и конкурсы.

Хозяйка:

Дорогих гостей по русскому обычаю хлебом – солью встречали и добром провожали.

А вы умеете колядовать? Если нет, то мы вас научим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «СВЯТКИ. ПРИШЛА КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА»

Внеклассное мероприятие для начальных классов. Участники в костюмах. Сцена украшена ёлками. Деревенская изба....

Святки

Листы для стенда сменных материалов. Краткая информация для младших школьников о периоде рождественских праздников с 6 по 19 января (традиции, посиделочные игры, обычаи и обряды....

Внеклассное мероприятие "Святки"

Это мероприятие приоткрывает нам дверцу в мир истории, ведь каждый культурный человек должен знатьпрошлое нашей славной страны. В доступной для начальной школы форме рассказывается о том, как празднов...

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ГУЛЯЮТ РЕБЯТКИ В ЗИМНИЕ СВЯТКИ!»

Материал праздника знакомит с обрядами Святок, приобщает к устному и песенному фольклору....

Фольклорный праздник "Святки"

Театрализованное представление для учащихся 1-2 классов....

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник  проводится в народном стиле  с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...

Фольклорный праздник "Святки"

Цель данного мероприятия: духовно- нравственное воспитание детей, приобщение к глубинным истокам русского народа....