Классный час "Главное слово на любом языке"
классный час (3, 4 класс) на тему

Кирилюк Светлана Михайловна

Классный час "Главное слово на любом языке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

« ____»  ____________ 2012г

руководитель МО  классных руководителей _______________________________

«УТВЕРЖДАЮ»          

директор МОУ СОШ №15г Ейска

МО Ейский район __________________Г.А. Дорохов

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 15 города Ейска муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ

Единого Всекубанского классного часа

«Главное слово на любом языке»

в 3-4 классах

Учитель начальных классов  

МОУ СОШ № 15 г. Ейска

МО Ейский район

Кирилюк С.М

Классный час для учащихся 3-4 классов

Тема: «Главное слово на любом языке»

Цель: формирование у младших школьников нравственно – этических качеств отношения к женщине – матери

Задачи:

  • воспитание уважительного отношения к маме;
  • развитие творческих способностей учащихся, навыков исследовательской работы;
  • расширение знаний учащихся о праздновании Дня Матери, о происхождении слова «мама».

Ход мероприятия

Учитель: звучит фоновая музыка «Мама» из передачи «От всей души» (слайд 1)

Сегодня классный час посвящен главному человеку в нашей жизни – маме.

Мама.

Есть ли на белом свете слово нежнее и приятнее?

Добрые мамины руки, самое чуткое и заботливое сердце – оно всегда светится любовью, никогда не остается равнодушным. Оно сгусток вселенского добра, мирового света. Не важно,  сколько тебе лет – десять или девяносто – ты всегда будешь нуждаться в заботе и теплоте маминого взгляда.

(слайд 2) Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Учащиеся:

  1. (слайд 3) Мама…Первое слово, главное слово в нашей судьбе. Одна – единственная на свете, самый любимый человек в целом мире. Она дала нам жизнь и делает всё для того, чтобы мы были счастливы.
  2. Мама…Первое слово, которое говорит малыш, едва сделав несмелые шаги. Мама…Первое слово, которое неуверенно и старательно складывает по слогам неоперившийся первоклассник. И, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый.
  3. (слайд 4) «Спасибо, кормилица – мать!» – благодарно произносит хлебороб, прижимая к губам пригоршню тёмной земли, родившей в срок достаточно ржи и пшеницы.
  4. (слайд 5) «За Родину– мать!» – шёпотом произнесёт солдат, наткнувшийся на встречный осколок и слабеющей рукой пославший последнюю пулю врагу.
  5. (слайд 6) Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Учитель: (слайд 7)

Мама учит своего ребёнка первым словам, от мамы дети впервые узнают, что такое добро и зло, правда и ложь. Мама всегда рядом со своим ребёнком – когда он хочет есть, когда его что-то беспокоит, когда не с кем поиграть, когда грустно и хочется, чтоб тебя пожалели. Просто сесть рядом, положить голову на родное плечо и почувствовать исходящее от мамы тепло... Это мама не спит ночами, когда у тебя температура, прикладывая компресс к горячему лбу. Вместе с мамой ты впервые побывал в цирке, катался на аттракционах в парке и ел в кафе самое вкусное мороженое на свете.

Учащиеся:

  1. (слайд 8) Я помню, как мама вела меня первый раз в школу, крепко держа за руку. Она очень переживала, как сложится моя школьная жизнь. Мама была рядом, когда я училась первые в своей жизни складывать буквы в слоги и слова.  Она была вместе со мной, когда была правильно решена первая задача, прочитана первая книга, написано первое в жизни сочинение.
  2. (слайд 9) Мама поможет советом, когда поссоришься с другом или трудно сделать правильный выбор. Она всегда поймёт, утешит, обнадёжит. Она обнимет, прижмёт к груди, погорюет с тобой, и уже не так страшно вновь продолжать жить и идти к намеченной цели.
  3. Мама…Первое слово, главное слово в нашей судьбе. Ключевые слова – первое, первые, первыми…Мама даёт мне первые жизненные уроки: о том, как важен настоящий друг и что его нельзя бросать в беде. От неё я узнал, что сначала «надо сделать дело», а потом «гулять смело». От мамы я получил первые уроки доброты: нужно с уважением относиться к старшим и всегда помогать младшим. Мама - первое слово, главное слово в нашей судьбе

Учитель: Учащимся нашего класса пришлось поработать в библиотеке, что бы ответить на вопрос: Как появилось слово «мама»? Рассказ учащихся:

  1. Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Эти слова происходят из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. К таким понятиям относятся, прежде всего, термины родства. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь и в первобытные времена мама была главным человеком в жизни малыша, он проводил с ней все время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.
  2. "Мама" - первое слово человека, который только что явился в мир. Может быть, оно и было первым словом всего человечества. Возможно, с него и с ему подобных "детских" слов начался в глубокой древности наш язык. Из других простейших слогов, которые ребенок учится произносить в первую очередь, тоже появились понятия, обозначающие ближайших родственников: па-па, дя-дя, тя-тя, ба-ба. (слайд 10)
  3. Родственные связи являются самыми значимыми во все времена, а развитие речи у детей протекает, в целом, сходным образом. Поэтому неудивительно, что на подавляющем большинстве языков самые важные для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать "мама", маленькие французы -"маман", немецкие ребята -"мама", английские - "мэмма", китайские -"мама", корейские - "омма". Интересно то, что слово, обозначающее мать, во всех языках складывается из двух одинаковых слогов (слайд 11).

Учащиеся:

(читают стихотворение Расула Гамзатова «Мама»)

По-русски мама, по-грузински нана,
А по-аварски - ласково баба.
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски мама, по-грузински нана
И по-аварски - ласково баба.

Учитель: Слово мама звучит на всех языках одинаково – ласково и нежно.

Послушайте, как звучит стихотворение о маме на родном (украинском, армянском) языке (читают учащиеся класса).

Учитель: Ученики класса провели исследовательскую работу, разбившись на три группы. С отчетом о задании выступают группы.

Задание 1 (слайд 12)

Выяснить сколько раз в день мы обращаемся к маме с просьбой, с выражением благодарности. Кто чаще: мальчики или девочки класса обращаются к мамам. Какие ласковые слова говорят мамам, или как ласково их называют. Выявить среднестатическую цифру исследования среди учащихся класса.

девочки

мальчики

все учащиеся

среднестатическая цифра

Сколько раз в день мы обращаемся к маме с просьбой

Сколько раз в день мы обращаемся к маме с выражением благодарности

Какие ласковые слова говорят мамам, или как ласково их называют

Вывод:…..

Задание 2 (слайд 13).

Выяснить сколько времени в день/неделю уходит у мамы на домашние хлопоты и заботы: готовить у плиты- 2ч, мыть посуду15 мин, ежедневную уборку- 15 мин., стирку легких вещей руками – 15 мин., чистку одежды и обуви – 15 мин, покупку продуктов - 30 мин., глажку белья – 1ч в неделю. Ежедневно на домашние хлопоты  уходит 3/3ч.30 мин;  стирка белья и глажка 1 раз в неделю – 1ч. /1ч30 мин., еженедельная уборка – 1 ч.

Если дети помогают маме мыть посуду, делать ежедневную уборку покупать продукты, ухаживать за своими вещами то у мамы сокращается рабочее время дома на 1 час в день.

При восьми часовом рабочем дне на домашние хлопоты у мамы уходит 3 – 3,5 часа в день. Если дети помогают маме, то 2 – 2,5 часа в день. Это в неделю 24 часа. Выходит, что у мамы в семидневную неделю получается 5-6 рабочих дней на работе и почти 3 рабочих дня дома.

мамина забота

время ежедневно

время еженедельно

готовить у платы еду

2 часа

мыть посуду

30 мину

легкая уборка

15 минут

ручная стирка

5-10 минут

чистка одежды и обуви

10-15 минут

покупка продуктов

30 минут

стирка и глажка белья

1 час 30 минут

уборка

1час

Всего

3 часа 30 минут

2 часа 30 минут

Всего за неделю

(3 часа 30минут  7 дней +2 часа 30 минут) = 24 часа 30 минут: 8 часов = 3 рабочих дня

Вывод: Если дети ежедневно помогают маме, то они сокращают ее рабочее время дома на 7 часов, или почти на один рабочий день.

Задание 3 (слайд 14).

Чем мама занята на работе и как у нее хватает сил оставаться мамой, какие качества она вам дарит?

  1. У моей мамы много любви, она воспитывает шестерых детей. Она любит всех нас, любит папу и бабушку с дедушкой, любит свою работу, любит ухаживать за больными, мы маму тоже любим. Мама дарит мне много любви (на щелчок появляются слово).
  2. Моя мама очень добрая, она помогает детям, учит их изобразительному искусству и рукоделию, за доброту маму любят все дети, они с удовольствием бегут к ней на занятия. Маминой доброты (на щелчок появляются слово). хватает и мне, и моей семье.
  3. Моя мама работает медсетрой, когда я приходила к ней не работу, я не раз слышала, что моя мама очень заботливый человек, оказывается, она заботлива (на щелчок появляются слово) не только ко мне, к моему дедушке, но и к больным, которых она лечит.
  4. Моя мама работает следователем. У нее очень серьезная и ответственная работа, которая требует большого внимания к людям. Внимание (на щелчок появляются слово) мама старается уделить и мне с младшей сестренкой.
  5. Моя мама воспитывает малыша, моего братишку - …Она очень ласкова не только к нему, но и ко мне. Моя мама самая ласковая (на щелчок появляются слово).
  6. Моя мама много времени проводит на работе, она торговый агент. Говорят, что мама -  очень трудолюбивый человек. Трудолюбие (на щелчок появляются слово) мама воспитывает и во мне и во младшей сестренке.
  7. Моя мама дарит людям красоту, она парикмахер. Мама следит и за мной, чтобы у меня всегда были красивые прически и красивый внешний вид. Мама учит меня красоте (на щелчок появляются слово).
  8. Моя мама работает диспетчером в службе коммунального хозяйства. У мамы важная и ответственная работа, ее коллеги говорят, с моей мамой легко работать, так как у нее всегда хорошее настроение. Это хорошее настроение (на щелчок появляются слово) мама дарит и папе, и нам, троим детям.

(Либо ходе выступления последней группы на плакате дети записывают качества, которые мама дарит своим детям (любовь, доброту, заботу, внимание, ласку, трудолюбие, красоту, хорошее настроение))

J:\НАЧАЛКА\ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА\главное слово\картинки\23.jpg

Учитель:

Я предлагаю всем мамам нашей страны подарить песню « Главное слово»

Песня - караоке (слайд 15)

Задолго до этого дня ученики готовились к празднику, сегодня вы оформили выставку рисунков и фото-коллаж  «Моя любимая мамочка» Далее дети рассказывают о фотографиях и рисунках с изображением мам.

Так же в классе прошел конкурс стихов о маме. Можно предложить для прочтения стихи, сочиненные о маме самими учащимися, либо стихи сочиненные школьниками Кубани.

Учащиеся:

Прекрасных слов
Ты не найдёшь на свете,
Которых можно бы собрать
В букет цветов,
И чувства эти
Одним лишь словом
Всё назвать.
Мой ангел, нежная душа!
Цветов любви и доброта.
О мама, милая моя!
Одна лишь ты
Поймёшь меня.
Согреешь в холод, непогоду,
Обнимешь нежною рукой,
Поможешь справиться с бедой,
Укроешь от любых ненастий.
Ты лучик мой, ты моё счастье!
Я дорожу тобой одной.

На всей большой-большой планете, 
Чудесней мамы нет на свете.
Ведь ты любимая моя, 
Прекрасней солнечного дня!
Светлей росинки по утру, 
Прозрачней капельки в пруду.
Искристый луч в твоих глазах, 
Яснее звёзд на небесах!
Так знай, в просторном этом мире,
Дороже мамы нет, любимой.
Ты лучше всех- моя родная,
Спасибо за заботу- МАМА!!!

Учитель:

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его: Мама!

Теплые и ласковые слова, которые мы говорим маме, никогда не будут лишними. Давайте сегодня еще раз скажем их своим любимым мамочкам, поздравим их с Днем Матери, подарим подарки, которые вы приготовили своими руками, и дадим мамам возможность отдохнуть от домашних хлопот. (слайд 16), звучит песня «Мама дорогая», дети расходятся.

Литература:

Использованы материалы интернет - ресурсов:

http://nsportal.ru/

http://klass.by/index.html

http://1september.ru/

http://www.nachalka.com/

http://www.google.ru/

http://www.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ЕДИНОГО ВСЕКУБАНСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ГЛАВНОЕ СЛОВО В ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ»

Придание особого значения в нашей жизни главного человека —   Матери;-привлечение внимания широкой общественности к празднованию Дня Матери в России, придания этому празднику большего з...

классный час "Главное слово на любом языке"(ко Дню матери)

Данный классный час предназначен для проведения мероприятия ко Дню Матери в начальной школе. Стихи, игры, сценки, музыкальное сопровождение помогут учителям начальных классов поздравить мам и бабушек....

Сценарий Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке» в 1 – 2 классах

Сценарий Единого Всекубанского классного часа  «Главное слово на любом языке»  в 1 – 2 классах...

Классный час "Главное слово в любом языке"

Классный  час "Главное слово  в  любом  языке", посвященный  Дню  матери.Дети  на доске создают  проект, в виде сердца, подарок для  мамы .прикрепляя ...

классный час "Главное слово на любом языке"

Единый всекубанский классный час проведенный 23 ноября2012 года...

Единый Всекубанский классный час «Главное слово на любом языке», проведённый в 6 классе, YIII вида.

Классный час разработан для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида....

Классный час ко дню матери по теме : «Главное слово на любом языке»

Классный  час  ко  дню  матери по  теме : «Главное слово на любом языке», где  учащиеся  вырабатывают для  себя  правила  заботы  о  м...