Классный час «Этот праздник со слезами на глазах»
презентация к уроку (4 класс) на тему
Приближается великий майский праздник «День Победы». Но до этого дня, дня Победы сколько пришлось пережить нашей стране. И сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о войне. Вы уже наверняка много слышали о ней, читали и смотрели фильмы. Война, которая началась 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, длилась она 4 года (1418 дней) и свыше 26 млн. погибших людей ( это значит 20 человек в минуту), (слайд 3) которая оставила в руинах города, посёлки, деревни, вывела из строя заводы, фабрики. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. Много горя и страха принесла война, война, которая и получила название «Великой Отечественной» (слайд 4)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Этот праздник со слезами на глазах»
Ход мероприятия
Вед: Здравствуйте ребята! Зовут меня Шакамалова Гульнара Сулеймановна. Я приехала к вам из посёлка Муслюмово ж.д. станции. Работаю я в школе учителем начальных классов. Веду кружок краеведения, так же являюсь руководителем школьного музея « Надежда».
Приближается великий майский праздник «День Победы». Но до этого дня, дня Победы сколько пришлось пережить нашей стране. И сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о войне. Вы уже наверняка много слышали о ней, читали и смотрели фильмы.
- Так что для вас означает слово ВОЙНА? (слайд 1)
- Ответы Детей.
Вед: Да война – это горе, гибель людей, голод. Поэтому мы должны помнить об этом, и чтобы она, никогда не повторилась.
И тема сегодняшнего классного часа «Этот праздник со слезами на глазах». (Слайд 2)
Вед: стих. Июнь. Клонился к вечеру закат
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мая!
(Звучание о начале войны)
Вед: Да, война, которая началась 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, длилась она 4 года (1418 дней) и свыше 26 млн. погибших людей ( это значит 20 человек в минуту), (слайд 3) которая оставила в руинах города, посёлки, деревни, вывела из строя заводы, фабрики. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. Много горя и страха принесла война, война, которая и получила название «Великой Отечественной» (слайд 4)
Немецкие военачальники рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Застигнутые врасплох, советские войска сначала терпели неудачи. Враг стремительно продвигался вглубь советской территории.
( слайд 5) Все, взрослые и дети встали на защиту своей Родины. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами в госпиталях, уходили на фронт эшелонами. Все тяготы легли на плечи женщин и детей. Также в стороне не остались и жители нашего села Муслюмово, они трудились в тылу. На берегу реки Теча, в С.Муслюмово был Злаказовский Мукомольный завод, он был переоборудован в завод для выпуска авиационного клея. Клей требовался для склеивания листов обшивки самолётов. Большинство рабочих это женщины и дети. Они работали по 16 часов в сутки, забывая об отдыхе. Они верили в победу, и несмотря ни на что вязали рукавицы, носки и отправляли посылки на фронт.
Один из участников ВОВ – Мифтахов Заиндин Бадретдинович, он ушёл на войну в 17 лет. Перед отправлением на фронт проводилась подготовка – 3 месяца. Сразу же попал на передовую. Вспоминая прошлые годы в страшный период войны, у него наворачивались слёзы на глазах. В ходе разговора с ним он передал в музей школы немецкую каску и котелок, которые хранил он на протяжении стольких лет. (Слайд 6)
Мы привезли вам показать эту каску. О ней расскажет вам немного ученица 10 класса Хайруллина Камилла.
В фондах нашего музея имеются подлинные экспонаты солдатского быта, письма, фотографии, образцы оружия, каска немецкая, гильзы, снаряды, и другие предметы. (слайды 7,8)
Вашему вниманию представляем Германский стальной шлем образца 1935 года (М35), которые использовались германской армией в начале 30-х годов ХХ века.
Это была упрощённая версия его непосредственных предшественников. Вентиляционные отверстия проштамповывались с обеих сторон шлема втулкой (уплотнительным кольцом). Форма краёв шлема закруглённая и сглаженная .Новые сталелитейные технологии и методы обработки стали позволили получить для армии Германии надёжные, компактные, удобные шлемы. Шлемы выпускались в шести размерах – 60, 62, 64, 66, 68, 70,.
Для СС шлемы красились в яблочно-зелёный цвет для военных условий, и в чёрный – для парадов и торжеств. С правой стороны наносили декаль – обрамлённый чёрным серебряный щит с двойной руной «зиг» чёрного цвета. С левой стороны декаль - обрамлённый чёрным красный щит с чёрной свастикой в белом круге, который еле заметен на нашей каске
Все шлемы М35 также как и шлемы периода Первой мировой, имели штамп на левой стороне козырька с маркой производителя и размером.
К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Вес М35 составлял примерно 1300 гр.
Шлем выдерживал давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту от крупных осколков и пистолетных пуль.
Процесс изготовления проходил несколько основных этапов: обрезка листа заготовки; штамповка купола на прессе; вальцовка краев; сверление отверстий для крепления подшлемника и вентиляционных втулок; установка самих втулок. С производством большого количества шлемов одна фабрика справиться не могла, поэтому заказы на их изготовление были размещены на нескольких предприятиях. Эти предприятия были независимы друг от друга, из-за чего существуют различия между касками, изготовленными на разных заводах. Эти различия заключаются в форме купола шлема (это объясняется разными пресс-формами, применявшимися на разных предприятиях). Так же имеется незначительное различие в форме вентиляционных втулок.
На нашей же каске мы видим с двух сторон отверстия для подшлемника и вентиляционные отверстия одно спереди и два сзади. Кроме этого мы ещё видим слева след от пули. Возможно, эта пуля стала роковой для солдата, который был в этой каске.
Стоит отметить, что для офицеров всех родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались облегченные аналоги шлемов с алюминиевым каркасом.
Вед: Как немецкая каска попала к нашему фронтовику, Заиндину Бадретдиновичу? Мы спросили у него это. На что он нам ответил, во время боя случалось так, что свои каски теряли, а без каски было очень опасно. И они подбирали каски с поля боя. Вот такая история этой каски.
Героями войны были не только те, кто сражался на поле боя.
Читает Камилла: Мы ведь дети войны, счастья детства не знали
Нам его не дано, счастье наше украли
Нас не надо жалеть, мы из камня и стали,
Наша гордость жива, и душа не устала
Люди, дайте вздохнуть, не губите нам старость,
Нам от детства беды, на две жизни досталось. (Слайд 9)
.
С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – это люди, преклонного возраста.
Из воспоминаний мамы я узнала, какая тяжелая участь легла в военные годы не только на плечи взрослого населения, но и детей. Дети войны совмещали учебу с работой на полях. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки. С первых дней войны вместе с взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились о престарелых и семьях фронтовиков. Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых - бомбежкой, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут – выживет страна, её история, её будущее. Многие продолжали учиться. Кто-то работал на заводе или в колхозе. Кто-то оказался на линии фронта, а кто-то и за ней, в лагерях смерти…
Было ли детство у наших бабушек во время войны? Если было, то, каким? В какие игры они играли? О чём мечтали? Во многих семьях бывают такие моменты жизни, которые запоминаются надолго и передаются из поколения в поколение. Моя семья не исключение. Я хочу рассказать о своей маме Гильмановой (Фёдоровой) Евгении Фёдоровне. (Слайд10)
, которая видела войну своими глазами, жила среди немцев, Родилась она в Псковской области Дновского района в п. Вишенки 1930 году. Когда началась война, ей было 11 лет. Но она уже трудилась в колхозе. Всегда хотелось, есть, а кушать было нечего, потому, что все продукты отправляли на фронт для победы, или отбирали немцы. Она очень хорошо помнила начало войны. Отца и братьев увезли на фронт и остались они с матерью и младшей сестрёнкой Марией.
Из её воспоминаний: « Днём приходили немцы, забирали всё что находили. А ночью партизаны за хлебом приходили. Мама только ночью пекла хлеб, чтоб отправить партизанам в лес. Там были мои два брата и дядя». « Помню как сейчас, к нам в деревню пришли немцы. Первым делом собрали всех возле школы. Построили всех учителей и перед всем населением расстреляли. Целый день они лежали там, на земле возле школы. Никому не разрешали подходить. Два года мы жили с немцами в оккупации. Немцы расположились во всех домах. Они были разные. Одни жестокие, безжалостные били стариков и женщин, были и добрые которые никого не трогали. Мы старались с ними не встречаться и прятались от них. Как то утром нам всем сказали собраться в одном доме, этот дом заменял нам клуб в мирное время. Мы были детьми и не понимали всей серьёзности этого собрания, а вот в глазах у старших стоял ужас, который невозможно забыть. По соседству с нами жил мальчик Ваня старше меня на год. Как- то ему удалось уйти в лес к партизанам и сообщить об этом. Но хорошо помню, мы были все в доме и немцы что- то спрашивали. Никто им ничего не говорил. Все дети забились в один дальний угол. Запахло дымом. Они решили нас всех сжечь. Все плакали, и было очень шумно. В какой – то момент мы услышали стрельбу, это пришли партизаны из леса, чтобы освободить нас. В деревне оставаться было опасно, и мы все ушли в лес к партизанам. Жили в землянках. Помогали партизанам. Мы, дети, ходили к немцам менять яйца, мясо на хлеб и сахар. Нам давали корзины с двойным дном. У немцев работали наши советские девушки. Они клали туда нужную информацию. Сколько самолётов у них, когда будет налёт, какие деревни будут бомбить. И так мы жили до освобождения».
В суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и вместе с взрослыми победили. Война унесла более 26 млн. жизней. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы. И день 9мая 1945 года был объявлен – «Днём Победы». (Озвучивание) И называется «Праздником со слезами на глазах». В этом году мы отмечаем 70-летие со дня Победы. Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной – гордость за Великую Победу.
О событиях минувших лет мы можем узнать из фильмов и книжек. К сожалению, остаётся всё меньше и меньше среди нас тех, кто принёс Победу нашей стране в 1945 году. Но, задумавшись, я вдруг поняла, что рядом живущие с нами люди видели эту войну своими глазами. Они её пережили. Несмотря на то, что были слишком малы, чтобы держать оружие, они тоже сопричастны к Победе. Именно они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и сёла. Их имена мы не найдём ни в одном учебнике. Они не награждены орденами и медалями. Но они отдали детство за то, что имеем мы сегодня, за то, что у нас есть будущее. И я с уверенностью могу сказать, что дети пережившие войну – Герои Отечества.
(Слайд 11)
Заучит песня День Победы (раздать детям слова песни)
Вед: Услышав и увидев кадры о войне, что вы можете сказать о ней, о войне?
Наверняка у кого-то из вас есть родственники, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, которые принимали участие на войне. Поднимите руки. На ответ да ( что они рассказали тебе ), на ответ нет – обратитесь к родным с вопросом : « Принимали ли какое либо участие, если да, то какое?»
Вед: Чтобы над вашей головой всегда светило яркое, лучистое солнце, было чистое, голубое небо, вы не знали горести и бед, и был блеск в глазах от радости, и все ваши мечты сбылись! Давайте прикрепим этих птиц на доску. (раздать птицы)
Свою встречу с вами, я хочу закончить такими словами:
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире, больше не было войны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Этот праздник со слезами на глазах»
22 июня 1941 года, в 4 часа утра. Длилась 4 года (1418 дней). 26 миллионов погибших - это значит 20 человек в минуту.
Много горя и страха принесла война, которая получила название «Великая Отечественная»
Злаказовский Мукомольный завод на берегу реки Теча
Мифтахов Заиндин Бадретдинович – участник Великой Отечественной войны
Школьный историко-краеведческий музей «Надежда»
Школьный историко-краеведческий музей «Надежда»
Дети войны
Из жизни Гильмановой (Фёдоровой) Евгении Фёдоровны
Послевоенные годы
1941 – 1945 г.г.
День Победы, как он был от нас далёк, Как в костре потухшем таял уголёк. Были вёрсты, обгорелые, в пыли, Этот день мы приближали, как могли. Этот День Победы Порохом пропах, Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели - Этот день мы приближали, как могли. Этот День Победы Порохом пропах, Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы! Здравствуй, мама, возвратились мы не все... Босиком бы пробежаться по росе. Пол Европы, прошагали, пол Земли, Этот день мы приближали, как могли. Этот День Победы Порохом пропах, Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"
Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....
Классный час с применением ИКТ посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» 4 класс
Цели данного урока:формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, её защитниках и подвигах; развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность...
Сценарий праздника «Этот праздник со слезами на глазах». (4 класс)
Большое красочное мероприятие ко Дню Победы можно подготовить учениками 3 - 4 классов....
Классный час "Этот праздник со слезами на глазах"
Классный час, посвященный 69-летию Победы...
классный час (4 класс) на тему: «ЭТОТ ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ».
Чтобы над вашей головой всегда светило яркое, лучистое солнце, было чистое, голубое небо, вы не знали горести и бед, и был блеск в глазах от радости и все ваши мечты сбылись!...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Этот праздник со слезами на глазах» (посвящённый 9 мая)
КЛАССНЫЙ ЧАС«Этот праздник со слезами на глазах» (посвящённый 9 мая)...