Маленькие герои большой войны
классный час (3 класс) на тему
Данный классный час проходит в форме устного журнала, на страницах которого можно увидеть, какой страшный след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей. Дети войны смогли доказать, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине, ненависть к её врагам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_geroi.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Маленькие герои большой войны»
Цель:
воспитание эмоционально - ценностного, патриотического отношения к своей Родине.
Задачи:
- формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;
- развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;
- воспитание любви к Родине.
Оборудование: мультимедийное оборудование
Форма проведения: устный журнал
Ход классного часа:
Приветствие
Вступительное слово
Сегодняшний классный час будет похож на перелистывание страниц большой книги «Маленькие герои большой войны», на которых мы увидим, какой страшный след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрёт время.
Устный журнал «Маленькие герои большой войны»
1 страница «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!»
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЁМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЁ ВРАГАМ.
Прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и свободу. Давайте сейчас все перенесёмся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – ВОЙНА.
Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света, столько цвета,
Что снилось разве только в детских снах.
Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром — и первый рухнул дом.
И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.
И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…
… Всё отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек нам сердце болью обожгла.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для всех
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, 45-й,
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…
2 страница «ДЕТИ - СЫНЫ ПОЛКА»
Война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии. Маленькие герои большой войны. Ни на миг не дрогнули их юные сердца!
Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!
Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, глядя на трупы своих родных…
Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Нет папки с мамкою и нету хаты -
Как мне теперь мальчонке быть -
Годами мал идти в солдаты -
Фашистским гадам отомстить.
Я сын полка - я навидался смерти.
Я сын полка - росток войны,
Меня, прошу, вы обогрейте,
Я сирота - в том нет моей вины.
Я сын полка - война родных скосила.
Я сын-полка мне - нет восьми годков
Солдаты все в полку отныне
Меня зовут своим сынком.
Не мамка - пули песни пели
И не отец меня учил.
В одежде, перешитой из шинели
В полку науку жизни проходил.
Нет мне людей дороже, чем солдаты
И детство заменила мне война
Я сын полка - мне это званье свято!
Запомните - я сын полка!
Я сын полка - я навидался смерти.
Я сын полка - дитя войны,
Я сын полка - хоть верьте, хоть не верьте,
Я сын полка - солдаты мне отцы.
Наука жизни и войны наука
В горниле огненном слились.
Что я живу - солдатов в том заслуга –
Они мне сохранили жизнь.
3 страница «ДЕТИ – ПАРТИЗАНЫ»
Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Надя Богданова
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценные сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым, вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Её били, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось и она упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, бросили её. Местные жители выходили её, парализованную и почти слепую.
Лёня Голиков
Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, всё обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Её долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и ещё двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Её схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Валя Котик
В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей
Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушёл к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.
Люся Герасименко
Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ещё и 11 лет, когда её родной город Минск захватили фашисты. С первых дней оккупации в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем был отец Люси – Николай Герасименко. Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Ей давали серьёзные поручения - она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их и на завод, где работал отец, тщательно пряча на дне кастрюльки, в которой несла ему обед…
В декабре 1942 г. Люсю с мамой арестовали и бросили в камеру, где находилось более 50 женщин. Девочку вызывали на допросы, как и других женщин. Когда увидели, что конфетами Люсю не уговорить, стали бить. Но она молчала… Молчала и тогда, когда гестаповец, избивая её плетью, вырывал волосы, топтал ногами. А затем их с мамой расстреляли. Так погибла Люся Герасименко. Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея ВОВ в Минске висит её портрет.
Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины были награждены орденами и медалями. Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети!
4 страница «ДЕТИ В ТЫЛУ»
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по одиннадцать лет.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина. Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, зимней одеждой, хлебом, мясом.
5 страница «ДЕТИ В БЛОКАДЕ»
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений.
6 страница «ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»
Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.
Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок, злодейства вершился обряд.
Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.
Видеоролик «ДЕТИ ВОЙНЫ»
7 страница «ПАМЯТИ ПАВШИХ…»
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Я не знаю войны. Да зачем мне она?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали лишь о прошедшей войне.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)
Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надёжно хранит!
Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна…
8 страница РАЗМЫШЛЕНИЕ «А Я БЫ СМОГ?»
Сегодня мы говорили о ребятах и их подвигах. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?
Как, по-вашему, можно помнить о Великой Отечественной войне, узнавать всю правду о подвигах советского народа?
Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?
Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Накануне классного часа я попросила вас написать сочинение-размышление на тему «А я бы смог?». Позвольте мне зачитать выдержки из них…
Выдержки из сочинений
9 страница «ДЕТЯМ НУЖЕН МИР»!
Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
Дети из ладошек солнышко сложили,
Чтобы непременно люди все дружили,
Чтобы это солнце для людей сияло,
В каждое оконце в гости забегало.
Чтобы было много у детей игрушек,
Чтобы не стреляли взрослые из пушек,
Чтобы прекратились войны все на свете,
Чтобы улыбались, а не гибли дети.
Так, чего ж вам стоит переплавить пушки,
Прекратить все войны и купить игрушки?
Солнце из ладошек - лучше всех на свете !!!
Посмотрите люди – МИРА ХОТЯТ ДЕТИ !!
Ребята, пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. Радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие герои большой войны
Внеклассное мероприятие к Дню Победы....
Маленькие герои большой войны
Классный час , который был дан в рамках конкурса педагогического мастерства классных руководителей "Мой класс - моя гордость!"...
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)
Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов, посвященное Дню юного Героя-антифашиста "Маленькие Герои большой войны"
Урок мужества, посвященный пионерам-героям....
Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....