Азбука нравственности
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Необходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».
Программа курса «Азбука нравственности» разработана для учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе по нравственному развитию школьников, и способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Она предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а так же создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятом в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, чтобы идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Актуальность программы определена еще и тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является
освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Азбука нравственности» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Общая характеристика программы.
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют занятия по воспитанию нравственности, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Главная особенность программы – сформулировать у ребенка четкую цель и помочь ему достичь ее.
Другой особенностью является то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне.
Начальный этап нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.
Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная программа предполагает в процессе реализации обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.
Школьники первого года обучения в школе отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Обучающиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Это дает возможность, использовать сензитивные возможности возраста, сформировать у ребят основы нравственных убеждений; умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение; умение пользоваться этическим знанием; определять добро; применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;
Еще одной особенностью программы является нравственное воспитание не как совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы.
Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий,
виды деятельности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включает в себя 137 занятий по 35 - 45 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы «Азбука нравственности».
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов результатов:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;
- проявление познавательных мотивов;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные :
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Работа по духовно-нравственному направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Занятия кружка «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях кружка нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это разъяснение, объяснение и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Программа может быть использована для проведения клубных часов в группе продленного дня, во внеклассной работе, в проведении классных часов, кружковой работы и факультативных занятий.
Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.
На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.
В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.
Тематический план содержит основные разделы программы:
№п/п | Разделы курса | Годы обучения | |||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||
1 | Нравственные представления школьников | 7 | 2 | 2 | 1 |
2 | Простые правила нравственности | 7 | 4 | 2 | 4 |
3 | Нравственные взаимоотношения детей | 7 | 6 | 8 | 8 |
4 | Азбука культурного поведения | 4 | 8 | 8 | 8 |
5 | Этикет и правила хорошего тона | 4 | 8 | 6 | 5 |
6 | Воспитание нравственных чувств | 4 | 6 | 8 | 8 |
Итого | 33 | 34 | 35 | 35 |
Описание деятельности обучающихся (портрет ученика)
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее ученика:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя.
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
-Использовать в речи слова вежливости.
-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
-Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
-Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
-Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
-Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
-Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
-Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
-Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. –
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-Использовать доброжелательный тон в общении.
-Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Методическое обеспечение программы.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Тематическое планирование
1 класс – 33ч.
№п/п | Дата |
Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Кол-во часов. | |||||
План | Факт | Теория. | Практика. | ||||||
Раздел № 1 Правила поведения в школе. 6 часов | |||||||||
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | Участие и в выработке и обсуждении правил поведения на уроке и на перемене. Повторение правил поведения в школе. Работа в командах. Презентация о правилах поведения в школе. | 0,5 | 0,5 | |||||
2 | Правила поведения в общественных местах. | Участие в разработке правил поведения в общественных местах. | 1 | ||||||
3 | Правила поведения в гардеробе. | Участие в разработке правилами поведения в гардеробе. | 0,5 | 0,5 | |||||
4 | Правила поведения в столовой. | Участие в разработке правил поведения в столовой. | 0,5 | 0,5 | |||||
5 | Правила поведения в библиотеке. | Участие в Ролевой игре «В гостях у книжек». Экскурсия в школьную библиотеку. | 0,5 | 0,5 | |||||
6 | Правила поведения на школьном дворе. | Участие в коллективных играх на школьном дворе: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра». | 0,5 | 0,5 | |||||
Раздел № 2 О добром отношении к людям. 10 часов | |||||||||
7 | Что такое «добро и зло». | Участие в аукционе добрых слов | 1 | ||||||
8 | Что такое «добро и зло». | Конкурс рисунков «Нарисуй добро» | 1 | ||||||
9 | «Ежели вы вежливы». | Умение заботиться друг о друге, сопереживать, развитие чувства эмпатии. Чтение рассказа Е. Пермяка «Надёжный человек». | 1 | ||||||
10 | «Ежели вы вежливы». | Разучивание танца дружбы. Командное соревнование «Викторина о дружбе». Конкурс рисунков «Портрет друга». Игра «Мы друзья» | 1 | ||||||
11 | О любви ко всему живому | Информация для размышления «Кошка в нашем доме». Викторина о кошках. | 1 | ||||||
12 | О любви ко всему живому | Практическое занятие «Составление правил ухода за кошками» | 1 | ||||||
13 | Ты и твои родители | Участие в беседе о понятии «семья». | 1 | ||||||
14 | Ты и твои родители | Тренинг «Рисунок семьи» | 1 | ||||||
15 | Помни о других – ты не один на свете. | Чтение и обсуждение сказки В Сутеева «Мешок яблок», В Осеевой «На берегу реки» | 1 | ||||||
16 | Помни о других – ты не один на свете. | Тренинг «Листопад доброты». Акция «Помоги другу» | 1 | ||||||
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым. 7 часов | |||||||||
17 | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | Диспут «Что такое хорошо, и что такое плохо» | 1 | ||||||
18 | «Как быть прилежным и старательным». | Обсуждение «Как я соблюдаю режим дня» | 1 | ||||||
19 | «Как быть прилежным и старательным». | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев. | 1 | ||||||
20 | Наш труд в классе. | Наведение порядка в кабинете | 1 | ||||||
21 | Наш труд в классе. | Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища». | 1 | ||||||
22 | Мой труд каждый день дома. | Участие в диспуте: «Мамины помощники, папины друзья» | 1 | ||||||
23 | Мой труд каждый день дома. | Коллективная творческая работа «Помощники» | 0,5 | 0,5 | |||||
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. 5 часов | |||||||||
24 | Культура внешнего вида. | Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Лялечка». | 1 | ||||||
25 | Культура внешнего вида. | Инсценирование басни И. Демьянова «Наташа и воротничок» | 1 | ||||||
26 | Каждой вещи своё место. | Чтение и обсуждение рассказа О.Буцень «Чистюля». | 1 | ||||||
27 | Каждой вещи своё место. | Участие в игре-соревновании «Собери портфель» | 1 | ||||||
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | |||||||
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома - 2 часа | |||||||||
29 | Как вести себя на улице и дома. | 1 | |||||||
30 | Как вести себя на улице и дома. | 1 | |||||||
Раздел №6 Школьный этикет - 3 часа | |||||||||
31 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | Умение вести вежливый разговор, употреблять вежливые слова. Обсуждение правил вежливости. | 1 | ||||||
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | Инсценирование сказки « Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса» | 1 | ||||||
33 | Чему нас научили уроки нравственности? | Коллективный проект «Уроки нравственности» | 0,5 | 0,5 | |||||
2 класс - 34 часа | |||||||||
№п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Кол-во часов. | |||||
План | Факт | Теория. | Практика. | ||||||
Раздел № 1 Культура общения - 9 часов | |||||||||
1 | Этикет (повторение). | Уч-ся вспоминают все термины и понятия, с которыми они познакомились раньше , принимают участие в ситуативной игре, читают литературные произведения соответствующей тематики. | 1 | ||||||
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | Творческая работа: рисование приглашения на день рождения, составление текста по образцу. | 1 | ||||||
3 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | Защита своей работы. Оформление выставки. | 1 | ||||||
4 | Встреча и развлечение гостей. | Чтение литературных произведений соответствующей тематики. Знакомство с новыми играми. | 1 | ||||||
5 | Встреча и развлечение гостей. | Игровая деятельность: встреча и развлечение гостей. | 1 | ||||||
6 | Поведение в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях: этикет поведения в гостях, этикет приема гостей – разные формы. ... Разбор ситуаций. | 1 | ||||||
7 | Поведение в гостях. | Игровая деятельность: «Мы идём в гости». | 1 | ||||||
8 | Как дарить подарки. | Беседа-диспут: «Не по цене подарок дорог, а по дарящему». | 1 | ||||||
9 | Как дарить подарки. | Игра «Веселые подарки». | 1 | ||||||
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности - 4 часа | |||||||||
10 | Заповеди. | Знакомство с заповедями. Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. С.Есении. «Песнь о собаке». О.Уайльд. «Счастливый принц». Лгать нельзя, но если..? М.Гартман. «Белое покрывао». Всегда ли богатство – счастье? Д.Родари. «Король Мидас» | 1 | ||||||
11 | Заповеди. | Чтение и разбор произведений. Спешите делать добро. С.Есенин «Шел господь пытать людей». А.Гиневский. «Императорская собака». В.Астафьев. «Белогрудка». Без труда не вытащить и рыбку из пруда. С.Г.Писахов. «Лень и Отеть». | 1 | ||||||
12 | Дал слово держи. | Просмотр презентации «Как научиться держать слово и использовать этот навык себе на пользу» | 1 | ||||||
13 | Дал слово держи. | Работа в группах . Составление памятки «Как научиться держать слово и использовать этот навык себе на пользу» | 1 | ||||||
Раздел № 3 Дружеские отношения -11 часов. | |||||||||
14 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | Круглый стол. Тема: .«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | ||||||
15 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | Работа в парах: создание мультимедийного проекта на тему : «Мой друг». | 1 | ||||||
16 | Преданный друг. | Игра ток-шоу «Интервью о своём друге». | 1 | ||||||
17 | О доброте и бессердечие. | Просмотр презентации «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» | 1 | ||||||
18 | О доброте и бессердечие. | Составление устного рассказа на тему: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» | 1 | ||||||
19 | Об уважительном отношении к старшим. | Участие в беседе на тему: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой». Творческое задание. (работа в группах) Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению. | 1 | ||||||
20 | О зависти и скромности. | Участие в беседе на тему добра, отзывчивости и скромности. Разбор стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»: | 1 | ||||||
21 | О зависти и скромности. | Составление памятки «Правила нравственного поведения» | 1 | ||||||
22 | О доброте и жестокосердии. | Игра: Сказочный герой – добрый или злой?” Работа в группах рисунки на тему «Планета добра», выставка рисунков. Тест “Добрый ли, я” | 1 | ||||||
23 | В мире мудрых мыслей. | Творческая игра : «В мире мудрых мыслей.» | 1 | ||||||
24 | В мире мудрых мыслей. | Составление буклета «В мире мудрых мыслей.» | 1 | ||||||
Раздел №4 Понять другого- 10 часов. | |||||||||
25 | Золотые правила. | Участие в беседе на тему : «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Научиться давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. | 1 | ||||||
26 | Золотые правила. | Творческое задание - Расспроси своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, применяют ли они золотое правило. | 1 | ||||||
27 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | Знакомство с понятием - настроение и его влияние на психическое здоровье человека. | 1 | ||||||
28 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | Практическая работа. Цветопись. | 1 | ||||||
29 | О тактичном и бестактном поведении. | Знакомство с правилами тактичности. Как не стать бестактным человеком? | 1 | ||||||
30 | О тактичном и бестактном поведении. | Работа в группах . Составление памятки «Правила тактичности» | 1 | ||||||
31 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | Разминка-игра «Свет мой зеркальце , скажи…». Тренинговые упражнения: комплемент, пожелание соседу, я знаю, что мой друг лучше всех умеет… | 1 | ||||||
32 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | Наблюдение - способности моих одноклассников… | 1 | ||||||
33 | В мире мудрых мыслей. | Проект. | 1 | ||||||
34 | Обзор курса этики за год. | Представление презентации о проделанной работе. | 1 |
3 класс - 34 часа
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности (деятельность учащихся) | Количество | ||||||
План | Факт | Теорет. | Практич | |||||||
Раздел №1 Культура общения.—9 ч. | ||||||||||
1 | Этикет разговора. | Участие в познавательной беседе и инсценировании. Умение работать в группах. Привитие норм разговора. | 1 | |||||||
2 | Обращение к разным людям. | Умение применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации. Составление «Памятки». | 1 | |||||||
3 | Обращение к разным людям. | Викторина«Обращение» Умение выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила обращения к разным людям, к одноклассникам, друзьям, взрослым. | 1 | |||||||
4 | Вежливый отказ, несогласие. | Беседа «Отказ и несогласие». Употребление в своей речи в различных ситуациях слова вежливости (отказ, несогласие). Работа в группах. | 1 | |||||||
5 | Этикетные ситуации. | Взаимодействие со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности | 1 | |||||||
6 |
| Этикетные ситуации. | Создание проекта «Этикетные ситуации. » | 1 | ||||||
7 | Афоризмы. | Умение находить в тексте афоризмы, использовать свой жизненный опыт и различную информацию | 1 | |||||||
8 | Разговор по телефону. | Участие в инсценировании. Привитие правил норм разговора. Умение работать в группах. | 1 | |||||||
9 | Играем роль воспитанного человека. | Участие в творческой деятельности. | 1 | |||||||
Раздел № 2 Самовоспитание- 7 часов. | ||||||||||
10 | Что значит быть вежливым? | Умение выделять главное из рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился», работать в группах по инсценированию стихов А. Л. Барто, С. Михалкова «Лапуся» | 1 | |||||||
11 | Мои достоинства и недостатки. | Тренинг «Учимся исключать недостатки». Учиться составлять правила в группах. | 1 | |||||||
12 | Мои достоинства и недостатки. | Участие в творческой деятельности. | 1 | |||||||
13 |
| Большое значение маленьких радостей. | Беседа «Мои маленькие радости». Умение употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. | 1 | ||||||
14 | О хороших и дурных привычках. | Использовать правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | 1 | |||||||
15 | О хороших и дурных привычках. | Подготовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности. Работа в группах. | 1 | |||||||
16 | Афоризмы о самовоспитании. | Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия. | 1 | |||||||
Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности -10 часов. | ||||||||||
17 | Заповеди: как мы их исполняем. | Беседа «Наши заповеди». Учиться понимать смысл заповедей, соотносить поступки и соответствующие заповеди, строить речевое высказывание в устной форме. | 1 | |||||||
18 | О сострадании и жестокосердии. | Понимать и использовать понятия: добро и зло, определять мотивы добрых поступков; выявлять истинно добрые поступки. | 1 | |||||||
19 | О сострадании и жестокосердии. | Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Работать в группах. | 1 | |||||||
20 | Лгать нельзя, но если...? | Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию | 1 | |||||||
21 | Лгать нельзя, но если...? | Ролевая игра «Лгать нельзя, но если...?» | 1 | |||||||
22 | Всегда ли богатство счастье? | Понимать и использовать слова: счастье | 1 | |||||||
23 | Всегда ли богатство счастье? | Уметь приводить примеры своего счастья и счастья героев м/ф и книг. | 1 | |||||||
24 | Спешите делать добро. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | 1 | |||||||
25 | Спешите делать добро. | Учиться составлять памятки «Спешите делать добро». | 1 | |||||||
26 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Уметь практически применять правила коллективных игр. | 1 | |||||||
Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? -8 часов. | ||||||||||
27 | «Как сердцу высказать себя?» | Придерживаться правил этикета; строить диалог; разыгрывать ситуации разговоров. | 1 | |||||||
28 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | Придерживаться правил этикета. | 1 | |||||||
29 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | Учиться строить диалог; разыгрывать ситуации разговоров. | 1 | |||||||
30 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | Уметь строить речевое высказывание в устной форме. | 1 | |||||||
31 | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | 1 | |||||||
32 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | Беседа «Хорошие манеры». Учиться понимать и использовать слова: добро, добрые поступки, приводить примеры по теме из м/ф и книг. | 1 | |||||||
33 | Афоризмы. | Беседа «Афоризмы» Учиться строить высказывание в устной форме; планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками в определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли. | 1 | |||||||
34 | Чему мы научились на уроках этики. | Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности . Оформить проект «Добрые дела для моего класса». | 0,5 | 0,5 |
4 класс - 34 часа.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Количество часов | |||
План | Факт | Теорит. | Практич. | ||||
Раздел №1 Культура общения- 9 часов. | |||||||
1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | Беседа «Семья. Семейные традиции» Конкурс рисунков «Семейные традиции» | 0,5 | 0,5 | |||
2 | Культура общения в современной семье. | Диспут «Родительский дом-начало начал» | 1 | ||||
3 | Культура общения в современной семье. | Репетиции отдельных сюжетов | 1 | ||||
4 | О терпимости к ближним | Операция «ДЛД» (делай людям добро») | 0,5 | 0,5 | |||
5 | О терпимости к ближним. | Акция «Сделал сам, помоги ближнему» | 1 | ||||
6 | Культура спора. | Репетиции отдельных речевых ситуаций | 1 | ||||
7 | Этикетные ситуации. | Практическая игра «Учимся правильно общаться» | 1 | ||||
8 | В мире мудрых мыслей | Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней» | 1 | ||||
9 | В мире мудрых мыслей | Создание проекта «Мудрые мысли». | 1 | ||||
Раздел №2 Самовоспитание - 7 часов | |||||||
10 | «Познай самого себя». | Тест «Какой ты человек?» | 1 | ||||
11 | Самовоспитание. | Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | 1 | ||||
12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | Составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | ||||
13 | Как я работаю над собой. | Репетиции отдельных проблемных ситуаций | 1 | ||||
14 | О терпении. | Беседа «Как контролировать свои поступки?» | 1 | ||||
15 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | Практическая игра «Учимся правильно составлять план действий» | 1 | ||||
16 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | Выставка творческих работ «Это дело наших рук» | 1 | ||||
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности - 10 часов | |||||||
17 | Об источниках наших нравственных знаний. | Создание проекта «Источники наших нравственных знаний» | 1 | ||||
18 | Совесть - основа нравственности. | Беседа «Что такое совесть?» | 1 | ||||
19 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | Акция милосердия «Спешите делать добро» | 1 | ||||
20 | «Досадно мне, что слово честь забыто». | Поэтический час «Только честь и доблесть живет вечно» | 1 | ||||
21 | Заветы предков. | Создание проектов «Заветы наших предков» | 1 | ||||
22 | Россияне о любви к Родине. | Поэтический час «Наша Родина» | 1 | ||||
23 | Твоя малая родина. | Игра-путешествие «Мой родной Тюкалинск» | 1 | ||||
24 | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить» | 1 | ||||
25 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | Создание проектов «Афоризмы осовести,о родине, одружбе» | 1 | ||||
26 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | Репетиции отдельных сюжетов | 1 | ||||
Раздел №4. Искусство и нравственность - 8 часов. | |||||||
27 | Нравственное содержание древних мифов. | Игра-путешествие «Любимые герои древних мифов» | 1 | ||||
28 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | По следам русских богатырей «Встреча с защитниками земли Русской» | 1 | ||||
29 | Положительные герои в былинах и сказках. | Викторина «Парад сказочных героев» | 1 | ||||
30 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | Конкурс рисунков «Отрицательные герои в литературных произведениях» | 1 | ||||
31 | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | Викторина «Герои сказок» | 1 | ||||
32 | Искусство и нравственность. | Конкурс рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | ||||
33 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Сочинения на тему «Твой друг» | 1 | ||||
34 | Обзор курса этикета. | Создание и защита проектов «Нравственность» | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы
Для учителя
- Программа Азбука нравственного воспитания / Под редакцией И.Карпова.М.: Просвещение, 2010г.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов – Москва «Просвещение» 2008г.
- Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. (Методическое пособие). – А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Блокнот для учителя. (Методическое пособие). – А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.
Для обучающихся
- Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1-4 класс. (Пособие для учащихся) - А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.
Планируемые результаты
реализации программы «Азбука нравственности» ориентированы на достижение первого уровня воспитательных результатов.
Воспитательные результаты первого уровня (нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе).
Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание в устной форме; подключаться в творческую деятельность под руководством учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся имеют представления: о семейных традициях, об особенностях семейных отношений; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; знакомы с историей и культурой своей страны; умеют беречь и поддерживать красоту; проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; стремятся к добру и неприятию зла.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
её реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Планируемые результаты реализации программы «Азбука нравственности» ориентированы на достижение первого уровня воспитательных результатов.
Воспитательные результаты первого уровня (нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе).
Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями в устной форме; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основные направления, ценностные основы программы «Азбука нравственности» и качества личности у обучающихся
Направление | Ценностные основы | Формы работы и виды деятельности | Качества личности у обучающихся |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому языку, народным традициям и традициям родного края; к Конституции и законам РФ, к старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны. | Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, конкурсах и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством народов России, с содержанием и значением государственных праздников, получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни, знакомство с правилами поведения в школе, дома, общественных местах. | Уважительное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению. Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции. Опыт социальной и межкультурной коммуникации. Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование представлений о базовых ценностях отечественной культуры, ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций; ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности | Изучение учебных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие во внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. Участие в творческой деятельности, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями, просмотр учебных фильмов. Обсуждение педагогических ситуаций, ролевые игры, участие в проектной деятельности обучающихся, оказание помощи нуждающимся, творческие семейные проекты и праздники | Первоначальное представление о базовых ценностях отечественной культуры, начальные представления о деятельности традиционных религиозных организаций. Опыт и оценки правильного поведения в школе, общественных местах. Опыт и оценка нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. Опыт взаимоотношения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми, приобретение опыта совместной деятельности, опыт позитивного взаимодействия в семье |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; первоначальные знания о профессиях родителей, ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; обучение детей навыкам самообслуживания в школе и дома в соответствии с возрастными особенностями. | Экскурсии по родному краю. Знакомство с различными профессиями. Знакомство с профессиями своих родителей. Участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». Сюжетно - ролевые экономические игры, создание и разрешение ролевых ситуаций. Проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы). Участие проектной и исследовательской деятельности. | Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, применению творческих знаний на практике. Первоначальные профориентацион- ные знания, приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения. Опыт взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Приобретение умений и навыков самообслуживания. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Ценностное отношение к природе; воспитание любви к природе, родной земле, первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; изучение природы родного края, элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. | Экскурсии, прогулки по родному краю. Участие в конкурсах поделок из природного материала. | Приобретение знаний в области естествознания, первоначальные представления о мире и месте человека в нем |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении и поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи, самовыражение в творчестве и искусстве. | Реализация в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин. Экскурсии в музеи и на объекты современной архитектуры. Знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам, проведение цикла бесед «Мир прекрасного», проведение этических бесед, ситуативные игры, чтение литературных произведений соответствующей тематики. Участие в кружках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, в концертах. | Первоначальные сведения о шедеврах мировой культуры. Развитие чувства прекрасного. Формирование таких ценностей, как красота, гармония, духовный мир человека. Нравственный выбор, смысл жизни, первоначальный опыт и оценка, самовыражение в творчестве и искусстве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...
профильная подпрограмма по нравственно - патриотическому направлению "Азбука нравственности"
Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного о...