Самообразование как средство развития личности учителя.
проект на тему
Эссе на тему: "Самообразование как средство развития личности учителя."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_uchitelya.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование как средство развития личности учителя.
В термин самообразования я вкладываю 2 смысла. Во 1-х, самообразование как самостоятельное овладение знаниями. Это всегда вечный поиск истины, желание докопаться до сути. Во 2-х, самообразование в широком гуманистическом и практическом смысле: образование себя как личности. Во втором смысле мое «Я» впитывает не столько, информацию, сколько человеческую культуру, обретая творческие и эстетические качества.
Актуальность проблемы несомненна. Чтобы понять и оценить значимость фактора самообразования поставим перед собой чаши весов. На одну положим все организованные кем-то формы педагогической работы, коих очень много. А на другую только одно – самообразовательную деятельность учителя. И чаши уравновесятся, а может быть и вторая чаша перевесит. Что же это за феномен? Почему он настолько весом и значим? Найти ответ поможет сформулированная еще в 70х годах прошлого века академиком Бабанским идея педагогического резонанса: Наибольший эффект профессионального роста учителя, может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по самообразованию совпадают с усилиями внешних организаторов его профессиональной деятельности.
Отсюда понятно, что сама по себе без самообразования педагогическая работа никогда не достигнет оптимального эффекта, даже если она кем – то очень хорошо организована. Курсы повышения квалификации, работа городских метод. Объединений, семинары, конференции, интернет – ресурсы никогда не сделают из учителя – ремесленника учителя – мастера, если педагог сам, добровольно с желанием и настроением не работает над своим профессиональным ростом.
20 лет я работаю в той же школе, что училась сама. Признаюсь, что каждый раз я с трепетом захожу в класс к малышам. Мне кажется, что именно в начальной школе каждая моя ошибка или неточность будут иметь грандиозные последствия. Поэтому к каждому уроку готовлюсь каждый день 20 лет моей жизни. Это суждение отражает саму суть моей профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурный поток информации ведет к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу знаний учителя. Растет кругозор детей. На уроках чаще слышны каверзные вопросы. Выход только один – непрерывная работа над собой. Чтобы быть хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому. Ни в одной научной монографии я не нашла полного перечня источников самообразования. В широком смысле слова главным источником самообразования стала вся моя жизнь: детство в многодетной семье, где меня учили трудолюбию, уважению старших, взаимопомощи. Мой опыт воспитание троих сыновей, из которого я вынесла искреннюю убежденность в том, что совершенно не знаю, чему и как учить и воспитывать. Прочитанные книги, телевидение, встречи с разными людьми, театр, мои размышления и мои переживания.
Я благодарна судьбе, что смогла в 40 лет закончить ЧГПУ. Заочное обучение в вузе предполагает колоссальную самостоятельную работу с научной литературой, информационными ресурсами. Когда за спиной жизненный опыт и страстное желание учиться, обучение в вузе становится формой самообразования. Кстати, из университета я вынесла бдительное отношение к готовым поурочным разработкам, потому что убеждена, что автор сценария, режиссер – постановщик, исполнитель урока – я сама. Только я знаю возможности моего класса и только я отвечаю за успех и провал любого урока.
Жизненный опыт и размышления позволили представить мне путь профессионального самообразования в виде двух тропинок:
- одна, стихийно протоптанная мной петляет, то бежит вперед, то вдруг возвращается и опять устремляется в будущее. На этом пути все очевидно: читаю, смотрю, ищу, общаюсь. В этом смысле самообразование для меня также естественно, как жизнь и дыхание;
- вторая тропинка проложена мной сознательно. Это структурированный план самообразовательной работы. В нем определены цель, задачи, направления, ожидаемые результаты. К сожалению, реальная жизнь часто вносит в него коррективы, то опережая план, то разрушая его. Но внести коррективы, проанализировать свои неудачи – это тоже самообразовательная работа.
Возможно, эти мысли, высказанные вслух, как и участие в этом конкурсе – результат самообразования.
Вот и получается, что самообразование – это образ жизни, ее смысл, источник энергии, а порой и спасение от усталости, недугов и разочарований.
Иногда я задаюсь вопросом: почему вопреки всему мы, учителя, рождаем идеи, стремимся узнать новое, думаем, как помочь детям? Вероятно причины всего в непрекращающемся самообразовательном поиске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
деятельностный подход в обучении как средство развития личности
из опыта работы по теме "Деятельностный подход в обучении как средство развития личности"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Развитие коммуникативных умений – это первоочередная задача в концепции современного образования Российской Федерации. Школы России на данном этапе развития модернизируют процесс обучения, в основе ко...
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"
"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....
"Учебное исследование как средство развития личности ребёнка"
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы ученика и учителя по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий ...
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...