ВД Прогулки по СПб
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВД Прогулки по СПб | 66.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 486
Выборгского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ лицея № 486 __________________________ Ю.В. Васильева Приказ № 31 от 38 августа 2015 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |
по курсу внеурочной деятельности | |
духовно – нравственного и общекультурному направления | |
ПРОГУЛКИ ПО САНКТ - ПЕТЕРБУРГУ |
Разработчик: учитель начальных классов
Гореликова Алла Юрьевна
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей начальных классов Протокол № 1 «26» августа 2015 г. |
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 «28» августа 2015 г. |
Санкт-Петербург
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Содержание курса
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Ресурсы обеспечения реализации программы
- Лист коррекции выполнения программы по курсу
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; с изменениями;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85 г."Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 "Изменения N 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")
4. ООП НОО ГБОУ лицея № 486, утверждена приказом директора № 36 от 31.08.2012, с изменениями
5. Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; утверждён приказом директора № 23 от 26.05.2015
6. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; утверждён приказом директора № 23 от 26.05.2015
7. Положение о рабочей программе, принятое в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга; утверждено приказом директора № 18 от 18.06.2014
Общая характеристика программы.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Направление программы духовно – нравственное и общекультурное
Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
- Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
- Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать потребность в самостоятельном поиске информации по истории и культуре Санкт-Петербурга.
- Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов детей.
- Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
- Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
- Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
- Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края;
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
- Воспитание культуры общения и культуры поведения.
Возраст детей 9-10 лет
Сроки реализации программы 1 год
Объём часов, отпущенных по программе 68 часов, 2 раза в неделю.
В соответствии с годовым календарным графиком на 2015-2016 г. на государственные праздники выпадают учебные дни: 23 февраля, 8 марта, поэтому программу «Прогулки по Санкт - Петербургу» планируется выполнить за 66 часов за счёт сокращения уроков повторения.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Первый уровень результатов:
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Второй уровень результатов:
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Третий уровень результатов:
Обучающиеся научатся:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающиеся получат возможность:
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, виртуальные прогулки/экскурсии;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Формы и методы работы
Словесные:
- рассказ педагога с использованием наглядного материала;
- опросы для выявления знаний;
- обсуждения и беседы на предложенные темы;
- лекции;
- размышление
Практические:
- использование мультимедийных материалов;
- работа с картой города и Ленинградской области;
- творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
- занятие-беседа;
- игры;
- конкурс;
- аукцион идей;
- вернисаж творческий работ;
- сюжетно-ролевая игра;
- игровая программа;
- виртуальные экскурсии;
- походы, пешеходные экскурсии;
- соревнование;
- олимпиада.
Поисковые:
- мозговой штурм;
- разработка и защита проектов;
- презентация.
- итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»
Формы контроля:
- опросы и беседы;
- творческие задания;
- практические задания;
- участие различных конкурсах и олимпиадах.
- ведение дневника наблюдений.
2. Содержание программы
Вводное занятие.
Теория: Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.
Практика: Игра «Давайте знакомиться».
История моей семьи.
Теория: Мои корни. История моей семьи.
Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.
Практика: Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) Выставка «Моё родословное дерево».
Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся.
Петербург до Петербурга.
Теория: Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси
Практика: Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…» Круглый стол.
Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.
Изготовление макета крепости (рвы, башни…)
Основание Санкт-Петербурга. Петровский Петербург
Теория: Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.
Адмиралтейство. Ботик Петра 1.
Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.
Ассамблеи. Этикет в петровское время.
Кикины палаты.
Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Виртуальная экскурсия в музей «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)
Виртуальная экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.
Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, очертание Адмиралтейства. Посещение Летнего сада. Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало». Сравнить Летний дворец Петра1 и Кикины палаты. Архитектура. Петровское барокко
Васильевский остров – созвездие музеев
Теория: Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.
Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.
Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.
Зоологический музей.
Ростральные колоны.
Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини
Практика: Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.
Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.
Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).
Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».
Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.
Елизаветинский Петербург
Теория: Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко. Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь.
Практика: Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко Презентация. Виртуальная экскурсия в музей Академии художеств, где хранится макет Смольного монастыря.
Виртуальная экскурсия в прошлое Зимних дворцов.
Екатерина Великая
Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.
Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».
Планировка города. Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.
Невский проспект.
Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов
Практика: Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?
Исследовательская работа.
Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»
Оценка деятельности и реформ Екатерины II.
Памятники Петру1 в России и мире. Брейн-ринг.
Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.
Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты
Культурная жизнь Петербурга.
Теория: Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.
Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.
Практика: Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой.
Проба пера. Сочинение сказки «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).
Пушкинский Петербург
Теория: Царскосельский лицей.
Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.
Практика: виртуальная экскурсия в Царскосельский лицей.
Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12
Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке.
Монументальная скульптура Петербурга
Теория: Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.
Памятники Войне 1812 года.
Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту).
Практика: Виртуальная экскурсия музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.
Некрополь мастеров искусств Х1Х века.
Виртуальная экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.
Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Милой мамочке моей» и т.
Невский проспект – главная улица города
Теория: Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).
Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.
Практика: Ориентирование по городским доминантам.
Виртуальная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся. Виртуальная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.
Скульптура на фасаде Публичной библиотеки, прогулка с книгой Юрия Ракова «Эмблемы и символы СПб».
Учебные заведения Петербурга.
Теория: Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.
Петербург Студенческий. Горный институт.
Практика: Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.
Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета
Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Задания на лето.
Практика: Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П». См. приложение
3. Учебно - тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий |
1 | Вводное занятие. | 1 |
|
2 | История моей семьи. | 3 | |
3 | Петербург до Петербурга. | 6 | |
4 | Основание Санкт-Петербурга. Петровский Петербург | 9 | |
Кикины палаты | 1 | ||
5 | Васильевский остров – созвездие музеев | 8 | |
Ростральные колоны | 3 | ||
6 | Елизаветинский Петербург | 7 | |
7 | Екатерина Великая | 7 | |
8 | Культурная жизнь Петербурга. | 6 | |
9 | Пушкинский Петербург | 2 | |
10 | Монументальная скульптура Петербурга | 5 | |
11 | Невский проспект – главная улица города | 5 | |
12 | Учебные заведения Петербурга. | 2 | |
13 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого за год | 66 |
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Дата | Форма деятельности | Примерное содержание занятий | |
1 | Вводное занятие. Давайте знакомиться | 01.09 | Игра «Давайте знакомиться». | Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности. | |
2 | Мое родословное дерево. Мои корни. | 03.09 | Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) | Мои корни. История моей семьи. Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат. | |
3 | История моей семьи. Старые фотографии рассказывают… | 08.09 | Изготовление «Родословного дерева». Выставка | Мои корни. История моей семьи. Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат. | |
4 | Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат. | 10.09 | Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся. Галерея | Мои корни. История моей семьи. Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат. | |
5 | Петербург до Петербурга | 15.09 | Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…» Круглый стол | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси | |
6 | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. | 17.09 | Работа с картой Виртуальный круиз | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси | |
7 | Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела | 22.09 | Рассказ педагога: Устройство и секреты крепостей. Работа с картой Ленинградской области. | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород,. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси | |
8 | Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела | 24.09 | Рассказ педагога: Устройство и секреты крепостей. Работа с картой Ленинградской области. | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси | |
9 | Крепость Ладога –первая столица Руси | 29.09 | Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…) | Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области. Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…) | |
10 | Крепость Ладога –первая столица Руси | 01.10 | Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…) | Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области. Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…) | |
11 | Герб, флаг, возраст города. Будем знакомы | 06.10 | Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. | Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города | |
12 | Когда Петр I был маленький. | 08.10 | рассказ | История Петра Первого. Виртуальная экскурсия в музей «Домик Петра1» на Петровской наб. | |
13 | Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. | 13.10 | Виртуальная экскурсия музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия | «Красные хоромцы» | |
14 | Петропавловская крепость. Иоановский мост. | 15.10 | Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...) | Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины. | |
15 | Петропавловская крепость. Иоановский мост. | 20.10 | Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...) | Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины. | |
16 | Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины. | 22.10 | Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения. | Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины. | |
17 | Адмиралтейство. Ботик Петра I | 27.10 | Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, Адмиралтейства… | Адмиралтейство. Ботик Петра 1. | |
18 | Там у Невы наш первый сад. Виртуальная экскурсия Летнего сада | 29.10 | Рассказ педагога. «Мое открытие Летнего сада». Интервью родителей «Летний сад вчера и сегодня» | Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду. | |
19 | Летний дворец Петра I в Летнем саду. Ассамблеи. Этикет в петровское время | 10.11 | Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало» | Ассамблеи. Этикет в петровское время. | |
20 | Кикины палаты | 12.11 | Сравнить Летний дворец и Кикины палаты. Архитектура Петровское барокко | Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. | |
21 | Васильевский остров – созвездие музеев | 17.11 | Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. | Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию. Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев | |
22 | Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию. Топонимика. | 19.11 | Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского | Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию. Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев | |
23 | Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого. Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер | 24.11 | Легенда строительства. Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры) | Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого. Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры). | |
24 | Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого. Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер | 26.11 | Легенда строительства. Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры) | Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого. Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города. Зоологический музей. Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры. | |
25 | Меньшиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко | 01.12 | В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере | Васильевский остров – созвездие музеев Меншиковский дворец – первый дворец города. Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. | |
26 | Меньшиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко | 03.12 | В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере | Васильевский остров – созвездие музеев Меншиковский дворец – первый дворец города. Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. | |
27 | Зоологический музей | 08.12 | Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д. | Васильевский остров – созвездие музеев Зоологический музей. | |
28 | Зоологический музей | 10.12 | Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д. | Васильевский остров – созвездие музеев Зоологический музей. | |
29 | Ростральные колоны | 15.12 | Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны» | Виртуальная прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны». Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини. | |
30 | Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини | 17.12 | Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини | Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини | |
31 | Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини | 22.12 | Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини | Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини | |
32 | Елизаветинский Петербург. | 24.12 | Зимний дворец Елизаветинское барокко Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко | Время правления Елизаветы. Архитектурные постройки времён Елизаветы | |
33 | Елизаветинский Петербург. | 12.01 | Зимний дворец Елизаветинское барокко Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко | Время правления Елизаветы. Архитектурные постройки времён Елизаветы | |
34 | Смольный монастырь | 14.01 | Виртуальная экскурсия в музей Академии художеств, где хранится макет | Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь. | |
35 | История строительства Зимних дворцов | 19.01 | Виртуальная экскурсия в прошлое. Игра-путешествие | Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко | |
36 | Эрмитаж – сокровищница мирового искусства | 21.01 | Виртуальная экскурсия в Эрмитаж | Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко | |
37 | Эрмитаж – сокровищница мирового искусства | 26.01 | Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа» | Богатство залов Зимнего Дворца | |
38 | Эрмитаж – сокровищница мирового искусства | 28.01 | Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа» | Богатство залов Зимнего Дворца | |
39 | Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского | 02.02 | Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?тИсследовательская работа. | Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского. | |
40 | Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского | 04.02 | Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты? Исследовательская работа. | Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского. | |
41 | Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…» | 09.02 | Презентация. Беседа. Оценка деятельности и реформ Екатерины II Представление своего доклада о личности Екатерины II | Планировка города. Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. | |
42 | Медный всадник Э.М. Фальконе | 14.02 | Памятники Петру I в России и мире. Брейн-ринг | Медный всадник. Э.М. Фальконе. Невский проспект. | |
43 | Памятники Петру I в Петербурге | 16.02 | Анализ, сравнение. Сопоставление. Собственное мнение | История памятника Петру Первому | |
44 | Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов. | 18.02 | Поиски и находки. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты. | Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования. | |
45 | Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов. | 25.02 | Поиски и находки. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.
| Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования. | |
46 | Балы, быт и нравы Петербуржцев | 01.03 | Игра сюжетно-ролевая | Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев. | |
47 | Балы, быт и нравы Петербуржцев | 03.03 | Проба пера. Сочинение сказки «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора). | Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев. | |
48 | Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России | 10.03 | Чему учили смолянок? Как учились и сколько? Поисковая работа. Сравнение с современной школой | Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России. | |
49 | Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России | 15.03 | Чему учили смолянок? Как учились и сколько? Поисковая работа. Сравнение с современной школой | Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России. | |
50 | Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы. | 17.03 | Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры» | Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев. | |
51 | Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы. | 29.03 | Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры» | Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев. | |
52 | Царскосельский лицей | 31.03 | Виртуальная экскурсия лицея | Царскосельский лицей. | |
53 | Пушкинский Петербург | 05.04 | Виртуальная экскурсия музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12 | Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина. Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке. | |
54 | «..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д. | 07.04 | Виртуальная экскурсия Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда) | Строительство первой железной дороги. Вокзалы города | |
55 | «..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д. | 12.04 | Виртуальная экскурсия Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда) | Строительство первой железной дороги. Вокзалы города | |
56 | Монументальная скульптура Петербурга. Памятники царям и знаменитым петербуржцам | 14.04 | Виртуальная экскурсия музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре. Некрополь мастеров искусств Х1Х века | Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города. Памятники Войне 1812 года. | |
57 | Жители Петербурга водоносы, фонарщики, разносчики и т. д. Город в конце Х1Х в | 19.04 | Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул. Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Мамочке моей» и т.д. | Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). | |
58 | Жители Петербурга водоносы, фонарщики, разносчики и т. д. Город в конце Х1Х в | 21.04 | Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся | Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). | |
59 | Невский проспект – главная улица города | 26.04 | Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры. | Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин). | |
60 | Улица – красавица Невский проспект | 28.04 | Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры. | Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин). | |
61 | Аничков дворец. | 05.05 | Виртуальная экскурсия Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок | История дворца | |
62 | Аничков дворец. | 10.05 | Виртуальная экскурсия Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок | Дом пионеров и школьников | |
63 | Публичная библиотека | 12.05 | Скульптура на фасаде. Прогулка с книгой Ракова «Эмблемы и символы СПб» | Скульптура на фасаде. Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице. | |
64 | Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств | 17.05 | Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга. Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета | Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов. Петербург Студенческий. Горный институт. | |
65 | Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств | 19.05 | Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга. Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета | Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов. Петербург Студенческий. Горный институт. | |
66 | Итоговое занятие Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 24.05 | Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П». | Подведение итогов за год. Задания на лето. | |
67 | Резерв | ||||
68 | Резерв |
5. Ресурсы реализации программы
Литература для учителя:
1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. - СПб., 1993
2. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003
3. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.
4. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.
Литература для обучающихся:
1. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. - СПб., 2002
2. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995
Интернет-ресурсы
http://www.skazkaspb.ru/ и http://www.hermitpark.ru/ru/
http://www.edu.ru/-"Российский общеобразовательный портал"
rost.ru-Национальный проект "Образование"
http://feb-web.ru/-Фундаментальная электронная библиотека
http://www.spb-guide.ru/
Материально – техническое оснащение.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Интерактивная доска.
6. Лист коррекции выполнения рабочей программы по предмету
Период | Коли- чество часов по плану | Коли- чество часов по факту | Причина отставания | Способ устранения (вид коррекции – сокращение часов по разделу, использование резерва, замещение) |
1 четверть | ||||
2 четверть | ||||
3 четверть | ||||
4 четверть | ||||
Год |