ВД Прогулки по СПб
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВД Прогулки по СПб66.52 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 лицей № 486

Выборгского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ лицея № 486

__________________________ Ю.В. Васильева

Приказ № 31  от 38 августа 2015   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

духовно – нравственного и общекультурному направления

ПРОГУЛКИ ПО САНКТ - ПЕТЕРБУРГУ

 

                                                                    Разработчик: учитель начальных классов

                                        Гореликова Алла Юрьевна

Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей

начальных классов

Протокол № 1  «26» августа 2015  г.

           

           Принята на педагогическом совете

           Протокол № 1 «28» августа 2015   г.

Санкт-Петербург

2015   год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание курса
  3. Учебно-тематический план
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Ресурсы обеспечения реализации программы
  6. Лист коррекции выполнения программы по курсу

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; с изменениями;

3.        СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85 г."Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 "Изменения N 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

4.        ООП НОО ГБОУ лицея № 486, утверждена  приказом директора № 36 от 31.08.2012, с изменениями

5.        Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; утверждён приказом директора № 23 от 26.05.2015

6.        Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; утверждён приказом директора № 23 от 26.05.2015

7.        Положение о рабочей программе, принятое в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга;  утверждено приказом директора № 18 от 18.06.2014

Общая характеристика программы.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.  Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми  (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Направление программы  духовно – нравственное и общекультурное

Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
  2. Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
  3. Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Формировать потребность в самостоятельном поиске информации по истории и  культуре Санкт-Петербурга.
  5. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов детей.
  2. Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
  3. Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
  4. Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
  5. Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края;

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  2. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
  3. Воспитание культуры общения и культуры поведения.

 

Возраст детей 9-10 лет

Сроки реализации программы 1 год

Объём часов, отпущенных по программе 68 часов, 2 раза в неделю.

В соответствии с годовым календарным графиком на 2015-2016 г. на государственные праздники выпадают учебные дни: 23 февраля, 8 марта, поэтому программу  «Прогулки по Санкт - Петербургу» планируется выполнить за 66 часов за счёт сокращения уроков повторения.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Первый уровень результатов:

Обучающиеся научатся и приобретут:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Второй уровень результатов:

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- повысить творческую активность и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Третий уровень результатов:

Обучающиеся научатся:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной форме;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающиеся получат возможность:

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, виртуальные прогулки/экскурсии;

- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

- Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;

- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Формы и методы работы

Словесные:  

  • рассказ педагога с использованием наглядного материала;
  • опросы для выявления знаний;
  • обсуждения и беседы на предложенные темы;
  • лекции;
  • размышление

Практические:

  • использование мультимедийных материалов;
  • работа с картой города и Ленинградской области;
  • творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
  • занятие-беседа;
  • игры;
  • конкурс;
  • аукцион идей;
  • вернисаж творческий работ;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игровая программа;
  • виртуальные экскурсии;
  • походы, пешеходные экскурсии;
  • соревнование;
  • олимпиада.

Поисковые:

  • мозговой штурм;
  • разработка и защита проектов;
  • презентация.
  • итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»

   

 Формы контроля:

  • опросы и беседы;
  • творческие задания;
  • практические задания;
  • участие различных конкурсах и олимпиадах.
  • ведение дневника наблюдений.

2. Содержание программы

Вводное занятие.

Теория: Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.

Практика: Игра «Давайте знакомиться».

История моей семьи.

Теория: Мои корни. История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

Практика: Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) Выставка «Моё родословное дерево».

Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся.

Петербург до Петербурга.

Теория: Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

Практика: Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…»  Круглый стол.

Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.

Изготовление макета крепости (рвы, башни…)

Основание Санкт-Петербурга. Петровский Петербург

Теория: Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

Адмиралтейство. Ботик Петра 1.  

Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.

Ассамблеи. Этикет в петровское время.

Кикины палаты.

Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Виртуальная экскурсия в музей «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

Виртуальная экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.

Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, очертание Адмиралтейства. Посещение Летнего сада. Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало». Сравнить Летний дворец Петра1 и Кикины палаты. Архитектура. Петровское барокко

Васильевский остров – созвездие  музеев

Теория: Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев.  Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.

 Зоологический музей.

Ростральные колоны.

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

Практика: Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.

Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и  Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).

Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.

Елизаветинский Петербург

Теория: Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко. Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь.

Практика: Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко Презентация.  Виртуальная экскурсия в  музей Академии художеств, где хранится макет Смольного монастыря.

Виртуальная экскурсия в прошлое Зимних дворцов.

Екатерина Великая

Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.

 Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».

 Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Невский проспект.

 Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов

 Практика: Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Исследовательская работа.

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

Оценка деятельности и реформ Екатерины II.

Памятники Петру1 в России и мире. Брейн-ринг.

Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты

Культурная жизнь Петербурга.

Теория: Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.

Практика: Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой.

Проба пера. Сочинение сказки  «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).

Пушкинский Петербург

Теория: Царскосельский лицей.

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

Практика: виртуальная экскурсия в Царскосельский лицей.

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке.

Монументальная скульптура Петербурга

Теория: Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.

Памятники Войне 1812 года.

Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). 

Практика: Виртуальная экскурсия музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века.

Виртуальная экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Милой мамочке моей» и т.

Невский проспект – главная улица города

Теория: Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).

 Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.

Практика: Ориентирование по городским доминантам.

Виртуальная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся. Виртуальная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

Скульптура на фасаде Публичной библиотеки, прогулка с книгой Юрия Ракова «Эмблемы и символы СПб».

Учебные заведения Петербурга.

Теория: Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.

 Петербург Студенческий. Горный институт.

Практика:  Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.

Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета   

Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов за год. Задания на лето. 

Практика: Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П». См. приложение

3. Учебно - тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий

1

Вводное занятие.

1

  • Деятельностный метод
  • Проблемный диалог
  • Исследовательская деятельность
  • Самостоятельный поиск информации
  • Групповое решение проблемы
  • Творческие задания
  • Викторины
  • Кроссворды
  • Творческие мастерские (аппликация, рисование, лепка)

2

История моей семьи.

3

3

Петербург до Петербурга.

6

4

Основание Санкт-Петербурга. Петровский Петербург

9

Кикины палаты

1

5

Васильевский остров – созвездие  музеев

8

Ростральные колоны

3

6

Елизаветинский Петербург

7

7

Екатерина Великая

7

8

Культурная жизнь Петербурга.

6

9

Пушкинский Петербург

2

10

Монументальная скульптура Петербурга

5

11

Невский проспект – главная улица города

5

12

Учебные заведения Петербурга.

2

13

Итоговое занятие.

1

Итого за год

66


4. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Дата

Форма  деятельности

Примерное содержание занятий

1

Вводное занятие.

Давайте знакомиться

01.09

Игра «Давайте знакомиться».

Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.

2

Мое родословное дерево. Мои корни.

03.09

Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…)

Мои корни. История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

3

История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают…

08.09

Изготовление «Родословного дерева». Выставка

Мои корни. История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

4

Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

10.09

Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся. Галерея

Мои корни. История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

5

Петербург до Петербурга

15.09

Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…»

Круглый стол

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

6

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога.

17.09

Работа с картой

Виртуальный круиз

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

7

Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела

22.09

Рассказ педагога:

Устройство и секреты  крепостей. Работа с картой Ленинградской области.

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород,. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

8

Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела

24.09

Рассказ педагога:

Устройство и секреты  крепостей. Работа с картой Ленинградской области.

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

9

Крепость Ладога –первая столица Руси

29.09

 Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

10

Крепость Ладога –первая столица Руси

01.10

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

11

Герб, флаг, возраст города.

Будем знакомы

06.10

Поиск городов, имеющих в имени   «-бург», рисуем герб, флаг.

Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города

12

    Когда Петр I был маленький.

08.10

рассказ

История Петра Первого. Виртуальная экскурсия в музей «Домик Петра1» на Петровской наб.

13

Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города.

13.10

Виртуальная экскурсия музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия

«Красные хоромцы»

14

Петропавловская крепость. Иоановский мост.

15.10

Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

15

Петропавловская крепость. Иоановский мост.

20.10

Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

16

Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

22.10

Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.

Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

17

Адмиралтейство.

 Ботик Петра I

27.10

Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, Адмиралтейства…

Адмиралтейство. Ботик Петра 1.  

18

Там у Невы наш первый сад.

Виртуальная экскурсия Летнего сада

29.10

Рассказ педагога. «Мое открытие Летнего сада». Интервью родителей

«Летний сад вчера и сегодня»

Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.

19

Летний дворец Петра I в Летнем саду.

Ассамблеи. Этикет в петровское время

10.11

Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало»

Ассамблеи. Этикет в петровское время.

20

Кикины палаты

12.11

Сравнить Летний дворец и Кикины палаты. Архитектура Петровское барокко

Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг.

21

Васильевский остров – созвездие музеев

17.11

Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки.

Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию. Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев

22

Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика.

19.11

Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова

Разбор стихов

С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..»

 и  Еф. Ефимовского

Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев

23

Первый музей России – Кунсткамера.

Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер

24.11

Легенда строительства.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры)

Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).

24

Первый музей России – Кунсткамера.

Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер

26.11

Легенда строительства.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры)

Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.

 Зоологический музей.

Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и  Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.

25

Меньшиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко

01.12

В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование

«Был            ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере

Васильевский остров – созвездие музеев  Меншиковский дворец – первый дворец города.

Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере.

26

Меньшиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко

03.12

В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование

«Был            ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере

Васильевский остров – созвездие музеев  Меншиковский дворец – первый дворец города.

Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере.

27

Зоологический музей

08.12

Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д.

Васильевский остров – созвездие музеев  Зоологический музей.

28

Зоологический музей

10.12

Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д.

Васильевский остров – созвездие музеев  Зоологический музей.

29

Ростральные колоны

15.12

Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны»

Виртуальная прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.

Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.

30

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

17.12

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

31

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

22.12

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

32

Елизаветинский Петербург.

24.12

Зимний дворец Елизаветинское барокко

Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко

Время правления Елизаветы. Архитектурные постройки времён Елизаветы

33

Елизаветинский Петербург.

12.01

Зимний дворец Елизаветинское барокко

Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко

Время правления Елизаветы. Архитектурные постройки времён Елизаветы

34

Смольный монастырь

14.01

Виртуальная экскурсия в музей Академии художеств, где хранится макет

Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь.

35

История строительства Зимних дворцов

19.01

Виртуальная экскурсия в прошлое. Игра-путешествие

Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко

36

Эрмитаж – сокровищница мирового искусства

21.01

Виртуальная экскурсия в Эрмитаж

Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко

37

Эрмитаж – сокровищница мирового искусства

26.01

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

Богатство залов Зимнего Дворца

38

Эрмитаж – сокровищница мирового искусства

28.01

Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»

Богатство залов Зимнего Дворца

39

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского

02.02

Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?тИсследовательская работа.

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.

40

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского

04.02

Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Исследовательская работа.

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.

41

Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…»

09.02

Презентация. Беседа.

Оценка деятельности и реформ Екатерины II

Представление своего доклада о личности Екатерины II

Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец.

42

Медный всадник Э.М. Фальконе

14.02

Памятники Петру I в России и мире.

Брейн-ринг

Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Невский проспект.

43

Памятники Петру I в Петербурге

16.02

Анализ, сравнение. Сопоставление. Собственное мнение

История памятника Петру Первому

44

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Подвиг реставраторов.

18.02

Поиски и находки. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

45

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Подвиг реставраторов.

25.02

Поиски и находки. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.

 

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

46

Балы, быт и нравы Петербуржцев

01.03

Игра сюжетно-ролевая

Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

47

Балы, быт и нравы Петербуржцев

03.03

Проба пера. Сочинение сказки  «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).

Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

48

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России

10.03

Чему учили смолянок?

Как учились и сколько?

Поисковая работа.

Сравнение с современной школой

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.

49

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России

15.03

Чему учили смолянок?

Как учились и сколько?

Поисковая работа.

Сравнение с современной школой

Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.

50

Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы.

17.03

Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры»

Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

51

Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы.

29.03

Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры»

Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.

52

Царскосельский лицей

31.03

Виртуальная экскурсия лицея

Царскосельский лицей.

53

Пушкинский Петербург

05.04

Виртуальная экскурсия музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке.

54

«..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д.

07.04

Виртуальная экскурсия Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда)

Строительство первой железной дороги. Вокзалы города

55

«..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д.

12.04

Виртуальная экскурсия Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда)

Строительство первой железной дороги. Вокзалы города

56

Монументальная скульптура Петербурга. Памятники царям и знаменитым петербуржцам

14.04

Виртуальная экскурсия музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.

Некрополь мастеров искусств Х1Х века

Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.

Памятники Войне 1812 года.

57

Жители Петербурга

водоносы, фонарщики, разносчики и т. д.

Город в конце Х1Х в

19.04

Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.

Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Мамочке моей» и т.д.

Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту).

58

Жители Петербурга

водоносы, фонарщики, разносчики и т. д.

Город в конце Х1Х в

21.04

Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся

Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту).

59

Невский проспект – главная улица города

26.04

Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).

60

Улица – красавица Невский проспект

28.04

Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.

Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).

61

Аничков дворец.

05.05

Виртуальная экскурсия Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок

История дворца

62

Аничков дворец.

10.05

Виртуальная экскурсия Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок

Дом пионеров и школьников

63

Публичная библиотека

12.05

Скульптура на фасаде.

Прогулка с книгой Ракова «Эмблемы и символы СПб»

Скульптура на фасаде.

Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.

64

Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств

17.05

Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.

Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета   

Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.

 Петербург Студенческий. Горный институт.

65

Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств

19.05

Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.

Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета   

Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.

 Петербург Студенческий. Горный институт.

66

Итоговое занятие

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

24.05

Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П».

Подведение итогов за год. Задания на лето. 

67

Резерв

68

Резерв


5. Ресурсы реализации программы

Литература для учителя:

1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. -  СПб., 1993

2. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003

3. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.

4. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.

Литература для обучающихся:

1. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. -  СПб., 2002

2. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995

Интернет-ресурсы

http://www.skazkaspb.ru/ и http://www.hermitpark.ru/ru/

http://www.edu.ru/-"Российский общеобразовательный портал"

rost.ru-Национальный проект "Образование"

http://feb-web.ru/-Фундаментальная электронная библиотека

http://www.spb-guide.ru/

Материально – техническое оснащение.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Интерактивная доска.

6. Лист коррекции выполнения рабочей программы по предмету

Период

Коли-

чество часов

по плану

Коли-

чество часов

по

факту

Причина отставания

Способ устранения

(вид коррекции – сокращение часов по разделу, использование резерва, замещение)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год