Для родителей
классный час (2 класс) по теме

Полезно каждому родителю знать, как правильно общаться с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час вместе с родителями

  «Кем быть и какими нам быть?»

 

Цели: 

  • нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии
  • рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека
  • дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
  • помочь родителям лучше узнать своих детей
  • содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о профессиональных ориентациях своих детей.
  • ознакомить подростков и родителей с рейтингом наиболее востребованных профессий на рынке труда

Слово учителя:

Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии.

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.  А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют)

Затем учитель открывает 1 слайд «Классификация распространенных ошибок»:

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию
  • перенос отношения к человеку на саму профессию
  • отождествление учебного предмета с профессией
  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии
  • незнание требований профессии к человеку.

Далее учитель проводит с ребятами тренинг”Рука судьбы”

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.

Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.

Учитель: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Ребята: Должны выполняться три условия( открывается 2 слайд)

Хочу ------------мои желания

Могу-------------способности и возможности

Надо--------------востребованность профессии

Учитель: Различают следующие степени профессиональной пригодности( 3 слайд):

- Непригодность

- Годность

- Соответствие

- Призвание

Призвание- 1) склонность к тому или иному делу, профессии, профессии

2) дело жизни, назначение.

Идет обсуждение каждого понятия, ребята приводят примеры, делают выводы.

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Классификация – осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

 Профессор Е.А.Климов разработал классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?
По первому признаку – предмету труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов (
4 слайд):


• «человек – техника»,
• «человек – природа»,
• «человек – знаковая система»,
• «человек – человек»,
• «человек – искусство».

Ребята образуют группы по типу профессии.(Тесты по определению типа профессии должны быть проведены заранее) Родители тоже вместе с ними занимают места в группах.

Дети характеризуют свои типы профессий

Проводится игра «Кто больше знает профессий?». Ребята называют профессии, относящиеся к их группе.

Как много профессий вы знаете! И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Но с другой стороны, есть призвание, которое дается человеку от рождения. Говорят, что артистами, учителями и врачами не становятся, а рождаются. А какое же у вас призвание? На людей каких  профессий вы похожи? Давайте попробуем это выяснить.

Игровое упражнение «Человек-профессия»

Цель игры: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе и самого себя) с профессиями и таким образом повысить готовность школьников к выбору профессии

Упражнение проводится в круге.

Инструкция.

Сейчас мы выберем водящего. Он постарается отгадать, о ком из участников игры идет речь. Отгадывать ведущий будет с помощью только одной подсказки: все участники назовут профессию, с которой «загаданный» человек  ассоциируется. Профессии могут повторяться.

  1. По желанию выбирается доброволец-водящий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом «загаданным» может быть и сам водящий.
  2. Приглашается водящий и садится в круг. Каждый участник по кругу должен быстро назвать профессию.
  3. После того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям.

Обсуждение

Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. сильно ли ошибается отгадывающий. У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе). У водящего можно поинтересоваться ( когда он уже будет знать, кого на самом деле «загадали»), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Учитель:

Действительно, выбирать профессию не просто. Часто мы хотим одно, родители предлагают другое, друзья советуют третье. Как же поступать, когда ваши способности и возможности не совпадают? После окончания школы многие семьи выпускников оказываются в ситуации …выбора. Какие же ситуации у вас могут возникнуть? Рассмотрим такие ситуации.

Предлагаются родителям и ученикам ситуации, которые они должны обсудить.

Ситуация 1 

Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз по блату: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему не очень-то хочется идти в армию…

Нужно привести аргументы «за» и «против». Можно разделить задания по группам. Первые 2 группы ищут аргументы «за», вторые 2 группы – «против». Все зависит от того , сколько групп у вас образовалось в классе. (Или между родителями и учениками)

Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 4) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна помощь.5) пока без помощи родителей я не способен  решать важные жизненные проблемы

Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя перестану уважать; 2)  перед родителями будет стыдно, хотя они сами это предложили; 3) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 4) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижно вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе.

Ситуация 2

Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало  востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы  финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии.

Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.

В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Ведь специалисты насчитывают только в нашей стране 7000 профессий, причем постоянно возникают новые и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 году было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий. Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну единственную? Необходимо обязательно знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом, быть знатоком рынка профессий.

В конце классного часа каждая группа демонстрирует домашнее задание: знакомит всех с востребованными и новыми профессиями, появившимися в последние годы на рынке труда.

КЕМ быть или КАКИМ быть, вот в чем вопрос

КЕМ быть или КАКИМ быть, вот в чем вопрос

Информация к размышлению

Решая проблему формирования у школьников готовности к профессиональному самоопределению, нельзя оставлять без внимания процесс личностного самоопределения учащихся. Целесообразно сместить акценты с вопроса «Кем быть?» на вопрос «Каким быть?».


По мнению психологов, сущность личностного самоопределения как психологического явления, возникающего на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста, заключается в формировании представления о себе и о мире. Личностное самоопределение ориентировано в будущее и связано с планированием жизни и выбором профессии, но к нему не сводится.

Об активно идущем процессе самоопределения, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует наличие
интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение. Этот факт лег в основу предлагаемой разработки.

Работа по обеспечению условий, способствующих личностному самоопределению школьников, должна осуществляться комплексно в системе разнообразных мероприятий. Можно, например, провести для учащихся 9-х – 11-х классов
классный час на тему «КЕМ быть или КАКИМ быть?», который несложно адаптировать и к работе со школьниками более раннего возраста.
В этой статье будут приведены некоторые рекомендации по организации этого мероприятия, а пока несколько слов о проблеме самоопределения школьников.

Психологическая готовность учащихся к выбору профиля обучения, профессии во многом зависит от помощи взрослых (как учителей, так и родителей), которые должны создать благоприятные условия для развития личности, личностного самоопределения. Подростку необходимо вовремя помочь раскрыть собственные способности, выявить наклонности и выработать ценностные жизненные установки, адекватную самооценку, умение соотносить уровень собственных притязаний со своими реальными возможностями. Тогда ему в нужный момент несложно будет определиться в своих предпочтениях и потребностях, и мотивированное решение о выборе профессии будет принято.

Сегодня очень важно знать, что в условиях рыночной экономики учащимся в процессе обучения необходимо приобретать такие способности, которые им позволят в течение всей жизни заниматься самообразованием и относительно легко осваивать в будущем все новые и новые профессии. Чтобы современному человеку быть успешным, нужно очень многое знать и уметь, владеть несколькими специальностями. Сегодня не может быть просто учителя, просто врача и т.д. Например, хороший учитель, настоящий профессионал своего дела владеет знаниями психологии, конфликтологии, валеологии, логики, разбирается в информационных технологиях.

Поэтому современных школьников следует ориентировать на освоение нескольких специальностей. Необходимо выработать у школьников понимание того, что неверный выбор профессии, как это может выясниться в дальнейшем, никоим образом не должен приносить разочарование, а тем более стать трагедией. Ребята должны уяснить, что, во-первых, каждый имеет право на ошибку (а ошибка ли это?), а, во-вторых, в наше высокотехнологичное время, время научно-технического прогресса, необходимо осваивать множество профессий, получать как можно больше специальностей, чтобы хорошо ориентироваться в жизни и чувствовать себя уверенным. Не это ли является залогом успеха?

Если нацелить школьников на приобретение множества специальностей, воспитать в них любознательность, трудолюбие и упорство, то серьезность проблемы выбора не будет столь велика. Если на каком-нибудь курсе студент поймет, что избранная профессия ему не совсем по душе, он, тем не менее, закончит обучение и станет осваивать новую профессию, потому что четко будет понимать следующее: знания, полученные при освоении данной профессии, приобретенная специальность ему обязательно помогут в определенный момент жизни и станут трамплином для овладения другой профессией, другими специальностями. Естественно, в этом случае ни о каком стрессе, трагедии, ломке судьбы и т.п. речи уже не будет.

Классный час на тему «КЕМ быть или КАКИМ быть?» может стать очень плодотворным, если задолго до его проведения предложить учащимся хорошенько подумать на досуге над вопросами: «Достаточно ли человеку для достижения успеха одной специальности, одной профессии?», «В чем разница между профессией и специальностью?», «Какими способностями и личностными качествами должен быть наделен человек, состоявшийся как личность?» и написать на нее коротенькое эссе, которое бы отражало позицию автора. Хорошо бы еще привести по одному примеру известной личности, имеющей не одну профессию.

В начале занятия учитель знакомит ребят с его целью:
составить личностный психологический портрет современного человека, состоявшегося как личность.
С целью активизации мышления учащихся классный руководитель в ходе занятия обращает внимание ребят на фразу
Мейерхольда, написанную на доске: «У одних вид пропасти вызывает отчаяние, у других – мысль о мосте». Затем задает классу вопросы:

  • к какой группе людей ребята себя причисляют,
  • как это высказывание соотносится с темой занятия.

Учитель просит ребят, не стесняясь, высказывать свои мысли, внимательно и терпеливо слушать окружающих, уважительно относиться к чужому мнению.

Заслушиваются мнения школьников, желающих ответить на вопросы домашнего задания. После обсуждения темы задания учитель фиксирует на доске названия способностей и личностных качеств, которыми должен быть наделен человек по единогласному мнению ребят, состоявшийся как личность.

Далее ребята делятся на четыре группы и каждой предлагается напечатанная на листе притча. Четыре группы – четыре разные притчи (с правилами групповой работы ребят знакомят заранее). Притчи даются без указанных названий. Учитель обращает внимание ребят на смысловые особенности притчи как литературного жанра. Выбираются менеджеры команд, и учитель озвучивает общее задание: соотнести мораль притчи с задачей самоопределения личности. На подготовку дается 5 минут.

1. Жизненные ценности


Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.

СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?».
СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь...».

2. Цена беспринципности


Мудрец отправился на рынок и обратился к торговцу лошадьми:
― Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?
― Потому, что бежит в десять раз быстрее.
― Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели...
Торговец задумался ― и сбавил цену.

3. Цени, что имеешь


Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: «Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?». И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.
Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел Короля и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в Короля.
Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.
Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.
Он наслаждался счастьем долго ― до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, проливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес...

4. Смысл жизни


Случилось это в средние века. Однажды идя по дороге, путник встретил двух людей, обтесывающих камни для постройки будущего храма.
Он заметил, что один из них был несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он пел, смеялся.
Путник задал вопрос несчастному: "Что ты делаешь?".
Я обтесываю камни, - ответил несчастный.
А что делаешь ты? - обратился путник к счастливому.
О, я строю храм! - гордо ответил счастливый.

После выполнения группового задания представитель каждой команды зачитывает свою притчу и выражает групповое мнение в соответствии с целью задания. Затем ребята других групп высказывают свою точку зрения.

Подводя итог занятия, учитель предлагает ребятам сделать памятку, в которой будет отражена характеристика человека, состоявшегося как личность. Все вместе могут вписать, например, такие качества:

  • активная жизненная позиция, коммуникабельность;
  • осведомленность, компетентность, универсальность;
  • готовность и умение брать ответственность на себя за свой труд, а часто, и за работу коллектива;
  • умение анализировать собственные победы и поражения;
  • готовность и умение постоянно учиться, никогда не останавливаясь на достигнутом;
  • стремление найти причину своих неудач в себе самом и умение найти силы, чтобы выйти из них с достоинством;
  • умение мыслить нестандартно;
  • уважение мнения окружающих и своего собственного;
  • выдержка, уверенность в собственных убеждениях и силах;
  • справедливость, доброта, милосердие и т.д.


Далее учитель просит ребят дома выполнить следующие задания:

  • поискать другие притчи, имеющие отношение к теме классного часа, и сделать вывод;
  • подумать, какими еще характеристиками этот список можно дополнить.

Затем благодарит ребят и желает скорой встречи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...