Праздник "Жаворонки"
методическая разработка на тему
Тип занятия – стандартное.
Формы работы: групповая.
Методы – словесный (использую прием беседа), наглядный (демонстрация картинок, презентация), практический (хоровод ,лепка).
Оборудование: Компьютер, проектор.
Оформление:
· Демонстрационный: электронная презентация "Праздник Жаворонки", предметные картинки "Весна. Природные явления".
Записи П.И. Чайковский «Времена года», «Голоса птиц».
· Раздаточный: тесто, стеки на каждого ребенка.
Тема занятие: «Праздник Жаворонки»
Цель: Познакомить с традициями русского народа – праздником «Жаворонки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Малышевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
"Праздник Жаворонки"
(конспект занятия)
Воспитатель: Никитина Т.В.
Март 2015 год.
Тип занятия – стандартное.
Формы работы: групповая.
Методы – словесный (использую прием беседа), наглядный (демонстрация картинок, презентация), практический (хоровод ,лепка).
Оборудование: Компьютер, проектор.
Оформление:
- Демонстрационный: электронная презентация "Праздник Жаворонки", предметные картинки "Весна. Природные явления".
Записи П.И. Чайковский «Времена года», «Голоса птиц».
- Раздаточный: тесто, стеки на каждого ребенка.
Тема занятие: «Праздник Жаворонки»
Цель: Познакомить с традициями русского народа – праздником «Жаворонки».
Задачи:
- Образовательные:
1. Способствовать формированию представления об истории русского народа, через знакомство с обрядом дня весеннего равноденствия - праздника «Жаворонки»
2. Продолжать знакомить детей с перелётными птицами.
3. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, образуются сосульки, прилетают птицы, солнце светит ярче и пригревает, текут ручьи.
- Воспитывающие:
1. Воспитывать нравственные качества патриотизм любовь к природе.
2. Воспитывать трудолюбие.
4. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать долговременную память через разучивание стихов.
- Разговорную речь через участие в беседе и инсценированном представлении.
- Обогащать словарный запас через запоминание новых слов.
- Устойчивость внимания через сюрпризные моменты.
- Коммуникативные навыки через игру - хоровод .
- Осязательное восприятие через пальчиковую игру «птичка».
- Развивать мелкую моторику при работе с тестом.
- Развивать словарно-логическое мышление через загадки.
Ход занятия.
- Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии гости. Давайте мы с ними поздороваемся. Ведь когда мы говорим "Здравствуйте!" - значит, желаем друг другу здоровья и хорошего настроения, особенно когда мы это делаем с улыбкой! Мы с вами поздоровались, улыбнулись друг другу - и теперь у всех хорошее настроение! А у меня сегодня такое хорошее настроение еще потому, что мы сегодня с вами много интересного узнаем и даже побываем на необычном старинном празднике. А для этого нам надо отправиться в прошлое, в то время, когда наши прабабушки и прадедушки были, как вы, маленькими девочками и мальчиками. Вам это интересно узнать?
Давайте посмотрим с вами в окошко - ведь у нас уже должна наступить весна! А какой месяц сейчас идёт? Наступил март месяц. В народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». Согласны?
А по каким признакам мы можем почувствовать приближение весны?
Ответы детей - появляются проталинки, сосульки, капает капель, текут ручьи, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, прилетают птицы, снег становится рыхлый, мокрый. Вывешиваются демонстрационные картинки.
Но март еще очень холодный месяц, зима не хочет уходить, сыплет снегом, ночью замораживает лужи - не желает уступать весне место! И как раз сегодня, 22 марта, мы с вами можем помочь весне! Хотите?
- Основная часть
Беседа с просмотром презентации.
Слайд1. Вчера, ребята, был необычный день. Он называется день весеннего равноденствия, именно вчера померились силами зима и весна - кто сильнее? Ведь зимний день очень короткий, а зимняя ночь длинная, а весной все наоборот. Весной день становится длиннее и вчера они сравнялись, день и ночь теперь равны, весна сравнялась по силе с зимой.
Слайд2. И сегодня, 22 марта, люди всегда помогали весне победить. 22 марта отмечается праздник «Жаворонки". Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. "День с ночью равняется, 40 разных птиц из дальних стран возвращаются". Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? (перелетные)
Я сейчас загадаю загадки, а вы угадайте, какие птицы прилетают к нам. Нужно быть внимательными. Если отгадаете, на экране появится эта птичка.
Слайды 3- 7
На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. На крыльце поет певец А зовут его ... (скворец)\ Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит (грач) Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко (ласточка) | Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает (кукушка) В синем небе голосок Будто крохотный звонок (жаворонок) |
Молодцы, всех птичек угадали. Давайте поближе познакомимся с птичкой, которая прилетает к нам самой первой - жаворонком.
Слайд8. Жаворонок птичка небольшая, размером с воробья. Обитают полевые жаворонки в полях, лугах и степях. Никогда не встречаются в лесу, никогда их не не увидишь на дереве, даже лапки у них устроены так, что им неудобно держаться за ветку. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Говорят: «Сколько проталинок, столько и жаворонков». Обычно они сидят на земле или на кочках.
Слайд9. Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы.
Слайд10.Жаворонки ищут корм на земле - едят семена разных трав и охотятся на насекомых - гусениц, муравьев, червячков.
Слайд11. Петь жаворонки начинают сразу в марте. Полевой жаворонок обладает очень звонким и чистым голосом. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры. Интересно, что жаворонки очень точно передают звуки и могут копировать пение других птиц и даже, например, лягушек!
Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. В этот день существовал такой обряд - (ритуал, действия, которые люди делают. Вот, например, есть обряд сжигать Масленицу) - пели коротенькие песенки, которые называются веснянками. Как раньше думали в народе, весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя такие песни - «заклички», песни – веснянки. Песни эти зиму провожают, а весну приглашают. Люди водили в праздник хороводы, которые изображали солнышко. Давайте и мы с вами сделаем такое солнышко и поводим хоровод и позовем весну.
Физкультминутка - хоровод:
Приди Весна, приди красна!Растопи снега, принеси тепла! Пусть зима уходит впрок! Весну пустим на порог!Нам, зима, ты надоела, и весь хлеб у нас поела,Все дрова у нас пожгла, с крыш солому унесла! Весна, весна, проснись ото сна!Нам зима наскучила, холодом измучила! Птички, прилетайте! Гнёздышки свивайте! Летите, залетайте, Весну прославляйте! | «Мороз - красный нос Жавороночки, перепёлочки, Жаворонки, жаворонки! Жаворонки, прилетайте! Весну-красную закликайте, Чтоб снега покатились, В речке воды появились. |
Вот мы с вами позвали птичек, чтобы они побыстрее принесли нам на крыльях весну.
Слайд12. А раньше существовал еще и такой обряд: желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками из сушеной черемухи - «жаворонков». Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благословляя детей.
Слайд13. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле, и что есть силы кричали, закликали весну.
Слайд14. Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам,
Принесите нам весну красную…
Унесите от нас зиму холодную!
Слайд15.Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. Хозяйки, выпекая булочки, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, а девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.
Слайд16. Вот сегодня мы с вами будем учиться печь такие булочки из теста, которые называются «жаворонками». А сначала давайте приготовим к работе наши пальчики и сделаем для них зарядку.
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Ну-ка пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить)
Эти десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, – по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем)
Сейчас мы с вами превратимся в поваров и приступим к работе с тестом. С тестом надо работать аккуратно, с любовью, чтобы получились красивые «жаворонки».
Сначала раскатаем колбаску из теста (так, как мы делаем из пластилина). Затем завяжем узелком, чтобы один конец был длиннее, это будет хвостик. Приплющим его немного и стекой сделаем надрезы. Оформим головку, вытянем маленький клювик. По бокам сделаем глазки из изюма. Вот и получились у нас птички, «жаворонки».
А теперь мы отнесем птичек на кухню, и наш повар Ольга Николаевна их испечет в духовом шкафу.
Сегодня, ребята, мы с вами побывали на празднике. На каком? Для чего наши бабушки и дедушки его отмечали? Вам было интересно на нашем занятии? Что вам понравилось больше всего?
И вместе с детьми повторяем закличку:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Унесите от нас зиму холодную.
Принесите нам весну красную!
Дети поднимают жаворонков вверх и зовут Весну.