Праздник "Масленица"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Тема: «Масленица»
Технологическая карта мероприятия
Тема | «Масленица» |
Цели | 1.Формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы. 2. Способствовать развитию оперативной памяти, связной речи, произвольного внимания, творческих способностей, артистичности. |
Планируемый результат | Личностные УУД 1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица». 2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности Регулятивные УУД 1.Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания. 2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные УУД 1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия. 2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт. |
Основные понятия | Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, , история, технология, физическая культура, изобразительное искусство, литература, музыка. |
Ресурсы | Разработка мероприятия, презентация, выставка книг, выставка поделок, выставка рисунков конкурса, костюмы героев самовар с чаем и блюда масленичной недели. |
Организация пространства | В зависимости от погоды мероприятие и чаепитие проводится на улице. |
Технологии | игорвая |
Масленица
Участвуют: четыре скомороха, Масленица, Зима, Весна(ученики 3 класса), учащиеся первых и вторых классов.
Выходят четыре скомороха.
1-й. Вьются усики гороха
Червячками на крючке.
Мы – четыре скомороха,
Как горошины в стручке
2-й. Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог
И народу от души
Спой частушки и спляши.
3-й. Каждый гудочник, волынщик,
Каждый дудочник и шут,
И потешных дел зачинщик,
И веселый баламут.
4-й. Если вдруг кому-то плохо
И тепла недостает,
Позовите скомороха,
Он вам спляшет и споет.
1-й. По-над речкою повисло,
Зацепило два кольца…
И совсем не коромысло –
Просто – Масленица! (Хором.)
2-й. Масленица, масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько
Сыром, маслом и блином
И румяным пирожком!
3-й. Милости просим,
Будьте, как дома,
Вся территория вам знакома.
Матушку- зиму отпраздновать нужно
И проводить, как положено, дружно!
3-й. А что же это за такой русский праздник – масленица?
Расскажите-ка нам, добры молодцы да красны девицы.
Сообщение классов по семи дням масленицы:
Понедельник – встреча масленицы;
Вторник – заигрыши;
Среда – лакомка, сладкоежка;
Четверг – разгул, широкий четверг;
Пятница – тёщины вечерки;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – прощеный день, проводы
масленицы.
4-й. Дорогая наша гостья – Масленица,
Авдотья Ивановна!
Гостья важная, долгожданная,
Коса длинная, двуполтинная,
Платок беленький, да с горошками.
Ноги стройные, да с сапожками,
Бровки черные, наведенные,
Портянки белые, набеленные.
Солнце теплое на небе дразнится,
Здравствуй, гостьюшка наша Масленица!
Входит М а с л е н и ц а.
М а с л е н и ц а.
Здравствуйте, гости дорогие!
Дорогие друзья- земляки!
Имена ваши очень простые:
Михаилы, Иваны, Петры,
Александры, Егоры, Кириллы,
Анны, Дарьи, Натальи, Марии,
Пелагеи, Галины, Марины –
Всех за праздничный стол позову,
Веселится, плясать помогу,
Дорогие друзья- земляки!
Ни межи нас, ни села нас не разнят,
И поэтому с легкой руки
Открываю заслуженный праздник.
Он корнями уходит в века,
Силу, удаль людей умножая,
Праздник, памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.
Входит З и м а.
З и м а. Здравствуйте, люди добрые. Хочу
Загадать вам загадку.
Была белая, да седая,
Пришла зеленая, да молодая. Кто это?
(зима и весна)
Входит В е с н а.
В е с н а. Да я это, я пришла! А теперь отгадайте
и мои загадки. Они о моих друзьях – птицах.
Какой город летает? ( Орел.)
Какая птица носит женское имя? (Галка.)
Кто шпоры носит, а верхом не ездит? (Петух.)
Молодцы! Пора птичкам к нам прилетать.
Заждались уж совсем.
М а с л е н и ц а. Матушка Зима! Спасибо
тебе за снежок, за снежные горки, за зимние
каникулы и праздники Нового Года и Рождест-
ва, за катание на санках и лыжах. Даже за силь-
ные морозы спасибо, на то ты и матушка Зима.
А теперь позволь нам с честью проводить тебя.
Пора нам веселиться, поугощать друг друга.
Сейчас мы послушаем ребят из села «Блиново»
(1 класс).
Д е т и (поют песню).
Как на масленой недели
Из трубы блины летели.
Уж вы блинчики мои,
Уж блиночки мои!
Пришла масляна неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица!
Напекла их кучек шесть,
Семерым им не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И блины-то все поели.
Ах, какие блины у нас сочные.
И крупитчатые, и молочные.
Блины, блинчики с разносолами
И ребята, какие веселые!
М а с л е н и ц а. А теперь к нам пожаловали
ребята из поселка «Оладушки» ( 2 класс).
Д е т и ( поют).
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Деточкам давала:
Тане два, Ване два,
Маме с папой – тоже два.
Хороши оладушки.
У нашей у бабушки.
Группа детей разыгрывает инсценировку.
Б а б у ш к а. как мы будем блины печь?
(Дети, загибая пальцы, отвечают.)
1-й. Большаку – дрова рубить (большой палец),
2-й. А теперь воды носить (указательный),
3-й. А тебе печь топить (средний),
4-й. А тебе тесто месить (безымянный),
5-й. А тебе, малышке, песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев потешать (мизинец).
М а с л е н и ц а. А вот какую сценку про
блины приготовили нам ребята из 1 «В» класса
( с инсценировкой).
Было у тёщи семь зятьев:
Хомка – зять, и Пахомка – зять,
И Гришка – зять, и Гаврюшка – зять,
И Марка – зять, и Захарка - зять,
А зятюшка Ванюшка милей всех зятьев!
И стала тёща зятьев за стол сажать:
Хомка сел, и Пахомка сел,
И Гришка сел, и Гаврюшка сел,
И Макарка сел, и Захарка сел,
Зятюшка Ванюшка,
Поди вот туда сядь!
Стала тёща зятьев угощать:
Хомке – блин, и Пахомке – блин,
Гришке – блин, и Гаврюшке – блин,
И Макарке – блин, и Захарке – блин,
А Ванюшке- зятюшке – два блина.
М а с л е н и ц а. Спасибо всем ребяткам из
первых классов. А теперь послушаем вторые
классы, ребят из села «Пряничково». Чем они
нас угощать будут?
Пряники, русские пряники,
Прянечные избы, дома-терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петухи и чудо-птицы –
Вот какие небылицы
Пряники печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
Исполняется песня «Пряники русские».
Кто придумал тот секрет,
Точно не известно.
Может, бабка, может дед
Замесили тесто.
Из муки и патоки
Выпекали пряники. (3 раза)
Припев:
Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Если холод бушевал,
Странников усталых
В дождь и стужу согревал
Чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам
Подавали пряники. (3 раза)
Припев:
Всех друзей мы в гости ждём,
От души встречаем,
Пирогами и блином
С чаем угощаем.
Из муки и патоки
Напекли всем пряников.(3 раза.)
М а с л е н и ц а. А теперь в деревню «Пиро-
гово» нас приглашают ученики третьего класса.
В деревне Пирогово
Жили скоморохи,
Ели скоморохи
Пироги с горохом,
И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с моркошкой.
Гости, угощайтесь,
Ешьте, не стесняйтесь.
Ах какие пироги!
Что за угощенье:
И румяны, и мягки,
Всем на удивленье.
М а с л е н и ц а. А вы знаете, что слово «пи-
рог» обозначало праздничный хлеб? А чем хорошо
запивать блины, пряники и пироги? Правильно –
чаем. Из деревни «Чайная» нас пришли звать к себе
на праздник ребята из 4 класса.
Хлебом, солью всех встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сём.
Наш большущий самовар
Весь горит, как птица- жар,
Кран- верток открывается,
Чудо- чай наливается.
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая,
Эй, подходи, и млад, и стар –
Всех блинами угощаем.
Ребята из четвёртого класса разыгрывают
Инсценировку песни «У самовара я и моя Маша».
М а с л е н и ц а. Молодцы, ребята! Хорошую
Встречу и добрые проводы вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось весельице – беритесь за делице,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.
Оставляю вам вместо меня чучело Масленицы.
выходите во двор и все вместе сожгите его,
тогда и весна быстрей к вам придёт. А пока
до свидания, до встречи в следующем году.
С к о м о р о х.
А теперь, гости дорогие, пейте, ешьте –
души потешьте.
А как наедитесь, на улицу выходите,
Масленицу сожжем да песни попоём.
Д е т и(хором). «Гори, гори ясно, чтобы
не погасло!»
Все поют песню о масленице.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица,
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масляные,
Шаньги мазные,
Мы катаемся с горы
От зари до зари.
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица!
Окончание праздника – чаепитие с блинами (блины готовят родители каждого класса»
ЛИТЕРАТУРА
Стихи к любимым праздникам. – М.: Росмэн, 2000.
Читаем, учимся, играем // Журнал- сборник для библиотекарей. – 1999. - №3. Ш м а к о в С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая книга,1997.