Легенды и мифы мостов Санкт-Петербурга.
классный час (2 класс) на тему
Представленный классный час, завершающий этап работы над проектом, который длится почти всю четверть. В ходе работы над проектом учащиеся знакомятся с различными видами мостов. Узнают Легенды и историю создания некоторых мостов Санкт Петербурга. Классный час проходит в форме виртуального путешествия по рекам и каналам г. Санкт-Петеребург. Гидами являются сами учащиеся.
Цель: Цель проекта: обогащение представлений детей о назначении мостов, истории их создания в Санкт-Петербурге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_mosty_sankt_peterburga.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Легенды и мифы мостов Санкт – Петербурга.
Цель: обогащение представлений детей о назначении мостов, истории их создания в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- Активизация познавательной активности детей путём включения в проблемные ситуации;
- Обогащение словаря: «Аничков мост», «укротитель», «водничий», «пегас», «дракон», «Нептун», «Русалки», «тритон», «гиппокамес», «Амфитрита», «сфинкс», «фараон», «грифон», «ростра», «ростральные колонны».
- Развитие способности устанавливать связь между декоративным убранством и назначением скульптуры мостов Санкт-Петербурга;
- Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о мостах;
- Развитие умения отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения;
- Закрепление представлений о мозаике и барельефе;
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Объекты изучения: литейный мост, троицкий мост, дворцовый мост, банковский мост, львиный мост, египетский мост, аничков мост, стрелка Васильевского острова.
Ход классного часа:
- Организационный момент.
- Добрый день, ребята, уважаемые коллеги и родители учащихся 2 Д класса. Я рада Вас приветствовать на нашем классном часе.
2. Введение в тему классного часа.
- Ребята, а о чем мы сегодня с вами собрались говорить?
- О мостах Санкт-Петербурга. Об истории их создания.
- Правильно, на протяжении практически всей второй четверти мы с учащимися 2 Д класса работали на проектом «Легенды и мифы мостов Санкт-Петербурга». Уважаемые гости, с целью нашего проекта, задачами, которые были поставлены перед ребятами, с объектами изучения – вы можете потом ознакомиться на нашей доске объявлений. Класс был поделён на 7 групп по 4 человека, каждой группе было задание собирать материал об определенном мосте Санкт Петербурга.
Санкт Петербург в народе называют по-разному: городом на Неве, Окно в Европу, Северная Венеция, Северная столица, Детище Петра, Северная Пальмира или Музеем мостов, которые находятся под открытым небом. Главной достопримечательностью этого чудесного города считаются мосты, которых насчитывают примерно около 800 видов, около 21 вида – разводные и у каждого моста имеется своя интересная история. Но самой важной изюминкой в архитектурном деликатесе считаются разводные мосты. Изначально все мосты в Петербурге были деревянными и простыми, но со временем они приобрели вид каменных опор на которых возвели ажурные решётки и чугунные арки.
Ну, что ж отправляемся на виртуальную экскурсию по каналам и рекам Санкт-Петербурга…
- Визуальная экскурсия.
- Начать нашу экскурсию мы хотели бы с Аничкова моста. Это один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге.
1- Аничков мост – один из самых красивых и узнаваемых петербургских мостов, история которого берёт начало от времён основания города. В 1715 году Пётр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке сделать мост». Строили мост люди инженерного батальона, которыми командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. На мосту, который тогда был южной границей города, был шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или…камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Остальные люди, спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
2- Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, Аничков мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами – самый запоминающийся. Сейчас он имеет длину почти 55 метров, его ширина – 37,9 метров и состоит из трёх пролётов. Первоначально мост был деревянным. В 1841 – 1842 гг.мост полностью стал каменным. Также мост был оборудован гранитными пьедесталами, на которые были установлены скульптуры серии «Покорение коня человеком». Известность Аничкову мосту в основном дала скульптурная группа «Укротитель коней» П.К.Клодта. Изображение укрощаемого коня стало одним из символов города. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные кони «идут» от кузниц, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
3-В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Их поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. К 1 мая 1945 г. коней вернули на свои места.
4-Аничков мост имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи:
Город спит,
И Невский стройный
Уплывает в темноту.
Только кони неспокойны
На Аничковом мосту.
Страшно мне:
Рванутся кони!
Кто таких коней догонит?
Сергей Скаченков
- - Продолжаем нашу экскурсию дальше. Плывем на нашем кораблике через Фонтанку мимо Марсова поля к Египетскому мосту.
5-Неотъемлемой частью образа города на Неве является Египетский мост. Эта достопримечательность находится в Адмиралтейском районе города и связывает через Фонтанку Лермонтовский проспект, Безымянный и Покровский острова. Мост трижды менял свое название – с 1828 г. он именовался Новым цепным, с 1836 – египетским цепным, а с 1867 стал носить нынешнее название. В начале 19 века в обществе было модно интересоваться культурой древнего Египта. Эта тенденция была отражена и в архитектуре моста – орнамент из иероглифа. Строительство шло с 1825 по 1826 год. Ширина моста была 11,7 м, а длина пролета – 55 метров.
6-В 1826 году после окончания строительства по обеим сторонам установили четырёх сфинксов работы скульптора П. П. Соколова. В 1905 году мост разрушился. Позднее был построен новый Египетский мост. Существующий ныне мост мало напоминает прежний Египетский, который был однопролетным цепным. Длина моста 46,8 м, а ширина 27 метров. В рисунке решетки использован любимый цвет египтян – лотос.
- Мост рухнул из-за того, что солдаты маршировали четко в ногу. В начале 21 века во время полной реставрации одной из скульптур выяснилось, что первоначально головы сфинксов были вызолочены.
3) - Ну что ж, плывем дальше по Фонтанке мимо Летнего сада выплываем к реке Нева. Впереди Литейный мост.
- Это первый в городе мост, на котором установили электрические фонари, а на чугунных решетках можно рассмотреть русалок, в руках у которых находится герб Петербурга.
7-Литейный мост соединяет центральные районы Санкт-Петербурга с Выборгской стороной и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части – 24 метра. Длина моста – 396 м, а ширина – 34 м. Строительство моста в 1875 г. по проекту русского военного инженера А.Е.Струве. Освещение моста электричеством было благодаря русскому физику Павлу Яблочкову (изобрел первую в мире электрическую лампочку). Перила очень красивы и представляют высокохудожественное литье. Русалки с гербом Петербурга. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными. Мост был открыт в 1879 году.
- - Это один из разводных мостов. Плывем по Неве дальше… Впереди Троицкий мост. Но он не открывается. Надо выполнить задание.
- Физминутка.
- Визуальное экскурсия (продолжение).
- – Троицкий мост.
8-Первый наплавной мост между левым берегом Невы и Петроградской стороной появился в 1803 году. В 1824 году этот мост пришел в негодность, начали строить новый, теперь уже между Суворовской и Троицкой площадями. Мост стали называть Суворовским, позже – Троицким. Сооружение и отделку моста завершили в 1903 году в царствование государя Императора Николая II.
9- Является автомобильным, пешеходным и трамвайным мостом. Общая длина – 582 метра, а ширина – 23,6 метра. На правом берегу – трехкамерная каменная эстакада, а на левом – однокрылый разводной пролёт. А также у начала моста стоят два ростральных обелиска, на них установлены мемориальные доски с историей моста.
10-На Троицком мосту можно точно указать его середину. Это место отмечено изменением наклона орнамента его ограды. С переправы можно увидеть сразу семь других мостов: Иоанновский, Саппсониевский, Дворцовый, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий, Прачечный и Литейный.
11- Остановлюсь на Троицком мосту,
Повиснув между небом и водой.
Здесь к Петропавловскому тянется кресту
Мой тёзка полководческой рукой.
Качают волны бочки кораблей,
Оставленные Днём Морского Флота.
И городу опять сдаюсь я в плен,
Его стихам, сонатам и полотнам.
- Наступила ночь, подул сильный ветер, нагнал облака и застлал туманом город. Как узнать, куда плыть? Где порт? (мнения детей). Помочь может маяк.(включается фонарик). Своим светом он указывает кораблям путь. Такими маяками являются Ростральные колонны, о которых упомянул Демид. На вершине колонн установлены вазы. Посчитайте сколько у вазы ножек. Верно, три. Это треножники. В Древней Греции в таких вазах жгли листья Лавра. Здесь же служители маяка жгли масло, но оно капало вниз, поэтому позже провели газ. Колонны-маяки на Стрелке Васильевского острова называются Ростральными. Ростры – это носы кораблей. На носах кораблей укрепляли разные фигуры, чтобы защитить корабль. Плывём дальше. По каналу Грибоедова, нам встречается Львиный мост.
5) Львиный мост.
12- Львиный мост – пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге. Львиный мост стал одним из самых заметных мостов на этом канале. Благодаря своему архитектурному оформлению.
13-Получил свое название от четырёх чугунных скульптур львов, расположенных по углам моста. Чугунные фигуры зверей являются «братьями» грифонов Банковского моста, так как эти фигуры создал один и тот же мастер скульптор Петр Соколов. Этот мост единственный уцелевший без изменений.
14- Длина Львиного моста составляет всего 28 метров, а ширина – 2,5 метра. Мост украшает незамысловатая литая решётка, а удерживают его цепи, которые тянутся прямо из пастей львов. Среди жителей города он считается одним из самых романтичных мест Петербурга. Мини-копия Львиного моста находится в Берлине.
- Наш мост – чугунный, а немецкий сделан из дерева. Плывем дальше по Грибоедову каналу.
6) Банковский мост.
15- Банковский мост построен в 1825 – 1826 годах около Казанского собора. Благодаря своей красоте он не раз упоминался в стихотворениях разных поэтов и был запечатлен на многочисленных фотографиях и в кинофильмах. По углам моста расположены скульптуры грифонов (крылатых львов), созданные Павлом Соколовым. Грифоны в мифологии считаются лучшими сторожами золота, а скульптуры должны были «охранять» располагавшийся неподалёку банк.
- Возвращаемся назад к Неве, и заключительным пунктом нашей виртуальной экскурсии будет Дворцовый мост. Еще один из разводных мостов.
7) Дворцовый мост.
16- Дворцовый мост – один из самых красивых и главных мостов России. Мост перекинут через Неву и соединяет центральную часть города с Васильевским островом. Свое название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему Дворцу и Дворцовой набережной.
17- Дворцовый мост построен с центральным двукрылым разводным пролетом и считается пятипролетным чугунным мостом. Длина составляет 260,1 метра, ширина которого достигает 27,8 м. Вид Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости считается одним из известных символов в городе. Разработал проект моста инженер А. Пшеницкий.
18- В целом Дворцовый мост представляет собой крупное инженерное сооружение. Конструкция его довольно чётка. Месторасположение моста на фоне уникальных архитектурных строений обязывал его соответствовать своим обликом создавшейся уникальной художественной и исторической атмосфере.
19-Но есть и градостроительные ошибки: выстроенный мост стал закрывать собою больше чем на половину высоты многие здания Стрелки Васильевского острова, такие как Зоологический музей, Кунсткамера, Биржа и частично – здания Адмиралтейства и Главного штаба на левом берегу Невы.
- Вот и подходит к концу наша виртуальная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Петербуржцы любят свои мосты, ведь без них невозможно представить себе город на Неве.
Полноводная Нева
Разбрелась на рукава.
Но связали их мосты,
Чтоб встречались я и ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мосты Санкт-Петербурга"
Презентация для учеников 4-х классов начальной школы.Общее развитие...
Мосты Санкт-Петербурга
Гальцева Людмила Алексеевна ГБОУ СОШ № 62, Санкт - ПетербурАннотация к презентацииУчебная программа: Ермолаева Л.К. «История и культура Санк...
Презентация к уроку по истории города "Мосты Санкт-Петербурга"
Презентация может быть использована на уроке по истории города и при проведении внеклассных мероприятий...
Внеклассное мероприятие по теме: «Мосты Санкт-Петербурга»
Внеклассное мероприятие по теме: «Мосты Санкт-Петербурга». В качестве опоры использовались Эрмики - сказочные жители Эрмитажа....
Цветные мосты Санкт-Петербурга
Наглядный материал для беседы знакомит младших школьников и гостей Северной столицы с ""цветными" мостами Сантк-Петербурга....
Методическая разработка "Мосты Санкт-Петербурга"
В презентации представлен материал, в котором описана история создания мостов, приведены интересные факты, которые сопровождаются фотографиями объектов....
Цветные мосты Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности для начальной школы, с презентацией...