Разработка внеклассного занятия по программе "Я гражданин России" по направлению "Я и семья"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
разработка внеклассного занятия по программе «Я гражданин России » по направлению
«Я и семья»
Разработала:
Заночкина Е.И.
воспитатель
ст. Ленинградская
2015-2016
«Тепло родного очага»
Цель: формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать всем, воспитывать чувство любви к малой Родине, родному Отечеству, развивать добрые и нежные чувства к окружающим.
Оборудование: пословицы о семье, рисунок «Семейное дерево», макет крестьянской избы, детская колыбель, стол, керосиновая лампа, прялка.
Ход внеклассного занятия
Сообщение темы и цели занятия
Сегодня мы будем говорить о семье, о нашей малой Родине, о родных людях.
Что такое родной дом?
Как вы понимаете эти слова?
Беседа
- Это твоё село, твой дом
- Место, где ты родился и вырос
- Это твоя семья, твои родители
В доме мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать первые трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.
- Дом- это очаг.
Это начало всех начал. В нём можно поддерживать тепло, чтобы оно не остывало, а сохранялось в памяти и в сердцах на всю жизнь.
Как вы понимаете слово «очаг»?
В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.
Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Работа со стихотворением Золтана Зелка « Какой хороший вечер»
Дом – это место, где мы родились. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?
Читает ученик:
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Почему так хорошо герою этого стихотворения? ( Вся семья дома.
В доме тепло, уютно, спокойно.)
Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе.
Работа с пословицами.
Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала 20 века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки, в них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.
- В гостях хорошо, … а дома лучше.
- Не красна изба углами,… а красна пирогами.
- Дом вести… не бородой трясти.
- Не нужен клад,… когда в семье лад.
А какие пословицы и поговорки о доме, семье, о маме вы еще знаете?
- В своем доме и стены помогают.
- Одна у человека мать, одна и Родина.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Кто родителей почитает, вовек не пропадает.
Анализ и разыгрывание ситуаций.
- Вы проснулись утром. Как вы приветствуете своих родных? Что они отвечают?
- Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
- Мама пришла вечером с работы. Она очень устала. Всю семью мама накормила вкусным ужином. Какие будут ваши действия?
- Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
« Это к счастью, это к счастью!»
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я ?!
« Ты разиня, ты растяпа,» -
Скажут про меня.
Как поступите вы, если что-то разобьете?
Что бы вы посоветовали родным мальчика в этой ситуации?
Твоя родословная.
Ребята, сегодня мы говорим о семье.
А что такое родословная? ( Это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.)
Сегодня к занятию вы приготовили родословные своей семьи. У каждого из вас есть папа и мама, бабушки и дедушки, которые когда – то тоже были юными такими же как вы. И у ваших дедушек и бабушек были родители и были дедушки и бабушки. Через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки. Знаете ли вы их поименно? Храните ли их вещи: ордена, письма, дневники?
Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
Обсуждение рассказа.
К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.
Как же нужно относиться к родителям?
Чувствуя и осознавая родительскую любовь, дети должны почтительно обходиться с ними, стараться, чтобы каждое слово и движение души были выражением любви к ним. Необходимо также слушаться своих родителей, помогать им во всем, в чем можете. Родители желают вам только добра и от вас ждут того же. Даже взыскания и наказания, допускаемые вашими родителями, и те происходят из желания вам всякого добра: ими они стараются исправить ваши недостатки. А вот для ребенка самое трудное это послушание. Вы согласны со мной?
Что же такое послушание?
Послушание – это одна из христианских добродетелей, это основание добрых дел. Если каждый станет делать только то, что ему нравиться, так и жизнь человеческая остановиться.
Как вы считаете, почему дети должны слушаться своих родителей?
Приведу вам такой пример. Два человека отправились в путь: один знает дорогу, он уже ходил по ней, а другой не знает. Разумно ли, чтобы незнающий повел знающего? Конечно, нет. Так и дети должны следовать за своими родителями, должны слушаться их, так родители имеют жизненный опыт и могут научить своих детей многому.
Но почему же нам трудно слушаться? Что нам мешает? Мешает своеволие, упрямство, дух протеста. А это не ведет ни к чему хорошему, когда мы хотим все сделать непременно по – своему, возникают разные раздоры.
Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание? (Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным).
Сейчас, я хочу рассказать вам одну историю, которая называется
« Белое платье». Слушая, подготовьте ответ на вопрос: « К чему привело непослушание девочки?»
Белое платье.
Было солнечное весеннее утро, да еще и праздничный день! Значит, мама, наверное, даст Лене надеть новое платье, которое она для нее сшила.
Лене очень хотелось немного походить в новом наряде, но мама все не разрешала.
Лена от нетерпения даже раньше обычного встала, умылась, заправила постель и вышла на кухню, где мама готовила завтрак. На столе стояла тарелка с нарезанными кусками пирога с яблоками, и распространялся приятный аромат чая.
Лена подошла к маме и прижалась к ней:
- Доброе утро, мамочка!
- Доброе утро, доченька, ты раньше всех встала сегодня. Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, у тебя это так красиво получается.
Пока Лена расставляла посуду на столе, в кухню пришли отец и брат. Помолившись, позавтракали, и Лена стала помогать маме убирать посуду. Даже кухню подмела без напоминания матери, чтобы скорее управиться.
Наконец мама вытерла руки и повела Лену в комнату. Там она открыла шкаф и достала новое платье. Какое оно было красивое! Белое-белое с тонкими кружевами вокруг воротника и на рукавах! У Лены от восхищения дух захватило. «Вот уж будут смотреть на меня!» - подумала она, с трудом сдерживая восторг.
- Ну, давай наденем, - сказала мама, - а потом я причешу тебя.
Когда Лена, наконец, подошла к зеркалу и увидела себя в своем новом белоснежном платье и с большим бантом на голове, она не поверила своим глазам: неужели это она?
На детском празднике Лена плохо слышала, о чем говорили. Она все одергивала свое платье, да оглядывалась, кто как одет и не смотрят ли на нее.
После того как праздник закончился, Лена вместе с подружками договорилась пойти после обеда в лес за цветами. Когда девочки уже собрались разойтись по домам, к Лене подошла ее мама и сказала, чтобы они с братом дома пообедали без родителей, потому что ее и отца пригласили в гости.
- Придешь домой, доченька, - сказала мама, - сразу свое
платье сними, а то еще запачкаешь, и надеть другое, голубенькое. Побереги свое белое праздничное платье.
Но Лена почти не слышала слов матери. Ей не хотелось расставаться с платьем. «Как хорошо, что родителей не будет дома! - подумала она. - Мама и не узнает, если я в новом платье пойду в рощу. Пока она вернется домой, платье будет висеть в шкафу».
Прибежав домой, Лена предусмотрительно надела поверх нового платья передник, подогрела обед и, не дождавшись брата, наспех поела. Затем она сняла передник и вышла из дому. Девочка подождала у ворот, пока подошли ее подружки. Веселой гурьбой они отправились к роще, которая была на окраине села.
Лену немного смутило, что никто из девочек не обратил внимания на ее новый наряд. «Завидуют, наверное, - подумала она и, подпрыгивая и кружась, забежала вперед. Пусть видят, какая я красивая!»
В роще было тихо и торжественно. Не шевелясь, тихо стояли березы в своих белых чулочках, только листья осины неслышно трепетали. Девочки направились к ручью. Там, на лужайке, они всегда играли. Вдруг из-за кустов выбежала ватага мальчишек. От неожиданности девочки сначала остановились, a потом с визгом разбежались. Началась веселая игра в догонялки.
Ох, и досталось же новому платью! Лена спотыкалась, падала, поднималась и бежала дальше, цепляясь за кусты. Играя, она забыла о своем платье. Когда же после игры Лена, запыхавшись, остановилась и оглядела свое платье, ее охватил ужас. В двух местах висели клочья ткани. От белизны почти ничего не осталось. Платье было грязным спереди и сзади, кружева оборваны. Девочка подошла к ручью, чтобы вымыть руки, и попыталась почистить платье. Но от этого грязные пятна еще больше расплывались.
Наигравшись, ребята уселись на траву отдохнуть. Они рассказывали что-то веселое и смеялись. Лене было не до смеха. Что делать? Может быть, спрятать платье, чтобы мама его больше никогда не увидела?! Но она все равно узнает. От нее ничего не скроешь.
Лена поднялась, незаметно отошла от ребят и побрела домой. Слезы катились по ее щекам. «Почему я не послушалась маму? Играла бы я сейчас с ребятами, и платье мое было бы новым, и маму не огорчила бы».
С тяжелым сердцем Лена открыла калитку и увидела на крыльце дома свою маму. Лена подбежала к ней, обхватила ее обеими руками и горько зарыдала:
- Прости, прости!
Мама дала ей выплакаться, а потом обняла ее и сказала:
- Успокойся, я тебя простила. Пойди, сними платье и умойся.
Е. Микула
Вопросы:
К чему привело непослушание девочки?
Раскаялась ли она в своем плохом поступке? Почему вы так считаете?
Какие еще человеческие пороки осуждаются в этом рассказе?
Какой нравственный вывод должен сделать каждый из вас?
Строительство дома
Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.
Давайте и мы построим дом. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? ( Доброта, понимание, уют, забота, уважение.)
Воспитатель размещает на доске « бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На крыше написано слово «тепло».
Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Пожелания золотой рыбке.
Представьте себе, что к вам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что – нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке.
Ребята, я хочу отметить, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье.
- Исполнение песни « Родительский дом»
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ребята исполняют первый куплет песни.
- Итог занятия.
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие на тему: "Папа, мама, я - спортивная семья!"
Данное внеклассное мероприятие посвящено Олимпийским играм в Сочи - 2014....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»
Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...
Разработка внеклассного занятия по программе "Я гражданин России" по направлению "Я и семья"
Тема: "Я и моя семья"...
разработка внеклассного занятия по программе «Я гражданин России » по направлению «Я и культура»
Тема:«Умеем ли мы общаться?»...
разработка внеклассного занятия по программе «Я гражданин России » по направлению «Я и культура»
Внеклассное занятие по теме: «Культура России»...
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)
Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия»....
Внеклассное занятие по теме: "Здоровая пища для всей семьи".
К конспекту занятия прилагаются презентация и раздаточный материал для учащихся - раскраска продукты питания....