Значение деятельности воспитателя ГПД
статья на тему
В работе представлена сравнительная характеристика деятельности учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Даны мероприятия, которые можно проводить в ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_deyatelnosti_vospitatelya.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных бабушек, значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Статистика показывает, что практически все частные школы тоже работают в режиме продленного дня. Следовательно перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечение безопасности его жизни и здоровья.
Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи – дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко эту работу в качестве воспитателя ГПД предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. В этих случаях деятельность воспитателя рассматривается как несложная в педагогическом отношении, в сравнении с преподаванием на уроках, как малозначительная по отношению к деятельности учителя и классного руководителя. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции.
Вот и сравним деятельность учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня.
Известно, что учитель на уроке имеет дело с детьми, разными по темпераменту, способностям, познавательным интересам, по полу наконец. А технология классно-урочной формы обучения неизбежно заставляет его действовать в расчете на "среднего ученика", потому что учащимся одного возраста, собранным вместе одновременно в одном помещении, нельзя иначе представить "единицу" знания.
За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Здесь каждый из них раскрывается как существо цельное. Тот, у кого не ладятся дела с математикой, окажется веселым затейником и рассказчиком, а тот, кто не очень бойко читает, поразит товарищей выдумкой и умениями в изготовлении поделок из футляров от "киндер – сюрприза"…
Кроме того, не стоит забывать, что на уроках в классе нет нормального человеческого равенства. Первая граница неравенства: учитель – ученик. Она очевидна. Учитель превосходит ребенка в возрасте, опыте и знаниях, но у него еще и власть, право "казнить и миловать", да и ответственность за детей. Вторая граница неравенства пролегает между детьми – они разделяются на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих.
Нетрудно заметить, что и в первом, и во втором случаях неравенство определяется отношением к священной триаде обучения – знаниям, умениям и навыкам. Но ведь становление социального и нравственного опыта детей происходит отнюдь не в прямом соотнесении с учебными успехами, а на уроке у учителя часто нет времени обратиться к детским переживаниям, сомнениям, нет места неформальному, личностному общению.
В режиме продленного дня, где основное место занимают именно общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Недаром В. А. Сухомлинский, много размышлявший над проблемой успешного обучения всех детей без исключения, советовал учителям обращаться не только к памяти и сообразительности детей, но и к сердцу, к нравственной сфере личности. Таким образом возникают ситуации успеха, которые воодушевляют детей, помогают им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное, придают смысл всей жизни ребенка…
Начальная школа призвана:
- Помочь ребенку младшего школьного возраста формировать и использовать свой социальный опыт.
- Адаптировать для восприятия детей важные, но сложные жизненные явления и давать о них представление.
- Сглаживать проявления социального и материального неравенства в детской среде.
- Ограждать детей от асоциальных влияний, формировать навыки выживания и духовного противостояния злу.
Иными словами, в условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым извлекая его, насколько возможно, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство. Здесь, в режиме продленного дня, ребенок должен быть защищен (физически и психологически), он должен быть занят разнообразной развивающейся деятельностью, наконец, ему должно быть интересно и весело.
Создать такое особое воспитательное пространство продленного дня возможно только совместными усилиями квалифицированных специалистов – школьных учителей, педагогов системы дополнительного образования, деятелей культуры, спорта – при участии родителей младших школьников и, конечно, в первую очередь, самого воспитателя.
Каким должен быть учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня:
УЧИТЕЛЬ (Дик. Н. Ф. Каким должен быть учитель в условиях четырехлетней начальной школы?) | ВОСПИТАТЕЛЬ (Должностная инструкция воспитателя ГПД) |
Иметь ясные представления о социальной роли свой профессии, интерес к ребенку как к объекту деятельности; уметь понимать его потребности и возрастные особенности, обладать педагогической наблюдательностью и тактом, организаторскими способностями. | Анализировать проблемы и результаты учебно-воспитательного процесса в ГПД, ход и развитие учебно-воспитательной работы в ГПД. |
Иметь устойчивые духовные, познавательные интересы, работоспособность. | Прогнозировать тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана учебно-воспитательной работы в ГПД. |
Быть честным, принципиальным, скромным, общительным. | Планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс во время занятий с обучающимися ГПД; разрабатывать необходимую методическую документацию по УВР в ГПД; осуществлять систематический контроль за выполнением домашних заданий. |
Всесторонне знать свой предмет, постоянно следить за новинками науки и литературы в свой области, за культурной жизнью. | Организовывать работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся ГПД. |
Владеть культурой речи, иметь навык свободного выражения свой мысли как в устной, так и в письменной форме, владеть языковыми нормами, выразительным чтением и интонационными особенностями языка. | Организовывать просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимать родителей по вопросам организации учебно-воспитательного процесса. |
На высоком уровне владеть всеми теми умениями и навыками, которые обязательны для учащихся. | Создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Помогать учащимся в учебной деятельности. |
Разбираться в содержании и требованиях программы и других нормативных документов, в содержании и методическом аппарате школьных учебников, пособий; правильно реализовать потенциальные возможности программ, учебников, пособий, правильно строить урок. | Должен хорошо знать учебные программы, учебники и пособия для учащихся всех классов, посещающих группу. |
Ставить и решать задачи воспитания на уроках и во внеклассной работе с учащимися, обеспечивать формирование их нравственных качеств. | Корректировать развитие личности обучающихся; ход выполнения программы УВР в ГПД. |
Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал, книги, пособия, самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса. | Обеспечивать своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям. |
Изучать уровень знаний и умений учащихся, оценивать их. | Координировать деятельность обучающихся во время проведения занятий. |
Определять причины недочетов в знаниях и умениях учащихся, исправлять и предупреждать их. | Оценивать воспитанность обучающихся ГПД. |
Осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи изучаемого с учащимися предмета. | Работать совместно с библиотекарем, с медицинским персоналом школы. |
Постоянно совершенствовать свои педагогические и методические умения, участвовать в педагогическом эксперименте пор свой специальности, обобщать опыт работы, овладевать мастерством. | Обновлять содержание жизнедеятельности ГПД в соответствии с возрастными интересами обучающихся. |
Быть социально активным во всех областях профессиональной и общественной жизни школы, района, города. | Контролировать безопасность используемых в учебно-воспитательном процессе ГПД оборудования, приборов, технических и наглядных средств; соблюдение обучающимися режима работы ГПД; соблюдение учениками Правил для учащихся. |
Обладать способностью создать на уроках атмосферу эмоционального комфорта для детей, организовать обучение так, чтобы не нанести вреда психическому здоровью учащихся. | Планировать и организовывать прогулки обучающихся, горячее питание учащихся, выполнение учащимися домашних заданий, изучение с учениками правил для учащихся. |
Уместно и правильно использовать технические средства обучения, наглядные пособия, организовывать внеклассную и внешкольную работу с учащимися. | Помогать учащимся в получении дополнительного образования через систему кружков, секций, студий и т.п. |
Сравнив такое перечисление обязанностей учителя начальных классов и воспитателя ГПД, мы увидим, что роль воспитателя в образовательном процессе значительно отличается от роли учителя. Раскроем подробнее это высказывание.
Учитель в своей работе является в основном организатором познавательной деятельности учащихся, для воздействия на личность младшего школьника он использует формы и методы учебного труда. В дидактических ситуациях дети все время чувствуют превосходство в знаниях, уме, опыте, и это в значительной степени сдерживает общение с ним.
Воспитатель же является организатором и участником всего многообразия деятельности: в познавательной работе (в условиях самоподготовки), играх, труде, общении. Это, несомненно, делает его более близким детям человеком, позволяет воспитателю создавать естественные ситуации для взаимодействия и сотрудничества с ними.
Учитель – непререкаемый авторитет учебной ситуации. Он, выполняя учебный план и программу, с полным правом декларирует те знания, которые предлагает детям на уроке. Эта информация – общеизвестные во взрослом мире вещи, у него нет основания в них сомневаться или добавлять что-то от себя. А кроме того, существуют учебники, которые подтверждают, закрепляют неоспоримость изучаемых знаний.
Воспитатель же выступает организатором отношений детей: к тем знаниям, умениям и навыкам, которые формируются в условиях самостоятельной учебной работы, к товарищам, окружающим людям и событиям, к природе и искусству, к самому себе. Отношения невозможно продекларировать, навязать. Дети всегда избирательны в своих отношениях: нельзя заставить полюбить что-то или заинтересовать чем-то даже под страхом отметки. Но еще в общении с воспитателем дети ждут проявления его собственного личностного отношения к тому, что он организует совместно с ними. Даже младшие школьники чувствуют неправильность ситуации, когда взрослые сохраняют жестокость и официальность после уроков, во второй половине дня. Детям хочется чувствовать себя свободнее в общении с воспитателем, они ждут от него теплых интонаций, шуток, оценки их детских суждений без обращения к классному журналу.
Воспитатель продленного дня выполняет некоторые функции семьи (организация питания, прогулок, забота о гигиене и здоровье детей) и поэтому предстает перед младшими школьниками не так академично, как учитель, а как бы в роли "второй мамы". Это делает отношения детей к воспитателю более теплыми, доверительными, что позволяет точнее отбирать средства и методы воспитательного взаимодействия.
Учитывая, что деятельность воспитателя охватывает обширную внеурочную область, она меньше, чем работа учителя, регламентирована образовательным стандартом, но и меньше подпитывается методическими материалами и пособиями. Поэтому воспитатель неизбежно оказывается перед необходимостью постоянно проявлять творчество.
Известный педагог Ю. П. Азаров выделил ряд типичных практических умений, наличие которых в деятельности воспитателя характеризует ее как творческую:
- "Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях.
- Умение анализировать соотношение "цель – средство – результат" применительно к выбору ситуаций.
- Умение организовывать жизнь детей.
- Умение требовать и доверять.
- Умение быстро ориентироваться и переключать внимание.
- Умение играть с детьми.
- Умение оценивать ситуацию с различных сторон.
- Умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное.
- Умение в случайном факте увидеть существенное.
- Умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия.
- Умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями".
То, как воспитатель сориентируется на эти умения, какие будет считать первостепенно значимыми для себя, зависит от духовного уровня его личности и уровня педагогического мастерства.
Очевидно, что деятельность воспитателя ГПД не просто разнообразна, обширна, но и, как уже можно было заметить, многофункциональная. Воспитатель должен строить свои функции, исходя из потребностей развивающейся личности ребенка.
Тогда его функции определяются в такие значимые области, как:
- Забота о здоровье детей.
- Забота об их успешности в учебе.
- Забота о развитии культуры общения.
- Забота о нормальной социализации детей.
- Забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному самоопределению.
Понятие "забота" ввел в официальный педагогический обиход И. П. Иванов, построивший "педагогику общей заботы", сердцевиной которой является технология коллективных творческих дел. "Педагогика общей заботы" принципиально отличается от "педагогики урока", которая всю школьную жизнь детей сводит к усвоению знаний, учебному взаимодействию с учителем.
Таковы законы классно-урочной системы, что сама природа урока ставит учителя в позицию носителя знаний, а ученика – в позицию потребителя готового знания. Это великое изобретение педагогической мысли позволяет не одно столетие более или менее результативно учить детей. Но ведь ребенок в школе – нет только потребитель знаний!
Воспитатель продленного дня как раз и призван преодолевать "педагогику урока", за пределами уроков открывать детям огромный мир жизненных ценностей.
Многофункциональность деятельности воспитателя приводит к тому, что в общении с детьми, их родителями, администрацией школы и коллегами-учителями он неизбежно проявляет себя в разных ролях. Совмещение нескольких ролей обязательно для такого широкого общения, соединенного с личностным взаимодействием, которое составляет самую суть воспитания.
Проповедник | Врач | Исследователь | Кумир | Проектировщик | ||
Оратор | Психотерапевт | Наблюдатель | Старший друг | Руководитель | ||
Рассказчик | Утешитель | Исполнитель | Советчик | Организатор | ||
В О С П И Т А Т Е Л Ь | ||||||
Оценщик | Затейник | Наставник | Опекун | Просветитель | ||
Критик | Артист | Контролер | Гувернер | Инструктор | ||
Судья | Клоун | Надсмотрщик | Нянька | Дрессировщик |
Социальные психологи заметили, что ребенку для полноценного развития весьма полезно взаимодействовать с людьми играющими одновременно целый ряд ролей. И это неслучайно. Проигрывание воспитателем широкого ролевого репертуара, его активность, открытость к новому опыту, способность успешно осваивать новые социальные ситуации являются показателем его высокой педагогической культуры. Стоит ли говорить, как важно общение с таким человеком для социализации детей.
Но не стоит забывать, что только совместная работа учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня поможет младшему школьнику достаточно развиваться, эффективно социализироваться и индивидуализироваться, качественно взрослеть.
Я работаю в классе полного дня, где все учащиеся занимаются по режиму продленного дня, а я являюсь и учителем, и воспитателем. Здесь есть свои преимущества: во-первых, лучше узнаешь личность каждого ребенка, во-вторых, можно отработать с ребенком тот материал, в котором есть затруднения в усвоении, в-третьих, можно создать условия для развития личностных качеств ребенка, формировать его общественную культуру, навыки общения.
Так как я работаю над методической темой "Литературные викторины", то хочу поделиться некоторыми из них. Эти игры по литературе можно использовать как на уроках внеклассного чтения, так и в режиме группы продленного дня.
Брейн-ринг "Литературный" (2 класс)
Оборудование: "черный ящик", швейная игла, стрелковый лук, красная шапочка, корзинка, букет цветов, мочалка, муляжи (луковица, помидор, вишня, апельсин, лимон, тыква), игрушка Чебурашка, колокольчики.
Оформление: "Слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки "проклятого" своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" А.С. Пушкин.
Содержание конвертов.
- Кто так говорил о себе?
"Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы
жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов,
и я все стал видеть злым и безобразным". (Кай, Г.Х. Андерсен "Снежная королева")
- Назвать автора сказки, отрывок из которой вы услышите:
"Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью" (Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок".)
- Внимание "черный ящик". С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).
- В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев")
- Внимание "черный ящик" С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. ( "Царевна-лягушка". Иван пустил стрелу из лука, которая попала в заколдованную царевну).
6. Из какой сказки эти слова:
Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится за кустом,
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает.
(П. П. Ершов "Конек-горбунок")
7. Внимание "черный ящик". В какой сказке присутствуют эти предметы: шапочка красного цвета, корзинка с пирожками, букет цветов? (Ш. Перро "Красная Шапочка")
8. Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля на печке. "По щучьему велению").
9. Внимание "черный ящик". Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Назовите автора и название сказки. (Крокодил проглотил мочалку в сказке К.И. Чуковского "Мойдодыр")
10. Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания? (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели. В. Катаев. "Цветик-семицветик")
11. Внимание "черный ящик". В какой сказке эти овощи (луковица, помидор, вишня, апельсин, лимон, тыква) действуют, как живые существа? Кто написал сказку? (Д. Родари. "Приключения Чипполино").
12. О ком идет речь в этих стихах?
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая)
13. Внимание "черный ящик". Здесь находится игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? (Чебурашка. Э. Успенский).
14. "Я пришла из сказки Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. как меня зовут?" (Дюймовочка)
15. Вспомните и назовите сказку "Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается. ("Гуси-лебеди" русская народная сказка).
16. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения (Кай, Г.Х. Андерсен "Снежная королева")
17. Кто прислал телеграмму: " От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас"? (Колобок).
18. Из какой это сказки:
Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло, прошло?
(Г.Х. Андерсен "Свинопас")
19. Из какой сказки?
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Г.Х. Андерсен "Дюймовочка")
20. Какие три желания исполнила лягушка? (хлеб испекла, рубашку сшила, сама явилась)
21. Сейчас потолкуем о книжке такой –
тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет…
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
(А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке")
22. Из какой сказки эти слова?
Вот сюда-то до зарницы
Прилетают жары-птицы
Из ручья воды испить
Тут и будем их ловить.
(П. Ершов "Конек-горбунок")
23. Кто так говорит: "Поела простого киселька и спасибо сказала"? (Машенька из сказки "Гуси-лебеди")
24. Сколько раз старик вызывал золотую рыбку? (пять)
Дети заранее читают произведения:
- "Царевна-лягушка", русская народная сказка.
- "По щучьему велению", русская народная сказка.
- "Гуси-лебеди", русская народная сказка.
- "Колобок", русская народная сказка.
- А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".
- С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев".
- П. Ершов "Конек-горбунок".
- К.И. Чуковский "Мойдодыр".
- Э. Успенский "Чебурашка".
- В. Катаев "Цветик-семицветик"
- Г.Х. Андерсен "Снежная королева"
- Г.Х. Андерсен "Гадкий утёнок"
- Г.Х. Андерсен "Дюймовочка"
- Г.Х. Андерсен "Свинопас"
- Ш. Перро "Красная шапочка"
- Д. Родари "Приключения Чипполино"
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ( 4 класс)
ПРАВИЛА игры: у каждого игрока карточки с цифрами от 1 до 3. Ведущий задает вопрос, на плакате три варианта ответа. Игроки (по команде) поднимают указатель с номером ответа. За правильный ответ игроки получают звезду. Участники, набравшие меньшее число звезд, выбывают из игры.
1.ТУР ПЕРВЫЙ
1. Какую из трех сказок написал Оскар Уайльд?
А) Маленький принц Б) Мальчик звезда В) Оле – Лукойе
2. "Приключения Алисы в стране чудес" написал:
А) Д. Родари Б) С. Лагерлеф В) Л. Кэрролл
3. Жители фиолетовой страны:
А) мигуны Б) прыгуны В) бегуны
4. Кто из литературных персонажей были друзьями Малыша:
А) Карлсон Б) Лев В) Кот Матроскин
2. ВТОРОЙ ТУР
1. Больше всего на свете Старик Хоттабыч любил:
А) пирожное Б) мороженое В) конфеты
2. На чем отправились с железнодорожной станции в деревню Простоквашино Дядя Федор и его друзья?
А) на машине Б) на лошади В) на тракторе
3. Во что было завернуто спящее дитя в сказке "Мальчик – звезда"?
А) в пальто из золотой ткани Б) плащ из золотой ткани В) шубу из золотой ткани
4. Сколько времени стоял Железный Дровосек в лесу, попав под ливень?
А) год Б) месяц В) неделю
5. Нахальная птица, обидевшая Страшилу.
А) сорока Б) воробей В) ворона
6. Нильс отправился в Лапландию на:
А) гусе Б) утках В) лисе
7. Кто из этих ребят с трудом убежал из заколдованной страны Лоыарантии?
А) Алиса Б) Оля В) Витя
8. Кто вместе с отцом поплыл на "Попрыгунье" в Веселию?
А) Пеппи Длинный Чулок Б) Алиса В) Элли
9. Зверек, который пытался пробраться в хижину Элли во время первого ночлега в Волшебной стране.
А) еж Б) лиса В) барсук
10. Мальчик-звезда утратил свою красоту в наказание за то, что он:
А) любовался своей внешностью Б) отрекся от своей матери
В) поссорился с детьми
11. Мальчик-звезда стал искать свою мать, чтобы:
А) вернуть свой внешний вид Б) вымолить у нее прощение
В) повидать мир
12. Другом Сережи Сыроежкина был:
А) Электроник Б) Костя Шишкин В) Валерик
13. Маленький принц попросил летчика нарисовать:
А) розу Б) лисенка В) барашка
14. Кто со своим другом превращался в крошечных муравьев?
А) Малеев Б) Баранкин В) Лилипут Фантик
3. ТРЕТИЙ ТУР
1. "Лицо было черное и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были, как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки"
А) Снежная Королева Б) Герда В) Мальчик – звезда
2. "Он взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему…
А) Ледяною (о Снежной Королеве) Б) Старой В) Злою
3. "Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости, с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у нее были колеса, того и гляди, она могла шлепнуться острым носом на мостовую". Речь идет:
А) о злой волшебнице Стелле. А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
Б) Бабе –Яге Т. Александрова "Домовенок Кузя"
В) злой волшебнице из сказки В. Гауфа "Карлик Нос"
4. "Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками" Кто это?
А) Джинн Хоттабыч Б) Волшебник Оле-Лукойе В) Волшебник Гэндальф
4. ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР
Оставшиеся два игрока составляют короткие слова из слова ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Игрок, назвавший слово последним, становится победителем.
ПОЛЕ ЧУДЕС
по творчеству Л.Н. Толстого (3 класс)
Правила игры: Полная тишина, при игре со зрителями поднимать руку и отвечать только после того, как спросят.
Оборудование: барабан для "Поля чудес" или рулетка, у каждого игрока алфавит.
1 задание
Название животного, в одноименном рассказе о котором говорится, как он наказал своего хозяина за жестокое обращение с ним (СЛОН)
Игра со зрителями: название книги, в которой Л.Н. Толстой поместил свои рассказы и басни для детей (АЗБУКА)
2 задание
Что выдало мальчика, который сказал неправду своим родителям? (КОСТОЧКА)
Игра со зрителями: имя мальчика, который очень хотел учиться (ФИЛИППОК)
3 задание
Как звали корову, которую очень любили в бедной семье (БУРЕНУШКА)
Игра со зрителями: стекла какого предмета попали в лоханку буренушки, от которой она погибла (СТАКАН)
4 задание
В разгар полевых работ малые дети были оставлены дома с бабушкой, Бабушка уснула, случилась беда. Какая? (ПОЖАР)
Игра со зрителями: предмет, название которого забыл ученый сын (ГРАБЛИ)
5 задание
Город, в котором Л.Н. Толстой учился в университете (КАЗАНЬ)
Игра со зрителями: какого цвета была палочка, в существование которой верили братья и маленький Левушка? (ЗЕЛЕНАЯ)
6 задание
Каким человеком был Лев Николаевич Толстой (ВЫСОКООБРАЗОВАННЫМ))
Игра со зрителями: какими братьями называли себя братья Толстые? (МУРАВЕЙНЫЕ)
ФИНАЛ
Мы знаем, что Л.Н. Толстой принадлежит к древнему русскому народу. С кем из великих писателей находился он в родстве? (ПУШКИН)
СУПЕРИГРА
Как называется рассказ, в котором люди не помешали волку перерезать все стадо овец. (ЛГУН)
ПОЛЕ ЧУДЕС
"ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ" (3 класс)
Правила игры: полная тишина в классе, при игре со зрителями поднимать руку и отвечать только после того, как спросят.
1. Задание для первой тройки игроков.
Мальчик, у которого самый лучший в мире друг ( 5 букв) ( МАЛЫШ)
Игра со зрителями: старик из сказочной повести Д. Родари "Приключения Чипполино", который строил себе дом (5 букв) (ТЫКВА)
2. Задание для второй тройки игроков.
Коротышка, придумавший воздушный шар (6 букв) (ЗНАЙКА)
Игра со зрителями: медведь, обучивший Маугли Закону Джунглей (4 буквы) (БАЛУ)
3. Задание для третьей тройки:
Молчаливый коротышка из Цветочного города из повести – сказки Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей" (6 букв) (МОЛЧУН)
Игра со зрителями: Вспомни, кому принадлежали такие необыкновенные предметы: серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свисток. (4 буквы) (ЭЛЛИ)
4. Задание для четвертой тройки.
Лев из сказочной повести Э. Успенского "Крокодил Гена и его друзья" (5 букв) (ЧАНДР)
Игра со зрителями: кому принадлежали волшебные туфли и тросточка (3 буквы) (МУК)
5. Задание для пятой тройки.
Фельдшерица, которую привел Артемон, чтобы оказать помощь Буратино (4 буквы) (ЖАБА)
Игра со зрителями: кому принадлежала волшебная лампа (7 букв) (АЛАДДИН)
6. Задание для шестой тройки.
Корова, которую купил кот Матроскин (5 букв) (МУРКА)
Игра со зрителями: пес Дяди Федора (5 букв) (ШАРИК)
Игра в финале
Персонаж сказки Д. Родари, с которым Чипполино познакомился в темной камере ( 4 буквы) (КРОТ)
Игра со зрителями: папа Буратино (5 букв) (КАРЛО)
Суперигра
Правитель страны, в которой жил Чипполино (5 букв) (ЛИМОН)
И еще одна игра, которую можно использовать как итоговая работа по окружающему миру по теме "Человек", или как внеклассное мероприятие в ГПД.
КВН "Мы и наше здоровье" ( 3 класс)
Оборудование: рисунки "контур человека с изображением внутренних органов" (2 – 3 экземпляра), пословицы на карточках, вопросы для "Эрудита"
Подготовка:
Класс делится на 2 – 3 команды. Для каждой выбираются названия, разучиваются девизы, изготовляются эмблемы.
Цель: Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
На доске: "В здоровом теле – здоровый дух"
1. Вступительное слово учителя:
- В век технического прогресса и завоевания, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что важнее всего? Конечно же, здоровье! Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире. И мы сегодня проведем урок – игру КВН о здоровом образе жизни, где вы сможете всем показать, как хорошо знаете свой организм и доказать, что действительно заботитесь о здоровье.
Журить нас будут учителя ……………………….
Вы заранее разделились на две команды, выбрали себе название, подготовили эмблемы и девизы.
2. И первый конкурс " Представление команд".
За представление командам присуждается по 3 балла.
"Силачи" Мы – почти уже спортсмены.
Каждый день свой непременно
Начинаем с физзарядки,
Не играем с дремой в прятки.
"Крепыши" Крепыши все знают, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать.
Чистюли Мы – чистюли, несомненно.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждой едою,
После сна и перед сном.
3. Следующий второй конкурс "Разминка" (за каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл)
Командам по очереди говорю начало предложения, а вы отвечаете словами "Вредно" или "Полезно". За каждый правильный ответ команде присуждается по 1 баллу.
- Читать лежа … (вредно)
- Смотреть на яркий свет … (вредно)
- Промывать глаза по утрам … (полезно)
- Смотреть близко телевизор … (вредно)
Расстояние от телевизора до глаз должно быть не менее 3 метров, Продолжительность просмотра – не более 1,5 часа в день.
- Оберегать глаза от ударов … (полезно)
- Употреблять в пищу морковь, петрушку … (полезно)
- Тереть глаза грязными руками … (вредно)
Можно занести в глаза соринку и опасных микробов.
- Заниматься физкультурой … (полезно)
4. Третий конкурс "Всезнайка" (Максимальная оценка – 6 баллов)
А теперь вы отправляетесь в небольшое путешествие по нашему организму. У вас будет карта, которая вам поможет быстрее вернуться из этого путешествия. По этой карте-маршруту вы должны будете обойти все станции – органы, дать им названия, подписать. Как только вы справитесь с заданием – вы завершите путешествие. Поспешите, но старайтесь ничего не пропустить и не ошибиться. Победит тот, кто сделает все быстро и правильно. Максимальная оценка - 6 баллов.
(Командам раздаются на листах бумаги – контур человека с внутренними органами, которые обозначены стрелками. Нужно подписать их названия. )
5. Четвертый конкурс "Пословицы" ( Оценка – 3 балла)
Объясните пословицы:
На карточках записаны пословицы, вам нужно будет поочередно объяснить их значение. Сначала обсудите в своей команде, а потом ответите. Максимальная оценка – 3 балла.
- Здоровье дороже денег.
- Здоров будешь – всего добудешь.
- Крепок телом – богат душой.
- Болен – лечись, А здоров – берегись.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Сон – лучшее лекарство.
6. Пятый конкурс "Спортивный" (Максимальная оценка – 2 балла)
Вы хорошо подумали, поработали. А теперь пора размяться и заодно показать, какие вы ловкие, какие вы сильные, какие вы быстрые. Сначала давайте поучимся и запомним движения.
Встаньте так, чтобы друг другу не мешать.
Я вам говорю и показываю движения, а вы повторяете:
"Зайчик" –руки на пояс, присели и попрыгали;
"Кошка" – выгнули спину и потянулись;
"Сова" – стоим ровно, руки прижаты к бокам, поворот головы влево – вправо;
"Мишка" – ноги расставили шире, руки на пояс, потопали ногами;
" Лошадка" – руки вперед, пружинистые движения ног.
Запомнили? А теперь я буду называть животных, а вы будете показывать, как они двигаются. Будьте внимательны, не ошибайтесь.
( Зайчик, кошка, мишка, сова, лошадка, сова, мишка, зайчик, лошадка, кошка, сова, зайчик, мишка, лошадка, кошка.)
7. Шестой конкурс "Капитанов" (5 баллов)
Приглашаются капитаны команд. На доске записаны слова, вам нужно вычеркнуть поочередно те слова, которые не относятся к характеристике здорового человека. Прочитайте слова, которые остались. Объясните, почему именно эти слова характеризуют здорового человека.
Красивый сутулый сильный ловкий бледный румяный
Статный хилый стройный крепкий неуклюжий подтянутый
8. Седьмой конкурс "Эрудит" (за правильный ответ – 1 балл)
А теперь самый сложный конкурс "Эрудит". Каждой команде по очереди задаю вопросы. Если знаете ответ, поднимаете руку. Вопросы не обсуждаются. Если никто из команды не знает ответа, то этот вопрос задается следующей команде.
- Как попадают микробы в наш организм? (Микробы попадают в организм при чихании, кашле больного, если мы находимся рядом. Через рот – с грязными немытыми продуктами, через грязные, немытые руки. Через кожу – раны или царапины, с чужими вещами.)
- В какое время суток нужно делать зарядку? (утром)
- Закончи предложение: "Наши верные друзья – солнце, воздух и … (вода)"
- Сколько раз в день и когда надо мыть руки? ( перед едой, после туалета, прогулки, после игр с животными)
- Каких "невидимок" мы удаляем с кожи, когда моемся? (микробов)
- Когда человек дышит, какой газ попадает к нему в организм, а какой – выходит? ( входит кислород, выходит углекислый газ)
- Отчего портится осанка? (от неправильной посадки, походки, распределения веса)
- Как правильно читать, чтобы сохранить зрение? (Читать только при хорошем освещении, расстояние 30 см, свет должен падать слева, не читать лежа, в транспорте, каждые 20 минут отдыхать)
- Как вы понимаете выражение "здоровый образ жизни"? ( занятия физкультурой, спортом, как можно меньше проводить времени у телевизора, компьютером. Здоровое питание – фрукты, овощи. Очень полезны молочные продукты, творог, каши).
- Для чего человеку язык? ( ощущать вкусы, говорить)
9. Восьмой конкурс "Домашнее задание" ( 3 балла)
А вот без здоровых зубов не может быть нормального пищеварения.
Дома вы подготовили стихи о здоровье зубов. Послушаем.
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам, дети, наш совет.
Зайка серенький, косой,
Полощи свой рот росой.
Чаще ешь чеснок и лук ты,
Кушай овощи и фрукты.
Все хорошие ребята
Чистят зубы аккуратно.
Всем девчонкам и мальчишкам
Надо брать пример с зайчишки.
Репка, яблоки, морковка –
Детским зубкам тренировка.
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.
Чистить зубы нам не лень –
Чистим зубы два раза в день.
Чистим зубки дважды в сутки,
Чистим долго – три минутки
Щеткой чистой, не мохнатой,
Пастой вкусной, ароматной,
Чистим щеткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
Все ребята сели в ряд.
Фрукты, овощи едят.
Витаминов много в них,
Очень нужных для ребят.
Спасибо, ребята. Надеюсь, что будете следовать советам, данным в этих стихотворениях. Помните, что больные зубы могут быть причиной заболеваний горла, желудка, сердца и других органов, так как в больных зубах скапливается большое количество микробов.
10. И пока жюри подводит итоги игры, мы будем разгадывать кроссворд.
( на доске)
1. Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна … (зарядка)
2. Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ)
3. Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт)
4. Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. ( рюкзак)
5. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено ( прорубь)
6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блести роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой … (велосипед)
7. Есть, ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих –
Что за кони у меня? (коньки)
8. Чтоб большим спортсменов стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, … (тренировка).
Какое слово получилось в выделенных клетках? (здоровье)
Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Желаю вам всем быть здоровыми! А теперь подведем итоги и посмотрим, кто у нас победитель!
Награждение: яблоками, морковью, и т.д.
Это только малая толика того, что проводила в своем классе в режиме группы продленного дня.
ЛИТЕРАТУРА.
1. "Должностная инструкция воспитателя ГПД". Журнал "Начальная школа". – Издательский дом "1 сентября", 2005. - № 1.
2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 2004.
3. Касаткина Н. А. Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып. 1. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Гордеева В. В. Система воспитательной работы в группах продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. – СПб.: "Детство – пресс", 2002.
6. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов/ авт. - сост. Я. Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Значение деятельности воспитателя ГПД".
Сравнительная характеристика деятельности учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Даны мероприятия, которые можно проводить в ГПД....
Значение деятельности воспитателя ГПД
Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использ...
Значение деятельности воспитателя ГПД
Значение деятельности воспитателя ГПД...
Статья: Значение деятельности воспитателя ГПД
Значение деятельности воспитателя ГПД...
Значение деятельности воспитателя группы продлённого дня
В статье содержатся доводы, доказывающие необходимость этой должности...
Статья на тему "Значение деятельности воспитателя ГПД"
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...