Программа внеурочной деятельности "Фестиваль сказок"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа "Фестиваль сказок" для учащихся 3-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_festival_skazok.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Фестиваль сказок»
Автор: Андреева О.С.
ГБОУ школа №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
2015 г.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на детей 7-8 лет – 2 класс
Занятия продолжительностью 35-45 мин проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год
Пояснительная записка
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Дети мало читают, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка «Фестиваль сказок» стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Особенностью данной программы является то, что дети, изучая сказки могут принять участие в районном проекте «Фестиваль сказок» и реализовать свои творческие способности.
Цель программы:
- подробное изучение литературного жанра – сказки;
- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;
- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.
Задачи программы:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание культуры поведения.
Виды деятельности
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
- Творческая работа: составление и сочинение сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Личностные и метапредметные ожидаемые результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | - Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, - развитие критического и творческого мышления. | - Организация на занятии парно-групповой работы |
Регулятивные | - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познаватель ные | - Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; - основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | - Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные | - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. |
Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные народные и авторские сказки;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Методическое обеспечение программы
1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. Использование интернет-ресурсов:
- Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
4. Использование ресурсов видеотеки:
1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”
2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”
3) “Лесные сказки”
4) “Теремок” – сборник мультфильмов
5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6
6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34
Список используемой литературы:
- “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
- Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
- Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
- “Остров сказок” Сказки народов мира – Ташкент: “Ёш гвардия”, 1984
- Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
- “Родничок” Книга для внеклассного чтения в 1 классе – Тула: “Родничок”, 1998
- “Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
- “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
- НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
- НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
- НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
- НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||
1 | Введение в курс. Викторина по сказкам. Сказки о животных. «У страха глаза велики», «Пирожок» | Знакомство с курсом «Фестиваль сказок». Рассказывание, чтение, аппликация. | 1 | ||
2 | Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | ||
3-6 | Сказки В.Сутеева (или сказки в рамках районного проекта) | Просмотр м/ф: «Дядя Миша», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Кот-рыболов», инсценирование, озвучивание. | 4 | ||
7-8 | Сказки о животных. «Чужие следы» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. Коллективное творчество: Иллюстрация сказки в рамках районного проекта «Фестиваль сказок» | 2 | ||
9-11 | Русская народная сказка «Заяц-хваста». Д.Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», «Серая Шейка» | Слушание, инсценирование, озвучивание мультфильма. Сочинение авторских сказок. Участие в районном «Фестивале сказок» | 3 | ||
12-14 | Сказки о животных в мультфильмах. | Просмотр м/ф «Беги, ручеек», «Медведь – липовая нога», «Как козлик землю держал», «Мы за солнышком идем». Рассказывание, иллюстрирование, инсценирование. Отгадывание кроссвордов. | 3 | ||
15-16 | Г.Скребицкий «Лесные путешественники» | Просмотр м/ф, иллюстрирование, подвижная игра «Шишки, желуди, орехи», аппликация. | 2 | ||
17-19 | Волшебные сказки. «Волшебное кольцо» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. Участие в районной викторине по сказкам. | 3 | ||
20-21 | Волшебные сказки. «Молодильные яблоки» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 2 | ||
22-24 | Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 3 | ||
25-26 | Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 2 | ||
27 | Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. Разгадывание кроссвордов. | 1 | ||
28-30 | Приключения ребят в мультфильмах. | Просмотр м/ф «Варежка», «Дедушка и внучек», «Старая игрушка», «Сказка старого дуба», «Тимошкина елка». Придумывание мультфильма. | 3 | ||
31-33 | Сказки о дружбе: «Просто так», «Чьи в лесу шишки?», «Разные колеса», «Кто первый?», «Пластилиновый ежик» | Просмотр м/ф, обсуждение, озвучивание м/ф, работа в группах: создание книжек-малышек. Подготовка спектакля. | 3 | ||
34 | Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки» | Показ спектакля (по выбору детей) | 1 |
Приложение
Положение о районном «Фестивале сказок»
для учащихся 2-4 классов
Цели и задачи:
- Выявление, развитие и реализация творческих способностей детей;
- формирование коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в коллективном деле;
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Социализация личности ребенка;
- Популяризация развивающих форм детского досуга.
Участники:
К участию приглашаются учащиеся 2-4 классов школ Кировского района
Время и порядок проведения «Фестиваля»:
Фестиваль проходит с февраля по апрель 2013 года
С 1 по 20 февраля прием заявок.
«Фестиваль» проводится в двух номинациях: коллективная «Рисуя сказку» и индивидуальная «Юный сказочник».
Сроки проведения «Фестиваля»
I этап – отборочный, февраль 2013 года;
II этап – март 2013 года;
III этап – апрель 2013 года.
Коллективная номинация «Рисуя сказку»
I этап.
Оценивается коллективное творчество класса или творческой группы по художественному оформлению сказки собственного сочинения. Пример работы: текст сказки + иллюстрации, или иллюстрации с подписями (комикс), или текст на иллюстрации и т.д. Сказки должны отражать тему дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания.
Оформление работы может быть произвольным в формате не более А3.
Работы принимаются вместе с заявками с 1 по 20 февраля по форме
№ школы, класс | |
Ф.И.О. кл. руководителя. | |
Контактный телефон |
По итогам I тура команды, прошедшие во второй тур приглашаются на «Кругосветное путешествие по сказкам».
II этап.
Викторина «Кругосветное путешествие по сказкам».
К участию приглашаются команды учащихся 2-4 классов в составе 6 человек, прошедших отборочный этап.
III этап.
Итоговый праздник фестиваля, награждение победителей. Участникам предлагается инсценировать сказку собственного сочинения, представленную в I этапе. Время – не более 3 минут.
Индивидуальная номинация «Юный сказочник». В номинации оцениваются авторские сказки ребят, имеющих склонности к литературному творчеству. Работы должны соответствовать теме «Сказки нашего города», просвещенной 120-летию г. Новосибирска. Иллюстрации в сказке не оцениваются. По результатам победители номинации приглашаются на итоговый праздник фестиваля, на котором пройдет награждение.
Заявки и работы на участие в номинации «Юный сказочник» принимаются с 1 по 20 февраля по форме
Автор работы, фамилия, имя | |
№ школы, класс | |
Название работы | |
Ф.И.О. классного руководителя | |
Контактный телефон |
Критерии оценки:
Каждый этап является конкурсным.
Оцениваются только детские работы по следующим критериям:
Коллективная номинация «Рисуя сказку»
I этап
- соответствие иллюстрации содержанию сказки;
- композиция;
- общее оформление работы;
- содержание сказки;
- оригинальность.
II этап
- качество выполнения предложенных заданий;
- точность и полнота ответов;
- умение взаимодействовать в команде.
Индивидуальная номинация: «Юный сказочник»
- содержание;
- оригинальность.
Внимание! От каждого класса принимается не более одной коллективной работы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"
Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...
Программа внеурочной деятельности. В мире сказок
Программа внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление. 1-4 классы....
Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир сказок"
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный мир сказок" для учащихся 4 класса...
Программа внеурочной деятельности "В мире сказок" 1-4 класс
Программа "В мире сказок" общекультурного направления составлена на 4 года по 1 ч в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год...