Программа внеурочной деятельности "Фестиваль сказок"
рабочая программа (2 класс) по теме

Андреева Ольга Станиславовна

Программа "Фестиваль сказок" для учащихся 3-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_festival_skazok.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа  внеурочной деятельности по общекультурному направлению

 «Фестиваль сказок»

Автор: Андреева О.С.

ГБОУ школа №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

2015 г.

Срок реализации программы 1 год.

Программа рассчитана на детей 7-8 лет – 2 класс

Занятия продолжительностью 35-45 мин проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год

Пояснительная записка

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Дети мало читают, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка «Фестиваль сказок» стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.

Особенностью данной программы является то, что дети, изучая сказки могут принять участие в районном проекте «Фестиваль сказок» и реализовать свои творческие способности.

Цель программы:

- подробное изучение литературного жанра – сказки;

- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;

- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.

Задачи программы:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание  культуры поведения.

Виды деятельности

  1. Слушание.
  2. Различные виды чтения.
  3. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
  4. Устный журнал, театрализация.
  5. Лепка из пластилина.
  6. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
  7. Конкурсы, викторины.
  8. Творческая работа: составление и сочинение сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Личностные  и  метапредметные  ожидаемые результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы

Регулятивные

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познаватель

ные

- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Планируемые результаты работы по программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

- популярные  народные  и авторские сказки;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Методическое обеспечение программы

1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

3. Использование интернет-ресурсов:

  1. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
  2. Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
  3. Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
  4. Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
  5. Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
  6. Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

4. Использование ресурсов видеотеки:

1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”

2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”

3) “Лесные сказки”

4) “Теремок” – сборник мультфильмов

5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6

6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34

Список используемой литературы:

  1. “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
  2. Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
  3. Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
  4. “Остров сказок” Сказки народов мира – Ташкент: “Ёш гвардия”, 1984
  5. Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
  6. “Родничок” Книга для внеклассного чтения в 1 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  7. “Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  8. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
  9. НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
  10. НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
  11. НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
  12. НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”

                                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Введение  в курс. Викторина по сказкам.

Сказки о животных. «У страха глаза велики», «Пирожок»

Знакомство с курсом «Фестиваль сказок».

Рассказывание, чтение, аппликация.

1

2

Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

3-6

Сказки В.Сутеева

(или сказки в рамках районного проекта)

Просмотр м/ф: «Дядя Миша», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Кот-рыболов»,  инсценирование, озвучивание.

4

7-8

Сказки о животных. «Чужие следы»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

Коллективное творчество: Иллюстрация сказки в рамках районного проекта «Фестиваль сказок»

2

9-11

Русская народная сказка «Заяц-хваста». Д.Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», «Серая Шейка»

Слушание, инсценирование, озвучивание мультфильма.

Сочинение авторских сказок. Участие в  районном «Фестивале сказок»

3

12-14

Сказки о животных в мультфильмах.

Просмотр м/ф «Беги, ручеек», «Медведь – липовая нога», «Как козлик землю держал», «Мы за солнышком идем». Рассказывание, иллюстрирование, инсценирование. Отгадывание кроссвордов.

3

15-16

Г.Скребицкий «Лесные путешественники»

Просмотр м/ф, иллюстрирование, подвижная игра «Шишки, желуди, орехи», аппликация.

2

17-19

Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

Участие в районной викторине по сказкам.

3

20-21

Волшебные сказки. «Молодильные яблоки»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

2

22-24

Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

3

25-26

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

2

27

Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. Разгадывание кроссвордов.

1

28-30

Приключения ребят в мультфильмах.

Просмотр м/ф «Варежка», «Дедушка и внучек», «Старая игрушка», «Сказка старого дуба», «Тимошкина елка». Придумывание мультфильма.

3

31-33

Сказки о дружбе: «Просто так», «Чьи в лесу шишки?», «Разные колеса», «Кто первый?», «Пластилиновый ежик»

Просмотр м/ф, обсуждение, озвучивание м/ф, работа в группах: создание книжек-малышек. Подготовка спектакля.

3

34

Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки»

Показ спектакля (по выбору детей)

1

Приложение

Положение о районном «Фестивале сказок»

для учащихся 2-4 классов

Цели и задачи:

  1. Выявление, развитие и реализация творческих способностей детей;
  2. формирование коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в коллективном деле;
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости;
  4. Социализация личности ребенка;
  5. Популяризация развивающих форм детского досуга.

Участники:

К участию приглашаются учащиеся 2-4 классов школ Кировского района

Время и порядок проведения «Фестиваля»:

Фестиваль проходит с февраля по апрель 2013 года

С 1 по 20 февраля прием заявок.

«Фестиваль» проводится в двух номинациях: коллективная «Рисуя сказку» и индивидуальная «Юный сказочник».

Сроки проведения «Фестиваля»

I этап – отборочный, февраль 2013 года;

II этап – март 2013 года;

III этап – апрель 2013 года.

Коллективная номинация «Рисуя сказку»

I этап.

Оценивается коллективное творчество класса или творческой группы по художественному оформлению сказки собственного сочинения. Пример работы: текст сказки + иллюстрации, или иллюстрации с подписями (комикс), или текст на иллюстрации и т.д.  Сказки должны отражать тему дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания.

Оформление работы может быть произвольным в формате не более А3.

Работы принимаются вместе с заявками с 1 по 20 февраля по форме

№ школы,  класс

Ф.И.О. кл. руководителя.

Контактный телефон

По итогам I тура команды, прошедшие во второй тур приглашаются на «Кругосветное путешествие по сказкам».

II этап.

Викторина «Кругосветное путешествие по сказкам».

К участию приглашаются команды учащихся 2-4 классов в составе 6 человек, прошедших отборочный этап.

III этап.

Итоговый праздник фестиваля, награждение победителей. Участникам предлагается инсценировать сказку собственного сочинения, представленную в I этапе. Время – не более 3 минут.

Индивидуальная номинация «Юный сказочник». В номинации оцениваются авторские сказки ребят, имеющих склонности к литературному творчеству. Работы должны соответствовать теме «Сказки нашего города», просвещенной 120-летию г. Новосибирска. Иллюстрации в сказке не оцениваются. По результатам победители номинации приглашаются на итоговый праздник фестиваля, на котором пройдет награждение.

Заявки и работы на участие в номинации «Юный сказочник» принимаются с 1 по 20 февраля по форме

Автор работы, фамилия, имя

№ школы, класс

Название работы

Ф.И.О. классного руководителя

Контактный телефон

Критерии оценки:

Каждый этап является конкурсным.

Оцениваются только детские работы по следующим критериям:

Коллективная номинация «Рисуя сказку»

I этап

  • соответствие иллюстрации содержанию сказки;
  • композиция;
  • общее оформление работы;
  • содержание сказки;
  • оригинальность.

II этап

  • качество выполнения предложенных заданий;
  • точность и полнота ответов;
  • умение взаимодействовать в команде.

Индивидуальная номинация: «Юный сказочник»

  • содержание;
  • оригинальность.

Внимание! От каждого класса принимается не более одной коллективной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"

Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...

Программа внеурочной деятельности. В мире сказок

Программа внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление. 1-4 классы....

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир сказок"

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный мир сказок" для учащихся 4 класса...

Программа внеурочной деятельности "В мире сказок" 1-4 класс

Программа "В мире сказок" общекультурного направления составлена на 4 года по 1 ч в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса  «В мире сказок» на 2022-2023 учебный год...