Творческий проект «Народный костюм Тульской губернии – источник истории»
проект (4 класс) на тему
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Истории народного костюма Тульской губернии посвящается наша исследовательская работа.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Истории народного костюма Тульской губернии посвящается наша исследовательская работа.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Истории народного костюма Тульской губернии посвящается наша исследовательская работа.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Истории народного костюма Тульской губернии посвящается наша исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект «Народный костюм Тульской губернии – источник истории» | 53.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народный костюм Тульской губернии – источник истории»
4 класс
Автор разработки Дурягина Ольга Константиновна учитель начальных классов МКОУ «Гремячевский ЦО» 2013 год
Актуальность проблемы
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Истории народного костюма Тульской губернии посвящается наша исследовательская работа.
Методический паспорт:
По уровню усвоения учебного материала – итоговый
По форме организации – групповой, индивидуальный
По срокам выполнения – среднесрочный
По результатам выполнения – комплексный (познавательный, творческий, информационно-поисковый, исследовательский).
По комплексности – межпредметный (окружающий мир, история, фольклор, литературное чтение, технология, живопись).
По характеру контактов - внутриклассный
Задачи исследования:
- Историческое значение народного костюма;
- Выявить какие функции выполнял народный костюм;
- Изучить какие предметы одежды использовались в обрядах и обычаях жителей с. Гремячее;
- Выяснить из каких элементов состоит тульский костюм.
Задачи и проекта:
- привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения тульского костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;
- выявить, какие функции выполнял народный костюм;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта;
- через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;
- воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело; • развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, внимание, речь; • формирование коммуникативных навыков.
Гипотеза исследования:
Знание художественных особенностей народного костюма, и связанных с ним обычаев и обрядов позволяет нам глубже понять историю родного края.
Этапы учебного проекта:
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап мотивационный (целеполагание, погружение в проект) | Формулирую проблему, ситуацию; формулирую цель, задачи. | Вхождение в проблему; вживание в ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта. |
2 этап основополагающий (планирование деятельности) | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов. | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов. |
3 этап прагматический (практически-деятельный) | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов. | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов. |
4 этап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности. |
5 этап итоговый (рефлексивно-оценочный) | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
1.Историки – краеведы Женский тульский костюм. Мужской тульский костюм. Народная одежда: традиции, обычаи.. 2. Художники. Тульский костюм глазами художников. 3. Этнографы. Русский фольклор (пословицы, поговорки, частушки, загадки об одежде)
усский костюм как исторический источник
"Чтобы понять русский народ, нужно одеть на себя однажды русский костюм. Тогда можно ощутить сложное, но доброе отношение русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открытость и жизнелюбие, сострадание к ближнему. Думаю, что в русском костюме заключено одно из звеньев разгадки русской души..."
Юлия Николаевна Хижняк, кандидат педагогических наук
Актуальность выбранной темы:
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой мы сможем совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта, работа над которым длилась месяц.
Ребята разбились на 3 группы. Каждая группа изучала определённую информацию и материалы по теме проекта:
1 группа - историки
2 группа - этнографы
3 группа - художники
К проекту наши художники подготовили рисунки, которые можно увидеть на выставке. Лена Шишко смастерила своими руками кукол в русских костюмах. Наши девочки с помощью мам сшили девичьи повязки на голову. Ребята собрали пословицы об одежде, загадки, составили кроссворд. Работали со словарями и нашли значения слов называющих одежду. Но кроме этого каждая группа приготовила творческий номер. Это танец, сценка и частушки. Работа была проделана большая. Сегодня мы хотим показать вам результат нашего проекта.
К сожалению, русскую традиционную одежду мы встречаем редко, мы как бы отошли от нее, и лишь старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, о родителях. Это памятники одежды. Их мы видим в нашем музее. Это костюмы Рязанской и Тульской губерний.
Начать мы хотим с фильма о народном костюме, который ребята сделали и озвучили сами.
Фильм «Поэзия русского костюма»
Иногда, по праздникам, люди обряжаются в старинную одежду, выходят на улицу, водят хороводы, поют песни. Давайте посмотрим танец в исполнении наших девочек Арины и Людмилы и полюбуемся красивыми народными костюмами.
(слайд 1 – 2 )
1 У. Интерес к изучению материала по русской одежде появился относительно недавно. Дело в том, что лишь в XIX в. родилась идея составления истории русской одежды.
По географическому признаку русский костюм подразделяют на две большие группы: северный и южный.
2У. Северный женский народный костюм или сарафановый комплекс. В его состав входят сарафан, рубаха, передник, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс, головной убор.
Южнорусский женский костюм или поневный комплекс, включает в себя поневу, рубаху до пят, наплечную верхнюю одежду (до талии), пояс-кушак, головной убор. Но девушки чаше носили сарафаны, а женщины – поневы.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.
К южнорусским губерниям относилась и Тульская.
( слайд 3- 4)
3У. Историческая справка.
Тульские Епархиальные новости 1892-1894 год. В документах А.Миловидова «Достопримечательные села Тульской губернии» мы находим описание жителей Гремячевского селения XIX века: «Физиономия Гремячего мало изменилась сравнительно с тем, как мы его знали лет 10 тому назад; те же слободы и церкви, те же особенности типа, говора и костюма, которыми так резко Гремячевская волость отличается от сел Тульской губернии. По чертам лица гремячевцы более подходят к малорусскому типу, но они большого роста и отличаются скорее подвижным неспокойным характером, чем флегматичным; они большие любители кулачных боев и вообще кулачной расправы. В Веневском уезде это самые выносливые полевые рабочие и лучшие рекруты. Большой рост составляет отличительную черту не только мужчин, но и женщин. У последних, кроме того, особенно бросаются в глаза некоторые особенности их костюма: высокая кичка на голове в виде рогов, вышитый и расшитый позументом лифт, или коцавейка, короткие брюки и белый балахон. Влияние Малороссии объяснимо, если мы вспомним, что в тридцатых годах XVII века в Гремячем поселилась целая слобода бежавших с юга казаков. От казачек костюмы могли войти в моду, а последующее положение Гремячего, не испытавшего на себе крепостного права, представляло все удобства для сохранения старинного костюма».
4У. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
(слайд 5- 7)
Женский крестьянский костюм
5 У. Рубаха – основа женского народного костюма. Отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой. Поверх рубахи одевалась понёва.
6 У. Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Размер клетки на понёве указывал, много или мало земли имеют крестьяне на селе.
7У. Различаются понёвы по покрою на глухие и распашные (открытые спереди или сбоку). Со временем глухая понева превратилась в юбку.
По низу понёвы обязательно украшались вышивкой, кружевом, блесткам. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь.
8У. Понёву разрешалось носить только девушкам, получившим статус невесты. Первое надевание этого элемента костюма связывалось с особым ритуалом. Родственницы девушки и подруги, в какой-либо великий праздник после обеда, собравшись, надевают на нее поневу. Девушка становилась на лавку или сундук, около которых старшие женщины стелили понёву, и прыгала в неё. Действо сопровождалось причитаниями и песнями. Потом все вместе выходят на улицу, чтобы показать всем через новый наряд в своей красавице невесту.
(Сценка- обстановка старинной русской избы: прялка, скамья, половик, мать и дочь вышивают)
1 подружка:
На горе - то стоит елочка, под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме, во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко, во правой руке - иголочку.
Она шила, красна девица, по атласной алой ленточке:
Шила девица приданое, да приданое немалое.
Девица: Стежок, еще стежок. Иголочка, не коли ты мои пальцы белые! Хочу закончить работу до прихода подружек своих. А вышивка моя обо всем расскажет: Линия прямая - Землица родная. Волнистая - водица, от бед хранительница. Вот елочка, зеленая иголочка, - символ жизни, символ рода, оберега для народа. Ромб и крест - солнце Ярило, всех теплом и ласкою одарило. Вот птица ясная, опереньем красная, символ счастья моего...Ой, да что это я разговорилась! (в окно) Вон ужо подружки идут (к залу). Сегодня меня в поневу - то обряжать будут!
Стук в дверь. Входят подружки. Здравствуйте вам. Тетя Матрена, (к матери) а ваша Алена пойдет сегодня на ярмарку?
Мать: Пойдет, пойдет. Вот как раз к празднику мы ее в поневу обряжать будем. Так что проходите, гостьями будете. И костюм готов. Целу зимушку трудилась, да ночку летнюю дорабатывала. Ну, дочка, показывай работу подружкам своим.
(Девица подносит вышитый передник, подруги рассматривают)
1-я подруга: Красотища - то какая!
2-я подруга: А стежки - то ровненькие!
1-я подруга: Ну и мастерица ж ты, подруженька! Руки - чистое золото! Завидная ты невеста!
Мать: Ну, пора обряд свершать!
(Рассматривает на полу поневу. Дочь ходит взад - вперед по лавке.)
Мать: Спрынь, спрынь, девонька, в вечное рабство, в вечную кабалу.
Дочь: Не спрыну.
Мать: Спрынь, спрынь, девонька, в вечное рабство, в вечную кабалу.
Дочь: Не спрыну.
Подруги: Спрынь, спрынь, подруженька!
Дочь: Не спрыну.
Мать: Спрынь, спрынь, девонька, в вечное рабство, в вечную кабалу.
Дочка прыгает в расстеленную на полу поневу. Мать поднимает и обвязывает вокруг талии поневу, надевает запон.
Мать: Ну, теперь ты у нас взрослая, хозяйкой стала.
Дочь: Мама, теперь я пойду на ярмарку?
Мама: Иди, иди, пускай все на твой труд полюбуются, да порадуются.
(уходят)
(слайд 8)
9У. Поверх рубахи и панёвы надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, а вместе сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Спинка была укорочена. «Занавески» могли носить только после свадьбы и по достижении женщиной 50-летия. Незамужняя девушка повязывала на талию фартук.
(слайд 9)
10У. Навершник – это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали.
(слайд 10) 11У. Тульские женщины носили различные украшения: браслеты, серьги, височные кольца которые они подвешивали к головному убору. Любили носить и бусы сделанные из различного материала, особенно нравились бусы сделанные из бисера разных цветов.
12У. Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс(показывают). Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. В народе говорили, что без пояса ходить грех.
(слайд 11) 13У. И, наконец, головные уборы. Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было судить о возрасте, семейном положении женщин. Только молодая незамужняя девушка могла ходить с косой. Замужняя женщина убирала волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора. Отсюда пошло выражение - “опростоволосилась”.
14У. Платок ( убрус), шаль, полушалок- распространенные головные уборы. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» - концами назад. Головные уборы четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:
-кокошники, ленты, венки ( девичьи).
- сорока, повойник, кичка(кика) (женские)
(слайд 12) 15У. Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани . Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
(слайд 13) Голову покрывали шапкой из серого войлока.
Со 2-й половины XIX в. широко распространен картуз. Зимой носили ушанку
(слайд 14) 16У. Ноги обували в лапти или в сапоги, в зимнее время носили валенки. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в летнее время года. Лапти плели из вязового или липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста). Новые, только что сплетённые лапти в паре не отличались левый от правого. Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».
17У. Крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Зажиточные крестьяне к концу XIX в. ходили в смазанных дегтем кожаных сапогах с голенищами в складку, а сельские богачи носили лакированные сапоги с жесткими голенищами в форме бутылок. |
18У. Вязаные чулки носили обычно до колен. Вязали чулки, как правило, из белой и черной шерсти, часто без пятки. Сейчас предлагаем загадки, которые собрал Дима Крайнев. |
1-я загадка: Раньше в поле я росла
И травинкою была
Меня создали ткач и пряха
Называюсь я... (рубаха)
2-я загадка: Я одежду охраняю,
Чистоту я соблюдаю,
Я хозяйку украшаю,
Красотой всех привлекаю:
Вышивка отделке в тон.
Называюсь я... (запон)
3-я загадка .
Шерстянное полотно
Вкруг талии обведено.
Узор вьется по подолу
Называется... (понева)
4-я загадка.
Надену – ободом сведет,
Сойму – змеей упадет.
Тепла не дает,
а без него холодно
(пояс)
5-я загадка
Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)
6-я загадка.
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу.
(шапка)
III. Закрепление знаний.
Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди достают листочки, показывают на помощнице названные части костюма.
Презентацию нашего проекта закончим на веселой ноте. Частушки!
Как надену я рубаху
И понёву синюю.
Вы такую девочку
Не сыщете красивую.
2. Я гремячевска девчонка
Голубые глазки.
На мне нова одежонка,
Словно я из сказки.
3.Гремячевски девчонки
Очень весело живут.
В своих новеньких нарядах
Никогда не пропадут.
4.Я Леночка бедовая
На мне сорока новая .
Рубашечка атласная
Какая я прекрасная.
5.Я девчонка озорная,
На мне рубаха расписная.
Сорока золоченая
И юбочка парчовая.
6 Гремячевские девочки,
Девочки - припевочки.
Сарафаны новые
И сами чернобровые.
7.Высока сорока,
Вышита рубаха
Клеточки на юбочке
У девчонки - Людочки.
8. Я надену армячок,
Ещё, шляпу на бочок.
И гремячевски девчата
попадутся на крючок.
(слайд 15) Заключение. Всем известно, что чем крепче корни, тем красивее дерево, тем могучей его крона. У народа корни – это его обычаи и традиции. Если потомки помнят и чтят обычаи, значит народ не исчезнет, а живет и развивается. Сегодня мы с вами показали презентацию нашего проекта «Русский костюм – как исторический источник». Всё это помогло нам окунуться в прекрасный мир русской старины, познакомиться с обычаями и обрядами наших предков. Давайте хранить народные традиции не только в памяти или на специальных мероприятиях ,но и в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему " История народного костюма"
вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...
Педагогический проект "Народные традиции - моя культура, моя история"
Творческий проект педагога. Цель проекта: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа....
История народного костюма
Предоставлен материал, который раскрывает секрет одежды наших предков...
Творческий проект "Стилизованный костюм сибирской татарки"
Творческий проект "Стилизованный костюм сибирской татарки"...
Проект Народные традиции – моя культура, моя история
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.Участники проекта:обучающиеся(7-11 лет), учителя, родители, жители города, района....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭЛЕМЕНТЫ ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ КОСТЮМА КОМАРИЧСКОГО РАЙОНА»
Русский народный костюм является одним из источников изучения истории и традиций русского народа. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Недаром говорит...
Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"
Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...