Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_rabochaya_programma.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №____ от___________ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Борская СОШ» ____________/Н.Л.Егорова / Приказ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Азбука общения
(класс-комплект)
Учитель начальных классов
Соболева Елена Анатольевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность темы: Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным
Начальные классы школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности.
Большие изменения происходят и в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.
Младший школьный возраст – уникальный, самоценный этап развития ребенка. «Особость» этого этапа в том, что здесь в полной мере завершается построение психической и социальной индивидуальности ребенка, определяется его место среди окружающих людей.
Участвуя в коллективном взаимодействии, ребенок приобретает опыт выбора более верного, подходящего вхождения в жизнь общества. В коллективе происходит взаимопсихокоррекция, а это мощное средство для успешной адаптации детей к школе, преодоления трудностей адаптационного периода и компенсации негативных влияний микросреды на младших школьников. Дети, объединенные в деятельный коллектив, развиваются гораздо быстрее, приобретают самостоятельность, приобщаются к культуре поведения, познают и признают законы общества, становятся личностью со своим мнением и чувством уважения мнения других, приобретают навыки управления собой.
Данный цикл занятий призван оказать первоклассникам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
Приобретенный в тренингах опыт станет для участников профилактикой трудностей адаптационного периода.
Безусловно, чувство коллективизма и чувство принадлежности к группе или какой-либо социальной общности будет в дальнейшем способствовать развитию высоких личностных и гражданских качеств учащихся.
Цель: Формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения.
Задачи:
1. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
2. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на метод сопереживания.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
5. Освоение детьми речевыми средствами общения.
6. Коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Методы работы: На занятиях используются: сказкотерапия, изодеятельность, ролевые и подвижные игры, беседы, развивающие упражнения или игры, психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций.
Эти занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. Они помогут понять детям, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Оборудование и материалы: карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, ватманы, альбомы для рисования, цветная бумага, магнитофон, диски с фоновой музыкой; иллюстрации.
Основные ценностные ориентиры содержания курса:
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования чувства прекрасного и эстетических чувств.
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
— формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей
Планируемые результаты:
Система занятий курса будет способствовать развитию личностных качеств учащихся:
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Курс внеурочной деятельности «Азбука общения» включается в основной учебный план в раздел внеурочной деятельности и выполняет функцию дополнительного образования. Курс направлен на развитие коммуникативных навыков учащихся; приобщение к нравственным ценностям народа как первооснове человека (добро, любовь, истина, красота).
Общая характеристика курса:
Программа представляет собой 34 занятия. Занятия проводятся в течение всего года один раз в неделю. Организация группового процесса проходит в виде игры, занятия объединены общим сюжетным содержанием. Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает первоклассникам легче адаптироваться в школе, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Музыкальный фон способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. Опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется.
Структура занятий:
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.
I. Разминка
Цели:
- Создание положительного настроя в группе.
- Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Тактильное соприкосновение друг с другом.
- Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.
II. Основная часть
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, сказки направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
III. Заключение
Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Основное содержание курса:
Программа включает в себя следующие разделы:
- Мир познания.
- Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»).
- Как мы видим друг друга (формирование навыков общения со сверстниками).
- Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер).
- Умение владеть собой (желаемое и возможное).
- Культура общения (этикет)
Система занятий будет способствовать формированию универсальных учебных действий:
1.Личностных:
- личностное и жизненное самоопределение; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я».
- Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
- нравственно-этическая ориентация (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
-формирование моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
2. Регулятивных:
- Контроль и оценка своих действий, умение вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3. Коммуникативных:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Тематическое планирование
№ | тема | Содержание деятельности | ||
1. | Ориентировочное. Времена года (общение с природой) | 1.Умение различать изменения природы в разные времена года. 2.Умение говорить о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы. 3.Умение видеть и отличать плохое и хорошее. | ||
2. | У природы нет плохой погоды (общение с внешним миром) | 1.Умение понимать и оценивать природные явлени, их влияние на эмоц. состояние человека. 2.Умение передавать своё эмоц. состояние в мимике в жестах. 3.Умение находить радостное и хорошее в любом состоянии природы. | ||
3. | Мои умные помощники (глаза, уши, руки, нос) | 1.Умение понимать роль органов чувств. 2.Умение понимать эмоциональное состояние собеседника по мимике, жестам 3.Соблюдение правильной осанки при общении. | ||
4. | Язык жестов и движений | 1.Умение различать различные эмоциональные состояния собеседника по мимике, жестам. 2.Изучение различных выразительных движений. | ||
5. | Язык чувств (наши эмоции) |
| ||
6. | Кто такой «Я» (мой автопортрет) |
| ||
7. | Я сам (ощущение собственной значимости) |
| ||
8. | Я хочу (мои чувства и желания) |
| ||
9. | Наша дружная семья (взаимоотношения с родными) |
| ||
10. | Мой класс – наш класс! Правила поведения группы |
| ||
11. | Права и обязанности каждого человека |
| ||
12. | Я и другой : мы разные. (умение общаться) |
| ||
13. | Мой дракон и Дракоша.. (у каждого есть положительные и отрицательные качества) |
| ||
14. | Умение видеть хорошее. Умение сотрудничать |
| ||
15. | Дружба (давай никогда не ссориться) |
| ||
16. | Игра «Путешествие на остров «Дружба» |
| ||
17. | От улыбки станет всем светлей. |
| ||
18. | Что такое хорошо и что такое плохо (поступки) |
| ||
19. | Давай попробуем не ссориться (выход из трудной ситуации) |
| ||
20. | Пойми меня. Навыки взаимодействия | 1.Формировать у учащихся умение понимать друг друга. 2.Развитие навыков группового общения 3.Закрепление мотивов сотрудничества. | ||
21. | Я в глазах одноклассников. Конфликты. Как избежать конфликтной ситуации.. | 1.Развитие навыков конструктивного взаимодействия. 2.Развитие навыков рефлексии. 3.Поддержание благоприятного фона. | ||
22. | Дурные привычки |
| ||
23. | Как поступить (Умей контролировать свои поступки) |
| ||
24. | Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? |
| ||
25. | Секрет волшебных слов. |
| ||
26. | Когда без извинения не обойтись. |
| ||
27. | Давай поговорим. (Умение слушать собеседника) |
| ||
28. | Ситуация просьбы и как отказать, чтобы не обидеть. |
| ||
29. | Телефон. |
| ||
30. | Маленькие рыцари и дамы. (формирование мужественности и женственности) |
| ||
31. | Дружба мальчиков и девочек (общение полов) |
| ||
32. | Игра «Новоселье» | 1.Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации игры; | ||
33. | Игра «Вместе весело шагать…» |
| ||
34 | Итоговое занятие |
|
Литература:
1.Котова Е.В. «В мире друзей. Москва - 2007.
2.Киладзе Н.В., Катаева Е.И. Воспитание детского коллектива. Волгоград – 2008
3.Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва - 2005
4.Меттус Е.В. Комплексное сопровождение развития учащихся. Волгоград – 2007
5.Рудякова О.Н. «Психологическая поддержка младших школьников. Волгоград – 2008
6.Савченко М.Ю., Л.А.Обухова Формирование коллектива класса. М.-2006
Сайт: www.uchkopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....