Открытый урок на тему "Милосердие"
классный час (4 класс) на тему

Метлицкая Елена Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  классного часа: «Милосердие – зеркало души человека»

                 

   Цель: 

 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на                                                                                                                                                                                                              помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

 

  Задачи:

  1. Помочь  учащимся  раскрыть содержание понятия «милосердие».          

  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

  3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.          

    На доске

  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

  Учитель. Добрый день, ребята!  Меня зовут ….. классный час с песни.

    Звучит песня город 312 «Обернись». Слайд 1

 Как вы думаете, о чем эта песня?

Подвести к милосердию Слайд 2

-Как вы думаете, что оно обозначает?

- Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?

На столе у вас листочки с определением слова «милосердие» из разных словарей, прочитайте…

  • МИЛОСЕРДИЕ — МИЛОСЕРДИЕ.  Готовность помочь кому-нибудь  или простить кого-нибудь  из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными …   Толковый словарь Ожегова
  • МИЛОСЕРДИЕ —  Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие. Сестра милосердия Толковый словарь русского языка Кузнецова

МИЛОСЕРДИЕ — Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. Педагогический словарь

что общего у этих слов…

Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет, о сердце, в котором живёт доброта. Миловать сердцем

- Были ли в вашей жизни люди, которые в трудную минуту проявили к вам милосердие, отнеслись к вам по-человечески?

- Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердие?

- Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

- А где рождается милосердие? - (В сердце человека).

- (Ответы).

Учитель: Давайте на минуту окунемся в русский язык, приведите слова синонимы,  близкие по значению к слову «милосердие».  Составление солнца «милосердия»

Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это Сердобольность -тот, кто испытывает сочувствие чужому горю, несчастью.

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление  делать добро другим.

Человеколюбие любовь к людям, гуманность.

Радость - Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

Жалость-сострадание, соболезнование

Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь   несчастьем, горем.

 Слайд 3

                       

 Я хочу прочитать вам сказку:

Два облачка Слайд 4

Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.

– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.

– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

[?] – Что вам больше понравилось: сочувствие и жалость белого облачка, или милосердный поступок серого облачка?

– Что труднее: сочувствовать и жалеть или помогать и поступать милосердно?

– Сострадание – хорошее или плохое качество? (Очень хорошее, но его часто бывает мало для того, чтобы помочь).

 На столе различные ситуации

Ситуация1

У вас есть лучший друг. Он не сделал домашнее задание. Вы дали ему его списать. Правильно ли вы поступаете?

 А результат - он не научился решать задачу.

 

Ситуация 2

Вы гуляете с огромной собакой и вдруг замечаете, что кто-то из ваших друзей  мучает бездомную дворнягу. Как вы поступите:

•   спустите собаку на хулиганов;

•   отберете дворнягу;

•    не обратите внимания на садистов;

•   сделаете замечание и, повернувшись, уйдете.

Ситуация 3

Вы сотрудник ГИБДД. На ваших глазах ветеран войны на стареньком «Москвиче» нарушил Правила дорожного движения. В этой ситуации вы:

•  составите протокол и отберете права у владельца;

*  молча, отпустите нарушителя;

*  проведете воспитательную беседу.

Ситуация 4.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
-Мама? – удивилась девочка.
-Нет!
-Ну, тетя? Или знакомая?
-Да нет же, нет! – улыбаясь, ответил мальчик. – Это просто старушка!
Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
Чему научил вас этот случай? ( Быть добрым, помогать тем, кто в этом нуждается).

Ночь приближалась наготове,

День выпить жадными губами,

Богобоязненный торговец

Свою тележку вёз с хлебами.

 От голода иссохший путник,

Молил куска рукой дрожащей,

Взор остывающий и мутный

Тянулся к запахам манящим.

 

Хозяин внял его стенаньям,

Открыл к спине прижатый короб,

Перебирая пропитанье,

Обозревал притихший город.

 

«Вот каравай – однако, чёрствый,

Не раскусить его бедняге,

И помощь будет бутафорской,

А я настроен сделать благо!»

 

Копнул поглубже, булку вынул:

«Не хороша, с горелым низом,

Но нищий в этом не повинен,

Не должен мною быть унижен»

«Ну, наконец, пирог с изюмом,

Прими в подарок на дорогу…»

Вы скажете: «Рассказ придуман,

А путник наш откинул ноги!»

Когда стремленьями охвачен,

Клокочет в сердце милосердье,

Не затяни с добра раздачей

Гласит нам мудрое поверье!

Слайд 5

Говоря о милосердии, я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия».  Это они  в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги. В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна.

 В 1904 году после  начала  русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

  В ночь с 17 на 18 июля 1918 года во время гражданской войны,  к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в  числе  пленников  была  и  Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто  сопротивлялся,  того  расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом  нашли   человека   с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы.  Так  она  могла  откликаться  на  чужую  боль.

 «Сестра милосердия» символом милосердия является  белый голубь или белый цветок, сестер милосердия даже называли «белые голубки». Как вы думаете, почему именно белый?

 В природе есть солнце. Оно светит всем и добрым, и злым,  и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. На столе слова. Нужно из этих строчек  составить стихотворение.

 Помните:                   Добрые слова – корни.                       

                                    Добрые мысли – цветы.

                                    Добрые – дела плоды.

                                   Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

 

- Нужно ли милосердие сегодня?

- (Ответы).

- Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

 Однажды замечательного хирурга, доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".

6. Релаксация. Слайд 6

Упражнение  «Частичка сердца для тебя - А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия  и доброты?
- В сердце человека.
- У каждого из вас есть  «сердечко». В течение 3 минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие.

- Ребята встаньте в круг.  

Учитель проходить с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие.

- Вот мы и сложили  большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Давайте его запустим, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.

Запуск шарика, со словами учителя: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

Вопросы и задания для беседы: 

  • Как вы думаете, почему раньше медсестра называлась сестрой милосердия?
  • Когда людям больше всего нужно милосердие и сострадание?
  • Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?
  • Как научить свое сердце дарить людям милосердие?
  • Может ли твое сердце болеть от чужой беды?
  • Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

Мультфильм «ПРОСТО ТАК»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....