РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика. Логика" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика. Логика» составлена на основе программы из сборника: Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности. 1 – 4 классы. В двух частях. Часть 1 и часть 2. / Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ профессор Р.Г. Чуракова – Москва: Академкнига/ Учебник, 2011.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Так внеурочная деятельность общеинтелектуального направления «Занимательная математика. Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Цели программы:
- расширение информационной картины мира учащихся;
- изучение окружающего мира математическими средствами;
- развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления);
- воспитание инициативности, самостоятельности, предприимчивости;
- развивать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности.
Задачи:
- создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;
- обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
- развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
- сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Рабочая программа «Занимательная математика. Логика» рассчитана на 1 год (89 часов) занятий с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра, творческий отчет, конференция;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 3-и классы – 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.
Воспитывающий аспект – это воспитание системы межличностных отношений.
Внеурочная работа предусматривает поиск необходимой информации в справочниках, книгах, детских журналах, газетах, на электронных носителях, в Интернете.
Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя, библиотекарь, родители школьников.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов:
Личностные:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
Основное содержание для 3 класса
№ п/п | Перечень разделов | Содержание разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Свойства, признаки и составные части | Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. | 10 | 3 | 7 |
2. | Сравнение | Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры | 5 | 5 | |
3. | Комбинаторика | Перестановки. Размещения. Сочетания. | 6 | 1 | 5 |
4. | Действия предметов | Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий. | 7 | 2 | 5 |
5. | Элементы логики | Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания | 12 | 3 | 9 |
6. | Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток | 7 | 1 | 6 |
7. | Развитие творческого воображения | Составление загадок, чайнвордов, ребусов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов» | 14 | 14 | |
8. | Практический материал | Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Математические ребусы. Математические цепочки. | 18 | 18 | |
Всего | 89 | 10 | 79 |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Дата |
Входной тест. | 1 | |||
Признаки предметов. | 1 | |||
Закономерности в чередовании признаков. | 1 | |||
Классификация. | 1 | |||
Классификация по какому-то признаку. | 1 | |||
Сравнение предметов по признакам. | 1 | |||
Тест «Сравнение». | 1 | |||
Состав предметов. | 1 | |||
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 | |||
Найди отличия. | 1 | |||
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | |||
Комбинаторика. | 1 | |||
Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 | |||
Путешествие в прошлое. Как появились числа. | 1 | |||
Путешествие в прошлое. Старинные единицы длины. | 1 | |||
Решение старинных задач. | 1 | |||
Путешествие в прошлое. Старинные единицы веса. | 1 | |||
Решение старинных задач. | 1 | |||
Путешествие в прошлое. Старинные единицы вместимости. | 1 | |||
Решение старинных задач. | 1 | |||
Путешествие в прошлое. Как появился календарь. | 1 | |||
Магические квадраты. | 1 | |||
Математические ребусы. | 1 | |||
Составление математических ребусов. | 1 | |||
Математические цепочки. | 1 | |||
Составление математических цепочек. | 1 | |||
Решение логических задач. | 1 | |||
Составление логических задач. | 1 | |||
Математические задачи в стихах. | 1 | |||
Составление математических задач в стихах. | 1 | |||
Решение олимпиадных задач. | ||||
Функциональные признаки предметов. | 1 | |||
Симметрия. | 1 | |||
Симметричные фигуры. | 1 | |||
Симметрия на клетчатой бумаге. | 1 | |||
Построение симметричных фигур. | 1 | |||
Геометрические загадки. | 1 | |||
Плоские геометрические фигуры. | 1 | |||
Объемные геометрические фигуры. | 1 | |||
Решение геометрических задач. | 1 | |||
Логическая операция «и». | 1 | |||
Координатная сетка. | 1 | |||
Решение логических задач и задач-шуток. | 1 | |||
Математический КВН. | 1 | |||
Окружность. | 1 | |||
Построение окружности. | 1 | |||
Деление окружности на равные части. | 1 | |||
Результат действия предметов. | 1 | |||
Обратные действия. | 1 | |||
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | |||
Тест «Отношения». | 1 | |||
Порядок действий. | 1 | |||
Последовательность событий. | 1 | |||
Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 1 | |||
Составление загадок. | 1 | |||
Составление чайнвордов. | 1 | |||
Составление математических ребусов. | 1 | |||
Множество. Элементы множества. | 1 | |||
Классификация по одному свойству. | 1 | |||
Тест «Классификация». | 1 | |||
Способы задания множества. | 1 | |||
Сравнение множеств. | 1 | |||
Отношения между множествами. Объединение. | 1 | |||
Отношения между множествами. Пересечение. | 1 | |||
Отношения между множествами. Вложенность. | 1 | |||
Решение задач с использованием понятий о множествах. | 1 | |||
Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» | 1 | |||
Деление окружности на равные части. | 1 | |||
Деление окружности на равные части с помощью циркуля. | 1 | |||
Выражения и высказывания. | 1 | |||
Высказывания со связками «и», «или». | 1 | |||
Отрицание. | 1 | |||
Причина и следствие. | 1 | |||
Причинно-следственные цепочки. | 1 | |||
Закономерность в числах и фигурах. | 1 | |||
Закономерность в буквах и словах. | 1 | |||
Решение логических задач и задач-шуток. | 1 | |||
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. | 1 | |||
Последовательность событий. | 1 | |||
Последовательность действий и состояний в природе. | 1 | |||
Истинные высказывания. | 1 | |||
Ложные высказывания. | 1 | |||
Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). | 1 | |||
Логические упражнения. | 1 | |||
Логические цепочки | 1 | |||
Математические ребусы. | 1 | |||
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. | 1 | |||
Итоговый тест. | 1 | |||
Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
- 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
- мальчик, девочка, бабушка - … .
- сметана, кефир, майонез - … .
- Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
- дуб, баобаб, береза, осина - … .
- предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
- Вверх – вниз
- Говорил - …
- Думать – размышлять
- Ломать - …
- Брюки – штанина
- Рубашка - …
- 1 2 3 – 2 3 4
- 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
3 класс
Тест «Классификация»
- Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
- Коза, корова, лось, лошадь - … .
- в, з, ш, д - … .
- Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
- Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
- Добрый, жадный, честный, голодный - … .
- Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
- Ель ромашка шиповник
- Клен ландыш смородина
- Береза колокольчик сирень
- Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
- Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
- Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
- Исправь ошибки в классификации.
- Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
- Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
- Водоемы делятся на океаны и моря.
- Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
- Люди делятся на детей и взрослых.
- Машины делятся на грузовые и легковые.
- Год делится на зиму, лето, осень, весну.
- Горы делятся на старые и молодые.
- Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
- Час состоит из минут и секунд.
3 класс
Тест «Сравнение»
- Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
- Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
- Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
- Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
- Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
- Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
- __________;
- __________;
- __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
3 класс
Тест «Отношения»
- Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
- Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
- Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
- 8, 17, 24, 32, 2;
- Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
- _____________;
- _____________;
- _____________ .
- Укажи родовое понятие:
- Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
- Пятиугольник, круг, квадрат;
- Пчела, муха, бабочка;
- Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________ .
- Заполни таблицу.
Род | Виды | ||
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
- Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
- быстрая, бурная, горная, … .
- крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
- летняя, теплая, звездная, … .
- меткая, поучительная, мудрая, … .
- Вычеркни неверные сравнения.
- У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
- Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
- В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
- Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
- Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1 | 2 | 3 |
- Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
- Дай группе слов родовое понятие.
- Яблоко, желудь, шишка - … .
- Тополь, кошка, мухомор - … .
- Шелк, ситец, вельвет - … .
- Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
- Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
- Составь определение.
Чемодан – это … .
- Напиши противоположное понятие.
- Замерз - … .
- Огорчить - … .
- Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
- Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
- Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
Учебно-методическая литература для учителя
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М. Ю. Демидова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. /Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига /Учебник. 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /В.Г. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 2010.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2013 г.
Литература для учащихся
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"
Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
предназначена для учащихся общеобразовательных школ...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки математики" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки математики", 3 класс...