Родительское собрание "Родительский авторитет и его влияние на развитие личности ребёнка"
материал (4 класс) на тему

Астафьева Елена Владимировна

Архив содержит конспект родительского собрания и презентацию, сопровождающую его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_teme_roditelskiy_avtoritet.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание                     Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка

Астафьева Е. В., учитель начальных классов

МОУ Ветлужской школы №1, сентябрь 2015 год

Цель собрания:

Убедить родителей в том, что истинный авторитет необходим для того чтобы помочь ребенку развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком.

Задачи собрания:

  1. Образовательные: формировать у родителей психолого-педагогические знания о ложных и истинных типах родительского авторитета.
  2. Воспитательные: установить дружелюбные отношения между учителем и родителями, родителями и детьми.
  3. Информационные: дать рекомендации по формированию истинного авторитета родителей.
  4. Специальные: выявить положительный опыт семейного воспитания, оказать психологическую помощь родителям.

Участники собрания: 

классный руководитель, родители учащихся класса, школьный психолог.


         Подготовительная работа:

  • Изучение психолого-педагогической литературы. Подготовка педагогических ситуаций. Подготовка мультимедийной презентации.
  • Совместная подготовка к собранию учителя и школьного психолога.
  • Приглашение родителей на собрание.
  • Анкетирование учащихся (см. Приложение 1).
  • Анкетирование родителей (см. Приложение 2).
  • Разработка памяток «Авторитет – основа воспитания», Свод законов истинной родительской любви  (см. Приложение3, 5).
  • Оформление классной комнаты: расстановка столов для групповой работы, подготовка материалов для работы в группе (см. Приложение 4).
  • Предварительное проведение конкурса детских рисунков «Моя семья», оформление выставки в классной комнате.

*В презентации могут быть вставлены слайды с результатами анкетирования учащихся и их родителей.

Ход собрания

Истинный авторитет есть не что иное, как истина,                изысканная силой разума.

Иоанн С. Эриугена

  1. Организационная часть.    

В классной комнате оборудуются рабочие места для четырех микрогрупп. Родители занимают место за одним из столов по своему желанию.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы. (слайд 1)

  1. Сообщение классного руководителя по теме собрания.

(слайд 2) Авторитет – это психологическое состояние личности, которое складывается из осознания своих возможностей и понимания того, что ожидают от вас окружающие. Рост авторитета нередко рассматривается как собственная победа, а его потеря – как личная трагедия. Отец и мать в глазах ребенка обязательно должны иметь авторитет. Но откуда он берётся, как организуется? Ведь очень часть приходится слышать вопрос: что делать, если ребенок не слушается? А это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Некоторые склонны думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, нередко авторитет организуется на ложных основаниях.  Так случается, когда родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались – и это единственная цель. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания, ради самого послушания. Если дети послушны, то родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. (слайд 3)

Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня. Давайте рассмотрим различные типы ложного авторитета.

(слайд 4) Авторитет подавления

Это самый страшный тип авторитета. Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка. Такой авторитет ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного родителя, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни, мстящие за подавленное детство.

(слайд 5) Авторитет расстояния

Есть такое отцы, да и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид авторитета в некоторых старых интеллигентных семьях. Здесь сплошь и рядом у отца отдельный кабинет, из которого он показывается изредка. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения передает через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в введении бабушки или няни. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы.

(слайд 6) Авторитет чванства

Это особый вид авторитета расстояния, но более вредный. У каждого человека есть заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают это на каждом шагу, показывают и своим детям. Дом они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к другим людям. Бывает очень часто, что пораженные таким авторитетом, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа-начальник, мой папа – командир и т. П. В этой атмосфере высокомерия важный папа не может разобраться, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-то особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – всё это даёт основание для чванства, для отдаления остальных людей и от своих собственных детей.

(слайд 7) Авторитет педантизма

В этом случае родители обращают внимание на детей, больше работают с ними, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего бояться, как бы дети не подумали, что папа или мама ошиблись, что родители люди не твёрдые. Если, например, папа считает, что завтра будет плохая погода и гулять нельзя, то какая бы тогда ни была на следующий день, он не изменит своего мнения. На каждый день хватает для такого папы или мамы дела, в каждом движении ребенка такие родители видят нарушения порядка и законности, каждый день они пристают к ребенку с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

(слайд 8) Авторитет резонерства

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов в шутливом тоне, родитель усаживает его напротив себя и начинает скучную назидательную речь. Такие родители уверены в том, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В таких семьях всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей стать непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

(слайд 9) Авторитет любви

Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают «Значит, ты папу (маму) не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часть мать при детях рассказывает другим людям: «Он страшно любит папу и меня, он такой нежный ребенок…» Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходит много важных мелочей семейного воспитания. Ребенок должен все делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. И начинает это происходит постоянно, уже безо всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все другие люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

(слайд 10) Авторитет доброты

Это самый неуемный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, не излияниями, а уступчивостью, мягкостью и добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

(слайд 11) Авторитет дружбы

Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, очень хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится наблюдать иногда среди интеллигенции. В таких семьях дети называют отца и мать по имени, потешаются над ними, грубо обрывают их, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может идти и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никая дружба невозможна без взаимного уважения.

(слайд 12) Вывод: Авторитет необходим в семье. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.  Строгость в воспитании предполагает сочетание высокой родительской требовательности с уважением к ребёнку как к развивающейся личности.

(слайд 13)  Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А Сухомлинский видел “… в неумении родителей пользоваться родительской властью; Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого ребёнка, и с тончайшим своим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы”.

  1. Сообщение школьного психолога по теме собрания.

Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом. Если родители делают дело честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких других оснований и тем более придумывать нечего искусственного. В чём же заключаются корни родительского авторитета? Прежде всего, родители должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и не хочет их ребенок. Родители должны знать с кем он дружит и играет, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Как он учится в школе, как он относится к школе, к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это всё родители должны знать с малых лет ребенка. Они не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, а должны их предугадывать и предупреждать. Всё это нужно знать, но это не значит, что родители могут преследовать ребенка постоянными и надоедливыми расспросами, назойливым шпионством. С самого начала надо так поставить дело, чтобы дети сами рассказали о своих делах, чтобы им захотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в родительском знании. Иногда родители должны пригласить к себе товарищей сына или дочери, иногда сами побывать в той семье, где живут эти товарищи.

(слайд 14) Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям, к их жизни. Если у родителей будет такое знание и такое внимание, это не пройдет незамеченным для детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это. А значит, есть только два правильных авторитета: авторитет знания и авторитет помощи.

В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи и совете. Родительская помощь не должна быть навязчива. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому преодолевать трудности. Но он должен чувствовать присутствие родителей рядом с ним, разумную заботу о нём, страховку, и, в то же время знать, что родители не снимают с него ответственность. Линия ответственности является важной чертой родительского авторитета. Ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что ещё много не знают и им нужно этому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, не боясь этой ответственности.

Итак, для подлинного авторитета родителям необходимо:

  • добросовестно относиться к своему труду;
  • расширять свой кругозор;
  • создавать нормальную атмосферу в семье, когда все её члены с удовольствием и радостью собираются после трудового дня вместе;
  • проявлять высокую требовательность к себе и окружающим (требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним);
  • иметь единство требований к детям со стороны всех старших членов семьи; не прощать плохие поступки детей.

(слайд 15) «Ворчанием наскучишь, примером научишь». «Добрый пример лучше ста слов». «Пример лучше правила». Такие мудрые народные изречения выражают педагогическую правду, ибо они плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений.

В семейном воспитании, пока дети в младшем школьном возрасте, пример как метод воспитания занимает ведущее место. Маленькие мальчики и девочки с удовольствием копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Если понаблюдать за играющими детьми, то можно увидеть в их играх многое из окружающей жизни, увидеть, как великолепно подражают они взрослым, их поведению, разговорам.

Процесс подражания требует целого ряда психологических условий. Для ребят младшего возраста, пожалуй, самыми важными являются три:

  • любовь к человеку, которому они хотят подражать;
  • превосходство опыта, знаний умений у того, с кого они хотят в чём-то брать пример;
  • привлекательность и доступность того, что они будут копировать.

Пока дети маленькие, удовлетворять этим условиям в семье нетрудно. Они видят в родителях защиту, опору, нуждаются в их ласке беспрерывном внимании и благодарят за всё это искренней детской любовью.

Раз человек взрослый – значит, он всё знает, всё умеет. В этом дети бывают уверены до тех пор, пока не научатся делать многое из того, что умеют старшие, пока отец, мать могут отвечать на их бесконечные «почему».

И конечно, малыши хотят поскорее вырасти, стать похожими на маму, папу. Поэтому поведение родителей, всё, что они говорят своим детям, привлекает их, вызывает желание подражать.

(слайд 16) Знаете ли вы своих детей? Умеете ли видеть их проблемы? Всегда ли приходите на помощь? На эти вопросы нам поможет ответить анкета, которую мы провели среди ваших детей (Приложение 1).

Далее идёт анализ результатов анкетирования учащихся класса. Делается вывод о том, в какой степени дети доверяют своим родителям и считают их авторитетными.

А теперь давайте проанализируем результаты анкетирования родителей и сравним их с детскими результатами (Приложение 2).

Далее идёт анализ результатов анкетирования родителей класса. Делается вывод, что знают родители о своих детях, сравниваются результаты анкетирования.  

Проанализировав ответы детей и родителей, я пришла к выводу, что если взрослые проявляют заботу друг о друге, взаимно интересуются положением дел на работе, радуются успехам, огорчаются неудачам и пекутся о здоровье, настроении, сочувствуют, советуют, то это и есть воспитание, способствующее формированию гуманной личности. Выходных в воспитании нет, но есть праздники - праздники родительского счастья: в семье растёт человек!

Родители часто спрашивают: «Что является главным в семейном воспитании?»

В нём нет мелочей, всё важно, всё, так или иначе, оставляет след.

Великий учёный древности Архимед, открыв закон рычага, гордо воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!»

В семейном воспитании таким рычагом можно считать воспитательный климат семьи.

Мать и отец всегда на глазах у детей. Их отношения – ключ к воспитанию будущего мужчины, будущей женщины. В.А. Сухомлинский говорил, что доброго воспитать может добрый, умного – умный. Что отдашь, то и получишь.

Поэтому сегодня я хочу предложить вам небольшой свод законов родительской истины (Приложение 3). Пусть эти законы помогут вам состояться в качестве родителей, помогут завоевать настоящий авторитет в глазах ребенка.

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не  читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

  1. Работа родителей в группах

Каждая группа получает текст на листах для коллективного чтения и обсуждения (Приложение 4).

Ситуация 1.

  • Какие ошибки совершила мама?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

Заботливая мама

Л. Алешина

«Славик – мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездоровые тенденции: небрежение ко всему на свете, кроме музыки.
         Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором. Она воспитывает в сыне уважение к великим людям. Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит:

– Колька! Дурак! Я сейчас выйду!

Мама в ужасе восклицает:

– Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы.

– Спи сама! Я хочу гулять! – Сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает:

– Чайковский никогда не толкал маму!

– Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! – Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице.

 Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы. Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке:

– Что ты хочешь от этого идиота?

Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы жены и повышенное давление у тещи. Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее.

Ситуация 2.

  • Какие ошибки совершил отец?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

Отца уважать надо

Л. Островская

– Отца уважать надо! – постоянно слышит Шурик от папы.

Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше,

чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый.

Так думают все дети на свете.

...Шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще и чаще подвергается сомнению.

– Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты?

Отец недовольно морщится:

– Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу!.. Неугомонный ты, Шурик!

– А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?

– Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь?

Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с

работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу.

Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он.

– Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.

Так и было.

Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.

А потом бунт сына:

– Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.

Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.

Ситуация 3.

  • Какие ошибки совершали взрослые?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

«Ты – мне, я – тебе»

Л. Островская

Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:

– Кого ты больше любишь – меня или папу?

– Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.

Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик

 устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие.

Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира.

Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:

– А что мне принесли?

Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

Ситуация 4

  • Какие ошибки совершали взрослые?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

В семье появился ребенок, сын. Он растёт. Все его очень любят. Всё в семье подчинено интересам ребёнка. Он постоянно слышит: «Это Костино», «Он это любит», «Пока мал, и побаловать не грех!», «Стоит ли ребёнка огорчать?». Разумеется, слова подкрепляются делами.

– Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже  детской радости!

– Мы больше не станем есть пирог, он так понравился нашему внуку, лучше ему оставить.

Маленький» подрос и пошёл в детский сад.

– Пожалуйста, с ним поделикатнее: он не стандартный ребёнок,, - говорит Костина мама воспитателю.

– Что Костя умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Убирает ли за собой игрушки? – спрашивает воспитатель.

– Мы старались не загружать его. Мал ещё…

Костина мама, папа и  обе бабушки убеждены: детство должно быть безоблачным, а обязанности, даже совсем незначительные, омрачают его. Они всегда на страже детских прав, о чём не забывают напоминать воспитателю

- Приведите, пожалуйста, Костю завтра пораньше. Он у нас дежурный.

– Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь? Ведь он совсем маленький, ему пятый год!

Маленький» растёт, готовится к поступлению в школу. Наконец первое сентября! Ребёнок идёт в первый раз в первый класс!

– Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный мальчик…

Время идёт Костя взрослеет. Многое, что раньше казалось в его поведении забавным и необыкновенным, теперь выглядит отталкивающим, возмущает близких.

– Опять в грязных ботинках идёшь прямо в комнату. Бессовестный! Ни капли уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой всё ещё приходится убирать, как за маленьким!

– С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!

– И в кого он такой? Ведь всю душу в него вкладывали! А он?!

Классный руководитель благодарит родителей за работу и участие в собрании.

  1. Принятие решения родительского собрания

Уважаемые родители! Мы обсудили сегодня очень важную тему. Народная мудрость гласит.

        Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

        Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

        Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

        Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.

        Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

        Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?

Пусть в вашей жизни такого не случится. Пусть ваши дети станут вашими надежными помощниками, вашей опорой, вашей радостью. Позвольте в заключении нашего собрания подарить вам памятки (Приложение 5).

Классный руководитель раздаёт памятки родителям.

Приложение 1.

Анкета для детей

  • Кому ты доверяешь свои секреты?
  • С кем в семье ты особенно дружен?
  • Все ли знают о тебе родители?
  • Понимают ли тебя папа и мама?
  • Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  • Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?
  • Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?
    Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?
  • С кого бы из родителей ты хотел брать пример?

Приложение 2.

Анкета для  родителей

  • Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому – маме или папе?  
  • Всегда ли вы справедливы к детям?
  • С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?
  • Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?

Приложение 3.

Свод законов истинной родительской любви

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не  читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Приложение 4.

Педагогические ситуации

Ситуация 1.

  • Какие ошибки совершила мама?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

Заботливая мама

Л. Алешина

«Славик – мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездоровые тенденции: небрежение ко всему на свете, кроме музыки.
         Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором. Она воспитывает в сыне уважение к великим людям. Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит:

– Колька! Дурак! Я сейчас выйду!

Мама в ужасе восклицает:

– Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы.

– Спи сама! Я хочу гулять! – Сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает:

– Чайковский никогда не толкал маму!

– Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! – Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице.

 Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы. Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке:

– Что ты хочешь от этого идиота?

Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы жены и повышенное давление у тещи. Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее.

Ситуация 2.

  • Какие ошибки совершил отец?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

Отца уважать надо

Л. Островская

– Отца уважать надо! – постоянно слышит Шурик от папы.

Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше,

чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый.

Так думают все дети на свете.

...Шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще и чаще подвергается сомнению.

– Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты?

Отец недовольно морщится:

– Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу!.. Неугомонный ты, Шурик!

– А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?

– Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь?

Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с

работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу.

Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он.

– Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.

Так и было.

Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.

А потом бунт сына:

– Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.

Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.

Ситуация 3.

  • Какие ошибки совершали взрослые?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

«Ты – мне, я – тебе»

Л. Островская

Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:

– Кого ты больше любишь – меня или папу?

– Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.

Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик

 устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие.

Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира.

Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:

– А что мне принесли?

Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

Ситуация 4

  • Какие ошибки совершали взрослые?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

В семье появился ребенок, сын. Он растёт. Все его очень любят. Всё в семье подчинено интересам ребёнка. Он постоянно слышит: «Это Костино», «Он это любит», «Пока мал, и побаловать не грех!», «Стоит ли ребёнка огорчать?». Разумеется, слова подкрепляются делами.

– Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже  детской радости!

– Мы больше не станем есть пирог, он так понравился нашему внуку, лучше ему оставить.

Маленький» подрос и пошёл в детский сад.

– Пожалуйста, с ним поделикатнее: он не стандартный ребёнок,, - говорит Костина мама воспитателю.

– Что Костя умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Убирает ли за собой игрушки? – спрашивает воспитатель.

– Мы старались не загружать его. Мал ещё…

Костина мама, папа и  обе бабушки убеждены: детство должно быть безоблачным, а обязанности, даже совсем незначительные, омрачают его. Они всегда на страже детских прав, о чём не забывают напоминать воспитателю

- Приведите, пожалуйста, Костю завтра пораньше. Он у нас дежурный.

– Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь? Ведь он совсем маленький, ему пятый год!

Маленький» растёт, готовится к поступлению в школу. Наконец первое сентября! Ребёнок идёт в первый раз в первый класс!

– Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный мальчик…

Время идёт Костя взрослеет. Многое, что раньше казалось в его поведении забавным и необыкновенным, теперь выглядит отталкивающим, возмущает близких.

– Опять в грязных ботинках идёшь прямо в комнату. Бессовестный! Ни капли уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой всё ещё приходится убирать, как за маленьким!

– С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!

– И в кого он такой? Ведь всю душу в него вкладывали! А он?!

Приложение 5.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АВТОРИТЕТ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»

1) Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

2) Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой.

3) Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4) Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

5) Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

6) Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

7) Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

8) Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

9) С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

10) Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка.

Влияние родительских установок на развитие личности ребенкаВлияние родительских установок  на развитие личности ребенкаДушевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух ...

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка. Тест.

Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные, искренние характеры....

"Влияние оценки на развитие личности ребёнка".

В работе говорится о способах, которые помогают сформировать правильное отношение ребёнка к оценке....

Презентания к родительскому собранию "Роль самооценки в развитии личности ребёнка"

Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому? Высокий уровень самооценки исключ...

Устный журнал. "Физиологическое взросление и его влияние на формирование личности ребёнка"

Тема: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка»Анкета для родителей1.Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?2. Как он стал вести...

"Влияние семьи на развитие личности ребёнка"

Содержание данной презентации можно раскрыть таким эпиграфом: "Любовь - это самое главное в воспитании ребёнка, независимо от того, какой это ребёнок". Э.Э. Мильсен...

Родительское собрание "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"

Цель собрания:Убедить родителей в том, что истинный авторитет необходим для того чтобы помочь ребенку развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком....