Выступление на тему "Бесконфликтная среда в школе"
статья (4 класс) на тему
В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.
В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Как создать бесконфликную школьную среду? Несколько простых секретов бесконфликности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление подготовила
Аввакумова Л.А.
Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?
1 Вступление
Психологи утверждают, что конфликт в педагогике - это противоречие, вызванное несоответствием уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Конфликтная ситуация является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития.
Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны в педагогической деятельности.
Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.
Рассмотрю два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.
2. Конфликт «учитель-ученик»
В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.
В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.
Причины конфликтных ситуаций (мотивационные конфликты)
Претензии к ученикам: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся;
К педагогам - непонимание между учителем и учеником («я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);
- неоптимально выработанные и несогласованные критерии оценки («выходило 4, а поставили 3»);
- отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);
- слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);
- авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);
- непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.)
3.Конфликт « ученик-ученик», («учитель-родитель»)
на мой взгляд, чаще происходит в начальной школе.
Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:
- Благополучные, но гиперопекаемые дети. «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию. Но если ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести.
- Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.
- Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.
- Вывод
Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это профессиональная обязанность учителя.
Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе.
Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности.
5. Заключение
Простые секреты бесконфликтности
- Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.
- Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
- Ищите то, что вас сближает.
- Шутка позволяет снять психологическую усталость
- Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
- Заканчивайте беседу комплиментом.
- Учитывайте личные интересы родителей.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
- Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Ведь существует две правды.
- Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
- Не говорите обидных слов, нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово действовало, говорите деликатно, не оскорбляя.
- Ориентируйтесь на достоинства человека.
Следует помнить: конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Показ ролика «Бесконфликтная школьная среда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-49446-1551082489.jpg)
Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"
В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления. Большое внимание уделяется реализации программы воспитательной работы « Хочу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-79613-1414258174.jpg)
Здоровьесберегающая среда в школе
Здоровье подрастающего поколения никого не оставит равнодушным,будь то родитель или педагог. Причин , ведущих к ухудшению здоровья множество. Способов укрепления здоровья в наше время предостаточно......
Выступление "Информационно-образовательная среда школы"
Выступление на педсовете о внедрении учителями в своей работе ИКТ, плюсы и минусы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-28452-1474798194.jpg)
Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков
I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/22/picture-69047-1729591369.jpg)
Соревнования среди учителей школ г. Калтан.
В Калтанском городском округе соревнования проходят не только между учениками, но и учителя. Соревнования проходят интересно, задорно, не смотря на то, что занято призовое место или нет. Вот и к 8 мар...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148156-1353423161.jpg)
Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС
Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...
Формирование здоровьесберегающей среды в школе
Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...