Программа "Моя Родина"
учебно-методический материал на тему
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.
Творческое объединение младших школьников «Моя Родина» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_oblasti_patrioticheskogo_vospitaniya_moya_rodina_paramzina_t.p.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 12
пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области
(ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск)
446219, Россия, Самарская область, г.о.Новокуйбышевск, пос Шмидта, ул. Школьная, д. 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,
тел.-факс структурного подразделения «Детский сад «Берёзка» – 3 – 17 – 66,
электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru/
Территориальный конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»
Номинация программа в области патриотического воспитания и допризывной подготовки учащейся молодёжи.
Название работы:
Программа в области патриотического воспитания
«Моя Родина»
Автор - составитель:
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №12
г.о. Новокуйбышевск
стаж работы 27 лет
Парамзина Татьяна Петровна
Содержание
1. | Введение | 3-4 |
2. | Пояснительная записка | 4-5 |
3. | Новизна, отличительные особенности программы | 5-7 |
4. | Методическое обеспечение занятий | 7 |
5. | Содержание программы | 8-11 |
6. | Тематический план | 12-13 |
7. | Ожидаемые результаты реализации программы | 13-14 |
8. | Организация взаимодействия ГБОУ ООШ №12 с социумом | 14 |
9. | Используемая литература | 15 |
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Введение
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.
Творческое объединение младших школьников «Моя Родина» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям. Формирование толерантности и толерантного поведения, укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями. Все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание это постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 2-4 классов.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
Цель программы:
- Развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
Задачи:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
-обобщать и распространять передовой педагогический опыт работы педагогов по патриотическому воспитанию.
Новизна, отличительные особенности программы
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества. Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи, города, края.
Эта программа призвана помочь взрослым и детям в гармонизации семейных отношений, отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны. Поможет понять свою ответственность за настоящее и будущей своей семьи.
В первый год обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
Во второй год обучения ребята учатся собирать материал у односельчан, приобретают первоначальные навыки по ведению полевых тетрадей, пользуются миниопросниками, заполняют паспорта информаторов. Чувствуют важность своей работы. Начинают по-другому видеть окружающий мир. Становятся внимательными и любознательными.
Третий год обучения по программе «Моя Родина» мы посвящаем изучению истории Маякской сельской администрации. В школьном музее старшеклассники построили макет с указателями существовующих деревень. Их 4: деревня Малое Томылово, поселок Маяк, село Горки, поселок Шмидта. Это история жизни наших предков. В каждой деревне существовали свои ремесла. Все это нужно собрать и сохранить для будущих поколений новопокровцев. Здесь ведется регулярное пополнение экспозиции «Крестьянский быт». Каждый кружковец находит свою «изюминку», то, чего до него в экспозиции не было.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Наиболее удачная форма организации труда – активная работа ребят, индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение жителей сельского сообщества.
Данная программа рассчитана на учащихся начальной школы (2 класс-1 год, 3 класс-2 год, 4 класс-3 год).
Методическое обеспечение занятий
Формы занятий:
Беседы, диспуты, викторины, экскурсии, походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, эвристический.
Содержание занятий по этой программе содействует формированию у учащихся духовности, нравственности, патриотизма, любви к Родине, городу, семье.
Виды деятельности учащихся разнообразны, что помогает детям держаться активной жизненной позиции, понимать, ценить и уважать заслуги прошлых поколений, стараться самим добывать дополнительные знания, кроме тех, что получены на занятиях.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Специализированная литература, карточки с заданиями, методические разработки по музею, фото и видео материалы, хроника военных лет, карты России, Самарского края, иллюстрации. Разработки зачётов, викторин на электронном носителе. Презентации, фильмы, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Формы подведения итогов: проверочные работы, викторины, игры, выставки рисунков, выпуск стенгазет к праздничным датам, зачётные мероприятия, концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, экскурсии.
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть.
Ознакомление с историей создания школьного музея. Рассказ и демонстрация работ воспитанников юных краеведов.
Практическая часть.
Экскурсии по экспозициям школьного музея.
2.Экскурсия в музей ДК «Маяк» с целью ознакомления с материалами музея.
Теоретическая часть.
Ознакомление с историей создания музея.
Практическая часть.
Экскурсия в музей ДК «Маяк» с целью ознакомления с материалами музея.
3.Моя Родословная. 1. Первичное знакомство c генеалогией, планом совместной работы школьников. 2. Знакомство с генеалогией, получение представления о видах родословий, формах отображения генеалогической информации. 3. Изучение основных теоретических положений генеалогии. Получение задания на сбор сведений о прошлом семьи. 4. Составление генеалогических таблиц. 5. Проверка и корректировка правильности таблиц. Выступление одного-двух учеников перед классом. 6. Отчет о проделанной работе (выступления перед классом). 7. Анализ проделанной работы, обсуждение возникших проблем. Выделение общих моментов в родословных различных семей. 8. Hа основе собранных фактов из жизненного пути различных поколений воссоздается жизнь страны, выделяются общеисторические закономерности. 9. Подготовка отчетов о проделанной работе.
4. Семейные традиции. Беседа о народном календаре, как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в поселках до сих пор с целью их обогащения (празднованием Покрова Пресвятой Богородицы (престольного праздника) в поселках, Рождества Христова, Масленицы. Традиции деревенских посиделок, святок).
Практическая часть.
Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК в день Покрова Пресвятой Богородицы. Подготовка и проведение для пожилых людей в школе праздника «Деревенские посиделки». Подготовка и выступление на школьной традиционной Рождественской елке. Святочные гадания. Колядование. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».
5.Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
6. Роль семьи в истории поселков. Изучение истории своей семьи в истории развития села.
7. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Содержание программы
2 год обучения
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Материалы по истории села в школьном музее. Экскурсия по истории села.
2. Полевые тетради.
Теоретическая часть. Знакомство с правилами ведения полевых тетрадей.
Практическая часть. Знакомство с полевыми тетрадями краеведов.
3.Паспорт информатора.
Теоретическая часть.
Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.
Практическая часть.
Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.
4. Опросники.
Теоретическая часть.
Знакомство с имеющимися опросниками.
Практическая часть.
Заполнение выбранного опросника с использованием своих знаний.
5. Встречи со старожилами в школьном музее.
Практическая часть.
Приглашение гостей – учителей-пенсионеров, тружеников тыла, выпускников школы- музейных работников. Беседа по имеющимся материалам школьного музея. Оценка укомплектованности экспозиций музея гостями. Подготовка к операции «Поиск». Заполнение паспорта информатора. Работа с опросниками.
6. Операция «Поиск».
Практическая часть.
Встреча с жителями сельского сообщества. Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея. Ведение полевых тетрадей. Заполнение опросников, паспортов информатора.
7. Оформление собранного материала.
Практическая часть.
Обработка собранного материала. Оформление экспонатов.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы юных краеведов за год.
Проведение викторины. Награждение призёров.
Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть.
Ознакомление с имеющимися материалами по истории Маякской сельской администрации.
2. Изучение карты заброшенных деревень. Изучение имеющихся в школьном музее материалов о заброшенных деревнях.
3. Ремесла родного края. Изучение экспозиции «Крестьянский быт» школьного музея, знакомство с ремеслами, отраженными в экспозициях: катание валенок, ткачество, гончарство. Встречи с представителями ремесел в их мастерских.
4. Изучение экспозиции «Крестьянский быт». Поиск материалов о ремеслах села. Изучение ремесла своих предков.
5. Проведение викторины. Награждение лучших.
Тематический план
1 год обучения
«Семейное краеведение»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Экскурсия в музей ДК «Маяк» | 2 | - | 2 |
3 | Древо семьи. | 10 | 1 | 9 |
4 | Семейные праздники и традиции. | 8 | 1 | 7 |
5 | Семейные реликвии. | 8 | 1 | 7 |
6 | Роль семьи в истории страны. | 2 | 1 | 1 |
7 | Проект «Моя родословная». | 2 | - | 2 |
8 | ИТОГО | 34 | 5 | 28 |
Тематический план
2 год обучения
«История села»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Правила ведения полевых тетрадей. | 2 | 1 | 1 |
3 | Паспорт информатора. | 2 | 1 | 1 |
4 | Интервью. | 2 | 2 | - |
5 | Встречи с ветеранами педагогического труда в школьном музее. | 5 | - | 5 |
6 | Операция «Поиск» | 13 | - | 15 |
7 | Оформление летописи. | 5 | - | 6 |
8 | Проект «Летопись сёл» | 4 | - | 1 |
ИТОГО | 34 | 5 | 31 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
«История сельской администрации»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Карта деревень сельской администрации. | 17 | 1 | 16 |
3 | Ремесла родного края. | 6 | 2 | 8 |
4 | Музейная экспозиция «Крестьянский быт» | 5 | 1 | 6 |
5 | Проект «Музейная палитра» | 5 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 5 | 31 |
Ожидаемые результаты реализации программы
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношения к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Организация взаимодействия ГБОУ ООШ №12 с социумом
Используемая литература
- Все вместе – мы сила: Проект государственной программы «Развитие и воспитание детей в РФ до 2010г». Учительская газета.2009. №21.
- Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 2010.
- Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. М., 2011г.
- Программа по семейному воспитанию «Сотрудничество: семья и школа». МОУ Кулешовская ООШ.2006 – 2011 уч. год.
- Работа классного руководителя: Методическое пособие под редакцией Е.А. Слепенковой. М. 2013г.
- Рогачев С.А. Сельская малочисленная школа. Воронеж, 2010г.
- Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. 2-е изд., доп., Ростов, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !
Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели : 1. Расширить представления детей о родном крае , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...
Презентация К проектной работе «Моя малая родина»(Судьба и родина едины)
Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр...
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".
Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...
Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....
Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....