Классный час "Человек, познай самого себя!"
классный час (4 класс) на тему
Классный час, проведённый в 4 Б классе
Тема: «Человек! Познай самого себя!»
Цель: вооружение учащихся совокупностью знаний, умений и качеств личности, обеспечивающих эффективность её взаимодействия с окружающими людьми в системе социальных отношений
Задачи:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков на правовом поле, в организации досуговой деятельности, стремление к трудовой активности,
знание и соблюдение норм и этики взаимоотношений с людьми разного возраста, социального положения, статуса.
Воспитательная: формировать у уч-ся критичность к себе и другим, к результатам своих действий, взаимоподдержку по отношению к другому человеку, принятие решения в спорной ситуации, толерантность в общении, готовность брать на себя ответственность, нравственность в поведении и мышлении, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию в общении и деятельности.
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Оборудование: клумба с распустившимися цветами (положительные качества личности), клумба с колючками и шипами (отрицательные качества личности), индивидуальный лист «Мой характер».
Методы: словесный, наглядный, проблемный, саморазвития.
Тип: урок-беседа.
Какие компетенции формируются на уроке: социально-психологическая, оценочная.
Приемы, формирующие вышеназванные компетенции: решение практических ситуаций, собственный пример, примеры из жизни, анализ своих и чужих поступков, дискуссия, связь с жизнью, наблюдение, объяснение, самоанализ.
Самоанализ классного часа
Тема классного часа в рамках формирования базовых компетенций актуальна тем, что основной задачей современной школы является формирование разносторонней личности, способной определять своё место и роль в окружающем мире, реализовывать творческий потенциал в собственных интересах и в интересах общества. Социально-психологическая компетенция предполагает вооружить ученика качествами личности, обеспечивающими способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Исходя из этого, была определена триединая задача урока.
Деятельность уч-ся спланирована таким образом, что они должны были принимать активное участие в беседе и, оценив положительные и отрицательные качества своего характера, «посадить» на индивидуальном листе «Мой характер» свои цветы-качества.
Дети с большим интересом это делали и наблюдали, как на доске «выросли» две клумбы: с положительными и отрицательными качествами характера, решали практические ситуации, приводя примеры из жизни.
Приёмы и методы, используемые на уроке, способствовали формированию социально-психологических и оценочных компетенций.
Наглядность, использованная на доске, оправдала себя. Дети с удовольствием выходили и «сажали» цветы на клумбы (на магнитах). Яркая и красочная наглядность привлекала внимание.
Педагогическая ценность самостоятельной работы уч-ся состоит в том, что каждый оценил свои положительные и отрицательные качества характера и на индивидуальном листе «посадил» свои цветы-качества.
На уроке формировались такие качества, как доброта, дружелюбие, настойчивость, трудолюбие, сочувствие, сострадание, отзывчивость, вежливость, умение прийти на помощь.
Цель и задачи урока достигнуты. Дети на уроке были активны. В дальнейшем они продолжили работу на индивидуальном листе «Мой характер», «искореняя колючки» и «сажая» красивые цветы-качества.
Работа по этой теме была продолжена на других классных часах, а также на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Человек, познай самого себя!»
-Ребята, давайте пожелаем мира и спокойствия в душе каждого из нас.
-Мир, который окружает человека, огромен и разнообразен. Он наполнен разными тайнами, которые человек пытается разгадать.
-Но какая самая главная тайна в мире, по- вашему мнению? А вот я считаю, и, я думаю, со мной многие согласятся, что самой главной тайной в жизни является сам человек. Кто-то скажет: ну какая же тайна в человеке, ведь мы про себя всё знаем. Но это только так кажется. Вот давайте сегодня попробуем разобраться: так это или не так?
- Для начала опишем тело человека. Из каких частей оно состоит?
- Тело- это внешний человек ( части тела, органы )
- Душа- это внутренний человек ( ум, мысли, эмоции, чувства, привычки, характер )
- К разгадыванию тайны под названием «человек» ещё в далёкой древности призывали мудрецы: « Человек, познай самого себя!»
Человек - это самая главная и загадочная тайна на земле. Это слово состоит из двух слов:
чело – век
На древнем языке (санскрите) «чело» означает ученик, слово «век» – время. Получается, человек - ученик во времени, ученик на все времена. Почему так говорят?
-Значит, человек, маленький он, или взрослый, с первого до последнего дня своей жизни - он ученик. Многие люди часто задавались вопросом: Чему и как учиться? Что нужно делать, чтобы стать настоящим человеком, человеком не по рождению, а по сути?
Этого человек должен захотеть сам!
Максим Горький сказал: «Человек! Это звучит гордо!» Чтобы это слово действительно зазвучало гордо, каждый человек должен работать над собой.
- Сегодня на классном часе мы попробуем разобраться в себе, какими положительными и отрицательными качествами характера обладает каждый из вас.
На доске мы должны посадить две клумбы. Одна будет красивая, с распустившимися цветами, здесь будут положительные качества. А вторая клумба - с колючками и шипами - с отрицательными качествами характера. У вас у каждого на парте лежит листок под названием « Мой характер». Ваш характер, как клумба, состоящая из разных цветов, которые вы вырастили сами. Каждый из вас будет сажать свои цветы – качества.
- Начнем с такого качества, как любовь. Кого вы любите? (родителей, близких, друзей, Родину, животных, природу, красоту.)
Как вы проявляете свою любовь?
- Любить - это значит отдавать, нести людям и окружающему миру что-то хорошее.
- А ещё есть такое качество, про которое говорят: испорченная любовь – эгоизм, себялюбие. Это когда человек сильно любит лишь самого себя, а других любить не хочет. Вместо того, чтобы дарить любовь другим, всё делает только для самого себя и не хочет думать о других и помогать им. Он хочет только брать любовь, а не отдавать. Эгоизм- это целый букет негативных качеств. Это зависть, жадность, высокомерие, хвастовство. Они ранят душу человека.
- Назовите качество, противоположное хвастовству, высокомерию, зазнайству ( скромность).
- Сестра любви – дружба. Что означает слово «друг»? Дружба проверяется временем и разными жизненными ситуациями. Настоящий друг бывает верным, преданным, надёжным. Но часто бывает, что друзей предают.
Уметь дружить самому и найти настоящего друга – это большое счастье для человека.
- Самым полезным правилом для общения между людьми, а тем более для друзей, должно быть следующее правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы относились к тебе», т.е. делай другому только то, что хочешь получить сам.
- А теперь поговорим о словах, которые тоже играют большую роль в жизни человека. Это «добро» и «зло». С какими словами вы можете связать слово «доброта»? (солнце, весна, мама)
Зло – это нечто противоположное добру. Подберите однокоренные слова (злоба, злость, злостный, злонамеренность, злорадство)
- Вспомните и расскажите, какое доброе дело вам удалось сделать за последнее время в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе.
- А теперь давайте поговорим о вежливости. Что такое вежливое поведение, поступки, слова? ( добрые отношения между людьми, не ссориться, не обижаться и не сердиться на других, говорить вежливые слова – правильное поведение людей в обществе )
Как называется качество, противоположное вежливости? (грубость) Грубость – это некультурное, невежливое, некрасивое поведение. Грубые слова, дела, действия неприятны, они могут легко обидеть другого.
- Чтобы добиться каких-то целей в жизни, необходимо такое качество, как воля. Воля – это внутренняя, невидимая сила, с помощью которой человек может достигнуть поставленной цели. Например, заставить себя …( проглотить горькое лекарство, не отвлекаясь, сделать уроки и т.д.) Человек должен проявлять упорство, настойчивость, трудолюбие. Если нет этих качеств, говорят, что человек безвольный, ленивый. Человек развивает волю с первого дня своего рождения. Волю называют стержнем человека, на котором держится весь внутренний мир.
- Ребята, а вы знаете, что такое привычки? Привычки – это желания мысли, действия, которые человек постоянно повторяет в своей жизни. Есть плохие и полезные привычки. Какие хорошие привычки вы знаете? А какие плохие? ( курение, пьянство, наркотики, ругаться, бездельничать, много времени сидеть за компьютером)
- Курение, пьянство, наркотики – это отравители организма, крови. Представьте, что в реку сливают нефть, бензин, вредные химические вещества. Вы пойдёте купаться в такую реку? При употреблении спиртных напитков, наркотиков и курения наша кровь также превращается в грязную реку, которая постепенно уничтожает в человеке физическое здоровье, разлагает энергию сознания.
- Как вы думаете, победить плохую привычку может сильный или слабый человек? Знаете ли вы примеры, когда кто-то победил плохую привычку?
- Что такое сквернословие? Из каких двух слов оно состоит? Ругательства, обзывательства отравляют не только речь, но и постепенно разрушают энергию того, кто сквернословит. Сквернословие – это плохая привычка, от которой нужно избавляться. Не засоряйте свой язык плохими словами.
- А сейчас послушайте небольшой рассказ и скажите, какими качествами обладали ребята?
Однажды после уроков ребята возвращались домой. Вдруг они увидели, как на пустыре мальчишки выбросили маленького котёнка. Он был мокрый, дрожал, свернулся комочком. Котёнок жалобно мяукал. Саша и Оля, увидев его, прошли мимо. А Лене стало жалко его. Она взяла его на руки, принесла домой, налила в тарелку молока. Когда пришла мама, котёнок сладко спал и мурлыкал на коврике.
Саша и Оля были равнодушные, бессердечные. А Оля проявила своё сочувствие, сострадание.
Ещё издавна русский человек обладал такими качествами человеческой души, как милосердие, отзывчивость, сочувствие, сострадание.
- Какие эмоции у вас вызывают слова «уныние» и «радость»? Говорят, что «Уныние – это болезнь духа», а «Радость – здоровье духа». Слово «радость» состоит из двух слов: «доставить Ра». А Ра- это бог солнца. Значит, доставить свет, тепло, жизнь, любовь, энергию. Вот какое замечательное слово «радость». Где же нужно черпать силы радости, как вы думаете? В окружающей нас природе, в красоте, в любви, в добре. Только они могут одарить человека энергией, дать силу. Оглянитесь вокруг. Даже в таком обычном явлении, как «дождь» можно увидеть красоту и радость. Обычно слово «дождь» вызывает уныние и скуку. Но если присмотреться, то можно заметить, что у каждого дождя есть свой живой образ. Бывают дожди весёлые, летние, тёплые весенние, холодные осенние; моросящие, слепые, грибные, спорые, полосовые, косые, проливные; очищающие, долгожданные.
- А что появляется на небе после дождя?
Радуга - дуга Ра, дуга света, красоты. Если кто и грустил во время дождя, то при виде радуги он обязательно улыбнётся. Как же не улыбаться, если само небо улыбается. А это значит, свет победит тьму, а радость – уныние. Никогда не поддавайтесь унынию, ищите во всём красоту и радость. Радость – это ваши силы, это ваша жизнь.
- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что у человека есть много различных качеств. Чтобы воспитать в себе сильный характер, нужно много работать над собой. Необходимы огромное желание, сила воли, вера в свои силы.
- Положите свою ладошку на сердце. Пусть ваше сердце, как магнит, притягивает всех своей любовью, вниманием, заботой,
своим теплом. И тогда обязательно к вам потянутся люди.
- Хочу поблагодарить вас за то, что вы слушали и старались понять услышанное. Когда я вам говорю «благодарю» - это означает: дарю благо, от всего сердца желаю самого наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Давайте учиться это делать.
Дети: - Благодарим за знания!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
КЛАССНЫЙ ЧАС
Человек!
Познай самого себя!
Подготовила и провела
кл. руководитель 4 Б кл.
Кузьмина Л. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Познай самого себя"
Цель: обобщить знания по теме пищеварение, обмен веществ и энергии развивать по...
Познай самого себя
Познай самого себя...
Классный час "Познай самого себя"
Узнать о себе помогут несложные психологические тесты. Очень важно иногда заглянуть в свой внутренний мир....
Классный час по теме "Познай самого себя"
Классный час для начальной школы...
Классный час: " Познай самого себя"
Классный час: " Познай самого себя"...
Методическая разработка занятия кружка "Азбука нравственности" по теме "Познай самого себя"
Данная методическая разработка знакомит с приемами самопознания, акцентирует внимание на собственную личность и её развитие...