Конкурсная программа " Деревенские посиделки"
материал на тему

Цель:

 формирование элементарных представлений о быте, традициях русского    народа, развитие познавательного интереса к истории Родины;

Задачи:

1.Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.

2. Развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари;

3. Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя;

Словарная работа:

 посиделки, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Предварительная работа:

 знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; предметами быта и домашней утвари. Разучивание потешек, нарядных песен, игр. Продолжить знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Материал: Предметы быта: горшки, скатерть, вязаные дорожки, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки, сарафаны, рубахи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskie_posidelki.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конкурсная программа " Деревенские посиделки"

Цель:

 формирование элементарных представлений о быте, традициях русского    народа, развитие познавательного интереса к истории Родины;

Задачи:

1.Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.

2. Развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари;

3. Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя;

Словарная работа:

 посиделки, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Предварительная работа:

 знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; предметами быта и домашней утвари. Разучивание потешек, нарядных песен, игр. Продолжить знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Материал: Предметы быта: горшки, скатерть, вязаные дорожки, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки, сарафаны, рубахи.

                                                   Ход занятия.

Звучит народная мелодия. Дети в русских костюмах входят в комнату. Воспитатель в русском сарафане приветствует гостей (детей).

- Здравствуйте, гости дорогие!

Наша изба мала, но тепла. Вот наша хозяйка, а я ее помощница.

Девочка - хозяйка. Хорошему гостю хозяин рад!

Ведущая:

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю старинному посиделками называется.

Ведущий: Сегодня на наши посиделки собрались представители разных деревень. Давайте же познакомимся с ними.(Названия команд).

Хозяйка:

               Мужики здесь- мастера,

               Ловко правят все дела.

               Да и женщины под стать,

               Им не станут уступать.

Ведущий: Наши посиделки не простые, а посиделки- соревнования, где представители команд будут защищать честь своей деревни.

(За правильные ответы команды будут получать сушки и надевать их на веревочки, у кого связка больше та деревня и победила)

            Какие же посиделки без небылиц, потешек, прибауток.

1 конкурс " Небылицы в лицах".

Ведущий: Небылицы в лицах, сидят в темницах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

(Дети исполняют шутливые диалоги).

1.-Федул,что губы надул?

 - Кафтан рожек.

 - Можно зашить?

 - Да иглы нет.

 - А велика ли дыра?

 - Один ворот остался,

2.- Фома, что из леса не идешь?

  - Да медведя поймал.

  - Так веди сюда.

  - Да он не идет.

  - Так сам иди.

  - Так он меня не пускает!

3.- Сынок, сходи за водицей на речку.

  - Брюхо болит.

  - Сынок, иди кашу есть.

 - Что ж, раз мать велит, надо идти.

4.- Фома, у тебя в избе тепло?

  - Тепло! На печи в шубе согреться можно.

Ведущий: Молодцы ребята!

Из-за печи выходит Домовой!

Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я- Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.      А сейчас для вас ребятки,

                             Загадаю я загадки.

                             Знаю, знаю наперед-

                             Вы смекалистый народ.

2 конкурс "Загадки"

(Дети отгадывают загадки, домовой показывает предметы- ответы)

Загадки.

           Новая посудина, а вся в дырах( сито, решето)

           Мочили, колотили, рвали. крутили и на стол стелили(скатерть)

           Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает( ухват)

           Гибкий лес на плечи залез(коромысло)

           Сяду на конь и поеду в огонь( горшок на ухвате)

           Кривой конь лезет в огонь(кочерга)

           Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо(самовар)

           Всех кормлю с охотою. а сама безротая( ложка)

Ведущий: Вот видишь Домовой какие у нас ребята умные, смышленые. А сейчас они покажут на сколько они ловкие.

А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра- забава. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться, да поплясать с домовым?

3 конкурс игра-забава "Обуй лапти"

Ведущий: Настало время народную мудрость вспомнить.

4 конкурс "Пословица недаром молвится"

Ведущий: Я начну вы давайте по очереди за мной пословицы продолжайте.

                  На чужой сторонушке рад(своей воронушке)

                  Маленькое дело лучше( большого безделья)

                  Худой мир лучше( доброй ссоры)

                  Сам погибай, а( товарища выручай)

                  Солжешь сегодня- не поверят( завтра)

                  Труд кормит, а лень( портит)

                  Новых друзей наживай, а старых( не забывай)

                  Любишь браниться, люби и (мириться)

Тебе Домовой- Дерево люби а плодах. а (людей в делах).

Молодцы ребята!

Ведущий: Какие же посиделки без музыки, веселья!?

5 конкурс "Гуди гораздо!"

Домовой за ширмой играет на муз. инструментах. Дети отгадывают

( гармошка, балалайка, свистульки, трещотка, дудка, погремушка).

Ведущий: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

                   Кто то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Домовой: Ну что ж, говори свою скороговорку.

                  Нам ее повторить, что комара словить.

Ведущий: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

6 конкурс "Скороговорки"

У осы не усы, не усищи, а усики.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Домовому- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Ведущий:

             На Руси всегда ведется,

             И обычай есть такой,

             Что без песни не закончишь

             Праздник никакой.

Хозяйка: Домовой и вы гости послушайте, как поют деревенские девушки.

(Исполняются частушки)

1.Эх, топни нога, топни правенькая.

   Я плясать пойду, хоть и маленькая.

2.Я румяная девица

   И танцую ловко

   Потому что ем всегда

   Свежую морковку.

3.Ах, зачем же нам мальчишки

   Нету в них ведь толку

   2 часа я их учила

   Как держать иголку.

4.А у нас во дворе

  Квакали лягушки

  А я с печки- босиком.

  Думала подружки.

5.По деревне я шла

   И Ванюшку видела

   Под кустом сидел и плакал

   Курица обидела.

6.Я плясала в три ноги.

   Потеряла сапоги.

   Оглянулася назад

   Сапоги мои лежат.

7.Мы пропели вам частушки

   Хорошо или как раз

   Если плохо мы не против

   Шлите жалобы на нас.

 (Подведение итогов соревнований, подсчет баллов)

Вот и подходят к концу наши посиделки , но мы не прощаемся с вами ведь скоро большой праздник Рождества и мы вновь встретимся на наших Рождественских посиделках.

Хозяйка(идет к столу):

                    Хлебом- солью всех встречаем

                    Самовар на стол несем

                    Мы за чаем не скучаем

                    Говорим о том о сем.

Ведущий: Я иду. иду, иду, самовар в руках несу.

                  Самовар в руках несу, прибаутки пою.

                  Как для вас. мои друзья,

                  Наварила, напекла девяносто два блина

                  Два корыта киселя, пятьдесят пирогов

                  Не найти едоков!

Хозяйка: Тары- бары, растабары!

                 Выпьем чай из самовара

                 С сушками. ватрушками

                 И с блинами вкусными.

                 Приятного аппетита!

Ведущий: Всех приглашаем к столу!

Все пьют чай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Деревенские посиделки

Фольклорный праздник в 1 классе...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать Учащихся с традициями и обычаями русского народа провели фольклорный праздник "Деревенские посиделки" В сценарии использованы пословицы, поговорки, песни, небылицы. ...

Внеклассное мероприятие.Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

Театрализация. Погружение в быт и традиции русского народа. Праздник предназначен для учеников 3-4 классов....

Тетрализованный праздник "Деревенские посиделки"

Театрализованный праздник "Деревенские посиделки" предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель праздника расширить кругозор детей об истории и быте России, воспитывать чувство любви к малой родине....