У войны не детское лицо
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Занятие по внеклассному чтению в 4 классе. Занятие посвящено 70-летию Великой Победы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

специальное (коррекционное) школа – интернат  1 вида для неслышащих детей г. Кызыла

Разработка занятия по внеклассному чтению

«У войны не детское лицо»C:\Users\Admin\Desktop\картинки вов\иван8.jpg

 

Провела:Алдын-оол А.К

Кызыл-2015г

Занятие по внеклассному чтению

Тема: « У войны не детское лицо» По повести В.Богомолова «Иван»

Цели занятия:  

Образовательные:

-продолжить формирование умения анализировать художественный текст

-продолжить формирование навыков

а )осознанного ,беглого, выразительного чтения;

б )находить ответы на вопросы по прочитанному тексту.

Коррекционно-развивающие:

-развитие разговорной речи;

-развитие слухового восприятия;

-обогащение словарного запаса;

-развивать навыки работы с ИКТ;

-развивать навык публичного выступления.

Воспитательные:

-воспитание патриотизма, чувства долга перед Родиной;

-развитие общей компетентности учащихся при работе над содержанием текста;

-развитие учебной мотивации учащихся, создание ситуации успеха.

Оборудование: интерактивная доска, проектор,  мультимедийная  презентация, таблички с речевым материалом.

Формы контроля: индивидуальная работа, самоконтроль.

Структура занятия:

1. Организационный момент(2-мин)

2. Вводное слово(2 мин)

3. Прослушивание песни «Священная война»(5 мин)

4. Рассказ учащихся по слайдам(8 мин)

5.Работа над содержанием текста(20 мин)

Вывод(3 мин)

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, встаньте, поздоровайтесь! Сядьте!

                         Наденьте наушники, включите усиление.

                          Па, па, па. Как ты слышишь, ….? (за экраном)

Ученик:  Я слышу хорошо

Воспитатель: Какое сейчас занятие? (за экраном)

Ученик:  Сейчас занятие внеклассное чтение.

Воспитатель: Сегодня мы будем работать по плану.

Прочитайте план занятия(на доске)

  1. Вводное слово
  2.  Прослушивание песни «Священная война»
  3. Рассказ учащихся по слайдам
  4. Чтение и анализ текста
  5. Итог занятия

Воспитатель: …, спроси у …, какой сегодня дежурный звук? (за экраном)

Ученик: Сегодня дежурный  звук ш (на доске)

Ученик: А.К, … сказал, что сегодня дежурный звук ш

Воспитатель: В течение занятия хорошо внятно говорите звук ш и контролируйте свои критические звуки.

Прочтите слова, где есть дежурный звук –ш-:

Мальчишка

Фашисты

эшелон

Воспитатель: Вы знаете, что такое эшелон? (эшелон-поезд специального назначения, для массовых перевозок)

-Что сейчас мы будем делать по плану? (за экраном)

Ученик: По плану – вводное слово

  1. Вводное слово

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (за экраном)

Ученик: Я думаю, что мы будем говорить о Великой Отечественной войне.

Воспитатель:

- Правильно ребята, это занятие мы посвящаем  Великой Отечественной войне.

-Ребята, что вы знаете о ВОВ?

(ответы  учащихся)

-Почему она называется Великая?

- потому что весь народ встал  на защиту Отечества.

- Подберите синоним к слову Отечество.

-Отечество, Отчизна, Родина, страна, родной край…

-Весь народ встал на защиту Отчизны , страны, Родины, поэтому она называется Отечественная.

  1. Прослушивание песни  «Священная война»

Воспитатель:- Какие слова вы услышали?

                           -О чём эта песня?

Ученик:  О Великой Отечественной войне.               

  Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта песня?

Ученик:  Тревожное, боевое.

Воспитатель: Да ребята, эта песня о начале жестокой, кровопролитной войны.

  1. Рассказ учащихся по слайдам.

Воспитатель:  Мы сделали презентацию о ВОВ. Кто хочет выступить ?

Слайд №1

1-й ученик:  22-го июня 1941 года фашисты неожиданно напали на нашу страну. Весь народ встал на защиту Родины от мала до велика. Эта война длилась  4 года. Она была кровопролитная и тысячи городов и сёл. Цена победы велика, много жизней отдано за нее, потому что они защищали свою Родину.

Воспитатель: - Ребята, что вы поняли  из рассказа товарища?

- 1941 году неожиданно фашисты напали на нашу Родину.

-Война была страшная, жестокая.

-Враг уничтожил города и села.

-И  взрослые,  и дети защищали Родину.

-Погибло  много людей.

2-й ученик: Вот что фашисты оставили от наших деревень. Слайд №2,3,4. Весь мир знает о Белорусской Хатыни.  Цена победы велика: более 20-ти миллионов лучших  сыновей и дочерей потеряла наша Родина- мать. Мы незнаем, что  чувствовал и вспоминал каждый из погибших в свои последние минуты на Земле.

. Свою маму? Родной дом? Первый школьный вальс и девушку, к которой не успел  признаться в любви? А может,  и подумать ни о чем не успел…..

Воспитатель:

Как это было? Обратимся к книге Владимира Богомолова «Иван».

Портрет писателя.

- Ребята, расскажите, что вы знаете об авторе?

3-й ученик : Слайд№5

-Владимир Богомолов родился  3 июля в 1926 году в д. Кирилловка  Московской области. В 15 лет приписав  себе 2 года, ушел на фронт. Был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Был трижды контужен, тяжело ранен. В 19 лет имел 6 боевых наград. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, дошел до Берлина. В 1957 году он опубликовал  первую повесть «Иван»,которая принесла ему известность.

Воспитатель: На прошлом занятии мы прочитали повесть. А сегодня будем работать над ее содержанием.слайд№6

-Кто главный герой повести и сколько ему лет?

-Главный герой повести Иван, ему 12 лет.

-Будем читать по ролям первый эпизод. Кто будет Гальцевым? А Иваном?

Чтение по ролям.

Воспитатель: О чем вы прочитали?

-О разговоре Ивана с Гальцевым.

- Что можно сказать об Иване?

-Мальчик пережил смерть отца, на его руках погибает сестренка.

- Он был в партизанах, в лагере смерти.

-Каким война сделала Ивана?

-Война сделала его взрослым, серьезным, собранным. Он принял решение мстить врагу, стать полезным Красной Армии, добывать сведения о вражеских войсках.

Воспитатель: Но вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор?

-Он еще мальчишка, он хочет играть.

-Собирает ножички, вооружается биноклем как настоящий командир.

- Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу.

- Но он каждый день смотрит в глаза смерти. слайд №8,9

Воспитатель: Посмотрите на картинку, кого вы видите?

Как относятся к нему взрослые?

-Холин любит Ивана, хочет усыновить его, но понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом.

-Почему?

-Потому что он еще не созрел душевно, грубоват.

-Холин сам как большой ребенок, относится к мальчику как  равному, выполняет все указания и просьбы юного разведчика.

- Воспитатель: А как Гальцев относится к Ивану?

-Гальцев также любит Ивана, ищет подход к его характеру . Сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага.

-Гальцев пронес память об Иване через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели Ивана.

- Воспитатель: Подберите к картинке  слова из текста.

Слайд№8

 -Иван долго живет на оккупированной территории. Ходит по деревням, поселкам в рваной одежде.

- Он внимательно всматривается в любое скопление живой силы  врага, его вооружение.

-Он добывает очень ценные сведения.

- Воспитатель:  А в чем  особая трудность положения мальчика, когда он находится в тылу врага?

-На войне очень опасно, страшно. Ивану никто не может помочь, он сам себе помощник.

Рядом жестокий враг .

-Это маленький мальчик, ему 12 лет. А почему взрослые все- таки отправляют его на разведку?

-Иван хотел отомстить за  родных , хотел помочь нашим солдатам.

- Воспитатель: В этой войне сражались с врагами  и старики и дети. А почему у мальчика взрослое имя?

- Потому что он рано повзрослел.

- Он очень серьезный, ответственный

-Взрослые доверяют ему, надеются на него, поэтому называют его по- взрослому Иван.

- Воспитатель: Правильно, этого мальчика иначе не назовешь, так много на долю  Ивана выпало взрослых, мужских дел, обязанностей. Он в 12 лет стал защитником Отечества.

Прочитайте по цепочке последнюю главу со слов «Берлин капитулировали 2-го мая…»

Чтение по цепочке

О чем мы прочитали?

-Берлин капитулировали.

-О чем узнает Гальцев?

-Гальцев узнает, что Иван погиб.

- Воспитатель: Иван погиб. Есть и его капелька крови  на знамени Победы. Ему было всего 11 лет.

Он любил своих родных, Родину. Он настоящий патриот своей Отчизны.слайд10,11

Ребята! Помните !  Мы обязаны ему и тысяча другим людям, солдатам, воинам жизнью, мирным небом над головой!

В этой войне сражались с фашистами много разных народов. И тувинские бойцы тоже воевали.

Что вы знаете о них?

Слайд№ 12,13,14

-Тувинские добровольцы, их было 220 человек.

-Среди них девушки-санитарки.

-Тувинские добровольцы участвовали в боях за Украину, освобождали города Ровно, Дубно..

-Тувинский народ гордится ими.

-В честь тувинских добровольцев названы улицы нашего города: улица Тувинских Добровольцев, Чургуй-оола, Кечил-оола.

-В музее имени 60-ти богатырей есть зал о тувинских добровольцах.

- Воспитатель: Какой праздник мы будем отмечать в мае?

-70  лет Великой  Победы.

Итог:

Чем мы можем быть полезным Родине?

-Любить свою Родину, защищать ее

-беречь природу своей страны

-хорошо учиться, заниматься спортом

-любить и заботиться о своих близких, уважать других  людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "У войны не детское лицо"

Классный час разработан для учащихся 2 класса...

Музыкально – литературная композиция «У войны не детское лицо»

1941 год. Дети и война. Дети. Что они помнят о ней? Что могут рассказать о ней? Многое! Детская память загадочна. Их воспоминания длиною в их собственную жизнь. Женя Белькевич – 6 лет.Я был...

Презентация к 9 мая "У войны не детское лицо"

Презентация ко дню Победы "У войны не детское лицо"...

Классный час "Детское лицо войны"

22 июня 1941 года началась самая жестокая война за всю историю России. Весь советский народ приближал Победу всеми силами. Не отставали от взрослых и дети. Их можно было увидеть и на передовой, и в па...

Классный час "У войны не детское лицо"

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.Задачи:• Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уваже...

«У войны не детское лицо».

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.Задачи:• Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уваже...