У войны не детское лицо
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Занятие по внеклассному чтению в 4 классе. Занятие посвящено 70-летию Великой Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва
специальное (коррекционное) школа – интернат 1 вида для неслышащих детей г. Кызыла
Разработка занятия по внеклассному чтению
«У войны не детское лицо»
Провела:Алдын-оол А.К
Кызыл-2015г
Занятие по внеклассному чтению
Тема: « У войны не детское лицо» По повести В.Богомолова «Иван»
Цели занятия:
Образовательные:
-продолжить формирование умения анализировать художественный текст
-продолжить формирование навыков
а )осознанного ,беглого, выразительного чтения;
б )находить ответы на вопросы по прочитанному тексту.
Коррекционно-развивающие:
-развитие разговорной речи;
-развитие слухового восприятия;
-обогащение словарного запаса;
-развивать навыки работы с ИКТ;
-развивать навык публичного выступления.
Воспитательные:
-воспитание патриотизма, чувства долга перед Родиной;
-развитие общей компетентности учащихся при работе над содержанием текста;
-развитие учебной мотивации учащихся, создание ситуации успеха.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, таблички с речевым материалом.
Формы контроля: индивидуальная работа, самоконтроль.
Структура занятия:
1. Организационный момент(2-мин)
2. Вводное слово(2 мин)
3. Прослушивание песни «Священная война»(5 мин)
4. Рассказ учащихся по слайдам(8 мин)
5.Работа над содержанием текста(20 мин)
Вывод(3 мин)
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, встаньте, поздоровайтесь! Сядьте!
Наденьте наушники, включите усиление.
Па, па, па. Как ты слышишь, ….? (за экраном)
Ученик: Я слышу хорошо
Воспитатель: Какое сейчас занятие? (за экраном)
Ученик: Сейчас занятие внеклассное чтение.
Воспитатель: Сегодня мы будем работать по плану.
Прочитайте план занятия(на доске)
- Вводное слово
- Прослушивание песни «Священная война»
- Рассказ учащихся по слайдам
- Чтение и анализ текста
- Итог занятия
Воспитатель: …, спроси у …, какой сегодня дежурный звук? (за экраном)
Ученик: Сегодня дежурный звук ш (на доске)
Ученик: А.К, … сказал, что сегодня дежурный звук ш
Воспитатель: В течение занятия хорошо внятно говорите звук ш и контролируйте свои критические звуки.
Прочтите слова, где есть дежурный звук –ш-:
Мальчишка
Фашисты
эшелон
Воспитатель: Вы знаете, что такое эшелон? (эшелон-поезд специального назначения, для массовых перевозок)
-Что сейчас мы будем делать по плану? (за экраном)
Ученик: По плану – вводное слово
- Вводное слово
Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (за экраном)
Ученик: Я думаю, что мы будем говорить о Великой Отечественной войне.
Воспитатель:
- Правильно ребята, это занятие мы посвящаем Великой Отечественной войне.
-Ребята, что вы знаете о ВОВ?
(ответы учащихся)
-Почему она называется Великая?
- потому что весь народ встал на защиту Отечества.
- Подберите синоним к слову Отечество.
-Отечество, Отчизна, Родина, страна, родной край…
-Весь народ встал на защиту Отчизны , страны, Родины, поэтому она называется Отечественная.
- Прослушивание песни «Священная война»
Воспитатель:- Какие слова вы услышали?
-О чём эта песня?
Ученик: О Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта песня?
Ученик: Тревожное, боевое.
Воспитатель: Да ребята, эта песня о начале жестокой, кровопролитной войны.
- Рассказ учащихся по слайдам.
Воспитатель: Мы сделали презентацию о ВОВ. Кто хочет выступить ?
Слайд №1
1-й ученик: 22-го июня 1941 года фашисты неожиданно напали на нашу страну. Весь народ встал на защиту Родины от мала до велика. Эта война длилась 4 года. Она была кровопролитная и тысячи городов и сёл. Цена победы велика, много жизней отдано за нее, потому что они защищали свою Родину.
Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из рассказа товарища?
- 1941 году неожиданно фашисты напали на нашу Родину.
-Война была страшная, жестокая.
-Враг уничтожил города и села.
-И взрослые, и дети защищали Родину.
-Погибло много людей.
2-й ученик: Вот что фашисты оставили от наших деревень. Слайд №2,3,4. Весь мир знает о Белорусской Хатыни. Цена победы велика: более 20-ти миллионов лучших сыновей и дочерей потеряла наша Родина- мать. Мы незнаем, что чувствовал и вспоминал каждый из погибших в свои последние минуты на Земле.
. Свою маму? Родной дом? Первый школьный вальс и девушку, к которой не успел признаться в любви? А может, и подумать ни о чем не успел…..
Воспитатель:
Как это было? Обратимся к книге Владимира Богомолова «Иван».
Портрет писателя.
- Ребята, расскажите, что вы знаете об авторе?
3-й ученик : Слайд№5
-Владимир Богомолов родился 3 июля в 1926 году в д. Кирилловка Московской области. В 15 лет приписав себе 2 года, ушел на фронт. Был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Был трижды контужен, тяжело ранен. В 19 лет имел 6 боевых наград. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, дошел до Берлина. В 1957 году он опубликовал первую повесть «Иван»,которая принесла ему известность.
Воспитатель: На прошлом занятии мы прочитали повесть. А сегодня будем работать над ее содержанием.слайд№6
-Кто главный герой повести и сколько ему лет?
-Главный герой повести Иван, ему 12 лет.
-Будем читать по ролям первый эпизод. Кто будет Гальцевым? А Иваном?
Чтение по ролям.
Воспитатель: О чем вы прочитали?
-О разговоре Ивана с Гальцевым.
- Что можно сказать об Иване?
-Мальчик пережил смерть отца, на его руках погибает сестренка.
- Он был в партизанах, в лагере смерти.
-Каким война сделала Ивана?
-Война сделала его взрослым, серьезным, собранным. Он принял решение мстить врагу, стать полезным Красной Армии, добывать сведения о вражеских войсках.
Воспитатель: Но вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор?
-Он еще мальчишка, он хочет играть.
-Собирает ножички, вооружается биноклем как настоящий командир.
- Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу.
- Но он каждый день смотрит в глаза смерти. слайд №8,9
Воспитатель: Посмотрите на картинку, кого вы видите?
Как относятся к нему взрослые?
-Холин любит Ивана, хочет усыновить его, но понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом.
-Почему?
-Потому что он еще не созрел душевно, грубоват.
-Холин сам как большой ребенок, относится к мальчику как равному, выполняет все указания и просьбы юного разведчика.
- Воспитатель: А как Гальцев относится к Ивану?
-Гальцев также любит Ивана, ищет подход к его характеру . Сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага.
-Гальцев пронес память об Иване через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели Ивана.
- Воспитатель: Подберите к картинке слова из текста.
Слайд№8
-Иван долго живет на оккупированной территории. Ходит по деревням, поселкам в рваной одежде.
- Он внимательно всматривается в любое скопление живой силы врага, его вооружение.
-Он добывает очень ценные сведения.
- Воспитатель: А в чем особая трудность положения мальчика, когда он находится в тылу врага?
-На войне очень опасно, страшно. Ивану никто не может помочь, он сам себе помощник.
Рядом жестокий враг .
-Это маленький мальчик, ему 12 лет. А почему взрослые все- таки отправляют его на разведку?
-Иван хотел отомстить за родных , хотел помочь нашим солдатам.
- Воспитатель: В этой войне сражались с врагами и старики и дети. А почему у мальчика взрослое имя?
- Потому что он рано повзрослел.
- Он очень серьезный, ответственный
-Взрослые доверяют ему, надеются на него, поэтому называют его по- взрослому Иван.
- Воспитатель: Правильно, этого мальчика иначе не назовешь, так много на долю Ивана выпало взрослых, мужских дел, обязанностей. Он в 12 лет стал защитником Отечества.
Прочитайте по цепочке последнюю главу со слов «Берлин капитулировали 2-го мая…»
Чтение по цепочке
О чем мы прочитали?
-Берлин капитулировали.
-О чем узнает Гальцев?
-Гальцев узнает, что Иван погиб.
- Воспитатель: Иван погиб. Есть и его капелька крови на знамени Победы. Ему было всего 11 лет.
Он любил своих родных, Родину. Он настоящий патриот своей Отчизны.слайд10,11
Ребята! Помните ! Мы обязаны ему и тысяча другим людям, солдатам, воинам жизнью, мирным небом над головой!
В этой войне сражались с фашистами много разных народов. И тувинские бойцы тоже воевали.
Что вы знаете о них?
Слайд№ 12,13,14
-Тувинские добровольцы, их было 220 человек.
-Среди них девушки-санитарки.
-Тувинские добровольцы участвовали в боях за Украину, освобождали города Ровно, Дубно..
-Тувинский народ гордится ими.
-В честь тувинских добровольцев названы улицы нашего города: улица Тувинских Добровольцев, Чургуй-оола, Кечил-оола.
-В музее имени 60-ти богатырей есть зал о тувинских добровольцах.
- Воспитатель: Какой праздник мы будем отмечать в мае?
-70 лет Великой Победы.
Итог:
Чем мы можем быть полезным Родине?
-Любить свою Родину, защищать ее
-беречь природу своей страны
-хорошо учиться, заниматься спортом
-любить и заботиться о своих близких, уважать других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – литературная композиция «У войны не детское лицо»
1941 год. Дети и война. Дети. Что они помнят о ней? Что могут рассказать о ней? Многое! Детская память загадочна. Их воспоминания длиною в их собственную жизнь. Женя Белькевич – 6 лет.Я был...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250282-1589862063.jpg)
Презентация к 9 мая "У войны не детское лицо"
Презентация ко дню Победы "У войны не детское лицо"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-1307258-1611243208.jpg)
Классный час "Детское лицо войны"
22 июня 1941 года началась самая жестокая война за всю историю России. Весь советский народ приближал Победу всеми силами. Не отставали от взрослых и дети. Их можно было увидеть и на передовой, и в па...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-213283-1362152233.jpg)
Классный час "У войны не детское лицо"
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.Задачи:• Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уваже...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1093117-1571336125.jpg)
«У войны не детское лицо».
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.Задачи:• Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уваже...