Сценарии
методическая разработка по теме
Сценарии праздников, мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuy_osen.doc | 0 байтов |
prazdnik_ekologiya_narodov_severa.doc | 0 байтов |
rodnaya_sibir_istoriya_osvoeniya.doc | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Руководитель: педагог-организатор Домничева Н.В. | Автор: Доля Мария Владиславовна ученица 9 класса «Б» |
Сибирь - древнее название страны, населенной угорскими народами. Оно восходит к самоназванию какой-то части южных угорских племен – “сибир” или “савыр”. Впервые упоминание о савырах-сибирах появляется на страницах византийских и армянских хроник V - VI вв. Так звалось одно из сильнейших кочевнических племен, пришедших на Северный Кавказ вслед за гуннами из Азии. Это племя воевало то с Византией, то с Ираном. Окончательно оно было разгромлено иранским шахом (~550 года н.э.). В древнерусской “Повести временных лет” эти племена названы “белыми уграми”.
Во второй половине VI века угорские племена Зауральской лесостепи были включены в состав огромной кочевий державы - Первого Тюркского каганата. Один из восьми уделов каганата, находившийся в степях между Уральскими горами и Иртышом, вероятно, назывался по имени населявших его племен. Тюркский правитель этого удела в 608 году стал каганом и правил под именем Сибир-хана. Интересно, что его дед, великий полководец и завоеватель, носил явно угорское имя - Истемий (Исэм - дух предок).
После этого Сибирь не упоминалась в средневековых письменных источниках 600 лет. Лишь в 1237 году венгерский католический монах Юлиан, побывавший в Баскардии (Башкирии) в поисках легендарной великой Венгрии, написал в своих воспоминаниях, что видел, как "пришел некий посол из страны Сибур, которая окружена северным морем". На Итальянской карте 1367 года страна и город Себур помещены на крайнем северо-востоке Золотой Орды.
Арабские и персидские географы XIV века "страной Сибирь и Ибирь" называли земли между "страной Башкир "и владениями великого хана, т.е. лесостепи и степи между Уральскими горами и рекой Обью. Иртышские татары до сих пор связывают название страны с жившим здесь до прихода их предков народа "Сибыр" или "Савыр". Ему они предписывают свои древние курганы и городища.
В Русских летописях упоминание о "Сибирской земле" впервые появляется под 1406 год. В XV и XVI веках русские называли так то всю территорию Зауральской лесостепи, населенную татарами, то только районы среднего течения Иртыша, где находилась столица татарского государства - город Сибирь. Более северные районы, населенные обскими уграми, русские называли или обобщенно Югрой, или же по наименованию крупнейших вогульских и остяцких княжеств. Лишь после покорения сибирских татар и обских угров Сибирью стали называть все земли, лежащие восточнее Уральских гор и севернее казахских степей.
Как сообщает ранняя редакция Сибирского летописного свода – так называемая ‘Книга записная”, - “сначала первый городок поставлен был вверх реки Тагила и назван Верхнетагильский город”. Он был заложен в 1584 году напротив горы Медведь-Камень (в 12 км к северу от современного города Нижнего Тагила). Основателями были стрельцы князя Семена Дмитриевича Болховского, которые, перебравшись через трудный Тагильский волок, остановились в этом месте перед тем, как плыть на судах дальше, на помощь казакам Ермака. С трех сторон городок был защищен рекой, делающей здесь петлю, с четвертой были сооружены вал и ров.
В конце 1588 года начальнику гарнизона городка было приказано перебраться на другое место. За горным перевалом, начинавшимся с верховьев Вишеры, на мысу, при впадении реки Ивдель в Лозьву, он приступил к строительству Лозьвинского городка, ставшего не только центром нового обширного уезда, но и главной перевалочной базой на пути в Сибирь. Потерявший свое значение Верх-Тагильский городок был “покинут впусте”.
Основание Березова
В начале 1593 года из Чердыни “через Лозьву зимним путем” выступили “воеводы Микифор Траханиотов, князь Михайло Волоконский да голова Иван Змеев, а с ними ратных людей триста человек”. Вместе со служилыми людьми в поход шли полторы сотни плотников.
Войдя в устье Северной Сосьвы, отряд Траханиотова остановился. Здесь, по соседству с остяково-вогульским городком Сугмут-ваш, был в течение весны и лета построен русский город Березов, ставший центром нового обширного уезда. Он представлял собой квадратную в плане крепость с рублеными стенами и башнями по углам. Вдоль Вогульской протоки к городу был пристроен
вытянутый в виде неправильного прямоугольника пятибашенный острог.
Стратегическое положение Березова являлось исключительно выгодным: отсюда можно было осуществлять контроль как за старой Зырянской дорогой, ведущей на Русь, так и за передвижениями по всему нижнему течению Оби и Иртыша до Обдора.
Основание Сургута
Еще не успели отгреметь бои на Конде и Пелыме, как московские власти стали готовить новый поход – теперь уже в Среднее Приобье. 19 февраля 1594 года воеводам князю Федору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову был дан наказ о строительстве во владениях остяцкого князя Бардака нового города Сургута, чтобы уже оттуда можно было нанести удар по селькупской Пегой Орде.
Воеводы по Иртышу добрались до Обского городка, расположенного в устье, и, в соответствии с царским наказом, сожгли его, после чего двинулись вверх по Оби.
Осенью 1594 года на правом берегу Оби уже стоял Сургут – деревянный рубленый город с четырьмя башнями по углам. Это укрепление было усилено еще и острогом с двумя глухими и одной проезжей башнями. Местных остяков, пытавшихся оказать сопротивление, “замиряли” с помощью пушек, пищалей и кодских стрел. Все окрестное население было обложено ясаком, который следовало доставлять в Сургут, ставший центром одноименного уезда.
Угорские княжества
Название Назымского княжества, первого из расположенных на Иртыше остяцких владений, произошло от имени легендарного богатыря Нозинга, которого местные жители считали своими прародителем. Столицей княжества являлся городок Кошель-вош.
Княжество Бояра и Демьянское княжество, еще со времен похода Ермака, вошли в состав России, причем первое – добровольно. Позднее они превратились в ясачные волости под властью Тобольска.
Та же участь постигла и Цингалинское княжество, название которого произошло oт жившего здесь в XV веке князя Цингаля. На территории этого княжества стоял древний городок Тапар-вош, воспетый в остяцких былинах.
В устье Иртыша лежали владения Белогорского княжества, где до прихода Ермака правил большой князь Самар. Всего на этой территории насчитывалось не менее девяти остяцких крепостей, являвшихся центрами местных княжеств. В 1583 году Белогорье подверглось разгрому казаками Ермака, а сам князь Самар погиб. Окончательно эти земли были покорены после того, как в 1585 году здесь появился русский Обдоский городок.
Раскинувшееся по обским берегам остяцкое Кодское княжество насчитывало 14 укрепленных городов. Кроме того, кодским князьям принадлежали зeмли на реки Эмдер (Ендырь), часть Ваховской волости в Сургутском уезде и две волости, пожалованные царем в 1594 году – Васпухольская и Колпукольская. В отличие от большинства других властителей приобской тайги кодские князья состояли с русским царем в особых отношениях: уплата ясака была заменена обязанностью нести военную службу. В лесных угодьях Коды не было богатых пушных промыслов, и военный грабеж стал едва ли не главной формой существования кодских остяков. Специфика отношений с Москвой позволила сохранить прежнюю социальную структуру. Помимо участия в походах, на остяков ложилась обязанность оказывать русским помощь при строительстве крепостей, делать для них суда, давать подводы и т.п. Четверть населения городов составляли рабы. Основным источником рабства являлся “погромный ясырь”, т.е. военнопленные. Продавали за долги в рабство своих жен и детей и местные остяки. Кодское княжество, в котором шел активно процесс складывания феодальных отношений, вплоть до середины XVII века сохраняло свою независимость.
Древнее остяцкое княжество Казым находилось в бассейне одноименного притока Оби. На его территории было пять городов, которые к концу XVI века прекратили свое существование. Княжество признало власть Москвы еще в 1587 году, но с основанием Березова – утратило свою самостоятельность и превратилось в ясачную волость Березовского уезда. Потомки местных князей жили до 1607 года, когда последний князь Богдан был казнен за антирусское восстание.
На левобережье Оби было расположено вогульско-остяцкое Сосьвинское княжество, некогда входившее в состав Ляпинской межплеменной конфедерации. На его территории известно 15 городков, названия четырех из них в источниках не сохранилось. Княжество рано утратило свою самостоятельность. На его территории были образованы 2 ясачные волости, входившие в состав Березовского уезда.
Земли в бассейне Северной Сосьвы, включая ее левые притоки Сыгву и Вогулку, издавна были заселены вогулами вперемежку с пришлыми югричами. Часть бассейна Мал. Сосьвы занимали в основном остяки. В течениe трех столетий вся эта территория, вместе с Сосьвинским княжеством, входила в состав военно-политической конфедерации угорских племен, созданной переселившимися сюда с запада югричами. После разгрома в конце XV века ляпинцев и сосьвинцев русской ратью конфедерация потеряла половину своей территории и вынуждена была перенести столицу. Значительная часть оставшихся земель вошла в состав Куноватско-Ляпинского княжества. В управлении было шесть остяцких и вогульских городков, три крепости в бассейне Малой Оби, еще пять куноватских городков стояли на правом берегу Большой Оби. С появлением русского Обского городка местный князь отправился в Москву и был жалован царской грамотой, в соответствии с которой обязался собирать ясак мехами с подвластной ему территории и вывозить ее в Вымскую землю. После репрессий, произведенных русскими властями в 1607 году в отношении местной знати, княжество лишилось своей самостоятельности. Из его владений были созданы три ясачные волости, вошедшие в состав Березовского уезда.
В конце XVI века в состав Березовского уезда вошло еще одно остяцкое княжество, Обдорское, располагавшееся в низовьях Оби. На его территории имелось, по меньшей мере, 16 крепостей. В 1596 году на Ангальском мысу, близ древней обдорской столицы Пулинг-авот-ваш, был основан русскими Обдорский острог (Салехард). Жившие в нем годовальщики занимались сбором ясака с окрестных самоедов. Находясь в соседстве с воинственными самоедскими племенами, русские и обдорские князья заключили взаимовыгодный союз. Обдорские князья сами собирали со своих поданных ясак, давали проводников и олений русским, участвовали в походах против самоедов и т.д. Обдорская княжеская династия сохраняла свое значение до XIX века.
После разгрома Пелымского княжества его земли вошли в состав Пелымского уезда. Княжеская семья была увезена в Москву, откуда обратно не вернулась. Ясачная повинность, насилия русских служилых людей, были причинами, по которым не раз это воинственное население бралось за оружие. Неоднократно стремились вернуть былую независимость и вогулы бывшего Кондинского княжества, которое было разгромлено одновременно с Пелымским.
Численность населения в Ханты-Мансийском автономном округе составляет 1456,5 тыс. человек. Национальный состав населения включает более 100 национальностей, народов и этнических групп.
С 1991 года округ является членом Ассоциации финно-угорских народов, созданной с целью решения общих проблем северян, сохранения культурного наследия финно-угорских народов, к которым относятся ханты и манси.
В рамках Ассоциации осуществляется успешное сотрудничество в области изучения общего проязыка и прокультуры финно-угорских народов, включая обско-угорские народы. В результате этого сотрудничества в 1992 году Институт этнографии Венгерской Академии наук принял участие в создании первого научного фольклорного архива северных ханты в г. Белоярском.
Основой религии ханты и манси является вера в духов (или анимизм). По представлениям этих народов, Вселенная расчленена на три космические зоны: небо, землю и подземный мир, т.е. Верхний, Средний и Нижний миры. Верховным божеством является небесный бог - Торум, у которого есть дети, духи-охранители конкретных территориальных групп обских угров.
Главное божество земли, подательница жизни, детей, богиня Калташ. Нижний мир - царство болезней и смерти - возглавляет Куль отыр, или Хинь вэрт. Кроме того, к наиболее популярным божествам относится За миром наблюдающий человек, всадник на белом коне, облетающий землю Мир-суснэ-хум (или Ас тый ики), основная функция которого заключается в охране миропорядка. Особо почитается богиня огня Най. Наконец, существует большое количество второстепенных, локальных духов, в т.ч. лесных и водных.
Духам воздаются приношения, как кровные, так и бескровные. Принесенные дары в некоторых случаях хранятся в специальных священных лабазах; в остальных случаях они находятся дома, в прикладах, или в священных нартах. Часть духов - деревянные изображения, считающиеся их (духов) вместилищем.
Народ ханты (самоназвание – ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финно-угорской этноязыковой общности.
Среди ханты выделяются три этнические группы: северная, южная и восточная. В каждой из них обособляется ряд подгрупп, получивших свои названия по гидронимам рек, в бассейнах которых они локализованы: ханты аганские, тромъеганские, ваховские, казымские, юганские и др. До начала XX в. русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантайского ас-ях – «народ большой реки» или «обские люди»), еще ранее, до XIV в., - югрой.
В основе формирования жизненного уклада ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих угорских племен.
Манси (устар.русское - вогулы) – один из малочисленных народов Севера России. Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби – реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий), а также Нижнюю Обь (Березовский, Октябрьский районы).
Этнос манси сложился в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II-I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется она в культуре коня и небесного всадника – Мир-Сусне-Хума.
Ненцы (старинное название – самоеды, юраки, самоназвание – ненэц, хасова, буквально – «человек»). Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1602 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям с жалованным царским словом и предложением платить ясак.
Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарках) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными ученым. В конце XIX в. сенсационно прозвучало «открытие» профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.
Олень в жизни северных народов
Культура охотников на дикого оленя господствовала на севере Европы, Азии, Северной Америки в течение более 10 тыс.лет. Уже в те далекие времена олень давал человеку все, что нужно для жизни: пищу, одежду, обувь, покрытие для жилья. Со временем человек приручил животное, стал использовать его как средство передвижения. Так появились домашние олени, а оленеводство стало традиционной отраслью хозяйства, заняв особое место в хозяйстве народов Севера.
Характерно для северных народов употребление в пищу сырого оленьего мяса. Наиболее лакомым блюдом считалось мясо только что убитого оленя. Куски его обмакивали в еще теплую кровь, захватывали зубами и обрезали быстрым движением ножа снизу вверх непосредственно у самых губ. Содержащее большое количество витамина С сырое мясо (в оленине его в 13 раз больше, чем в говядине) и теплая кровь служили противоцинготным средством.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)
Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...
Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна
(сценарий выступления агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...
Воспитательная работа в начальной школе. Сценарий конкурсно-познавательного мероприятия по ЗОЖ. Сценарий праздника "Осень в гости к нам пришла..."
Внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы....
Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»
Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1 класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...
Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.
Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....
Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»
Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...
«Рыцарский турнир». Сценарий праздника к 23 февраля для детей Сценарий праздника посвященного 23 февраля
Интересный рыцарский турнир для начального звена на 23 февраля....