«Недаром помнит вся Россия…"
проект (4 класс) на тему

Сорокина Елена Алексеевна

200-летию Войне 1812 года посвящается

 
 

                  

 

 

Актуальность:

 

 

   В 2012 году состоялась  200-я годовщина победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Годовщины, отмечаемые нами – это напоминание о нашем долге пред Отечеством, о том, что жили на земле нашей люди достойнее, чем мы, исполнившие этот долг. И славные годовщины – нам и в назидание и, быть может, в укор. А им, свершившим и ушедшим, - в знак благодарности наша память.
   Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение относятся к тем событиям истории, которые не меркнут в веках и будут всегда служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и богатырской силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины.
Воздадим же сегодня вновь нашу память и честь бесстрашному русскому воинству, навеки связавшему на бородинских холмах свои собственные смертные судьбы с бессмертной судьбой России!

     

 

 

 

 

 

 

Цели:

  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
  • показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
  • подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
  • акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

 

 

 Задачи:

 

- Образовательные:       1.  Познакомить детей с причинами, ходом, результатами Отечественной войны 1812 г;

   2. Показать значимость партизанского движения в годы войны;

   3. Выяснить почему русские войска вынуждены были отступать на начальном этапе войны, почему русскому войску пришлось оставить Москву, почему французская армия проиграла войну;
  4. Сформировать представление о характере войны 1812 г.;
  5. Продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

 

Развивающие:                1. Развитие аналитического и логического видов мышления.

                                                 2. Расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;

                                             3.Развивать познавательный аппарат, память, мышление.

 

-  Воспитательные:            1. Развивать умение кратко формулировать свои мысли;

                                                  2. Формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны, чувство гордости патриотическим прошлым.

                                              3.Способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за  славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Вы в мир Истории, друзья,
Лишь дверцу приоткрыли,
Но убедились, что нельзя,
Чтоб мы про тех забыли,
         Кто своей жизнью заплатил
         Тогда, на поле брани,
         И Русь Святую сохранил,
         Что нам досталось с вами.
Теперь зависит от тебя,
От каждого из нас
То, как родимая земля
Продолжит свой рассказ.
           Знать, помнить, бережно хранить
           Историю России
           Должны мы, чтоб не повторить
           Тех войн, что раньше были.
Учись, исследуй и мечтай
Вершины покорить,
Но никогда не забывай
     Ты только память предков чтить!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4.docx70.48 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ

ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ГИМНАЗИЯ

Проект

«Недаром помнит вся Россия…»

Сорокина Елена Алексеевна.

учитель начальных классов

Одинцово

2015

«Недаром помнит вся Россия…"

 

 

 200-летию Войне 1812 года посвящается

        

Актуальность:  

   В 2012 году состоялась  200-я годовщина победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Годовщины, отмечаемые нами – это напоминание о нашем долге пред Отечеством, о том, что жили на земле нашей люди достойнее, чем мы, исполнившие этот долг. И славные годовщины – нам и в назидание и, быть может, в укор. А им, свершившим и ушедшим, - в знак благодарности наша память.
  Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение относятся к тем событиям истории, которые не меркнут в веках и будут всегда служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и богатырской силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины.
Воздадим же сегодня вновь нашу память и честь бесстрашному русскому воинству, навеки связавшему на бородинских холмах свои собственные смертные судьбы с бессмертной судьбой России!

     

Цели:

  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
  • показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
  • подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
  • акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

 Задачи:

- Образовательные:       1.  Познакомить детей с причинами, ходом, результатами Отечественной войны 1812 г;

   2. Показать значимость партизанского движения в годы войны;

   3. Выяснить почему русские войска вынуждены были отступать на начальном этапе войны, почему русскому войску пришлось оставить Москву, почему французская армия проиграла войну;
 4. Сформировать представление о характере войны 1812 г.;
 5. Продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

-  Развивающие:                1. Развитие аналитического и логического видов мышления.

                                                 2. Расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;

                                             3.Развивать познавательный аппарат, память, мышление.

-  Воспитательные:            1. Развивать умение кратко формулировать свои мысли;

                                                  2. Формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны, чувство гордости патриотическим прошлым.

                                              3.Способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за  славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

           Изобретения

Много горя приносит война. Всему миру нужен МИР. Всё накопленное оружие должно служить миру. Давайте создадим музей МИРА.

Учащимся предлагается нарисовать, сконструировать, описать предполагаемый музей Мира.

Информации о конкретном Музее мира я не нашла (ученица 4 класса). Представляю себе, что это может быть такой музей, где собраны выдающиеся культурные и природные ценности всего мира. Экспозиции Музея нельзя собрать под одной крышей, поскольку они находятся по месту сооружения или природного возникновения. В Музее мира в основном могут находится перечни, фотографии, эскизы достопримечательностей. За основу может быть взят перечень ценностей, составленный в соответствии с Международным договором об охране всемирного культурного и природного наследия.
В начале 2002 года список всемирного наследия включал 721 объект из 124 стран мира. В него входили 554 памятника культуры, 144 природных объекта наследия и 23 смешанных (культурно-природных). К ним относятся Московский Кремль и Красная площадь, Церковь Вознесения в Коломенском, исторические центры Санкт-Петербурга и Варшавы, Венеция в Италии, архитектурные сооружения и ансамбли – Акрополь и другие.
С 1949 года Международным союзом охраны природы и природных ресурсов начаты сбор информации и составление списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. С начала 80-ых годов 19 века ежедневно исчезал один вид животных, а вид растений исчезал еженедельно. В настоящее время около тысячи видов птиц и животных, которые обитают в тропических лесах, находятся под угрозой вымирания.
Государства, на территории которых расположены объекты всемирного культурного и природного наследия, а также имеющие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, сохраняют их.
Люди, посещая разные страны мира, могут познакомиться с культурными и природными достопримечательностями (всемирным наследием) по месту их происхождения в своеобразном Музее МИРА.
Таким я представляю себе Музей Мира.

Вывод: За время работы над проектом удалось сплотить детский коллектив в группу единомышленников: гордость за наших воинов-освободителей, благодарность ветеранам, интерес к истории страны, города, улицы.

Продукты проекта:

  I. Альбомы:

                                       1. «Словарь 1812г.»
                         
             2. «Отечественная война 1812 года в живописи»;
                                      3. «Герои Отечественной войны 1812 года»;
                                      4. « Память о войне1812 г.»
                                      5. «Поход по Старой Смоленской дороге»;
                                      6. «М.И.Кутузов»;
                                      7. « Путешествие во Францию»;
                                      8. «Одинцово и война 1812г.»

«Гордиться славою своих предков не токмо можно,

Но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

                                                                                        А.С. Пушкин.

План проекта:                 I. Организационный момент

 II. Объяснение новой темы

1. Причины войны и ее характер

2. Ход войны

3. Результаты войны

III. Подведение итогов, формулирование выводов

План изучения темы:

а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;
б) начало военных действий;
в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;
г) Бородинское сражение;
д) герои Отечественной войны 1812 года;
е) совет в Филях;
ж) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);
з) изгнание французских войск из России, окончание войны;
и) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

  Есть разные войны: большие и маленькие, мировые и локальные, долгие и короткие. А есть войны легендарные. Сколько бы не прошло лет с тех пор, как прогремел там последний выстрел, внимание историков, писателей, да и простых людей к ним не только не ослабевает, но и порой усиливается. Такова Отечественная война 1812 года, славная страница российской воинской славы, куда золотыми буквами вписана грандиозная Бородинская битва. Недаром вплоть до конца XIX века бой у села Бородина был самым крупномасштабным из тех, где участвовала русская армия. Именно этому яркому событию российского прошлого и посвящена поэма «Московская битва».

Очень давно, больше ста лет назад,
Нас в помине еще не бывало,
Многие тысячи русских солдат
На земле Бородинской пропало.
         Много мест на Руси, опаленных войной,
         Где герои в бою погибали,
         Но такое, пожалуй, всего лишь одно,
         Найдешь для сравненья едва ли.
Кто-то, может, не знает, чем славно оно,
Или просто названье знакомо:
Свято чтимое русскими Бородино,
Приходящими вновь для поклона.

«Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем…»

1 группа.  Причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям.


     Это было в 1812 году. На Россию шла войной Великая французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта.
   Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина. Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 г. Наполеона провозгласили  императором. Стремительное возвышение вскружило голову Наполеону, заставило поверить в собственную гениальность, в предназначение управлять судьбами и государствами.
  В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Он планировал захватить Россию, Индию и стать владыкой мира. Он знал, что Россию населяет храбрый народ; знал, что русская армия сильна, ее солдаты выносливы и смелы, ее офицеры умеют воевать. Чтобы разбить русских, он собрал войска со всей Франции, со всех подвластных ему стран Европы, создал Великую Французскую армию, которая насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Кроме французских корпусов, в нее входили австрийские и прусские, баварские и саксонские, голландские и швейцарские, итальянские и португальские полки и дивизии. Во главе войск стояли умные, опытные военачальники.

     «Через 3 года я  буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее»,- заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
     В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. « Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!
 Я сожгу Тулу с ее оружейным заводом и обезоружу эту страну. Москва — сердце России...»

     На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией. На Россию двигалась лавина, смерч, который не знал препятствий и поражений. Французам было известно, что Россия защищает свою западную границу тремя армиями. Первая армия под командованием М. Б. Барклая-де-Толли развернулась на петербургском направлении, прикрывая подступы к российской столице. Вторая армия П. И. Багратиона стояла южнее, на московском направлении. Еще южнее, прикрывая Украину, располагалась третья армия под командованием А. П. Тормасова.
Войну с Россией Наполеон рассчитывал закончить за месяц, в худшем случае за два.


                                       

 

Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…

 

                     

РУССКАЯ АРМИЯ 1812 ГОДА.

    Русская армия времен Отечественной войны 1812 г. была одной из лучших в мире. Она имела 590 тысяч человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тысяч человек, т.к. на юге продолжалась война с Турцией. Александр I был вначале главнокомандующим.

   Армия по роду войск делилась на пехоту, кавалерию, артиллерию.

   Пехота была основной боевой силой. Она делилась на линейную (это гренадеры – особо сильные солдаты, обученные метать гранаты) и легкую (это егеря – меткие стрелки).

    Кавалерия – это самый быстрый род войск. Она также делилась на легкуюм(гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны, которые были защищены кирасирами и касками).

    Артиллерия – это самый грозный род войск. Вооружена пушками, гаубицами и мортирами, которые стреляют ядрами, гранатами (ядра с порохом) и картечью.

.

Песня  «Солдатушки - бравые ребятушки».

2 группа.  Начало военных действий. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

    Осенними ночами 1811 года над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула – «гроза двенадцатого года».
Над голубым Неманом плыл дым от костров. Передовые части громадной армии ждали сигнала к переправе. Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке, которая тяжело сидела на белом коне. Эта фигурка на холме видна была издали. От нее ждали знака идти на русскую сторону.
Но Наполеон не давал знака. Он разглядывал молодой сосняк и желтые курганы, лежавшие на той стороне. Там не было ни живой души.
Удивительны были и эта тишина и полное отсутствие русской армии. Так не начиналась еще ни одна война. Правда, эта война не была похожа на обычные войны.
Наполеон много говорил об этом великом походе: «Я пришел, чтобы раз навсегда покончить с колоссом северных варваров. Шпага вынута из ножен. Надо отбросить их во льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы. Балтийское море должно быть для них закрыто… Цивилизация отвергает этих обитателей севера. Европа должна устраиваться без них…»

В ночь 24 июня 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы    Российского государства. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. 

            Россия сопротивлялась. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу.  Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна. Своим генералам он говорил:
«Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, поражу ее в сердце».        


     

Планы Наполеона сводились к тому, чтобы отрезать первую и вторую П. И. Багратиона армии от Москвы, заняв Смоленск, и разбить армии в генеральном сражении, не допустив их соединения.

3 августа 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском.

К 16 августа Наполеон подошёл к Смоленску с 180 тысячами солдат.

 4 августа в 6 часов утра Наполеон начал штурм. Город оборонялся дивизией Раевского. Ночью по приказу Барклая корпус Раевского, имевший громадные потери, был сменен корпусом Дохтурова.

В четыре часа утра 5  августа битва под стенами Смоленска возобновилась. Русские войска упорно отражали атаки противника. В ночь с 5  на 6  по приказу Барклая были взорваны пороховые склады, первой армии было приказано покинуть город.

6  августа перестрелка продолжалась, русские не допустили переправы противника через Днепр, взорвав днепровский мост. Потери французской армии составили 20 тыс человек, русской — 10 тыс человек.

Русские сражались с большим воодушевлением, не считая себя побежденными. 7 августа в четыре часа утра маршал Даву вошел в город. Картина погибающего, охваченного пожаром Смоленска, произвела на французов угнетающее впечатление. Из 15 тыс жителей после Смоленского сражения в городе осталось только тысяча, остальные погибли и бежали из города, присоединившись к отступавшей русской армии.

                                           

    В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Старый полководец (ему было 67 лет, и жить оставалось менее года) верхом на коне появился перед войсками. Солдаты обрадовались, увидев любимого полководца, которому верили.

    Повсюду стали говорить: «Приехал Кутузов бить французов». Огромная ответственность легла на плечи Кутузова, ему была вверена судьба России, и он ее оправдал.

  Михаил Илларионович Кутузов родился в Петербурге. Он знал немецкий, шведский, английский, турецкий, латинский языки, любил историю, литературу, усвоил инженерное дело и артиллерию, особенно увлекался математикой. В 16 лет окончил инженерно-артиллерийскую школу. Образованность храбрость, твердость, спокойствие сделали эти качества особенно грозными для врагов русского народа. Гениальность его еще и в том, что он умел ценить и беречь жизнь солдат.
 Даже через 2 столетия переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю – М.И.Кутузову.

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!

3 группа  «Бородинское сражение»

«...Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага,

И вселенной докажите

Сколько Русь вам дорога!...»

 

          Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны 1812 года, находится близ села Бородино, в 125 км от Москвы.(Слайд)

        Это поле знает и любит наш народ. Из года в год вот уже полтора века сюда идут люди, чтобы увидеть поле воинской славы России, поле, где решалась ее судьба, судьба всей Европы. На высоте в деревне Горки близ села Бородина воздвигнут памятник (слайд) - здесь в день битвы был командный пункт командующего русской армии Кутузова. А на другом краю поля, за деревней Шевардино есть другая высота с каменным монументом – там находился командный пункт командующего французской армии Наполеона (слайд).

        Офицеры, посланные Кутузовым выбирать место сражения, остановились на Бородинском поле, потому что через него идут к Москве Новая и Старая Смоленские дороги, таким образом русская армия преграждала движение французов к Москве. Обороняться на этом поле было выгодно, потому что правая его часть прикрыта рекой Колочь, в центре находится Курганная высота, в левой части высится холм у деревни Шевардино, а на старой Смоленской дороге возвышается высота близ деревни Утица.(слайд)

        Эти высоты легко можно было укрепить, организовать на них оборону.         Кутузов решил здесь дать сражение. Сюда русская армия отошла и заняла оборону.

        Вслед за русской армией по Старой и Новой Смоленским дорогам шли французы. Они выступили из леса и увидели Шевардинский холм, на котором русские построили укрепление – редут.(слайд) Редут обороняли 12 000 русских солдат при 42 орудиях.

  1. сентября вспыхнул горячий Шевардинский бой.

 35000 солдат и  180 орудий двинулись штурмовать редут справа и слева.(слайд)

        Только под вечер после многочасового сражения русские оставили полуразрушенный редут. Наполеон в очередной раз был поражен стойкостью и героизмом русских солдат. Он понимал , что на Бородинском поле его ждет опасное, тяжелое сражение.

 Боем у Шевардина Кутузов выиграл время для постройки новых укреплений и показал врагу силу своей армии.

На следующий день, 6 сентября боев не было, но и в этот день определялось, кто победит в сражении. В ночь перед битвой воюют не солдаты, а борются умы военачальников. Так было и перед бородинской битвой.

(Слайд –Наполеон).Наполеон думал о том, где ему нанести главный удар по русской армии. Чтобы ее разбить и открыть дороги на Москву, о том в какое место направить свои силы для сокрушительного удара. Император знал, что Кутузов был мастером маневра, он не раз обманывал французов и он решился на фронтальную атаку. Главные силы французов сосредоточились у Шевардина против флешей, на которых заняла оборону 2-ая армия Багратиона.

(Слайд –Кутузов). Казалось бы, против главных сил Наполеона Кутузову надо ставить и свои главные силы. Но Кутузов понял, что Наполеон обойдет его по Старой Смоленской дороге, если русская армия расположится главным образом у флешей. А Кутузову нужно было, чтобы Наполеон наступал в лоб, неся огромные потери. Кутузов не боялся фронтальной атаки, он свято верил в стойкость русских солдат и военное искусство генерала Багратиона.

(Слайд замыслы Наполеона и Кутузова перед сражением – см. Приложение).

У наполеона было 135 000 солдат и 580 орудий, у Кутузова 120 000 солдат и 640 орудий.

                     

  Выступление всех ребят. Стихотворение Лермонтова «Бородино».

4 группа «Память о героях Бородино

  Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.

Вопрос: "Ребята, вы запомнили имя императора Франции, начавшего войну против России?

  Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.  Победа была ничья: войска устояли на своих местах.  

 Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.  «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой,- говорил Наполеон,-
Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми

- Давайте же, сегодня вспомним имена героев Бородино. Невозможно перечислить всех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Их тысячи…. Тысячи…. Тысячи…

  Те шесть месяцев 1812 года, с июня по декабрь, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории страны, во многом определили характер эпохи. Трагические и славные события пробудили патриотические чувства во всех слоях общества. А. Кайсаров, герой Отечественной войны, писал: “Чувство патриотизма не есть преимущество какого-либо сословия: все сыны Отечества им воодушевляются”. В Зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войны 1812 года: в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров – участников Бородинской битвы. Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном, в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Александра Васильевича Суворова, бородинское сражение, 151-е на его счету, стало последним. Большинство русских генералов, участвовавших в этом сражении, были очень молоды: Ермолову в 1812 году исполнилось 34 года, Давыдову и Волконскому – по 28, самым юным генералом в армии был Александр Иванович Кутайсов. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и убит.         

     Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский, Ермолов, Коновницын, генерал Кутайсов, Никита Муравьев, братья Тучковы, Дохтуров, Денис Давыдов, Надежда Дурова

 Скрипка (мелодия молчания). Мальчики, присев на одно колено, держат свечи памяти.

Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вел отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.

В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.

И открытием научным,
И правлением с умом,
И стихом красивым, звучным,
Светлой жизнью со Христом.

Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.

Евг. Трушина

           

«Герой, служащий Отечеству,
Никогда не умирает
И оживает в потомстве»
                      Я. Кульнев

    После Бородина обе армии стремительно продвигались к Москве по старой Смоленской дороге.  Находясь на Смоленской дороге, Одинцово попало в полосу военных действий во время войны 1812 г. Отходя к Москве, в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 г. в соседнем Мамонове останавливались войска Кутузова. Спустя сутки, в село вошли французы. Сохранилось распоряжение Наполеона к Иоахиму Мюрату, командовавшему тогда кавалерийским корпусом, о выходе корпуса из Одинцова. Война нанесла Одинцову и округе серьезный удар. Если в 1810 г. в имении было 607 жителей, то к 1814 г. их число сократилось на треть - до 416 человек. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

В войну 1812 г. Гребневский храм, Покровская церковь с. Акулово,  Казанская церковь  Лайково, Спасская церковь с.Уборы,  Никольская церковь. с. Сидоровское     подверглись разорению и осквернению французами. 

Преображенская церковь в Голицыно и Покровская церковь в с. Перхушково   В них останавливался М. И. Кутузов и Наполеон, когда проезжали через Большие Вяземы после Бородинского сражения.

Французы в окрестностях Звенигорода.

     Четвертый корпус наполеоновского войска под командованием вице-короля Италии Евгения Богарне, отдалившись от основной армии в Можайске, через Рузу двинулся на Звенигород – небольшой город московской губернии, расположенный в 50 верстах от столицы.

  Захватив Звенигород, французский корпус в ночь с 31 августа на 1 сентября, разделившись, частично остался в городе, частично- в монастыре.

    Разорение храмов, монастырей во время войны 1812 года являлось обычным делом для завоевателей, во многих церквях оно сопровождалось осквернением мощей. Главный храм России – Успенский собор Московского Кремля был превращен солдатами Наполеона в конюшню.

   Разорение храмов, монастырей во время войны 1812 года являлось обычным делом для завоевателей, во многих церквях оно сопровождалось осквернением мощей. Главный храм России – Успенский собор Московского Кремля был превращен солдатами Наполеона в конюшню.

  «Было уже около 10 часов вечера. Богарне утомленный от большого перехода, отправился в комнату, где он лег отдыхать. Здесь он не может припомнить, во сне или наяву, но он видит. Что отворяется дверь в его комнате, входит человек в черной длинной одежде, подходит к нему.
Около минуты стоял  он, как бы рассматривая принца, наконец тихим голосом сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-нибудь из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься  в свое отечество целым и невредимым. Сказал это, старец тихо вышел из комнаты.»

     Принц, проснувшись на рассвете,  вспомнил это видение, которое представлялось ему так живо, как бы на яву. Он, немедленно отдал приказ, чтоб отряд готовился к выступлению обратно к Москве, со строгим запрещением входить в монастырь.

    После этого события ему приходилось быть почти во всех сражениях, начиная от Малоярославца, во время отступления французской армии из России. Ни в одном сражении принц не был ранен, слова старца сбылись: он  возвратился благополучно в отечество, и даже после падения Наполеона остался всеми любим и уважаем.

    Это выглядит настоящим чудом, поскольку почти все маршалы, воевавшие против России, погибли или были впоследствии казнены. Так, например, Мортье, который взрывал Кремль, сам был убит бомбой, предназначенной королю Людовику-Филиппу. Жюно  сошел с ума и умер в жалком состоянии, Ней и Мюрат были расстреляны, Бертье покончил с собой, выбросившись с балкона замка, Бессер убит под Люцерном, а Дюрон убит в бою... Слова старца исполнились в точности.

         Сцена «Совет в Филях»

    После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 года  в 5 часов пополудни в деревне Фили, в чистой избе крестьянина Фролова, собрался военный совет. Вокруг стола с военной картой разместились военачальники.
             
1.Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в эту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем. На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».

2.Генерал Л.Л.Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии – перед деревней Фили, центр – между селами Троицким и Волынским, левый фланг – перед селом Воробьевым. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение (выступающий показывает расположение по развернутой перед ним картой. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).

3. М.Б. Барклай – де – Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

4.Генерал-лейтенант П.П.Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение – необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!»

5.Генерал-лейтенант А.И.Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю атаковать неприятеля».

6.Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».

7.Генерал М.Б.Барклай – де – Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

8.Генерал К.Ф.Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русской армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая – де – Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б.Барклай – де – Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф.Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Осмотр позиций, произведенный мною, позволяет говорить о ее неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Посему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена …»

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И.Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

 В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию».    

         

5 группа «Пожар Москвы 1812 года»

 - С раннего утра 2(14) сентября русская армия непрерывным маршем проходила через столицу. На рассвете первые эшелоны уходящей русской армии один за другим вступали в Москву.  Бегство населения из столицы продолжалось несколько дней подряд. Толпы народа, растерянные, потрясенные идущей на них грозой, теснились целыми днями на улицах. Все дороги к востоку от Москвы по всем направлениям на десятки верст были покрыты беглецами.

        

 - В два часа дня 2(14) сентября Наполеон въехал на Поклонную гору, Москва сразу открылась его взору. Он хотел тут же, на Поклонной горе принять «депутацию» жителей с ключами от города, но никакой «депутации» не являлось – Москва была пуста, жители покинули ее.

           

                   Напрасно ждал Наполеон,

                 Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Москва начала гореть еще 2 (14) сентября, как только русские войска покинули город. 3(15) сентября Наполеон въехал в Москву и расположился в Кремле. Когда Наполеон въехал в Кремль, весь Китай-город уже горел. Близость пожара к Кремлю вынудила Наполеона отдать приказ о тушении пожаров. Но это было невозможно – жители вывезли из Москвы все средства для борьбы с огнем.  

   В первый день своего пребывания в Кремле Наполеон не видел ничего необыкновенного в возникших пожарах, приписывая их случайности и неосторожности своих же войск. Он спокойно провел ночь. Но именно в эту ночь пожары приняли угрожающие размеры. Поднявшийся сильный ветер раздул и разнес огонь по всем частям города.

   В два часа дня 4 (16) сентября Наполеон решился оставить Кремль и переехать в загородный Петровский дворец. При выходе из Кремля Наполеон и его свита чуть не погибли.

   В ночь с 18 на 19 (с 6 на 7) сентября пожар достиг наибольшей силы. В дальнейшем пожар стих, однако в отдельных местах он возникал вновь.  Сгорел университет с его архивами, в том числе сгорел единственный экземпляр "Слова о Полку Игореве". В результате пожара погибли более 2000 тяжелораненых российских солдат, оставленных (как тогда было принято) на попечение противника из-за невозможности эвакуации.

    Кто же поджег Москву? Историки спорят до сих пор. По одной версии этот поджог был организован по приказу губернатора Растопчина при оставлении города русскими войсками, по другой - Москву подожгли жители, не хотевшие, чтобы их припасы достались французам, третья говорит о том, что это были сами французы, занимавшиеся грабежом и мародерством. Известно одно – много русских было расстреляно французами по обвинению в поджогах.

  Вскоре захватившая Москву наполеоновская армия оказалась в крайне тяжелом положении. Надежды на квартиры и продовольствие пропали. Наполеоновские солдаты истреблялись населением Москвы на каждом шагу. За пять недель пребывания в Москве Наполеон потерял 30 тыс. человек. Наполеон решает покинуть Москву.

  Пожар Москвы 1812 года  имел огромное историческое значение, не меньшее, чем Бородино. После пожара армия Наполеона оказалась в безвыходном положении, что вынудило Наполеона обратиться к Александру I c предложением о мире. Пожар Москвы позволил Кутузову перегруппировать русские войска и приготовиться к решающей битве. Пожар Москвы стал символом древней русской столицы, не покорившейся врагу, как когда 200лет назад в 1612г.

  1. группа «Партизанская война»

Начиная войну с Россией, Наполеон предполагал, что ему, как и на Западе, будет противостоять только регулярная армия. Но расчеты Наполеона не оправдались. Весь народ России поднялся на священную Отечественную войну.

Жители сел и городов при приближении французов уходили в леса, забирали свое добро, продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу. Оставшиеся крестьяне отказывались поставлять французам провиант, фураж, транспортные средства. Французские солдаты голодали, гибли от бескормицы лошади. Повсюду, где появлялись наполеоновские захватчики, вспыхивало пламя партизанской войны. Партизанские отряды  наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад, были неуловимы, а главное сражались отважно, они сражались на своей земле. Тысячи крестьян сражались в партизанских отрядах. Брали топоры, вилы, косы, рогатины, с которыми охотились на медведей, вооружались ружьями.
   Самых храбрых и смекалистых крестьяне выбирали командирами. Староста села
Герасим Курин командовал партизанами.
Помогал Курину
Егор Стулов. За свои самоотверженные действия Герасим Курин получил из рук самого М. И. Кутузова Георгиевский крест. Это был редчайший случай награждения невоенного человека, да еще крепостного мужика.

      Даже женщины вступали в бои. Так прославилась крестьянка, старостиха Василиса Кожина - жена  старосты  одной  из деревень Смоленской губернии. Она вошла в историю  под  именем  старостихи

 Василисы. О ней в народе сложено немало легенд,  в  которых  часто  трудно отличить правду от вымысла.  Когда  муж  Василисы  повел  в  город  партию пленных, она сколотила отряд из женщин и подростков,  вооруженных  вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных.

                                         

    Героизм народа проявлялся по-разному. Крестьянина Семена  Силаева из Смоленской губернии французы  заставляли  показать  им  путь  на  город Белый. А он уверял их, что  дорога  болотистая,  мосты  сожжены  и  пройти невозможно. На него направляют заряженные  ружья  –  он  стоит  на  своем, предлагают золото – не помогает. Так и ушли французы ни с чем.  Город  был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

 

    В течение сентября близ Можайской дороги с успехом действовал отряд генерал-майора Ивана Семёновича Дорохова, который неоднократно атаковал различные части неприятельских войск. Особенно отличился этот летучий отряд 22 сентября 1812 года у села Перхушково, захватив неприятельский обоз и взяв в плен значительное число офицеров и нижних чинов.

         

         Денис Васильевич Давыдов.  Он был одним из самых популярных людей      своего  времени. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи.

                       

Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен…

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан!

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы:

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

    Русский народ был подлинным героем этой войны. Отечество в 1812 году показало всему миру, на какие великие подвиги способен русский народ.

7группа  «Изгнание Наполеона из России»

  Кутузов принимает решение оставить Москву, поэтому французские войска вошли в пустой город.    Отсюда Наполеон делает неоднократные попытки примириться с Александром I  « Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно во что бы то ни стало, спасите только честь», и понимает, что здесь фактически  он оказался в западне Оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. А русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением. Он объявил приказ   готовиться к отступлению.  
  С этого момента Наполеон стал видеть перед собой только Париж... Армия шла, опустив глаза, словно пристыженная и сконфуженная, это была уже не та армия, что рвалась к Москве полтора месяца назад , а посреди нее ее вождь, мрачный и молчаливый... Это был крах, крах всей стратегии Наполеона по завоеванию России.

   24 октября  состоялось сражение под Малоярославцем, в ходе которого город 8 раз переходил из рук в руки и к концу дня остался у французов, артиллерийская перестрелка стихла в темноте к 10 часам вечера

   

  Малоярославец сгорел почти полностью, на улицах города из-за пожаров погибло много раненых с обеих сторон.
 Сражение под Малоярославцем явилось крупной стратегической победой русской армии, которая завладела инициативой, не допустила выхода противника в южные губернии и без большой битвы вынудила его к отступлению по разоренной Смоленской дороге, что имело для французской армии фатальные последствия из-за острых проблем со снабжением, а также у французов практически исчезла кавалерия. Артиллерия была значительно слабее русской. И 26 октября Наполеон приказал отступать. Ход войны теперь диктовала русская армия.

Бои за Малоярославец оказались для французов напрасными и лишь задержали их отступление. Из Можайска французская армия возобновила движение к Смоленску по той разоренной дороге, по которой наступала на Москву.

  Стотысячная армия французов потеряла в сражении относительно немного людей, однако марш Москва-Смоленск начал верно истреблять «Великую Армию». Дело было еще до морозов. Голод стал главным врагом французов.

   Французские части достигли Смоленска с 8 по 15 ноября. Где надеялись найти припасы и отдых, но где их не оказалось. После Смоленска планомерное отступление французской армии превратилось в губительное бегство.

  Кутузов преследовал противника с севера, не давая армии Наполеона отклониться на север, Южнее Смоленской дороги двигался корпус Милорадовича, не давая французам уклониться на юг. На "хвост" колонны Наполеона постоянно наседали казаки атамана Платова.

   

   

  В Сморгонии 23 ноября Наполеон принимает решение - бросить орду замерзающих солдат и уехать в Париж набирать новую армию взамен погибшей в России, а в оставшихся войсках началось брожение. Солдаты проклинали своего недавнего кумира, обзывая его «египетским дезертиром».Никто больше не слушался никаких командиров. Принцип "Спасайся, кто может!" стал главным. Таким образом, армия, сильнейшая в истории,  троекратно превосходящая по численности русскую армию, была полностью уничтожена.

  Полузамерзшие, отставшие от своих частей солдаты французской армии без оружия, укутанные в шелковые шубы с мехами, в разноцветные женские одежды, захваченные ими на московском пожаре или вытащенные из брошенных повозок, они бежали по льду Немана, как раз в том самом месте, где шесть назад, в июне 1812 г., победно переходили реку в надежде на быстрый разгром России  Подобной катастрофы наполеоновская Франция не знала со времени учреждения Первой империи.

По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,-
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый...
А.Н. Майков

  25 декабря 1812 г. – был провозглашен манифест Александра I об окончании Отечественной войны

                       

  В 1814 году русские войска и их союзники вошли в Париж. Отечественная война 1812 года завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся «Великой Армии».

30 августа 1814 года император Александр I издал Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского») и назначил 25 декабря (ныне 7 января) праздник  Рождества Христова.

8 группа «Итоги и значение войны 1812 года».

  Отечественная Война – война всего русского народа, от мала до велика поднявшегося на завоевателей! Через два столетия великих дел и великих потрясений Россия Минина и Пожарского – Россия 1612 года – повторилась в 1812 году.

«Русские редко опережали французов, хотя и имели для этого много удобных случаев; когда же им и удавалось опередить противника, они всякий раз его выпускали; во всех боях французы оставались победителями; русские дали им возможность осуществить невозможное; но если мы подведём итог, то окажется, что французская армия перестала существовать, а вся кампания завершилась полным успехом русских за исключением того, что им не удалось взять в плен самого Наполеона и его ближайших сотрудников…»

Бал (выход всех учеников на сцену).

В честь Победы над врагом
Торжествует все кругом!

Всех на бал зовут оркестры
В славу доблести и чести!

Заключение.

Вы в мир Истории, друзья,
Лишь дверцу приоткрыли,
Но убедились, что нельзя,
Чтоб мы про тех забыли,
        Кто своей жизнью заплатил
        Тогда, на поле брани,
        И Русь Святую сохранил,
        Что нам досталось с вами.
Теперь зависит от тебя,
От каждого из нас
То, как родимая земля
Продолжит свой рассказ.
          Знать, помнить, бережно хранить
          Историю России
          Должны мы, чтоб не повторить
          Тех войн, что раньше были.
Учись, исследуй и мечтай
Вершины покорить,
Но никогда не забывай
    Ты только память предков чтить!

Литература

Журналы:

Андреева, О. Война двенадцатого года / О. Андреева // История и обществознание для школьников. — 2004. — № 9. — С. 47-54.

Евдокимова, К. В. Полководец и герой войны 1812 года: урок / К. В. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. — 2007. — N 10. — С. 75-78.

Жмодиков, Ю. Л. Клуб «Полководец»: [об Отечественной войне 1812 года] / Ю. Л. Жмодиков // Костер. — 2007. — N 10. — С. 22-23 : ил.

Иванов, А. Наполеон в Москве: ошибки Наполеона в походе на Россию / А. Иванов // Юность. — 2003. — № 12. — С. 65-99 : ил.

Обухов, А. Не в силе Бог... / Александр Обухов // Чудеса и приключения. — 2008. — N 1. —С. 48-49 : рис.

Фырнин, М. Москвой повергла Россия Наполеона: о городе Москве как главном поражающем факторе в походе Наполеона на Россию в 1812 году / М. Фырнин // Чудеса и приключения. — 2004. — № 6. — С. 36-40.

Шахмагонов, Н. Кому служил барон?: или размышления о «случайностях», в результате которых французы оказались в Москве / Николай Шахмагонов // Чудеса и приключения. — 2005. — № 6. — С. 9-13.

Шишов, А. Прорыв через Балканы / А. Шишов // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2006. — № 4. — С. 60-64.

Яковлев, Е. Пять мифов о Бонапарте / Егор Яковлев // Всемирный следопыт. — 2006. — № 16. — С. 48-55 : ил.

Книги:

Надежда Дурова. Кавалерист девица. Происшествие в России. 1985 г.

Н.А. Дурова “Избранное”. Москва, “Советская Россия” 1984 год.

В.Г. Сироткин “Отечественная Война 1812 год”. Москва “Просвещение” 1988 год.

М.И. Кутузов генерал-фельдмаршал “Письма, записки”. Москва “Военное издательство” 1989 г.

Жилин П. А.  Гибель наполеоновской  армии  в России. М., 1974.   История  Франции,  т.2.   М., 1973.

Орлик  О. В.  “Гроза  двенадцатого  года...”.  М., 1987.

Бабкин В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. М., Соцэкгиз, 1962.

Бескровный Л. Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. - вопросы истории, 1972, № 1,2.

Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., Советская Россия, 1962.

Бородино, 1812. Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. П. А. Жилин (отв. Ред.) - М., Мысль, 1987.

Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, 1979

Бескровный, Л. Г. Отечественная война 1812 года / Любомир Григорьевич. — М. : Московский рабочий, 1968. — 76 с. : ил. — (Герои Отечественной войны 1812 года)

Бескровный, Л. Г. Бородинское сражение / Любомир Григорьевич. — М. : Московский рабочий, 1971. — 87 с. : ил. — (Герои Отечественной войны 1812 года)

Брагин, М. В грозную пору: 1812 год : [для младшего школьного возраста] / Михаил Брагин ; худож. В. Перцов. — М. : Малыш, 1984. — 127 с. : ил.

Жилин, П. А. Гибель наполеоновской армии в России / АН СССР, Ин-т воен. истории МО СССР ; Павел Андреевич Жилин. — М. : Наука, 1974. — 451 с. : ил.

Лубченков, Ю. Война 1812 г.: для младшего и среднего школьного возраста : живо написанные рассказы о самоотверженной борьбе русских людей с армией Наполеона, о знаменитых полководцах и забытых героях / автор Ю. Лубченков ; худож. А. Чаузов. — М. Белый город, 1998. — 48 с. : ил. — (История России)

Любецкий, С. М. Русь и русские в 1812 году: книга для чтения всех возрастов / Сергей Михайлович Любецкий. — М. : Современник, 1994. — 303 с. : ил. — (История России в рассказах для детей)

Михайлов, О. Н. Бородино / Олег Николаевич Михайлов ; [худож. Ю. И. Селиверстов, А. А. Райхштейн]. — М. : Педагогика, 1982. — 128 с. : ил. — (Б-чка Детской энциклопедии «Ученые — школьнику»)

Попов, Н. Бородинское сражение / Н. Попов ; худож. О. Верейский. — М. : Оникс, 2006. — 160 с. : ил.

Тарле, Е. В. Бородино / АН СССР ; Евгений Викторович Тарле ; отв. ред. проф. Л. Г. Бескровный. — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1962. — 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Недаром помнит вся Россия..."

Костюмированный бал,посвященный 200-летию Бородинского сражения. Привлечены ученики всей начальной школы....

Конкурс "Недаром помнит вся Россия" Буклет "Отечественная война 1812 года"

Буклет поможет сформировать представления детей об Отечественной войне 1812 года, развивает познавательный интерес. Буклет - это помощь учителя по истории и окружающему миру в начальной школе. В букле...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"

Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....

Внеурочные занятия художественно-эстетического направления по теме: «Недаром помнит вся Россия…»

В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного...

"О чем рассказал бородинский хлеб" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Работа представляет собой презентацию, в которой рассматривается версия возникновения рецептуры и названия бородинского хлеба.      Основную часть работы занимает рассказ о герое ...

Недаром помнит вся Россия

Фотоколлаж урока-лекции по теме "Бородинская битва"...

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия"

Рисунок "Вперед, за Родину!" посвящен событиям Отечественной войны 1812 года...