Кружок "Вышивание"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка вышивания крестом «Золотая иголочка».
Автор: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Галкина Светлана Юрьевна
2014 год.
Пояснительная записка
Актуальность: Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися первого класса.
Цель программы: Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.
Задачи программы:
Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
Программа рассчитана на один год работы с учащимися первого класса.
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю. День занятий руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
-завязывать узелок;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
- отбор лучших работ для портфолио;
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Краткое описание тем.
1 -3занятие.
Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
4 – 6 занятие.
Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.
7 - 9 занятие.
Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).
10 – 12 занятие.
Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
13 - 18 занятие.
Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.
19 - 22 занятие.
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).
23 - 26 занятие.
Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.
27 - 29 занятие.
Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.
30 - 35занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
36 - 39 занятие.
Окончание вышивки. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
40 - 43 занятие.
День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .
44 - 48 занятие.
Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.
49 – 54 занятие.
Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
55 - 58 занятие.
Овладение технологией и способами выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.
59 - 63 занятие.
Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
64 - 68 занятие.
Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
69 - 73 занятие.
Практическое освоение выполнения креста двойного.
74 - 78 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .
79 - 85 занятие.
Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.
86 - 89 занятие.
Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.
90 - 97занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.
98 – 99 занятие.
Выставка работ. Награждение учащихся.
Техническое оснащение и дидактический материал занятий :
1.Ткань белая «вафелька».
2. Набор цветных ниток мулине .
3. Иглы №2, №3.
4. Ножницы с тупыми концами.
5. Пяльца пластмассовые.
6. Карандаши простые.
7. Калька, копировальная бумага.
8. Тетрадь в клеточку.
9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).
10. Образцы рисунков для вышивания.
11. Иллюстрации вышивок в различной технике.
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 - 3 | Вводное занятие | |
4 - 6 | Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. | |
7 - 9 | Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.) | |
10 - 12 | Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | |
13 - 18 | Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. | |
19 - 22 | Пяльцы. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). | |
23 - 26 | Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами ( по выбору детей). | |
27 - 29 | Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов. | |
30 - 35 | Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. | |
36 - 39 | Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. | |
40 - 43 | День презентации детских работ. | |
44 - 48 | Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. | |
49 - 54 | Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | |
55 - 58 | Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. | |
59 - 63 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. | |
64 – 68 | Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | |
69 - 73 | Технология и способы выполнения креста двойного. | |
74 – 78 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест . | |
79 - 85 | Окончательная обработка изделий. | |
86 - 89 | Вышивание изделия с использованием шва двойной крест . | |
90 - 97 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест . | |
98 - 99 | Выставка работ. Награждение учащихся. |