родительское собрание "Воспитываем доброту"
материал на тему

Воронцова Наталья Ждановна

Показывает родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побуждает их к этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитываем доброту»

Цель: показать родителям необходимость целенаправленного

воспитания у детей доброты, побудить их к этому.

Предварительная работа:

  1.  Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:

«Каким человеком тебе хочется стать?»

«Какими вы хотели бы видеть своих детей?»

  1. Приготовить педагогические ситуации для коллективного разрешения

 План:

  1. Вступительное слово учителя, итоги анкетирования, озвучивание темы.
  2. Основной вопрос темы собрания, обсуждение в группах.
  3. Подведение итога собрания, разработка памятки для родителей.

Ход собрания

I.Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители!  Я хочу начать наше собрание  словами С.Михалкова:

   ….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через   годы,  и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества.

Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил:

   Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

Анализируя, ваши анкеты и анкеты ваших детей выяснилось, что дети хотели бы быть: сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми. Бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил -  добрыми людьми.

 - Почему?

Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?  Или  в стремительном  темпе 21 века ценятся только « бойцовские качества» человека?  

Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем тек. Хочется верить,что родители, которые не выразили желания видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».

Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося.  Добренького,  дрябленького умом и душой человека. Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они  умели  все перенести и, грубее говоря, дать сдачу?

Как сделать чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное:  пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце ?!

  Нужно всегда помнить слова Монтеня:

 « …..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.

  Итак, разговор сегодня пойдет о доброте.

  1. Обсуждение в группах: « Что такое доброта?

(Высказывания родителей).

 II. Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова :

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Они правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми.

И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример.

  1. Обсуждение понятий «добрый» и «добренький».

( Высказывания родителей).

 …..Что такое добро? И что такое быть добрым? Французский писатель Камю писал, что один человек на дверях своего дома повесил плакат:

 « Кто бы ты ни был – добро пожаловать!»

Фашисты пришли и убили его. Так что евангельское понимание добра нам не подходит: оно полностью развязывает руки злу. А истинное добро состоит как раз в искоренении зла. Ведь чем больше человек любит добро, тем больше он ненавидит зло. Это значит, что нужно воспитывать в ребёнке не доброту всепрощения, а доброту, связанную с неприятием зла, а в более зрелом возрасте – с активной борьбой со злом. Януш Корчак писал :

«Мы обязаны учить ребёнка не только любить, но и ненавидеть не только подчиняться, но и бунтовать».

- Согласны ли вы с утверждением Януша Корчака?

  (Обсуждение).

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором  мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек стан

Научиться по-настоящему, быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

   Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей,  то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.

  1. Обсуждение в группах, высказывание мнений

Чтобы ответить на часто задаваемый: « Как стать добрее?» - важно запомнить классический пример:  человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция. Люди порой не знают, как стать добрее.  Личностный пример важнее всех статей и телепередач, потому что движение» Милосердие» никакой демагогии, красивых выступлений, разглагольствований не терпит. Критерий настоящего милосердия – только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души.

  1. Обсуждение высказывания « Добро должно быть с кулаками».

( Обсуждение).

Вывод:  Другими словами  это можно выразить так: «Добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

 « Сильные – всегда добрые» - утверждал  М.Горький.

  1. Обсуждение пословицы: «За добро добром платят».

(Обсуждение).

Вывод:  Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети : эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д.

Ребёнок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.

Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный, последний « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей,  во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей.  Доброе же сердце – магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а  это благо, несравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу, невозможно купить ни за какие деньги.

Существует три понятия доброты:

а) Самая маленькая доброта — пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но этот человек пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.

б) Другое понятие доброты — это доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он совершил добрые дела для своей выгоды?

в) Третье понятие доброты — доброта созидательная. Это самый ценный вид доброты. Такая доброта выбирает себе хозяина — человека с чувством обостренного достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, может по-настоящему почувствовать несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- Согласны вы с делением доброты на три вида?

   (Обсуждение).

  1. Решение педагогических ситуаций.

1.)     «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её избавляю  от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить ей задание»

  - Ваше мнение? ( Обсуждение).

Вывод: Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться  и о собственной матери.

2.)  «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

 - Ты что делаешь ? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?

 - Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.

 - А пусть не плюется на переменах! – с искренней убедительностью, в правоте  содеянного ответил тот.

 -Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

- Он защищался!

- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель   тоже надо беречь, ведь год только начался».

  1. - Как поступили бы вы ? ( Обсуждение ).

 3.)  «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку.

Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.

- Я их не  хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка ?

- В чем не права мать ?

 - Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

4.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали.  Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

 – Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

-Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности отец ответил : « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».

- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым, нуждающимся?

5). «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка, с большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».

-Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?

6). « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно: мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька.  Мальчишки охотно объясняли : это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря,  видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя.  Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

- Ваше отношение к мальчику и отцу?

- В чем виноват отец?

- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

7.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

-«Ты куда? – спросила девочка.

- «В больницу,  навестить Марину».

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

- Дала ли урок доброты  мать своей дочери? Как она это сделала?

- почему дочь прижалась к руке матери?

- Захочется  ли Наташе снова принести радость другому человеку.

Итог: Если мы будем внимательны к людям, с  которыми вступаем  во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

А теперь, пожалуйста, подумайте, как научить человека чувствовать другого человека. (Обсуждение в группах, высказывание мнений).

III. В воспитании доброты приоритет за семьей. Ибо человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: маленькие эгоисты, избалованные себялюбцы и открытые, простые, любящие все живое. Первые школьные годы могут все изменить. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от педагога, учителя. Если ребенок почувствует в учителе доброго, ласкового, справедливого, доброжелательного наставника, то он открывается ему всей своей душой. Когда мы выбирали совет лидеров, ребята захотели, чтобы лидерами были добрые дети, которые выручают своих товарищей, не обзываются, не дерутся, проявляют добрые чувства по отношению к своим товарищам. Я это обязательно замечаю и привожу в пример другим. Так крупицы, доброты я подчеркиваю у каждого и стараюсь закрепить у детей это чувство

Выступление мамы: «Все стремятся стать друзьями природы, охранять ее. Все понимают, что природу надо беречь. Но иногда мы, взрослые, на глазах у детей, не задумываясь, бросаем в море полиэтиленовый пакет, а потом выясняется, что его проглотила, приняв за медузу, морская черепаха, которая 300 лет жила и в минуту издохла. Бережное отношение ко всему живому мы называем гуманным, то есть человечным, человеческим. Какой же вывод? Если надо учить ребенка жалеть каждую ромашку, воробья, жука, ужа, куст, ручей, то, как же нужно относиться к человеку, который высшее создание природы?!»

Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения — будь то случайный попутчик или родная мать — то это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

Взрослый помни:

  • Попробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать.
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  • Не спрятать, а поделиться.
  • Не орать, а выслушать.
  • Не разорвать, а склеить.
  • Попробуй — и ты увидишь, как интересно будет жить, какое удивительное чувство вольется в сердце и согреет его. Старайся ради себя не причинять вреда другому человеку.

Много сейчас дискутировали мы о воспитании в детях доброты. А теперь попробуем обобщить наши мысли и выработать памятку для родителей по воспитанию доброты у детей.

(Предложения в памятку вырабатываются в группах, а затем составляется обобщенный вариант представителями этих групп.)

Памятка для родителей

1. Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами— это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому. Доброта начинается с любви к маме, природе, к близким и товарищам.

3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

5. Давайте делать добрые и хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6. Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Дополнением к нашей памятке могут быть следующие правила, принципы, заповеди разумного воспитания, сформулированные А. Толстым.

Заповеди разумного воспитания:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»

Цели и задачи:- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,- построить тесное взаимодействие и взаимопони...

Родительское собрание "Доброта начинается с детства"

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому...

Родительское собрание на тему: "Воспитание у детей чувства доброты через воспитание любви и уважения к "братьям нашим меньшим""

Это собрание проводится совместно с детьми. Материал можно использовать и для проведения внекласного воспитательного мероприятия. Здесь собраны разные факты и реальные истории из жизни кошек. Форма пр...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание по теме "Воспитаем доброту".

Родительское  собрание на тему "Воспитаем  доброту". Анкета для родителей....