Моя малая родина.
классный час (4 класс) на тему

Борина Ольга Вячеславовна

Классный час, посвященный истории города Чехова и Чеховского района, его достопримечательностях, знаменитых людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  ГИМНАЗИЯ №7

ГОРОДА ЧЕХОВА

Методическая разработка классного часа

«Моя малая Родина!».

                            Разработала : учитель начальных классов

                                                                                 Борина О.В..

                                              2014-2015 уч. г.

  1. Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
    Задачи: 
    1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей

Ход занятия.

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

2. История г.Чехова.

Показ слайдов.

Чехов — город (с 1954 года) в России, город областного подчинения Московской области России административный центр Чеховского района, расположен на реке Лопасне (приток Оки). Образован из села Лопасня (до 1954 года).

География г. Чехов

Город Чехов располагается в 75 километрах к югу от столицы, 55 километров от МКАД. С Москвой город соединяют Симферопольское шоссе и железная дорога Курского направления.

Всего 77 км. Симферопольского шоссе отделяют город Чехов от столицы.  К городу так же ведет ветка железной дороги Курского направления. Население этого подмосковного города составляет примерно 77 000 человек. Свою историю город ведет со времен Древней Руси. Первое упоминание о селе Лопасня мы встречаем в Ипатьевской летописи 1176 года. Первое значимое событие в истории города происходит в XVI веке – победа русского войска Воротынского над татарской ратью, что обеспечило сохранность не только Москвы, но также Казани и Астрахани. Своим современным названием город обязан писателю Антону Павловичу Чехову, который прожил в своем имении Мелихово, находящееся неподалеку от Лопасни. Именно он, будучи медиком по профессии, открыл в городе первую аптеку, которая функционирует до сих пор. Однако лишь в 1954 году Лопасне был присвоен статус города.

Большая часть города расположена на левом берегу Лопасни и к западу от железнодорожной магистрали.

Климат — умеренно континентальный с относительно мягкой зимой, частыми оттепелями и тёплым влажным летом. Частое прохождение циклонов с Атлантики и иногда со Средиземноморья обуславливает увеличение облачности.

Среднеянварская температура составляет около −15,5 °C, среднеиюльская — +20,5 °C. Средняя продолжительность безморозного периода — около 130 дней. Почвы — преимущественно аллювиальные, серые лесные.

Население города Чехов составляет 73,4 тыс. человек (2007).

История Чехова

Город Чехов, которому летом 2004 года исполнилось полвека, «вырос» из деревни под названием Лопасня. Имя же Лопасня, в свою очередь, принадлежало весьма древнему русскому городу, много веков назад размещавшемуся на этом же месте или поблизости об этом по сей день спорят историки.

В незапамятные времена на приокской равнине в результате таяния спустившегося с севера мощного ледника возникли Ока и ее притоки Нара, Протва, Лопасня и другие речки, сохранившиеся до наших дней. Населяли эти земли первые люди эпохи неолита, от которых остались каменные орудия топоры, ножи, копья. С VIII века до н.э. и по VI век н.э. здесь складывались поселения патриархальнородовых общин, знавших уже огонь и даже примитивные глиняные изделия. Во второй половине X века по берегам Оки стали селиться вятичи. Остатки этих древних славянских сел находили в разных местах лопасненского края при впадении речки Теребенки в Лопасню, у села Солнышкова, в СпасТемне, Старом Спасе, Талеже.

В 1175 году, после кровавых битв за право владения Владимиро-Суздальскими землями, победа досталась братьям Михаилу и Всеволоду Большое Гнездо. Во время боевых походов и сражении их жены укрывались под защитой Великого князя Святослава Черниговского. «...И пссом Святослав посла жены их, Михалковую и Всеволо жую, приставя к ним сына своего Олега, проводит я до Москвы. Олег же възвратив в свою волость Лопасну...». Так впервые в летописи появляется название города.

И в дальнейшем история Лопасни - это история бесконечных войн, разрушений, пленений. В 1246 году после гибели в Орде святого князя Михаила Черниговского его княжество распалось на уделы, и Лопасня вошла в состав образовавшегося Тарусского княжества. Собиратель русских земель Иван Калита ценил град Лопасню и отписал его в своем духовном завещании сыну Андрею. Но князь Андрей умер от моровой язвы, и вновь Лопасня стала подвергаться набегам и разорениям. Только теперь не нехристи-татары выступали в роли жестоких захватчиков, а свои - соседи-рязанцы. Они грабили жеегных жителей и до тех пор держали в плену лопасненского наместника, пока не получали за него выкуп от Москвы. Рязанские князья не оставляли намерений сделать Лопасню своим городом, и в 1371 году князь Олег вновь затеял войну - на сей раз уже с князем Дмитрием (будущим Донским). Он требовал отдать Лопасню ему «на кормление» за помощь в войне против литовского князя Ольгерда. Но Дмитрий Лопасню не отдавал, да и помощь в войне была только на словах.

Недавно мы отмечали 430-летие Молодинской битвы, которую по значимости можно по праву сравнить с Куликовским, Бородинским и Полтавским сражениями. Ряд историков и краеведов считали и считают Молодинскую битву незаслуженно забытой. И, к сожалению, не без оснований. Поэтому, думается, уместно будет более подробно остановиться на этом событии.

Сражение при Молодях - одна из ярких страниц героического прошлого нашей Родины. Продолжавшееся несколько дней Молодинское сражение, в котором русские войска применили оригинальную тактику, закончи-лось крупной победой над численно превосходящими силами Девлет-Гирея. Молодинская битва оказала сильное влияние на внешнеэкономическое положение Русского государства, особенно на русско-крымские и русско-турецкие отношения. Вызывающая грамота Селима, в которой султан требовал Астрахань, Казань и вассального подчинения Ивана IV , была оставлена без ответа. Девлет-Гирей после поражения прислал с дороги гонца, старого, опытного политика Шигая, с требованием согласия русского правительства на отказ от Астрахани и Казани и воцарение там крымского царевича Адыл-Гирея.

Крымские феодалы понимали, что в результате Молодинской битвы обстановка резко изменилась. Вот почему Девлет-Гирей вскоре попытался предложить русскому правительству в качестве основы возможной договоренности иные условия: только Астрахань и ежегодные подарки, но эта грамота Девлет-Гирея, так же как и Селима, была оставлена без ответа.

Молодинская битва завершила трехлетнюю борьбу России с турецко-крымским нашествием. Она повысила престиж русской армии и еще более укрепила власть Ивана IV . Победа русских войск спасла Москву, а также закрепила за Россией Поволжье.

Особое место в истории Лопасни занимает все, что связано с именем Пушкина. На этой земле долгие годы жили его родные, потомки, здесь многие из них похоронены, здесь же через несколько десятилетий были обнаружены ценнейшие рукописи великого поэта. После гибели Александра Сергеевича его жена Наталья Николаевна часто вместе с детьми посещала имение Васильчиковых в Лопасне.

Второй муж Натальи Николаевны, Петр Ланской, был близким родственником Васильчикова. В Лопасне жили три родные сестры Ланского: Мария (была замужем за генералом Николаем Ивановичем Васильчиковым), Елизавета и Наталья.

Вместе с детьми Васильчиковых росла Софья Александровна Пушкина.

После ее смерти в 1875 году девять детей Пушкиных также воспитывались в доме Васильчиковых. Подолгу жил в Лопасне и сам Александр Александрович, участник Русскотурецкой войны 1877-1878 годов. Очень любила бывать в Лопасне и старшая дочь А.С.Пушкина Мария Александровна.

Рядом с церковью Зачатия Святой Анны находится фамильный некрополь Пушкиных. В нем покоятся потомки Александра Сергеевича: его старший сын А.А.Пушкин, внуки Г.А. и С.А.Пушкины, правнучка поэта по женской линии С.П.Воронцова-Вельяминова.

3.  Парки и скверы Чехова.

Показ слайдов.

4.Достопримечательности.

- 13 памятников археологии;

 - 17 памятников культовой архитектуры (в том числе монастырь Давидова Пустынь);

 - 8 памятников истории (в том числе архитектурный ансамбль усадьбы Васильчиковых – Гончаровых; «Святой источник» - архитектурный ансамбль, основанный в 1515 году. Его называют «истинным чудом», так как в нем течет чистейшая родниковая вода, освещенная именем Преподобного Давида).

Показ слайдов.

5. Знаменитые люди Чехова..

ГОРДОСТЬ ЧЕХОВСКОЙ ЗЕМЛИ:

Герои Советского Союза:

 Стефан Никитович Воронин

 Юрий Александрович Гарнаев

 Василий Иванович Казаков

 Иван Семенович Леонович

 Алексей Иванович Марков

 Александр Иванович Медведев

 Александр Георгиевич Павлов

 Константин Петрович Платонов

 Сергей Васильевич Юшин

кавалер орденов Славы трех степеней

 Алексей Яковлевич Юрков

Почетные граждане города Чехова

 Авдеев Юрий Константинович

 Бушуев Владимир Степанович

 Галеев Рафик Лутфулович

 Даличук Анна Петровна

 Духин Владимир Леонтьевич

 Камшилин Михаил Иванович

 Колхир Карл Филиппович

 Мостовой Георгий Иванович

 Пашкевич Александр Казимирович

 Пергамент Валентина Аркадьевна

 Прокин Алексей Михайлович

 Пушкин Григорий Григорьевич

 Симакова Валентина Петровна

 Скобелева Маргарита Сергеевна

 Сорокин Владимир Алексеевич

 Тростенцов Григорий Евгеньевич

 Чугрин Сергей Николаевич

 Шевченко Семен Иванович

6.Беседа с ветераном ВОВ, почётным жителем города Чехова Филипповым Дмитрием Михайловичем.

Рассказ ветерана о том, каким Чехов был раньше.  

7.Вопросы детей к ветерану.

8.Итог: 

-Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваются  ответы учащихся.

“Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

- Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...