Воспитательная беседа на тему: «Наши древние предки славяне»
классный час на тему

Конопелько Мария Яковлевна

Здравствуйте дети, сегодня наша беседа  будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся  с их жизни,  повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они покланялись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._nashi_predki-slavyane.docx98.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана

(ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана)

Описание: http://www.slavianin.ru/images/phocagallery/3/5808d5ff42f9-3.jpg

               Воспитатель :Конопелько М.Я.

Воспитательная беседа на тему:

«Наши древние предки славяне»

Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей

Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.

Ход мероприятия:

I. Начало.

Учитель: Здравствуйте дети, сегодня наша беседа  будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Начнем нашу беседу с чтения стихотворения замечательного поэта И. Никитина «Русь».

(Дети по очереди читают отрывки стихотворения «Русь», представленные на отдельных слайдах)

II. Ввод темы.

(Показ слайда с названием темы).

III. Тема.

Учитель: А сейчас обратите внимание на тему клубного часа: «Наши древние предки славяне» Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся  с их жизни,  повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они покланялись.

IV. Цели.

(Показ слайда с целями).

Учитель: Целью нашей с вами беседы будет знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение вашего словарного запаса новыми названиями и именами.

V. А знаете ли вы?

Учитель: В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: Что вы думаете о названии народа «славяне»? Какие однокоренные слова вы можете назвать? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя)

Учитель: Поселения, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние города и деревни.

(Показ слайда с изображением поселка древних славян).

Учитель: Ребята, как вы думаете почему поселок выглядит именно так и расположен в такой местности? Для чего служила славянам стена? Как они использовали лес и реку?

(обсуждение с детьми, подведение итога учителем).

Учитель: Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем.

(Показ слайда с изображением занятий древних славян).

Учитель: Глядя на рисунок, скажите пожалуйста, какую работу выполняли славяне? И для чего она была необходима?

(обсуждение с детьми, подведение итогов учителем).

Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд.

(Показ слайда с изображением славянских орудий).

Учитель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов?

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.

Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера” (“народ” - это одно из значений древнеславянского слова “язык”). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем о нескольких наиболее известных и почитаемых божествах древних славян, узнаем их имена, олицетворяемые ими силы природы, занятия людей которым они покровительствовали и помогали.

Предварительная работа: раздать ученикам карточки с небольшими заметками о каждом из божеств.

Учитель: Сейчас перед вами изображение бога Рода – Верховного владыки Вселенной.

(Показ соответствующего слайда с изображением и текстом).

Учитель: Бог Род был самым почитаемым из Богов, прародителем всех остальных богов.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Выберете карточку соответствующую данному деянию бога Рода.

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: Бог Род подарил людям тепло и свет.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: Бог Род заботился о пропитании и безопасности славян и помогал им.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: День почитания бога Рода приходился на 14 ноября.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Древние славяне изображали своих богов в виде идолов, которым покланялись и приносили дары. Идолы имели разную форму и размер, их изготовляли из дерева и камня. Посмотрите на несколько таких идолов.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Что вы думаете об этих изображениях Богов?

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: Кроме верховного бога Рода, существовало множество других богов, которые обладали разной силой, управляли различными явлениями природы, покровительствовали славянам в их занятиях. Одной из таких богинь была Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Ребята выберете карточку с описанием, соответствующим Деване.

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).

Учитель: Еще одной доброй и любимой богиней была Леля – богиня весны.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Ребята, какая карточка соответствует Леле?

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).

Учитель: Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которые назывались нечистой силой, и вызывали у наших предков страх и неприязнь. Одной из таких богинь была Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Какая карточка будет соответствовать этому божеству?

(ответ детей, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: Наши предки жили не единым народом и не все вместе. Славяне разделились на разные племена, каждое из которых имело свои особенности и место обитания. Наиболее известными и были славянские племена: поляне, дреговичи, кривичи и родимичи.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: А теперь мне потребуется два человека для выполнения задания.

(к доске выходят два ученика).

Учитель: Ребята предложите ваши варианты происхождения таких названий племен?

(предложение отвечающих, обсуждение с остальными детьми, вывод учителя, показ правильных ответов на слайде).

Учитель: А сейчас, ребята ответьте на несколько вопросов.

(Показ слайда с вопросом).

Учитель: Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?

(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).

(Показ слайда с вопросом).

Учитель: Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?

(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).

Учитель: На прошлом занятии мы с вами узнали русские пословицы и поговорки о дружбе, храбрости, трудолюбии, патриотизме. Кто из помнит? Сейчас вы будете читать пословицу и говорить о чем она.

(Показ слайда с текстом пословиц).

(на слайде появляется пословица, ученик читает её и говорит о чем она и как он её понимает, обсуждение с детьми и вывод учителя и т. д.).

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос, Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?

(Показ слайда с вопросом).

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: И последний вопрос. Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?

(Показ слайда с вопросом).

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.

Учитель: И в конце нашего клубного часа предлагаю сыграть в очень интересную и древнюю игру наших предков «Колечко», которую очень любили на Руси.

(Показ слайда с текстом).

(дети играют в игру).

 .

Используемая литература:

  1. http://www.liveinternet.ru
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная беседа на тему "Вода" .

Если Землю можно было выпрямить, сделать её плоской, как стол, то её и вообще не было бы видно - всю её скрыл бы под собой 150-метровый слой воды. Земной шар... Его правильней было бы назвать водяным ...

Воспитательная беседа на тему "Рәхмәтеңә, рәхмәт!"

Вежливость – термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. - Вежливость –...

Воспитательная беседа на тему: "Как можно разговаривать?"

Беседа для детей 3 класса о вежливом общении с ровестниками и взрослыми....

Воспитательная беседа на тему "Как можно разговаривать с людьми"

Воспитательная беседа с детьми на тему "Как можно правильно разговаривать с людьми"....

Беседа на тему:"Наша страна – Россия. О гербе, флаге и гимне"

Воспитывать чувство  гордости  за свою страну...