Научно-исследовательская деятельность, как форма работы с семьей по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
материал на тему
Форма работы с семьей по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Научно-исследовательская деятельность, как форма работы с семьей по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит требование организации современной познавательной деятельности через системно- деятельностный подход, который предполагает:
1) ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
2) разнообразие индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества.
Осуществление данного подхода предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия.
(Вахтеров Василий Порфирьевич - русский педагог, методист начальной школы.)
В.П.Вахтеров писал: «ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т. е. работает как учёный. Разница, заключается только в том, что делает это он неумело. Нам важно это стихийное исследовательское поведение ребёнка включить в специально организованные исследования, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс».
Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Одним из методов обучения является исследовательский метод. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
В основе исследовательской деятельности лежат:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• умение интегрировать знания из различных областей наук;
• умение мыслить.
Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе состоит в том, что в ней могут принимать участие обучающие вместе с родителями.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебно-исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Данная работа ведет учащихся к активному познанию мира, к развитию интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта в выполнении исследовательских работ, приобретении уверенности в своих силах.
Учебно-исследовательская деятельность– это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре она соответствует научной деятельности.
Главная цель учебно-исследовательской деятельности – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Младшие школьники учатся методам и приемам научного исследования, учатся работать с литературой, искать информацию, сопоставлять факты. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, осуществляет самосовершенствование.
Деятельность младших школьников организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и потребностей развития личности ребенка: самовыражение, самоутверждение, самоопределение. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения к новым знаниям.
«Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве с родителями и педагогами, то он сумеет сделать завтра самостоятельно… Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться…»
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику.
Самыми эффективными способами активизации исследовательской, поисковой деятельности школьников считаются: организация экспедиций, экскурсий, опытов и экспериментов. Мы выбрали для себя экскурсии.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися мы активно используем проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Включение проектной деятельности в работу младших школьников
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу мы выстраиваем от предметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью мы проводим специальные консультации, на которых разъясняем родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.
Алгоритм проектной деятельности
Мы выработали следующий алгоритм проектной деятельности:
1 этап. Предоставление темы проекта
Темы детских проектов мы выбирали исходя из содержания учебных предметов и близких к ним областей.
Например, краеведческая работа, проект «Курганские храмы» предполагал самостоятельный выбор учащимися объектов.
2 этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения: «Мы бы хотели узнать: когда основан, какое значений имеет выбранный объект в жизни курганцев».
3 этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации через интернет, посещение объектов, беседы со служителями храма.
4 этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают совместно культурные учреждения. А это повышает интерес к созданию проектов.
5 этап. Представление проекта
На этом этапе происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Дети приглашают на защиту проектов учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточном уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах.
6 этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не превратить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Мы стараемся отметить и похвалить каждого ученика.
Исследовательская работа подготавливает обучающихся к участию в научно-практических конференциях. Чернышов Рома готовил материал к выступлению.
Мы считаем, что проектная работа приносит свои плоды. К концу учебного года в классе сформировалась творческая группа, в состав которой вошли дети, преподаватели и родители. Совместными усилиями собраны материалы о «Курганских храмах», на данный момент ведётся исследовательско-поисковая работа, посвящённая акции «Поздравь ветерана», дети совместно с родителями собирают материалы о родственниках и зауральцах, участвовавших в ВОВ.
Исследования, не оторванные от практической понятной значимости для ребёнка, учат его мыслить самостоятельно, сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.
Подводя итоги, можно сделать выводы:
1. Исследовательскую работу необходимо начинать с первого класса, вовлекая в неё не только детей, но и родителей.
2. Необходимо специально отведённое время на индивидуальные консультации, корректировку работы, возможность анализа промежуточных результатов.
3. Необходима система по подготовке детей к исследовательской деятельности, отслеживанию результатов и сопровождению учащихся на протяжении всего периода обучения.
Исследовательская работа должна демонстрировать конкретные, соответствующие знания и умения в предметной области, умения проектировать и реализовывать исследование, умение работать с первоисточниками, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умения обобщать и делать выводы, а также качественно давать самооценку собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
Доклад по указанной теме....
Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».
Методическая разработка родительского собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...
Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».
Презентация....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....
Нравственные основы семейного воспитания. Рекомендации по организации воспитания духовно-нравственных качеств ребенка в семье
материал для педсовета...
Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"
В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...