Классный час "Есть ли герои у нашего времени"
классный час (3 класс) на тему
Классный час призван дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни; развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Костюк Маргарита Александровна, учитель начальных классов,Краснодарский край, Крыловский район, ст.Крыловская, МБОУ СОШ №2.
Классный час на тему: «Есть ли герои у нашего времени?»
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
План мероприятия
1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию темы: слово учителя;
3. Восприятие темы:
- работа с понятием;
- составление портрета героя;
- герои всех времен (развитие понятия «герой»)
• богатыри земли русской;
• героизм во время Великой Отечественной войны;
• героизм в наши дни;
4. Итоги мероприятия
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.
2. Подготовка к восприятию темы:
Учитель. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
3.Восприятие темы
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.
Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
- Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Учитель: А теперь составим портрет героя
Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера;
Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой.
Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
Герои всех времен.
Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.
Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война.
Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
- Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины. Люди не говорили громких слов о патриотическом воспитании и любви к Родине, они не испугались и проявляли выдержку, совершали подвиги.
Сегодня я хотела рассказать вам об одной отважной, очень юной, но крепкой духом девушке, которая совершила великий подвиг во времена ВОВ – боролась с фашистами до конца, веря в победу русского народа.
- Рассказ о Зое Космодемьянской:
О Зое написаны повести, очерки, стихи и песни, сняты фильмы. Её именем названы улицы и школы, библиотеки, поезда, лагеря, астероид и на станции метро нашего города «Партизанская» стоит постамент.
Зо́я Анато́льевна Космодемья́нская (13 сентября 1923, село Осиновые Гаи Тамбовской области — 29 ноября 1941, Петрищево) — партизанка, красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Прожила она всего 18 лет…
Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне.
31 октября 1941 года Зоя, в числе 2000 комсомольцев-добровольцев, явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». После короткого обучения[4] Зоя в составе группы была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги).
В ноябре группа, в которой служила Зоя, получила задание сжечь в течение 5—7 дней 10 населённых пунктов, в их числе деревню Петрищево Московской области. 27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома,при этом у немцев погибло 20 лошадей.
О дальнейшем известно, что Крайнов не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, благополучно вернувшись к своим; Клубков был схвачен немцами; Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немцы уже были настороже, собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома.
С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай, Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные немцы схватили девушку (около 7 часов вечера). Человек, который сдал Зою немцам, Свиридов за это был награждён бутылкой водки (впоследствии приговорён судом к расстрелу). На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Раздев догола, её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. К истязаниям Космодемьянской пытались присоединиться также местные жительницы, бросившие в Космодемьянскую котелок с помоями (они так же были приговорены к расстрелу).
Боевая подруга Зои Клавдия Милорадова вспоминает, что во время опознания трупа на Зоиных руках была запёкшаяся кровь, ногтей не было. У мертвого тела кровь не течет, значит, при пытках Зои были также вырваны ногти.
В 10:30 следующего утра, Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов». Когда Космодемьянскую подвели к виселице, Смирнова ударила её по ногам палкой, крикнув: «Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала…».
Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни[4].
Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву»), согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Командир полка подполковник Рюдерер был захвачен фронтовыми чекистами, осуждён и по приговору суда позднее расстрелян.
16 февраля, был подписан указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).
- Такова история простой русской (советской) девушки 18 лет, которая не побоялась вступать в неравный бой с немцами и отдала свою жизнь во благо Родине.
- Какие качества, как вы думаете, нужны человеку для того, чтобы совершить подвиг подобный тому, который совершила Зоя?
Евгений Чернышев, главный пожарный Москвы, лично вывел из огня несколько человек. Затем он вернулся в здание. Чернышев погиб при обрушении кровли.
- Послушайте стих С.Я. Маршака о неизвестном герое:
Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке. Знак "ГТО" На груди у него. Больше не знают О нем ничего. Многие парни Плечисты и крепки. Многие носят Футболки и кепки. Много в столице Таких же значков. Каждый К труду-обороне Готов. Кто же, Откуда И что он за птица Парень, Которого Ищет столица? Что натворил он И в чем виноват? Вот что в народе О нем говорят. Ехал Один Гражданин По Москве - Белая кепка На голове,- Ехал весной На площадке трамвая, Что-то под грохот колес Напевая... Вдруг он увидел - Напротив В окне Мечется кто-то В дыму и огне. Много столпилось Людей на панели. Люди в тревоге Под крышу смотрели: Там из окошка Сквозь огненный дым Руки Ребенок Протягивал к ним. Даром минуты одной Не теряя, Бросился парень С площадки трамвая Автомобилю Наперерез И по трубе Водосточной Полез. Третий этаж, И четвертый, И пятый... Вот и последний, Пожаром объятый. Черного дыма Висит пелена. Рвется наружу Огонь из окна. | Надо еще Подтянуться немножко. Парень, Слабея, Дополз до окошка, Встал, Задыхаясь в дыму, На карниз, Девочку взял И спускается вниз. Вот ухватился Рукой За колонну. Вот по карнизу Шагнул он к балкону... Еле стоит , На карнизе нога, А до балкона - Четыре шага. Видели люди, Смотревшие снизу, Как осторожно Он шел по карнизу. Вот он прошел Половину Пути. Надо еще половину Пройти. Шаг. Остановка. Другой. Остановка. Вот до балкона Добрался он ловко. Через железный Барьер перелез, Двери открыл - И в квартире исчез... С дымом мешается Облако пыли, Мчатся пожарные Автомобили, Щелкают звонко, Тревожно свистят. Медные каски Рядами блестят. Миг - и рассыпались Медные каски. Лестницы выросли Быстро, как в сказке. Люди в брезенте - Один за другим - Лезут По лестницам В пламя и дым... Пламя Сменяется Чадом угарным. Гонит насос Водяную струю. Женщина, Плача, Подходит К пожарным: - Девочку, Дочку Спасите Мою! | - Нет,- Отвечают Пожарные Дружно,- Девочка в здании Не обнаружена. Все этажи Мы сейчас обошли, Но никого До сих пор Не нашли. Вдруг из ворот Обгоревшего дома Вышел Один Гражданин Незнакомый. Рыжий от ржавчины, Весь в синяках, Девочку Крепко Держал он в руках. Дочка заплакала, Мать обнимая. Парень вскочил На площадку трамвая, Тенью мелькнул За вагонным стеклом, Кепкой махнул И пропал за углом. Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке, Знак "ГТО" На груди у него. Больше не знают О нем ничего. Многие парни Плечисты и крепки, Многие носят Футболки и кепки. Много в столице Таких же Значков. К славному подвигу Каждый Готов! |
- О ком это стихотворение? Известно ли имя героя? Почему он остался неизвестным? Кто бы из вас хотел обладать таким же мужеством и решительностью, как герой стихотворения?
- Давайте подумаем, люди каких профессий постоянно совершают подвиги? (полицейские, медики, пожарные).
- Ищут ли они признания, наград?
Учитель: Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.
Недавно по телевизору показывали историю, которая случилась в мирное время. Думаю, поступок человека, который его совершил, тоже можно назвать геройским.
- Рассказ о подвиге полицейского:
- На прошлой неделе, как я прочитала в новостях на одном из новостных сайтов, на одной из дорог вследствие плохой погоды и отсутствия хорошей видимости на дороге, произошло ДТП. На место прибыла бригада ГАИ. В ходе беседы сотрудников ГАИ с пострадавшей шел сильный снег и внезапно ,сквозь снежную пелену, на встречу вылетел потерявший управление Камаз. Удар пришелся бы на девушку, пострадавшей в первой аварии, если бы сотрудник полиции не оттолкнул ее на обочину, тем самым принявшим удар на себя. Полицейский от полученных травм скончался на месте, спав девушку от неминуемой гибели. У него остались жена и маленький ребенок…
- Как вы расцениваете поступок полицейского?
- Как вы думаете, Зоя и тот самый полицейский, истории которых вы сейчас услышали, стремились к славе и признанию? Почему они совершали эти поступки? На что они рассчитывали?
- Дети должны прийти к выводу, что подвиги совершаются от чистого сердца, без расчета.
Вот так произошло с жителем одного из городов России , учеником 2 класса «А» Евгением Табаковым.
Учитель: « Женя был самым маленьким среди учеников 2 класса. 8 лет должно было ему исполниться только в марте, – рассказывает учительница второго “А” Татьяна Щетинина. – Но зато он был самым целеустремленным и справедливым. Не терпел, когда кто-нибудь ссорился. Всегда всех мирил. Он готовился быть настоящим защитником, даже специально занимался карате».
Учитель: - Эта история произошла в ноябре 2009 года. Когда в квартире Табаковых раздался злополучный звонок, дети были одни. Пошла открывать 12-летняя Яна. Брат играл в комнате. Незнакомец набросился на девочку с ножом: “Гони деньги!” Яна заплакала, и тогда грабитель приказал искать деньги ее брату. А сам принялся раздевать девочку. Женя схватил на кухне нож и с разбегу всадил его в поясницу грабителю. Тот упал и выпустил Яну. Но тут же накинулся на Женю. Потом на спине ребенка насчитают восемь колотых ран. А сестра уже стучала соседям: “Помогите! Звоните в милицию!” Услышав переполох, преступник скрылся. Им оказался рецидивист Сергей Кияшко, отсидевший в общей сложности 16 лет за разбой и грабежи. Не найдя работу в Астрахани, он приехал к родственникам в городок. И вновь принялся за старое.
Раненый Кияшко (нож вошел в его спину на 3 сантиметра) спрятался в одном из дачных домиков. Здесь его и застал подполковник космических войск Александр Куренков, который пришел проведать свой садовый участок.
А Женя от полученных ран погиб. Посмертно Евгений Табаков представлен к награде – Ордену Мужества. Эту награду вручили его маме – Галине Петровне.
Учитель: - Женя хотел быть милиционером. Он был справедливым, честным, добрым, каким и должен быть русский солдат, мужчина. Именно такой человек с младых ногтей впитывает в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину. Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что русские традиции живы, что у нас отличная молодёжь.
Всем известен подвиг Ю.А.Гагарина,
Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
- Итоги и рефлексия:
- Вернемся к фразе «Героями не рождаются, а ими становятся». Как вы думаете, способны ли вы сами на геройский поступок? Какие маленькие подвиги мы можете совершать уже сейчас? (прекращать драки между детьми, помогать добрым советом тем, кто, например, переходит дорогу вне положенного места, защищать младших, оберегать девочек и своих родителей)
- Помните, маленьких подвигов не бывает! Подвиг – он и есть подвиг! Не важно, кто его совершил: мужчина или женщина, а может быть мальчик или девочка, важно, что сделал этот человек великую вещь – спас чью-то жизнь, помог предотвратить несчастье.
- Желаю вам вырасти смелыми, отважными, мужественными и честными. Жизнь человека бесценна и если вы можете помочь сохранить это сокровище, сделайте это, если уверены в своих силах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Есть ли герои у нашего времени?
Понятия "долг", "честь", "патриотизм" неразрывно связаны с понятием "подвиг", "герой".Цели беседы:1. Сформировать понимание значения слова "герой".2. Узнать, в какой стране рождаю...
Есть ли герои у нашего времени?
? С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю – матушку, трудились во славу Родины. В литературных произведениях, в полотнах художников...
презентация "Если герои у нашего времени?"
Герой – выдающийся своей храбростью , доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвигГерой – выдающийся своей храбростью , доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг...
Классный час "Есть ли герои у нашего времени"
Классный час призван дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни; развивать умение составлять портрет ...
Классный час "Есть ли герои у нашего времени"
Классный час призван дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни; развивать умение составлять портрет ...
Презентация к проведению классного часа в 3 классе: Есть ли герои у нашего времени?
Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.Задачи: 1)Формировать представление учащихся о долге , мужестве , героизме как слагаемых внутренней красоты человека.2)Познакомить с понятием ...
Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
Классный час о современных героях, людях, которые не могли пройти мимо чьей-то чужой беды....