Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
консультация (3 класс) на тему

Данилова Светлана Евгеньевна

Краткое содержание родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Родительское собрание по теме "Стили семейного воспитания"

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями музыки для релаксации; бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», ручки для родителей, мультимедийный проектор.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вводная часть.

Классный руководитель  благодарит родителей за то, что они нашли время для новой встречи и говорит о причинах выбора и актуальности такой формы работы как круглый стол, сообщает о цели нынешней встречи.

2. Сообщение классного руководителя о стилях семейного воспитания.

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

СЛАЙД 2

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. 
Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, опекающий,  хаотический, демократический и попустительский.

СЛАЙД 3

 (Родители рассаживаются за столы по цвету карточек)

СЛАЙД 4

Авторитарный стиль (по типу Золушки) все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. 

Карточка жёлтая

Родители убеждены, что имеют все «права на ребёнка», они могут: наказать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.

  Родители не уделяют ребёнку необходимого внимания и заботы очень придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям. Они наказывают ребёнка за несоблюдения порядка, за плохие отметки и мало заботятся о воспитании нравственных качеств, уделяя внимание воспитанию послушания. Готовя с ребёнком уроки, родители принимают назидательный тон, стараются «выжать» из него самостоятельные действия.


       
СЛАЙД 5

         Родители при обсуждении могут прийти к выводу, что контроль над действием ребёнка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между ним и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность ребёнка, гасится инициатива и воображение. Чем старше он становиться, тем большую нетерпимость проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты. У ребёнка развивается чувство неполноценности и отверженности.

           Ребёнок растёт робкий, со страхом наказания и оскорбления. Из него может вырастить пугливый не способный постоять за себя взрослый. Он много фантазирует, вместо того чтобы активно действовать. На нажим родителей отвечает разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность  родителей нередко оборачивается тем, что ребёнок не хочет учиться, с трудом концентрирует внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Он обострённо переживает несправедливые отношения к нему родителей и других взрослых.

СЛАЙД 6

Попустительский стиль 

Карточка синяя

Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. 


       
СЛАЙД 7

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. 
      Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. 

СЛАЙД 8 

Хаотический стиль 

Карточка коричневая

Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. 


     
СЛАЙД 9

При таком стиле воспитания формируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 
      Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. 
        При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

СЛАЙД 10

Опекающий стиль 

Карточка красная

   Родители тепло и заботливо относятся к ребёнку, но контролируют каждые его шаг, не позволяют ему ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Они вмешиваются в его взаимоотношения со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов. Они запрещают всё, что с точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок. Все действия ребёнка проходят под неусыпным взором взрослых. Домашнее задания выполняется вместе с детьми, как правило, решения подсказывают взрослые.

Родители при обсуждении могут прийти к выводу, что ребёнок в такой семье лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Ребёнок привыкает к тому, что за него всё решают взрослые, и ему приходится подчиняться чужой воле.  Из него может вырастить зависимый, необщительный, инфантильный, не приспособленный к жизни человек.
          Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

СЛАЙД 11

Демократический стиль 

Карточка зеленая

Родители предоставляют ребёнку определённую самостоятельность, уважают его человеческое достоинство, позволяют часто самому регулировать своё поведение, готовы прийти на помощь. Они всерьёз заинтересованы  в том, чтобы ребёнок самостоятельно принимал верные решения. Для этого создают ситуации выбора и помогают принять то или иное решение. Его ошибки обсуждают вместе с родителями и совместно ищут пути их исправления. Родители контролируют учебную деятельность ребёнка, доверяя ему и помогая по мере необходимости советом.

СЛАЙД 12

        Родители приходят к выводу, что в такой семье ребёнок растёт социально адаптированным, независимым, способным к сотрудничеству и творчеству.

3. Проведение АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ с целью выяснения стиля семейного воспитания

СЛАЙД 13

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

СЛАЙД 14

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Демократический

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Попустительский

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Хаотический

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
          Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

         

СЛАЙДЫ 15, 16

4. Игра “Закончи предложение”. 

  • Ребёнка часто критикуют – он учится……. осуждать
  • Ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится ….быть агрессивным
  • Ребёнка часто высмеивают – он учится …….быть замкнутым
  • Ребёнок живёт в упреках – он учится ……жить с чувством вины
  • Ребенок растет в терпимости –  он  учится …….понимать других
  • Ребёнка  хвалят – он учится ………оценивать
  • Ребёнка часто подбадривают –  он учится……. ценить себя
  • С ребёнком обычно честны – он учится …….справедливости
  • Ребёнок живет с чувством безопасности – он учится …….верить  в людей
  • Ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится ………находить в этом мире любовь

СЛАЙД 17

5. Законы семьи.

        Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи. На стенде зашифрованные законы. Я предлагаю вам сформулировать каждый. Их всего четыре:

1. Закон единства требования отца и матери.

2. Закон значимости похвалы для ребенка.

3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность.

СЛАЙД 18

Слово учителя.

        Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом общее развитие ребёнка.

Ш.А. Амонашвили говорил о детях: «Плохими дети не рождаются. Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребёнка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовиться к жизни. Ребёнок -  существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

6. Советы учителя.

        В заключении учитель даёт родителям несколько советов.        

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

  2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.

  3. Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он этого сам захотел.

  4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.        

  5. Используйте прием “Удаление с поля”. Это очень короткое наказание - цель которого - прервать несносное поведение или показать, что какое-то действие неприемлемо. “Посиди три минуты на табуретке в коридоре” Поставьте таймер и пусть он отсчитывает время. Не поучайте его в это время, пусть останется наедине с собой и подумает. 

СЛАЙД 19   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Родительское собрание. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Становление личности ребенка проходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды и ближайщего окружения. Воспитывается все: люди, в...

Родительское собрание. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Становление личности ребенка проходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды и ближайщего окружения. Воспитывается все: люди, в...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию "Семейное воспитание"

Эта презентация может быть использована на родительском собрании или просто для  ознакомления родителями обучающихся...

Выступление на родительском собрании. Семейное воспитание

    Семейное воспитание можно, до известной степени, назватьновооткрытой областью научной  педагогики.П.Ф. КаптеевЗа тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви во...

Родительское собрание "Семейное воспитание" 2 класс

Презентация и конспект к собранию. Собрание прошло посто - супер! Поможет и Вам найти общий язык с родителями , и сблизиться с ними!...