Классный час "Животные во время ВОВ",
классный час на тему
В годы ВОВ рядом с солдатами на фронте воевали и те,кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы.Им не давали орденов, они не получали званий.Они совершали подвиги не зная этого, и гибли, как и люди. Но, погибая,они спасали тысячи человеческих жизней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_zhivotnye_v_vov.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Классный час
«Животные во время Великой Отечественной Войны»
Выполнила:
Соликова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Копьево, 2015г
Цели:
1. Формирование у школьников патриотической позиции.
2. Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
3. Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Рассказать учащимся о роли животных на войне;
2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы
Великой Отечественной войны.
Учитель:
Прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны всегда помнить тех, кто погиб, защищая нашу Родину, тех, кто дал нам возможность видеть чистое небо над головой.
В те годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, какие животные помогали людям во время Великой Отечественной войны?
-Какую помощь они могли оказать ?
-О многих интересных случаях, когда животные помогали людям, вы сегодня услышите.
Ученик:
Сколько сказано слов.
Может чья-нибудь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках- бойцах,
Защищавших нас в годы войны!
Учитель:
-Я хочу рассказать о собаках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Они были самыми верными помощниками солдат.
Издавна собаку окрестили четвероногим другом. Она помогала и пастуху, и охотнику, и пограничнику. Все знают, как собаки-водолазы спасают тонущих или как сенбернары выручают путников, замерзающих в горах. Ум собаки и терпение ее воспитателя делают чудеса.
В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около шестидесяти тысяч собак, причем, не только овчарок, но и других пород, вплоть до крупных дворняжек..
Во время войны специальности собак были разные. Были собаки санитары, собаки-связисты, собаки-истребители (истребители танков), миноискатели, взрыватели на железных дорогах. Сопровождали собаки в бою и разведчиков, помогая проходить им в тыл врага, работая при захвате «языка» быстро, четко и беззвучно.
Кто зимой не видел на фронте нартовых собак? Это русские лайки – пушистые, ласковые, выносливые. Они спасли тысячи и тысячи жизней. В лесу по глубокому снегу четыре лайки быстро, но осторожно везут нарты (саночки) с раненым. У фронтовых собак была даже своя форма: зимой на них одевали белые халаты, делавшие их незаметными на снегу
Машины не могут проехать, лошади не проходят, а собаки совершают по нескольку рейсов в день. Каждая упряжка заменяет минимум 3-4 санитара. Они вывозили с поля боя тяжело раненых бойцов и офицеров и доставляли на огневые позиции боеприпасы, питание.
Ученик:
Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда- то его!
Ученик:
Известна лайка по кличке Мушка. Осколок мины оторвал у нее ухо, но она продолжала работать. Шотландская овчарка Боб в белом халатике ползла по поляне. Раненые попрятались в ямах или воронках. Боб отыскал шестнадцать раненых. Найдя человека среди снега, Боб ложится рядом и громко, взволнованно дышит: я – здесь. Боб ждет, не возьмет ли раненый перевязку: на спине у собаки походная аптечка. И Бобу не терпится: скорей бы взять в рот брендель – кусок кожи, подвешенный к ошейнику, - знак того, что собака нашла раненого, - и поползти к санитару: иди сюда…
Когда собака поползла за санитаром, начался обстрел из минометов. Осколок оторвал у Боба сустав передней лапы. Он все же дополз до хозяина, не выпуская изо рта бренделя, торопил: скорее за мной!..
Ученик:
Связки мин и гранат
Относили собаки под танки.
Защищая страну
И солдат от нависшей беды.
После боя бойцы
Хоронили собачьи останки.
Только нет там теперь
Ни холма, ни креста, ни звезды!
Учитель:
Собаки, обвешанные взрывчаткой, кидались под вражеские танки. Таких собак фашисты очень боялись. Под Сталинградом был случай, когда немецкие танкисты, заметив выскочивших им навстречу из окопов собак-«камикадзе», повернули назад. За годы войны, пожертвовав собой, собаки взорвали более трехсот немецких танков, то-есть вывели из строя почти две танковых дивизии..
Собаки-минёры.
Для этой цели оказались пригодными все собаки с достаточно острым чутьем: лайки, сеттеры, пойнтеры, легавые, овчарки, спаньэли, таксы... Успешно ищут мины доберман-пинчеры, эрдель-терьеры. Но, тем не менее, лучше всех справляются овчарки.
Они мощны, злобны и могут не только искать мины, но в случае нужды и постоять за себя.
Собака отлично ищет мины, работает собака на запах тола (взрывчатки) Мина стоит и воняет. Мы с вами со своим обонянием этого не распознаем, а собака чует превосходно.
Немецкая овчарка Джульбарс
За время своей службы (с сентября 1944 по август 1945 года) пёс обнаружил 7 486 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии. Он участвовал в разминировании замков Праги, соборов Вены и дворцов над Дунаем. .
21 марта 1945 года Джульбарса наградили медалью "За боевые заслуги", а 24 июня 1945 года он был почётным участником парада на Красной площади. Из-за полученных в конце войны ранений Джульбарс не мог самостоятельно шествовать. Собаку-героя с перебинтованными лапами в своеобразном лотке, сооружённом по распоряжению Иосифа Сталина из его собственного кителя, пронёс по Красной площади командир 37-го отдельного батальона разминирования, главный кинолог страны, подполковник Александр Мазовер.
Диверсионные собаки .
Они подрывали железнодорожные составы и мосты.
Их сбрасывали с парашютом в специальных коробках. На спине у животного находилась взрывчатка, которую требовалось сбросить на железнодорожное полотно или у самолетов противника. Механизм седла со взрывчаткой был устроен таким образом, что собаки не должны были погибнуть. Такой стала Дина. Дина дожила до глубокой старости. Она уникально оставляла взрывчатку на железных дорогах и успевала скрыться с места. В конце войны она еще дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев, нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз. Она пустила под откос вражеский бронепоезд, причем, сама осталась жива. Дина выскочила на рельсы перед самым поездом, положила мину и в самый последний момент броском кинулась в сторону.
Ученик:
Батальон окружён,
Ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг
И осколков и пуль круговерть.
С донесением псы
Пробирались и близили праздник.
Всем, даруя свободу,
А себе, зачастую, лишь смерть.
Хорошо работали собаки-связисты
«6 собак связи… заменили 10 человек посыльных, причем доставка донесений ускорилась в 3-4 раза.»
В январе стрелковый полк оказался в тылу врага. Проволочная связь часто рвалась, радиоустановки были разбиты. Связь поддерживали четырнадцать собак. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Здесь погибла овчарка Аста, она несла из батальона на командный пункт полка донесение: «Огонь по березовой роще». Аста, раненая, доползла до своего вожатого солдата Жаркова. Положение было восстановлено.
Раненная в голову, с разорванным ухом, истекая кровью, Каштанка подползла к вожатому: доставила в батальон донесение. Её забинтовали и отослали назад: другой связи не было. Две недели, забинтованная, она поддерживала связь с командованием. Было это возле г.Наро-Фоминска. Там Каштанка и погибла от снаряда. Многие бойцы ее помнят. Связная собака предана долгу, ее не остановят ни пуля, ни птица в кустах, ни река, ни смерть: она спешит с донесением. Эрдельтерьер Фрея проделала тридцать три рейса – семьдесят километров. В последний раз Фрея принесла донесение смертельно раненая: осколок мины раздробил ей челюсть.
Овчарка Джек, за время войны перенесла 2932 донесения. Она держала связь через реку Днепр, была трижды ранена и после демобилизации благополучно вернулась домой.
Шотландская овчарка, по кличке Дик, спас в городе Павловске под Ленинградом старинный дворец, обнаружив незадолго до взрыва заложенную нацистами бомбу с часовым механизмом. В бомбе находилось две с половиной тонны взрывчатки. Пес трижды был ранен, однако дожил до глубокой собачьей старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.... Многие воинские части во время Великой Отечественной войны содержали собак просто для души, для нервной разрядки и отдохновения. В эти тяжелые дни для многих советских солдат собака была частью их дома, другом и «лекарством».
…У капитана Сибирина был обычай: вручать жене подарок, возвращаясь из рейса. Однажды таким подарком стал щенок сенбернара Руслан. Вскоре капитан ушел в рейс и больше не вернулся.
Из щенка вырос прекрасный умный пес. В войну, как и все, голодали вдова капитана и ее верный друг. В один из дней Руслан с утра исчез…
У одного из причалов в порту моряки грузили баржу. Несколько человек сортировали тюки, а остальные таскали их на корабль, в трюм. Руслан напряженно наблюдал за работой. Но вот один сортировщик отбросил мешок дальше, чем следовало. Руслан схватил ее и понес. Сбросив ношу в трюм, он отправился за следующей.
Вернувшись домой, Руслан поставил котелок к ногам хозяйки. Следом вошли моряки.
Неизвестно о чем говорила с ними вдова, о чем говорили они с командиром корабля. Но на следующий день Руслан раньше команды явился на причал, так же трудился, вызывая изумление и восхищение окружающих. А вечером, после рабочего дня, один из матросов нес за псом два котелка: один с большой костью, а другой - прикрытый бумагой.
Так Руслан Сибирин, как значилось в ведомости, был принят на довольствие одного из военных кораблей.
После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. По своему размаху, по количеству участников — около пятидесяти тысяч солдат, офицеров и генералов со всех фронтов, парад стал самым большим и в истории России, и в истории Советского Союза.
И вот по Красной площади двинулись полки всех фронтов, прогрохотали гусеницами знаменитые танки Т-34, прошла артиллерия, лихо прогарцевала конница. И вдруг, в завершение парада на Красной площади показались … собаки. Мягко ступая упругими сильными лапами, они шагали рядом со своими проводниками-солдатами, у левой ноги, четко держа равнение, точно понимая всю значительность момента. А может быть действительно понимали…
Красная площадь видела много парадов, но только один раз, на Параде Победы по ней прошел целый сводный батальон собак.
Ученик:
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Воевали они
Без присяги,
но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
За мужество и отвагу, в сочетании с умелым использованием собаки при выполнении приказов командования, много вожатых служебных собак — бойцов и офицеров Советской Армии — награждено правительственными наградами: орденами, медалями. Наиболее отличившиеся из них удостоились высшей чести — звания Героя Советского Союза.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие ещё животные помогали людям во время Великой отечественной войны? (Ответы детей)
Учитель. А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородных животных – о лошадях.
Лошади
Несмотря на то, что, Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль
И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
Ученик:
Голуби
Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войны показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя . И тогда были применены голуби.
Лишь за один месяц воздушные связисты доставили с передовых позиций 2569 боевых депеш, то есть в среднем более чем по 85 донесений в день.
Отряд разведчиков лейтенанта Лопатина находясь в глубоком тылу противника попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью у бойцов был проверенный в делах один единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Донесение было прикреплено к ноге воздушного связиста. Во время полета голубя атаковал тоже тренированный ястреб, ранил его, но голубю удалось уйти. На голубиную станцию он прилетел в сумерках и буквально упал под ноги дежурному рядовому Попову. Голубь был ранен, тяжело дышал, одна лапка была сломана. После передачи в штаб донесения голубь был прооперирован ветеринарным врачом гвардии подполковником В. Великановым. Крылатого воздушного разведчика под №48 спасли, но еще месяц рядовой Попов выхаживал крылатого связиста.
Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. Были разработаны голубиные зажигательные снаряды, которые крепились под крыльями птиц . Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику – путём ежедневной прикормки на тренировочных макетах или оборудования голубятни в виде бензобака самолёта. Голубь плохо видит вблизи, поэтому и летел, думая, что это его голубятня или место кормёжки. Когда птица садилась на цель на 15-20 секунд, вспыхивала зажигательная шашка. Пламя высотой в 50 сантиметров при температуре 3000 градусов прожигало железо толщиной в 2,5 миллиметра или дюраль-алюминий.
Но не только голуби спасали людей на войне. Сейчас ребята вам расскажут, как в годы войны птицы спасли раненых и голодных жителей г.Мурманска.
Ученица: Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолётов ловили рыбу. А учёный-орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию». В бухте безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их - то с сердечным извинениями перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелёгкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».
Ученик:
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!
А.Попов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Свободное время. Как провести его с пользой?"
Це Цель: узнать об увлечениях детей, расширить их знания о том, как использовать свободное время с пользой....
Классный час "Делу - время, потехе - час" для 3 класса.
Классный час "Делу - время, потехе - час" для 3 класса представлен в виде презентации.Данный классный час направлен на осознание быстрого течения времени, для осуществления своего свободного и по...
Классный час "Делу - время , потехе - час"
Представлен классный час на тему "Делу - время, потехе - час" Цель: 1. Формировать у детей представления об активном отдыхе. 2. Обучать...
Презентация к классному часу "Делу время - потехе час" 2 класс
Презентация к разработке классного часа "Делу время - потехе час" 2 класс, а также вступление в виде отрывка из песни А. Пугачевой...
Классный час. Делу время - потехе час. 4 класс
Классный час в форме квеста. Разработка и презентация....
Классный час "Делу время- Интернету час"
Классный час на тему "Делу время-Интернету час"Цели: познакомить детей с правилами безопасности в сети "Интернет", повторить правила работы за компьютером, расширить кругозор.Ход м...