Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый этикет"
рабочая программа на тему
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselyy_etiket.docx | 57.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
____________комплексная________________
(тип программы: комплексная/тематическая)
____________Веселый этикет______________
(наименование)
______________2012- 2016_г.______________
(срок реализации программы)
____________________7- 11 лет_______________________
(возраст обучающихся)
___И.Г. Ивлева___________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Рабочая программа «Веселый этикет» разработана на основе авторской программы И.Г. Ивлевой «Веселый этикет»// рецензия зав. кабинетом начального образования АФ ККИ ДППО, к.п.н., доцент Жилина Т.И.
Цель программы – воспитание у детей нравственности и культуры поведения.
Цели и задачи:
- Формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.
- Воспитывать моральные черты личности, навыки, привычки, которые позволяют достойно проявить себя в общественной и личной жизни.
- Развивать коммуникативные способности, логическое мышление, внимание, память и воображение.
Программа состоит из. 5 сквозных блоков:
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Описание места курса в учебном плане
Согласно программе всего на изучение курса «Веселый этикет» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение часов по годам обучения
ауд ауд | Разделы, темы | Рабочая программа | |||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||||
ауд | ауд | внеауд | ауд | внеауд | ауд | внеауд | ауд | внеауд | |
1. | Культура речи | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
2. | Культура внешнего вида | 1 | 1 | - | - | 5 | 5 | - | - |
3. | Культура общения | 5 | 5 | 5 | 8 | 2 | 5 | 2 | 4 |
4. | Культура поведения | 8 | 10 | 6 | 9 | 4 | 7 | 8 | 13 |
5. | Культура быта | - | - | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Итого: | 15 | 18 | 14 | 20 | 14 | 20 | 13 | 21 |
Формы организации внеурочной деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники;
- классные часы;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- тренинги общения;
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Основные направления содержания деятельности
Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированной технологии и проблемных методов обучения.
Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса:
- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
- Содержание программы
1 КЛАСС
1. Что такое этикет? Этикет в школьной жизни.
Понятие об этикете как обязательных правилах поведения и речи.
Представление о речевом этикете как системе стереотипных слов и выражений, закрепленных за определенной ситуацией общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность и др.). Этикетный облик человека и этикетное впечатление. Правила поведения, отраженные в русских пословицах и поговорках.
2. Этикет в школьной жизни. Простые правила ученика.
Этикет в школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вопросы ученика к учителю. Ситуация просьбы. Вежливый диалог учителя и ученика. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации.
3. Первоклассники.
Деловое взаимодействие школьников. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте.
4. В каждой школе, в каждом классе.
Роль вежливого вопроса в деловом общении школьников. Критика типичных этикетных ошибок (грубость, ябедничество и др.).
5. Добрые слова.
Этикет в семье и за ее пределами. Доброе настроение и добрые слова.
6. Приветствуем вас. Первая страшная сказка про слово «Здравствуй!».
Приветствие в адрес взрослого, соседа; воспитателя; учителя; обмен приветствиями между детьми.
Сопутствующие этикетные выражения: обращение к знакомому и незнакомому, формулы привлечения внимания.
7. Вторая страшная сказка про слово «До свидания!».
Речевые формы прощания. Правила поведения в минуты прощания.
8. До скорого приятного свидания!
Этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания.
9. Третья страшная сказка про слова «Спасибо» и «Пожалуйста».
Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба и разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте.
10. Волшебное слово.
Смежные этикетные формулы: обещание, согласие, извинение, благодарность, уступка, совет, предложение, разрешение. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты.
11. Искусство беседы. Культура речи.
Признаки речевой культуры человека. Характеризация культурных, воспитанных и невоспитанных людей. Понятие о неразрывной связи поведения и речи. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
12. Учись слушать.
Слушание как вид речевой деятельности. Этикет говорящего и слушающего. Правила восприятия речи учителя и речи товарищей по классу. Умение не перебивать. Этикетные и не этикетные реакции на говорение.
13. Чистота и аккуратность.
Аккуратность и чистоплотность, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Походка, осанка. Красота внешнего облика.
14. Моя семья.
Культура общения в семье: темы разговоров, тон разговора. Доброта в отношениях между близкими людьми, забота друг о друге. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.
15. Всё умею, всё могу.
Взаимоотношения детей и родителей. Обязанности детей по дому.
16. Правила поведения в столовой, за столом.
Образцовое поведение за столом. Золотые правила. Непринужденная беседа за столом, правила угощения.
17. С друзьями.
Золотые правила дружбы.
18. В гостях.
Гостеприимство как национальная черта русских. Правила поведения в гостях.
19. Искусство делать подарки.
Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры.
20. Вежливая улица.
Поведение на улице. Формы обращения к знакомым и незнакомым. Тональность разговора (сдержанность, правдивость, доброжелательность).
21. Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение в общественном транспорте. Разговор в общественном транспорте, допустимая громкость речи. Анализ этикетных ошибок.
22. Как вести себя в общественных местах. Кино. Театр.
Предметное освоение ситуации и специальной лексики, поведение в зрительном зале. Вежливая беседа с билетером. Этикетные контакты со зрителями. Разговор с соседом. Этикетные запреты.
23. Безопасность дома и на улице.
Правила поведения дома и на улице во время каникул. Правила поведения на водоеме. Безопасность дома.
24. Итоговое занятие.
Что мы узнали и чему научились. Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят
К концу года учащиеся должны знать:
- что такое этикет; этикетное впечатление;
- что такое культура речи;
- понятия: аккуратность, чистоплотность, внешний облик, тональность разговора;
- правила поведения в школе;
- знать элементарные правила поведения в гостях, за столом, в общественных местах.
К концу года учащиеся должны уметь:
- вежливо вести себя в школе, дома, в гостях, на улице, за столом;
- приветствовать и обращаться к знакомым и незнакомым людям.
2 КЛАСС
1. Добро не умрет, а зло пропадет.
Добрый, внимательный, отзывчивый человек.
2. Терпение и труд все перетрут.
Трудолюбие и лень.
3. Смелые глаза - молодцу краса.
Смелость, храбрость, мужество и решительность.
4. Ложь человека не красит.
Правдивость и лживость.
5. Кто скоро помог, тот дважды помог.
Отзывчивость, тактичность, равнодушие.
6. Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не
ладен.
Щедрость и жадность.
7. Завистливый по чужому счастью сохнет.
8. Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
9. Не перекладывай свою вину на другого.
10. Не обижай маленьких.
Отношение к малышам и беззащитным животным. Сопутствующие сигналы: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюканья.
11. Как не прослыть неприятным человеком.
12. Уступчивость.
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями (уступайте друг другу), между девочками и мальчиками (уступай девочке), между молодыми и пожилыми (уступай пожилому), между сильными и слабыми (уступай слабому). Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение..
13. Гигиена в доме.
Чистота в доме. Комфорт. Жилища наших предков.
14. Будь внимателен к близким.
Доброта в отношениях между близкими людьми, забота друг о друге. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.
15. Домашние питомцы.
Беседы о животных: их повадках, их отношении к человеку и роли в жизни человека, отношение к животному, забота о нем. Клички животных.
16. Прием гостей. Основные правила приема гостей. Беседа с гостем, совместные занятия (игры, чтение книги, декламация стихов), формулы похвалы. Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка, общая приветливость, внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.
17. Общие правила поведения за столом.
Формирование навыков поведения за столом: умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда. Умение вести беседу за едой. Традиционное русское угощение. Хлебосольство как проявление русского гостеприимства.
18. Нож, вилка, салфетка.
Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, правильно взять в руки чашку, столовую ложку.
19. Игра в гости.
Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, правильно
взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести беседу за едой.
20. Знакомство.
Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; знакомство через посредника, знакомство без посредника или
непосредственное знакомство; сопутствующие этикетные выражения и знаки (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке.
21. Телефонный разговор.
Освоение предметной ситуации: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или товарищем, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым). Степень официальности разговора. Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба.
22. Начало и конец разговора.
Речевое поведение: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики.
23. Не звони без причины. Вежливое общение по телефону.
Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы:
ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.
24. В поликлинике, в больнице.
Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре, кабинете врача. Умение точно назвать свой адрес, фамилию, имя в регистратуре. Формулы обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Параметры
поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и др.
25. В парикмахерской.
Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Поведение клиента в ожидании стрижки. Беседа с мастером; обращение к мастеру, просьба, согласие, отказ. Поведение во время стрижки, преодоление возможного страха. Выражение удовлетворения и
благодарности. Беседа о женских и мужских прическах, о прическах старинных и современных, о взаимосвязи прически и характера человека. Прическа и этикетный облик человека. Понятие о вкусе и чувстве меры.
26. Поведение в транспорте.
Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место).
27. Как заходить и выходить из транспорта.
Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, (умение войти, выйти, оплатить проезд).
28. Правила поведения на природе.
29. Правила поведения на улице.
Разговор с незнакомым на улице. Начало разговора. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать ...? Где находится ...? Где расположен ...?). Контактные этикетные формулы извинения, просьбы, благодарности, прощания. Национальные традиционные формулы обращения в русском языке и других языках.
30. Правила поведения на улице.
Правила безопасного поведения. Правила дорожного движения. Велосипед.
31. Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.
Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова ободрения, утешения. Шутка как средство утешения. Контактные этикетные формулы совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания.
32. Не порти общественное имущество.
33. Переходи дорогу правильно.
Правила дорожного движения.
34. Ура! Каникулы!
Основные правила поведения на летних каникулах.
К концу года учащиеся должны знать:
- понятия и уметь охарактеризовать: добрый, внимательный, отзывчивый человек; трудолюбие, лень; смелость, храбрость, мужество и решительность; правдивость и лживость; отзывчивость, тактичность, равнодушие; щедрость и жадность; зависть.
- слова ободрения, утешения;
- этикетные формулы совета, согласия, разрешения, пожелания;
- этикетные формулы извинения, просьбы, благодарности, прощания;
- жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба;
- правила безопасного поведения на улице.
К концу года учащиеся должны уметь:
- разговаривать по телефону, правильно применять жанры телефонных
разговоров;
- навыки поведения в больнице, поликлинике, парикмахерской.
3 КЛАСС
1. Дорога в школу.
Короткий или безопасный путь в школу и из школы домой.
2. Ты и твои одноклассники. Тест.
3. Рассказики о папах и уроках.
Советы по приготовлению уроков.
4. Красота и здоровье. Будьте здоровы!
Зарядка. Закаливание. Спортивные подвижные игры.
5. Практическое занятие.
6. Всё начинается с улыбки.
Настроение и улыбка. Улыбка и зубы. Уход за зубами. Посещение стоматолога.
7. Что такое витамины?
Разнообразие витаминов. Овощи, фрукты и витамины.
8. Загляни в свой шкаф.
Порядок в вещах. Уход за одеждой.
9. Школа - не подиум.
Умение красиво одеваться — элемент культуры внешности. Одежда должна соответствовать обстановке. Современная одежда.
10. Революции в одежде.
От древнейшей одежды славян до современной.
11. Косметика мамина, бабушкина, прабабушкина.
Вкус и безвкусица. Детская косметика. История возникновения косметики.
12. Причуды моды. Модный кроссворд.
13. Страшный зверь Кавардак.
Искусство следить за чистотой дома. Уборка, генеральная уборка. Как развить в себе желание выполнять домашние дела (правила).
14. «Дружная компания по улице идет…»
Правила поведения на улице, во дворе, в парке.
15. Территория - город.
Чистота города. Мусор на улицах, во дворах.
16. Улица - не место для забав.
Подвижные игры на улице, во дворе. Игры с мячом. Ролики, скейтборд. Спортивные площадки.
17. Настоящие друзья.
Общение между друзьями. Контактные этикетные формулы: пожелание, совет, утешение, подбадривание. Как поступают настоящие друзья?
18. Посмотри на себя со стороны!
Дурные привычки при общении с друзьями. Как от них избавиться?
19. Как бороться с плохим настроением?
Способы борьбы с плохим настроением. Практическое занятие.
20. Точность - вежливость королей.
21. Что- то тикает внутри. Режим дня.
22. Дружба с соседями.
Правила общения с соседями.
23. Осторожность не помешает.
Правила осторожности для каждого.
24. Экология - наука об уважении к природе.
Понятие экологии. Загрязнение окружающей среды. Как помочь природе, животным и людям?
25. Птицы зимой.
Оказание помощи птицам зимой.
26. Крошки на окошке. Кормушки для птиц.
Изготовление кормушек.
27. Сад на подоконнике. Зачем в доме цветы?
Комнатные цветы
28. Домашние питомцы.
Беседы о животных: их повадках, их отношении к человеку и роли в жизни человека, отношение к животному, забота о нем, сострадание к бездомному животному, преодоление страха перед животным. Уход за животными.
29. Погода в доме.
Культура общения в семье: темы разговоров, тон разговора. Доброта в отношениях между близкими людьми, забота друг о друге. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.
30. Тест: Какой ты озорник?
31. Как просить прощение.
Этикетные формы
32. На всякое хотение есть свое терпение.
Капризы и требовательность.
33. «Настоящий мужчина» и «Маменькины сыночки».
«Настоящий мужчина», его поведение и речь. Выдержка, спокойствие, сила, вежливость как признаки мужского достоинства. Вежливое обращение к партнерам речевого общения (к родителям, учителю; девочке, мальчику, младшей сестре и брату, соседу по парте, соученику и др.). Формы обращения к знакомым и незнакомым.
34. «Моя мама - самая лучшая на свете!»
К концу года учащиеся должны знать:
- правила поведения на улице, во дворе, в парке во время детских игр;
- правила ухода за домашними животными;
- этикетные формы прощения;
- способы борьбы с плохим настроением.
К концу года учащиеся должны уметь:
- ухаживать за домашними питомцами;
- изготовить кормушку;
- использовать речевые формы сочувствия, сопереживания.
4 КЛАСС
1. «Подаркодарение» и «подаркополучание».
Выбор подарка. Как дарить подарки. Как принимать подарки.
2. Вкусные подарки. Подарки - поступки.
3. Подарки не только по праздникам.
Добрые дела.
4. Добрые слова.
Похвала. Комплимент. Поздравления.
5. Кто ходит в гости по утрам?
Гости жданные и нежданные. Правила посещения гостей.
6. Неожиданный гость.
Как необходимо вести хозяину дома. Примечания для хозяев.
7. Как развлечь гостей.
Игры и викторины для развлечения гостей.
8. Как развлечь гостей. Кроссворд.
Игры и викторины для развлечения гостей.
9. Список правил поведения за столом.
10. Будем терпеливы за столом!
11. Вилка, ложка, нож, тарелка.
Как пользоваться приборами. Как вести себя за столом. Сервировка стола.
12. Скатерть и салфетка.
Практическое занятие: складывание салфетки.
13. Едим мясо.
14. Страны и традиции.
Угощения в разных странах. Традиции. Традиционные русские угощения. Пища наших предков.
15. Капризы за столом.
16. Практическое занятие. Кроссворд «Столовый этикет»
17. Вредные привычки.
18. Гордость и гордыня.
19. Жадность. Сказка «Как жадина себе места искала»
20. Заботливость.
21. Навещаем больного.
Беседа у постели больного. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни и др.). Этикетные формулы приветствия,
дружеского обращения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Дружеская шутка. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Гостинцы для больного.
22. Искренность. Сказка Г.Х. Андерсена «Голый король».
23. Красота. Красота вокруг.
Красота- это не только внешность. Живопись, поэзия, музыка. Красота внешняя и внутренняя.
24. Красота человеческой жизни. Подвиги людей.
25. Лень.
Лень - уютная и добрая. Сказки о лентяях.
26. Милосердие.
Флоренс Найтингейл- основательница школы медсестер (сестер милосердия).
27. Обаяние.
Из каких «кирпичиков» складывается обаяние?
28. Трудолюбие.
Конкурс пректов «Домашние машины XX1 века». Пословицы и поговорки о труде.
29. Хлебосольство.
30. Зависть. Хвастовство.
Зависть- мучительное чувство. Рассказ «Деньги на ветер».
Пословицы о деньгах и богатстве. Головоломка.
31. Ябедничество.
32. Эгоизм.
33. Диспут - клуб. Тема: «Преданность и предательство».
34. Спешите делать добро.
К концу года учащиеся должны знать:
- традиции русского народа;
- правила выбора подарка, как дарить подарок и как принимать подарки;
- понятия и уметь охарактеризовать: искренность, милосердие, обаяние, зависть, эгоизм, преданность, жадность, заботливость, гордость, предательство;
- правила посещения больного человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
- владеть нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, грамматики, словоупотребления и др.);
- уметь рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и свое жилище;
- уметь рационально использовать время;
- пользоваться столовыми приборами;
- уметь сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
- навыки поведения в общественных местах, в школе, в транспорте, на улице, на природе
- правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом того, кому, зачем, что и как сказать.
- Предполагаемые результаты реализации программы
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
- Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
- Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
- Формы подведения итогов:
- конкурс;
- общеклассные, общешкольные мероприятия.
Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем.
- Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет,- Екатеринбург, 2000. Вакса О. Детские праздники в семейном кругу. - Ярославль, 2003 Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/В.И. Даль.-М.,2007. Козлова О.Н. Создай себе праздник,- Ростов н/Д: Феникс, 2003. Максимовский М.Этикет делового человека,- М., 1994 Новикова М. Хорошие манеры - Минск, 2003. Ожегов С И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,АЗЪ, 1995. Сильева - Гангнус Л. Правила этикета, краткий справочник. Дельта- МКС, 1992. Синицына Л. Умные сказки. М., 1997. Смолка К. Правила хорошего тона. М., 1980. Терещенко А. В. История культуры русского народа.- М., 2007. Фадеева В. Азбука домашнего хозяйства.- М., 2000. (Серия «Для девочек») Хаткина М. А. Веселые уроки кота Этикета.- Ростов н/Д, 2007. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М., 2008 Шорыгина Т. А. Вежливые сказки - М., 2006. Шорыгина Т. А. Красивые сказки - М., 2006. Энциклопедия этикета, СПб., 1996. Яхнин Л. Вежливые слова,- М., 2001. | |
Наглядные пособия | ||
1 | Обучающий набор «Учимся сервировать стол» | 1 |
2 | Обучающий набор «Учимся разговаривать по телефону» | 1 |
3 | Разнообразные сюжетные картинки. | 2 |
4 | Схема класса. | |
5 | Карта школьной страны | 1 |
Технические средства обучения. | ||
1 | Компьютер | |
2 | Мультимедийный проектор | |
3 | Колонки для компьютера | |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентация «Сказка об Этике и Этикете» | 1 |
2 | Презентация «Будем знакомы - Гигиена» | 1 |
3 | Презентация «Правила поведения на уроках» | 1 |
4 | Презентация «Правила поведения на перемене» | 1 |
5 | Презентация «Встречают по одежке…» | 1 |
6 | Презентация «Школа вежливости». | 1 |
7 | Презентация «Секреты для мальчиков» | 1 |
8 | Презентация «Секреты для девочек » | 1 |
9 | Компьютерная игра «Кто хочет стать миллионером?» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"...