Статья «Внеурочная деятельность в 1-х классах при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
статья (1 класс) на тему
Размещена статья на тему : "Внеурочная деятельность в 1-х классах при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Внеурочная деятельность в 1-х классах при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Подготовила:
Воспитатель группы продлённого дня ГБОУ СОШ №326 Невского района
Кожевникова Наталия Адольфовна
Нормативная база внеурочной деятельности.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», - письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся 1-х классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность – часть Учебного плана. Учебный план является компонентом основной образовательной программы начального общего образования школы. Учебный план определяет введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём учебной нагрузки, объём максимальной аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, направления внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей). При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
При организации внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.).
При организации внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельности и в каникулярное время.
Цель и задачи
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-х классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования.
Занятия внеурочной деятельности способствуют приобретению образовательных результатов, направленных на формирование первичных представлений о гражданственности и патриотизме, формирование нравственных чувств и этического сознания, формирование творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по направлениям: духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;
по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.;
в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Образовательная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность может быть: учебной – один из видов деятельности школьников,направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;
внеучебной – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.
Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года на предстоящий. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности проводятся после окончания уроков с соблюдением установленных режимных моментов. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 мин.
Организация внеурочной деятельности
Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно. Возможно использование авторских программ. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.
• Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
•Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
•Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
•Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
•Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
Требования к структуре программы Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы: титульный лист, пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности, учебно-тематический план, содержание, список литературы.
Требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы внеурочной деятельности.
На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеурочной деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы; название города, в котором реализуется программа; год разработки программы внеурочной деятельности.
В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и вне учебной деятельности); особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане
Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности представляет собой: описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательного учреждения.
Учебно-тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы, которая содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности по годам обучения; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем программы (теоретических и практических видов занятий).
Список литературы может быть представлен в двух частях: список литературы для учителя и список литературы для обучающихся.
В каждой части целесообразно выделить основную и дополнительную литературу. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками, педагогами учреждений дополнительного образования.
Организация управления
Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания обучающихся. Требования к организации внеурочной деятельности.
Образовательное учреждение может реализовывать внеурочную деятельность по программам, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС НОО и основными концептуальными положениями УМК и по программам, разработанным образовательными учреждениями.
Оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 часа в 1 классе. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения не персонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования, культуры, спорта заключается договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников.
Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Классификация результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.
Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности
Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
• обсуждение программ на МО,
•внутреннее рецензирование, если программа не выпущена официальными издательствами, определёнными МО и науки РФ,
•утверждение директором школы,
•внешнее рецензирование, если программа авторская.
В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
суть изменений современного урока с введением федерального государственного стандарта начального образования второго поколения...
« ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.В соответствии с Зако...
Доклад «Психологическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях»
Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования детей дош...
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда
Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...
Методическое пособие "Организация внеурочных занятий по окружающему миру в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Методическое пособие, адресовано учителям начальных классов, послужит дополнительным источником знаний, а также поможет преподавателям и студентам педагогического отделения при подготовке к проб...