Родительское собрание на тему"Трудности в овладении чтением и их коррекция"
статья по теме
Цель: раскрыть особенности мер, направленных на преодоление трудностей обучения чтению; применять полученные знания при составлении плана коррекционно-развивающего занятия
Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:
1. Причины трудностей в овладении чтением.
2. Игры и упражнения для развития произвольного внимания.
3.Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова.
4. Игры, помогающие научиться читать уверенно и выразительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Трудности в овладении чтением и их коррекция»
1. Причины трудностей в овладении чтением .
Для анализа причин трудностей, возникающих у ребенка при овладении первыми шагами чтения, нам придется отследить полный механизм поэтапного становления процесса чтения.
По Д.Б. Эльконину схема начального этапа овладения чтением выглядит так:
- этап аналитический – вычленение и овладение элементами отдельных действий при высокой степени контроля;
- этап синтетический – объединение отдельных элементов в целостное действие при сохранении высокой степени контроля;
- этап автоматизации – выполнение сформированной целостной деятельности без фиксированного контроля отдельных элементов
( действий).
Основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия уделяет описанию функциональных механизмов процесса чтения особое внимание, называя его процессом не менее сложным, чем процесс письма.
Процесс чтения в языках с фонематической письменностью ( таким языком является русский) начинается с восприятия буквы и анализа ее звукового значения. Проанализировав звуко-буквы, надо суметь составить из них слоги. Сложность состоит в том, что каждая фонема изолированно звучит совершенно иначе, например «н» перед «е» звучит иначе, чем перед «а». Видоизмененные слоги ученику предстоит слить в слова, что после овладения умением складывать в слоги не так сложно. Далее идет процесс автоматизации, в течение которого весь цикл операций свертывается, и слово, по выражению А.Р. Лурии, «узнается в лицо». Чтение считается развитым, когда процесс узнавания слова автоматизирован.
Какие же функции головного мозга должны быть в достаточной степени сформированы, чтобы чтение давалось ребенку легко?
Для того, чтобы понять, почему с точки зрения нейропсихологии именно сегодня детям трудно дается чтение, обратимся к концепции А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.
Первый блок – энергетический блок.
Если у детей не в полной мере развит первый блок, отвечающий за активацию мозга , то они быстро утомляются , им трудно сделать над собой усилие. Кроме тог, процесс восприятия букв, складывания слогов и скорости чтения у такого ребенка будет резко замедлен. Часто и родители, и учителя ошибочно считают, что рецепт улучшения чтения есть только один - побольше читать, желательно ставя перед ребенком секундомер, нанося тем самым огромный вред его психическому развитию, потому что все, что ребенок делает через силу, истощает его энергетический ресурс. Это негативно влияет на его отношение к чтению. Ведь и каждый из нас любит пожалуй, делать то, что легко. Интересно, и ничего не любит делать из - под палки. Для повышения энергетического тонуса головного мозга, прежде всего, необходимо обеспечить мозг кислородом и усилить к нему кровоток. Достичь этой цели поможет дыхательная гимнастика, положительные эмоции и интерес к чтению.
Второй блок головного мозга – блок приема, переработки и хранения информации.
Для того, чтобы ребенок мог прочитать слово, он должен прежде всего проанализировать его зрительно, как бы увидеть его. Этот анализ заключается в распознавании каждого отдельного элемента слова, вследствие чего появляется способность различения ребенком отдельной буквы от других, похожих на нее букв. Легко ли это? Для взрослых, конечно, легко. А для ребенка, у которого, в силу возрастных причин, еще недостаточно сформировано зрительно-пространственное восприятие, это достаточно трудоемкий процесс. Недостаточную сформированность зрительно-пространственных функций можно отчетливо увидеть во время проведения тестирования при прочтении рассказа Л.Толстого «Галка и голуби».
Наиболее часто встречающаяся ошибка при прочтении этого текста у детей с несформированностью пространственных представлений : прочтение слова «побелилась» как «поделилась» ( замена букв). Если учитель по ходу испытания не внесет коррективы, ребенок сразу же теряет смысл всего текста. А поскольку в заключение обследования от ребенка требуется пересказ текста, то чаще всего ребенок ограничивается высказываниями : « Не понял. Делиться чем-то не хотела».
Как полагаете, доступна ли для этого ребенка , даже самая интересная книга? Не удивляетесь теперь, что он не хочет читать? И это – только недостаточность одной из функций, отвечающих за расположение буквы в пространстве. А если у ребенка, например, нарушение зрительной памяти? Он может читать, но запоминать, что за чем следует, не сможет. Или такой вариант: ребенок не может разобраться в элементарных логико-грамматических конструкциях. Например, такой диагностический вопрос: кем тебе приходиться брат отца? Отвечает – дядя. А отец брата? Отвечая на этот вопрос, ребенок испытывать затруднения. Смысл прочитанного ускользает от ученика. Он просто не понимает, о чем написано.
Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
При дисфункции передних отделов мозга для детей особенно сложно создавать прочные намерения (например, заставить себя прочитать книгу до конца). Они не могут создавать программы своего поведения и контролировать их выполнение (что сделать сначала, как это продолжить и чем все завершить). Такой ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда одноклассники работают. Ему трудно анализировать свои ошибки и делать соответствующие выводы.
Чтобы объяснить, как нарушение функций программирования, регуляции и контроля проявляется при чтении, можно привести пример понимания детьми морали того же рассказа «Галки и голуби».
После прочтения и пересказа в ходе обследования задается вопрос: «Скажи, чему учит эта история?»
Правильная версия ответа: «Не надо обманывать».
Варианты ответов: «Эта история учит, что всех надо хорошо кормить – и галок ,и голубей». «Не надо было краситься».
Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие можно получить от чтения , представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи , не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу различных причин? Прежде всего, провести педагогическую диагностику процесса чтения, а также выявить трудности в обучении, воспользовавшись психодиагностическими таблицами А.Ф.Агафонова, С.Н.Костроминой; наметить этапы коррекционно-развивающей работы по предмету.
2. Игры и упражнения для развития произвольного внимания.
Особое внимание в отечественной педагогике и психологии уделено формированию функции произвольности. Под произвольным поведением понимается поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом и контролируемого путем сопоставления с этим образцом как с эталоном.
( Эльконин Д.М., 1978 )
А это значит, ребенок сможет себя заставить, заменив слово хочу словом надо. Кроме того, он будет в большей степени перенимать положительный пример читающего взрослого.
Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной. У детей с дефицитом игрового развития существенно страдает и мотивационная сторона выполнения задания, так, как трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают «не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания неудач». Эта боязнь значительно снижает работоспособность детей при овладении сложными видами деятельности. Речевое развитие детей с отсутствием игрового развития характеризуется и несформированностью экспрессивного и импрессивного компонентов, рассогласованностью речевой и предметной деятельности, трудностями в понимании и оперировании логико-грамматическими конструкциями, недостаточностью словарного запаса.
Одним из характерных признаков речи неиграющих детей является недостаточность речевой регуляции и вербализации действий, несформированность планирующей функции речи, что связано с недостаточностью внутреннего программирования, ведущего к отсутствию речевой активности и недостаточному владению операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В связи с этим для детей указанной группы характерны трудности пересказа произведений и понимания смысла текста, что, естественно, прямым образом влияет на отношение к чтению.
Как же заниматься с такими детьми?
Прежде всего, для осуществления функции внимания необходим оптимальный тонус коры головного мозга. Повысить стабильность умственной работоспособности можно при помощи игровых дыхательных упражнений.
Упражнения для повышения стабильности умственной
работоспособности.
Дутибол.
Правила игры. Игроки сидят за столом с противоположных сторон. Перед началом игры ведущий объясняет игрокам, что в ходе соревнования нельзя класть руки на стол и выходить за ворота, то есть касаться подбородком стола дальше, чем расставлены кубики. Ведущий должны собрать ворота из кубиков на противоположных сторонах стола, возле которых сидят игроки, затем на середину стола положить шарик для настольного тенниса – мяч. ПО сигналу ведущего игроки должны начать дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника. Ведущий объясняет игрокам, что «дутибол» продолжается до 3 голов, забитых одним из игроков.
По команде ведущего игроки начинают «дутибол». Когда мяч попадает в ворота первый раз, ведущий объявляет гол и открывает счет: 1 – 0. Затем снова выставляет мяч в центр поля, дает игрокам команду продолжать игру и ведет счет. В конце игры ведущий называет победителя.
Воздушный волейбол.
Правила игры. Перед началом игры ведущий становиться в центр игровой площадки, подбрасывает шарик и подает команду «начали». По команде ведущего игроки дуют на шарик, передавая его друг другу. Как только шарик падает на пол, ведущий объявляет «гол» той команде, которая шарик «потеряла». «Воздушный волейбол» продолжается до 3 голов, забитых одной команде.
Затем необходимо работать над формированием произвольного поведения, контролируемого внимания, которое возможно усилием воли организовать и направить в нужное русло.
Игры для развития произвольного внимания.
И что же тут читать?
Работа может проводиться как индивидуально, так и в коллективе – дети ведь любят соревноваться и смеяться вместе. В этих играх ребенок учится читать внимательно потому, что слова из игровых карточек ему знакомы, ребнок перестает спешно читать, поскольку нет необходимости в смысловой антиципации для дальнейшего осмысления текста.
Правила игры. На столе разложено 6-14 карточек со словами . Карточки перевернуты. Ведущий предлагает игрокам выбрать по одной карточке, а затем прочитать вслух. За каждое верно прочитанное сочетание слов на карточке ведущий присуждает игроку 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.
В качестве поощрения игрока ведущий может предложить победителю самому выбрать следующую игру. Это очень хорошо мотивирует ребенка в любом возрасте.
После прочтения карточек игроки должны проиллюстрировать прочитанный рассказ и сами сочинить несуществующие словосочетания или, если получится, стихи.
Сколько спряталось котов?
Правила игры. Игроки сидят за столом. Ведущий раздает игрокам одинаковые тексты, затем предлагает «посчитать» всех «котов», которые спрятались на странице: нужно найти все буквы «К», с которых начинаются слова в тексте. Выигрывает тот, кто найдет « всех котов» или наибольшее их количество.
Фрагмент текста.
А от Шарика пользы мало было. Он только носился от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так работал, что только земля летела во все стороны.
Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.
3. Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова.
Часто при чтении ребенок путает буквы, переставляет слоги, заменяет одни слова другими. В каждом частном случае - причины этих проявлений разные, но в общем, ответ один – у ребенка не сформирован образ слова.
Что же скрывается под этим определением?
Образ слова – это единство фонематической, семантической, грамматической и графической природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком.
Таким образом, пропуск буквы при чтении и написании возникает по следующим причинам:
- первый раз ребёнок слышит слово;
- слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- знает, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным.
«Трудными» на этапе обучения чтению целыми словами считаются слова:
- состоящие из комбинации более трех открытых слогов ( в открытом слоге первая буква- согласная, вторая- гласная) например, пи-ра-ми-да.
- состоящие из комбинации открытых слогов и закрытых ( ар, ут, ав) , при этом возникает стечение гласных, например, пообедал, поиграл.
- представляющие комбинации слогов со стечением согласных ( ста, вби, пра) и открытых слогов, например, прилягут, проверни;
комбинации слогов со стечением двух, трех, более согласных: прекрасно, пунктир;
- состоящие из слогов, при соединении которых возникает стечение гласных и согласных, а также слогов с мягким знаком: диаметр, растрепались.
Игровое упражнение «Зрительный диктант» - одна из форм занятий, позволяющих не только развивать внимание ребенка, закрепляя образ слова, но и систематически работать над лексическим и грамматическим значением слова, а это правило всех методик: системность и еще раз системность.
Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова.
Мозаика.
Игра тренирует внимание, развивает зрительно-пространственную память, формирует у ребенка понятия и представления о последовательности. Игра представляет собой модификацию игры из книги под ред. Ж.М. Глозман.
Правила игры. 1.Ведущий выкладывает цветные дорожки: по 4 строки от 6 до 15 цветных кружков на строке. Игрок по команде ведущего дожжен пробежать по дорожкам слева направо, сверху- вниз, называя последовательность цветных кружков, например: желтый, красный, красный, красный, зеленый… 2. В роли ведущего выступает тот игрок, который победил в прошлой игре. Ведущий заранее выкладывает цветные дорожки: по 4 строки. Игрок по команде ведущего должен сначала слева направо, затем сверху вниз назвать последовательность цветных кружков. На каждом занятии следует увеличивать число кружков на дорожках.
Лесенка.
Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению слов целиком, а затем к чтению целых предложений.
Правила выполнения упражнения:
- ведущий предлагает игрокам спеть «Лесенку» под определенную мелодию;
- ведущий говорит игрокам, что нужно прочитать «Лесенку», как это делают актеры в театре:
- прочитайте все предложения ласково;
- прочитайте громко;
- прочитайте шепотом и медленно;
- прочитайте будто все предложения- вопросительные;
- прочитайте громко, выделяя только первое ( второе,…) слово в каждом предложении;
- прочитайте каждое выделенное слово в предложении сердито.
Вдохните как можно глубже и прочитайте предложения на одном выдохе:
Маша
Маша лепила
Маша лепила бабу
Маша лепила снежную бабу
Маша лепила вчера снежную бабу
Пели-пели – пеликаны
Игра помогает развить пространственные представления, способствует формированию образа слова, позволяет прейти от слогового и скандированного чтения к глобальному чтению.
Правила игры. 1. Предложите детям распределить роли ведущего и игрока.( это можно сделать с помощью жеребьевки)
Игрок должен прочитать вслух свой текст, выделяя голосом, то есть читая на распев, растягивая «островки» - части слов, закрашенные желтым цветом. Второй игрок – внимательно ведет счет: один островок – 1 балл. Затем игроки меняются ролями.
Тексты для игры.
На-ши мы-ши - ва-ших ти-ше.
Не шур-шат по по-гре-бам.
Квам не хо-дят на-ши мы-ши –
Не пус-кай- те ва- ших к нам.
Пе-ли-пе-ли-пе-ли-ка-ны –
Это птицы – ве-ли-ка-ны.
Я их видел на реке.
Ря-дом, а не вда-леке.
Пе-ли-пе-ли-пе-ли-ка-ны
Пе-ли песню в трост-ни-ке
Про за-га-доч-ны-е страны,
Про да-ле-кие ли-ма-ны
И про жизнь на пе-ли –пе-ли-
Пеликанском ост-ров-ке.
2. После того, как игроки научились читать нараспев, увеличьте скорость выполнения заданий. Пусть ведущий добавит по баллу тому, кто выполнит задание быстрее соперника.
3. Материалы: тексты сказок, маркеры.
Ведущий раздает игрокам одинаковые тексты – фрагменты из сказок. Игроки сидят за столом. Задание: игроки должны выделить маркером все первые слоги в словах текста. Внимание! Союзы, предлоги, в которых есть первый слог, тоже нужно выделить. Побеждает тот, кто выполнит задание без ошибок. Дополнительный балл нужно дать тому игроку, который выполнил задание быстрее всех.
4. Игры, помогающие научиться читать уверенно и выразительно.
Упражнения, помогающие правильно дышать, также необходимы для того, чтобы научиться отчетливо выговаривать звуки и читать выразительно. Кроме того, эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.
Проблемы:
Ребенок читает монотонно, очень тихо или слишком громко, делает необоснованно долгие паузы между словами или фразами;
Ребенок читает, нечетко проговаривая звуки и слова.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания является важным шагом на пути к уверенности. Это достигается в процессе работы над скороговорками. Ребенок должен научиться сначала медленно, отчетливо проговаривать одну скороговорку, а затем четко и быстро произносить несколько скороговорок подряд.
Упражнения, помогающие распределить дыхание.
1 вариант. Правила игры. Ребятам нужно сказать: «Представьте, что мы идем по пригоркам, чтобы подняться на вершину горы. С вершины горы мы увидим очень красивый пейзаж. Но чтобы добраться до вершины, надо пройти все пригорки. Их девять, и все надо посчитать вслух: 1,2,3,… до 10. Нужно не просто считать, но и повышать голос с каждым следующим пригорком. Чем выше пригорок, тем выше голос».
2 вариант. Правила игры. «Спускаемся с горы. С горки можно бежать на счет : 9,8,7….до 1»На вершине ( на цифре 9) голос должен быть громким, а у подножия – тихим.
Игры, помогающие четко проговаривать буквы и их сочетания.
Всех переговорим.
В классе или микрогруппе , а также при индивидуальных занятиях работу над скороговорками следует проводить в начале. Это не потребует большого количества времени (что важно для учителя, считающего каждую минуту на уроке) и даст хороший темп работы.
Игра позволяет научиться распределять дыхание, четко произносить звуки, контролировать себя, выработать умение работать в паре и микрогруппе.
Правила игры. Ведущий предлагает каждому игроку четко проговаривать вслед за ним сначала одну скороговорку, затем вторую, третью… и так до восьми. При этом ведущий должен не только следить за четкостью речи, но и тем, чтобы игроки проговаривали новые скороговорки сначала медленно, а затем, привыкнув к четкому проговариванию уже знакомых скороговорок – увеличивали скорость речи.
Примеры скороговорок и забавных сочетаний.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Грузный грузин грузит грузди.
Кто прокатит нас на самокате?
А кто прокатит нас на самокате?
А кто прокатит Катю на катере?
Ниже приводятся возможные варианты этой игры.
1 вариант. Все предыдущие правила игры сохраняются. Добавляется лишь одно - постепенное заучивание нескольких скороговорок.
Ведущий добавляет 1-2 предложения к тексту скороговорки на каждом следующем занятии, например, в течение недели. Игроки учатся проговаривать вместе в одном темпе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Трудности обучения чтению и письму в 1 классе"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5489...
Родительское собрание на тему: "Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка"
Презентация родительского собрания в 1 классе на тему: " Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка"...
Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...
План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».
Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,- дать характеристику основным трудностя...
Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
Ознакомление родительского коллектива с трудностями обучения письму и чтению на первом году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...
Родительское собрание по теме "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе или зачем нужны логопедические занятия"
Представлен план - конспект родительского собрания, в ходе которого логопед знакомит родителей с возможными трудностями при обучении письму и чтению, определяет перспективы совместной работы учителя и...