Куликовская битва
план-конспект урока (4 класс) на тему
Начальная школа. Патриотическое воспитание. Куликовская битва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_patrioticheskogo_vospitaniya_kulik_bitva.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликовская битва
Беликова И.Т. учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание
Цели: ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского; учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: Презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок – Окружающий мир. Страницы истории Отечества.
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Удачного вам урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Важно лишь правильно воспринять её уроки. Слайд № 1 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
II. Проверка домашнего задания
– Начнём урок с проверки домашнего задания.
А) Индивидуальная работа 2 человека будут работать у доски:
1. Соотнеси даты и события, военачальников.
1237г – нашествие монголо-татар на Русь Батый
15 июля 1240г – Невская битва князь Александр
5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский
1380г
2. Найди пару
Золотая Орда – государство монголо-татар
Невская битва – шведские захватчики
Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере
Б) Фронтальная работа. Работа в парах Карточка- тест
1. В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль; б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово “Калита”?
с) дверь, калитка; т) сумка; у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев; ю) Владимир; я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные; к) юго-западные; л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была; л) стала меньше, чем была; м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XIIвеке; и) в XIVвеке; к) в XIXвеке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита; к) из известняка; л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники; т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба; л) из известняка; м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар; б) рынок; в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу; р) Золотой перстень; с) Шапку Мономаха.
В) Проверка индивидуальной работы
1380г
- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие - ответим после проверки теста
Г) Проверка фронтальной работы Слайд №2
1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-И, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С
- Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?
8 сентября 1380г Куликовская битва
- Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г
-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче.
Слайд №3
- Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь... | ...русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты... | ...стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича... | ...дань собирали монгольские баскаки. |
- Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.
- Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)
- В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.
- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
Слайд № 4
- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
- Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.
Отрывок из мультфильма (Мамай)
Слайд №5
- Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70
- Кто откликнулся на этот призыв? Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины
III. Изучение новой темы.
Слайд №6
- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая
Слайд №7
Слайд № 8 (сообщение ученика)
- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?
Слайд №9 Сообщение ученика
IV. Физминутка
V. Продолжение работы по теме
Сражение на Куликовом поле.
- Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73
Русская армия подошла к реке - в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.
- Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.
- После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)
Слайд №10
- Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”
1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Слайд №11 Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
- Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что...
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
Слайд №12
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Слайд 13
По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Отрывок из мультфильма (Поединок)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
Слайд 14
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
- Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
Анимированная карта “Куликовская битва”.
- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
- Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?
Слайд 15
- Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.
Слайд 16
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.
Слайд 17 Песня "Куликово поле" Жанна Бичевская
- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
Слайд 18
Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.
- Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.
VI. Первичное закрепление нового материала
- В чём значение победы Куликовской битвы? Что дала победа русскому народу? Ответите на эти вопросы после работы в группе.
1. Прочитать пословицу Залог победы - ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.
2. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.
VII. Итог урока
Слайд 19
- А теперь давайте подведём итог:
Какое значение имела Куликовская битва?
1 значение – группа
1. Выросло значение Москвы и московского князя.
2 значение - группа
2. Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.
Продолжите пословицу: “Залог победы - единство”
- Сформулируйте третье значение битвы.
3. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.
- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VIII. Рефлексия
- Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь
- Хотелось бы сделать что-то такое, чтобы о вашем поступке говорили потомки?
- Что вам уже сейчас нужно для этого делать, чтобы сделать что-то полезное для людей?
- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Слайд №20
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
IX. Инструктаж домашнего задания.
Приложение 1
Карточка- тест
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль; б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
с) дверь, калитка; т) сумка; у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев; ю) Владимир; я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные; к) юго-западные; л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была; л) стала меньше, чем была; м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XII веке; и) в XIV веке; к) в XIX веке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита; к) из известняка; л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники; т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба; л) из известняка; м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар; б) рынок; в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу; р) Золотой перстень; с) Шапку Мономаха.
Приложение 2
Сообщение ученика
Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры
Сообщение ученика
-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.
Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.
– Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.
Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.
– И пропадет он, – сказал снова старец.
– А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.
Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».
Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Урок по окружающему миру в 4 классе...
Куликовская битва.
Московское княжество перед Куликовской битвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской и церковь, набег Тохтамыша....
Страницы истории.4 класс. Куликовская битва.
Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать представление учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать кругозор обучающихся, устную...
конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс
конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Кроссворд на тему "Куликовская битва"
Кроссворд для 4 класса по теме "Куликовская битва". Учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков...