Творческое занятие "Изготовление нарядных бус из шерсти".
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Цели занятия:
Образовательная - Научить детей одному из способов обработки шерстяного волокна - валянию. А именно - изготовление круглой бусины.
Коррекционная - Сформировать у детей представления о шерстяном волокне и его свойствах на основе ощущений.
Воспитательная цель - воспитание интереса к творческой ручной деятельности.
Инструменты и приспособления:
- компьютер (видео и фото материал)
- валенки, картинки баран и овца, картонка с образцами шерсти (демонстрационный материал), куски окрашенного шерстяного волокна,
- для практической работы: клеенка, шарик из шерсти для бус - образец, бусы - образец, шерсть цветная, пульверизатор с мыльным раствором, тазик, цветная бумага (провокация) горячая вода в чайнике, холодная вода в кувшине, полотенце. Бусины из пластмассы, нитки, игла, ножницы - отдельно в коробочке;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_valyanie_iz_doklada.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое занятие "Изготовление нарядных бус из шерсти".
Цели занятия:
Образовательная - Научить детей одному из способов обработки шерстяного волокна - валянию. А именно - изготовление круглой бусины. Коррекционная - Сформировать у детей представления о шерстяном волокне и его свойствах на основе ощущений. Воспитательная цель - воспитание интереса к творческой ручной деятельности.
Инструменты и приспособления:
- компьютер (видео и фото материал)
- валенки, картинки баран и овца, картонка с образцами шерсти (демонстрационный материал), куски окрашенного шерстяного волокна,
- для практической работы: клеенка, шарик из шерсти для бус - образец, бусы - образец, шерсть цветная, пульверизатор с мыльным раствором, тазик, цветная бумага (провокация) горячая вода в чайнике, холодная вода в кувшине, полотенце. Бусины из пластмассы, нитки, игла, ножницы - отдельно в коробочке;
- для подведения итогов: шерсть, иск. кожа, ткань, картон, бумага ; стельки, заяц, варежки, платок шерстяной, шарф - все накрыто льняной тканью. Подготовительная работа проходила на протяжении 2-х занятий. На первом занятии мы сформировали представления о шерстяных изделиях и их свойствах. Мы рассматривали шерстяные вещи, щупали, нюхали, определяли их назначение, свойства. Была проведена коррекционная работа - дети должны были разложить вещи по группам: одежда; предметы быта; и третья группа - игрушки, аксессуары, украшения. На втором подготовительном занятии мы сформировали представление о шерстяном волокне. Поставили вопрос - Из чего же состоят шерстяные изделия? Заметили, что если ближе рассмотреть, подергать немного, то в любой шерстяной вещи видны тонкие волоски ( вот почему одежда немножко колется!). Выделили этот один признак, который присущ любой шерстяной вещи. То есть все шерстяные вещи состоят из тоненьких шерстяных волосков. Здесь было введено понятие - шерстяное волокно. Откуда оно берется? (фото 1) Овец стригут, шерсть моют, расчесывают, окрашивают. Дети рассматривали ш. в., трогали, нюхали, расщепляли (фото 2) : это ш. в.; оно состоит из тонких волосков; оно легкое, воздушное. Т.о., в процессе подготовительной работы у детей на основании зрительных, осязательных, обонятельных ощущений было сформировано представление о новом виде поделочного материала - шерстяном волокне. В начале Открытого практического занятия эти знания мы актуализировали. Ребята должны были выбрать среди вещей, лежащих на столе шерстяные, и сказать из какого материала они сделаны. (фото 3 ) Все эти вещи сделаны из ш. в. А как сделаны? Говорим, что из ш. в. прядут нитки. Из них делают ткань, а потом шьют платки, пальто. А еще из шерстяных нитей, вяжут варежки, носки. А как сделаны валенки? (фото 4) Сшили ?- где шов? Связали? - где нить, из которой связали? Говорю - валенки сваляли. Само слово валенки произошло от способа их изготовления - валять. (Вводим словарное слово - валяние.) Потом рассматриваем бусы, стельки. Определяем, что их тоже сваляли из ш. в. Далее вводим игровой момент - в класс влетает на метле Баба Яга. Она узнала, что у нас в школе проходит проект "Сказка ложь, да в ней намек..."и обращается к нам за помощью: Леший пригласил ее на дискотеку и ей нужно принарядиться. Берет варежки - "Это можно на дискотеку?" Дети объясняют: "Это одевают на улицу зимой, чтоб руки не мерзли." Тогда она хватает валенки. Дети говорят: "В них будет жарко на дискотеке!" Т.е. здесь происходит коррекция мышления. Идет соотнесение - какую одежду куда одевать, исходя из ее свойств и назначения. В результате мы решаем свалять бусы и подарить их бабе Яге. Тогда на дискотеке она будет выглядеть нарядно. Как валять бусы - показываю сначала на компьютере. (фото 5). Потом проводим анализ образца (фото 6 ). Дети рассматривают, трогают бусы.(Плотные, круглые, одного размера. Нанизаны на ленту. Между ними пластмассовые бусины меньшего размера. Шерстяные бусины мягкие - стучим о стол. Стучим для сравнения твердой пластм. бусиной - разный звук). Т. о. задействованы слуховой, тактильный, зрительный анализаторы. Какая форма у бусин? - круглые. Значит какие движения мы будем делать, когда будем их валять? - дети показывают и говорят - круговые, как колобок из пластилина делали. След. этап - Планирование работы. Задание: разложить карточки с этапами изготовления бус по порядку (фото 7). На этом этапе происходит развитие памяти, внимания, логики. (фото 8)- Вот карточки разложили. На мой вопрос - Успеем ли мы на этом занятии доделать бусы до конца? -Ребята ответили - Нет, бусины должны высохнуть. На это нужно время. Т. е. у детей сформировалось представление о продолжительности процесса. Перед практической работой повторяем ТБ. Потом проводим разминку, на которой происходит подготовка рук к работе и активизация межполушарного взаимодействия. В начале предлагаю разогреть ручки - трем ладони др. о др., потом ( видео). Практическая работа. - Дети отбирают, что нужно для работы. (фото 9 ) Спрашиваю, что является материалом, а что инструментом для работы. - Далее дети расщепляют волокно (фото 10 ). Вспоминаем свойства ш. в., ориентируясь на ощущения и восприятия. Работаем, сверяясь с планом. (фото 11)- Здесь видим процесс сравнения. У ребенка формируется представление: большую, воздушную горку волокна можно превратить в маленькую, круглую, плотную бусину. - (фото 12) Круговыми движениями катаем шарики из сухого волокна. Наблюдаем как преобразуется исходный материал. Происходит коррекция мышления. - Когда у всех волокно приобрело круглую форму брызгаем на шарики мыльный раствор (фото 13 ) - продолжаем валять мокрый мыльный шарик (фото 14). Объясняю, что мыльный раствор скрепляет шарик, он уплотняется. Сравниваем свои шарики с образцом и друг с другом. - Когда у всех бусины становятся одного размера споласкиваем их в тазу с теплой водой (фото 15). Замечаем, что под действием теплой воды и мыла бусины стали еще плотнее и уменьшились в размере. Вводим в словарный запас новое слово - усадка. Это еще одно свойство ш. в. - Потом сушим наши бусины круговыми движениями на полотенце(фото 16), чтобы убрать лишнюю влагу. - И последний этап: Готовые бусины кладем сушить на батарею. Итог занятия. Говорю, что хочу убедиться, как ребята научились работать с шерстяным волокном. Для этого даю несколько заданий. 1. ( проверяю, научились ли дети отличать ш. в.) Создаем игровую ситуацию. Дети решили сами сделать бусы. Они приходят в магазин чтобы купить материал для работы (фото 17). Дети выбирают ш. в. 2. Купили, принесли домой. Баба Яга напросилась помогать, и когда раскладывала карточки с этапами работы, допустила ошибку. Дети должны найти ее и исправить. 3. ( Потом - проверка моторной памяти. Запомнили ли дети прием валяния - круговые движения, когда валяли бусины). Для этого проводим игру : "Да -Нет": баба Яга показывает неправильные движения. Дети говорят: "Нет, Нет!", а потом показывают как надо валять шарик. (фото18) 4. (Проверяю, помнят ли дети свойство ш. в. - усадку) Спрашиваю: Что в тазике мы делали? Баба Яга: Руки мыли! Дети: Нет, полоскали бусины. - В какой воде? Дети: В теплой. Чтобы смыть мыло. А бусины стали плотные и уменьшились в размере. - Как называется? - Усадка. В конце занятия дети могут поплясать вместе с Бабой Ягой. (фото 19) - Бусы, которые мы доделали на следующем занятии.
Т. о., главная образовательная цель урока выполнена и дети могут самостоятельно повторить то, чему педагог их научил.
Воспитатель: Карзина О. В.
март, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект " Игрушки в технике валяния шерсти"
Материал содержит цели, задачи, этапы работы над проектом....
Интегрированный урок ( технология- изобразительное искусство). Тема:"Изготовление нарядной крышки шкатулки".
Цели: · Показать взаимосвязь занятий по изобразительному искусству и трудовому обучению.· Закрепить умения в резании, сгиба...
Занятие №36.Дата проведения 01.11.2020 г. Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.
Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.Обережные куклы играли важную роль в жизни древних славян. Они помогали достичь различных благ – понимания ...
Занятие №40. Дата проведения:08.11.20.. Тема занятия:" Изготовление куклы «Ангел». Изготовление основных деталей"
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Изготовление традиционнойтряпичной куклы оберег» и мы с вами окунемся в мир кукол, которымииграли наши прабабушки и прадедушки....
Занятие №44. Дата проведения: 15.11.20 г.. Тема занятия:"Изготовление куклы «День и ночь». Изготовление основных деталей"
Изготовление куклы «День и ночь»...
Занятие №40. Дата проведения:08.11.20.. Тема занятия:" Изготовление куклы «Ангел». Изготовление основных деталей"
Изготовление куклы «Ангел»Изготовление основных деталей...
Занятие №48 Дата проведения 22.11.20г.. Тема занятия: "Изготовление куклы «Берегиня». Изготовление основных деталей"
Наши предки всегда использовали различные обереги для защиты дома от недобрых сил. Одно из важных мест среди них занимала кукла Берегиня. Изготавливалась она из ветоши в каждой сем...