Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему

Алексеева Наталья Алексеевна

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1

Программа

внеурочной деятельности

туристско-краеведческого направления

«Моя малая родина»

Составитель : Алексеева Наталья

Студентка ЧПК № 1

Челябинск, 2014

Пояснительная записка.

       Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ,  олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии  с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

 Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является туристско-краеведческое направление, которое представлено детским клубом «Моя малая родина».

        Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области.

       Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

        Туристско-краеведческое направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

Внеурочная деятельность данного направления  может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

        Программа туристско-краеведческой деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Предметные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала, как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

Личностные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

 - укрепление семейных связей:

           заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

           наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

           изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

            общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

            совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

           формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Метапредметные задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

       Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Продолжительность реализации программы в первый год обучения (учащиеся 1 класса) включает периоды с  сентября по май одного учебного года. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 66 часов, продолжительность занятия – 35 минут.

Содержание программы. Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

               - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

              - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

         - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности, единства целей и принципов.

В содержании:

            - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

            - понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал;

- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

В организации:

        - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

        - придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

        - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

          Программа курса туристско-краеведческого направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников детского клуба «Моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. История моей семьи (7 часов).

2. История своего посёлка (12 часов).    

3. История открытия нашего края (10 часов).

4. Калининский район – административный район в центральной и западной частях Челябинска (8 часов).

5. Челябинская область –  субъект Российской Федерации (10 часов).

6. Природа нашего края (13 часов).

7. Природные комплексы края (6 часов).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

Планируемые результаты.

В ходе реализации программы туристско-краеведческого направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • родословную своей семьи
  • историю своего населённого пункта, различных учреждений
  • историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
  • основные краеведческие термины и понятия
  • администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Челябинской области, значения официальных символов
  • основные этапы и ключевые события истории Южного Урала с древности до наших дней
  • изменения природной среды Южного Урала в результате деятельности человека
  • особенности природы, населения
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства
  • природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях истории Южного Урала, образовании Уральских гор, Калининского района и своего населённого пункта
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
  • работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
  • описывать традиции народов своего края
  • показывать на карте границы и географический центр Челябинской области, Калининского района, границу между Европой и Азией
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Южного Урала
  • составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
  • работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации
  • понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
  • ориентирования на местности и чтения карт
  • учёта фенологических наблюдений в природе своей местности
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Челябинского Урала
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов Южного Урала в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематическое планирование.

                         1. История моей семьи (7 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Рассказ старых фотографий. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

                        2. История своего посёлка (12 часов).    

История создания посёлка. История школы и других учреждений посёлка.

Народы, проживающие в населённом пункте. Традиции народов, живущих в посёлке.

Практические работы:

1) Посещение музея с целью анализа данных о развитии и посёлка.

2) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

3) Администрация поселения.

4) Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.

                     3.История открытия нашего края (10 часов).

Открытия и исследования Урала.

История Уральских гор. Рождение Уральских гор. Второе рождение Урала. Горная решётка Урала.

Основные хребты горной части Челябинской области.

Полезные ископаемые Урала. Древняя история подземных кладовых.

Практические работы:

1) Работа с картой Южного Урала.

2) Исследование полезных ископаемых Урала.

3) Составление рассказа о биографии Уральских гор.

           4. Калининский район – административный район в центральной и западной частях Челябинска (8 часов).

История района.

Происхождение названий местных улиц.

Символы района.

Администрация района.

Практические работы:

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Калининского района.

2) Работа с топонимическим словарём.

3) Изучение символики района.

        5. Челябинская область –  субъект Российской Федерации (10 часов).

Челябинская область на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

Челябинск – столица нашей области.

Официальные символы.

Практические работы:

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Челябинской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

                         6. Природа нашего края (13 часов).

Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Челябинской области.

Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы:

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа об озёрах и реках Челябинской области.

3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.

4) Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

                 7. Природные комплексы края (6 часов).

Природные комплексы и их охрана.

Заповедники 21 века.

Памятники природы края.

Практические работы:

1) Заочная экскурсия на реку Миасс.

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

                         Материально-техническое обеспечение.

1.        Физическая карта мира;        

2.        Физическая карта России;        

3.        Физическая карта Челябинской области;        

4.        Атлас Челябинской области;        

5.        Контурные карты;

6.        Коллекция полезных ископаемых Южного Урала;

7.        Мультмедиа-класс;

8.        Набор картин растений и животных Челябинской области;        

9.        Набор плакатов с символикой района, области.

Ожидаемые результаты реализации программы.

•  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей семьи и Отечества; о народных традициях; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

•  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

•  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предполагаемый  результат  деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно работать с новым материалом;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, викторинах;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

  • прогнозировать содержание темы занятия, используя предложенную информацию;
  • отбирать книги, журналы и т.п. по теме;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать общее состояние изучаемых объектов, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об экологии и природных ресурсах родного края;
  • участвовать в конкурсах и викторинах, практических работах;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....