План воспитательной работы в 3 классе
материал (3 класс) по теме

Кочетова Элла Геннадьевна

В разработке представлена структура плана и планы по направлениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

План воспитательной работы

3 А класса

Составитель:

Кочетова Э.Г.,

классный руководитель

2014г

Содержание

Нормативные основы.

  1. Обязанности классного руководителя

Данные об учащихся

2.1.Список учащихся.

2.2.Сведения о здоровье. Питание учащихся.

2.3. Учёт занятости учащихся в творческих объединениях, секциях, факультативах.

2.4.Учёт общественных поручений и участия в мероприятиях различного уровня.

Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом.

3.1.Проблема и цель, задачи воспитательной работы школы и классного руководителя.

3.2.Психолого-педагогическая характеристика класса.

3.3.Анализ воспитательной работы за предыдущий год.

3.4.Социальный паспорт класса.

3.5.Диагностическая карта обучающихся.

Программа воспитательной системы «Зажги свою звезду»

Годовой план работы.

  1. Пояснительная записка.
  2. План работы.

Оперативное планирование.

  1. Расписание уроков класса.
  2. Циклограммы и планы разных видов деятельности.
  3. Состав родительского комитета.
  4. План проведения родительских собраний.
  5. Листок учета посещения родительских собраний.

Организация деятельности.

  1. Сведения об участии учеников по классу, генеральных уборках.
  2. Индивидуальная работа с учащимися и семьями.
  3. Работа с детьми и семьями девиантного поведения и находящимися в трудной жизненной ситуации.
  4. Анализ проводимых и посещаемых мероприятий, уроков и т.д.

Отчетные и аналитические материалы.

Приложения.

  1. Журнал инструктажа обучающихся класса по технике безопасности.
  2. Инструктажи по различным видам деятельности.
  3. Протоколы родительских собраний.
  4. Протоколы заседаний совета класса.
  5. Сценарии, планы проведения мероприятий.

Банк данных одаренных детей класса.

Нормативные основы

Данные об учащихся

Сведения о здоровье. Питание учащихся.

ФИО

Группа здоровья

Диагноз

Сведения о питании

Учёт занятости учащихся в творческих объединениях, секциях, факультативах.

ФИО

Творческие объединения, кружки в школе

Творческие объединения кружки вне школы

Секции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

        

18


Учёт общественных поручений и участия в мероприятиях различного уровня.

ФИО

Поручения

Участия в мероприятиях

Школьный уровень

Школьный уровень

Школьный уровень

Муниципальный

Региональ

ный

Федераль

ный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом.

Проблема школы:

 «Модернизация содержания и технологий образования в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты»

Цель воспитательной деятельности школы: 

Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательной системы в классах.

Задачи:

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума.
  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
  • обеспечение возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
  • организация осмысления учащимися полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности.

Цель и воспитательные задачи воспитательной работы классного руководителя

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальной личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и

           традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.

Воспитательные задачи:

  • способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности обучающихся;
  • поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации;
  • создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
  • формировать у обучающихся экологическое мышление в учебной и внеучебной работе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Воспитательная программа

«Зажги свою звезду»

(тип программы: комплексная воспитательная программа, предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности)

 Срок реализации программы – 4 года

 Возраст обучающихся – младшие школьники

Составитель программы:

Кочетова Э.Г., учитель начальных классов

2012г

Пояснительная записка

Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? А ведь именно в учебном заведении ученики проводят большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, занятия в группе продленного дня, участие в олимпиадах, марафонах – после этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности каждого ученика.

Послушайте!

Ведь если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?

Владимир Маяковский

 

Человек-звезда – это человек, добившийся успеха, загоревшийся на небосклоне своими достижениями.

Воспитательная система «Зажги свою звезду» предоставляет возможность ученику самому выбрать направление деятельности и добиться там успеха, реализовав свои потенциалы.

Цель – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ученика и создание в классном коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и их родителей:

  Проблемы, существующие в общении между людьми;

  Желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми, успешными;

Для достижения воспитательной цели определены основные задачи:

  Создание условий для творческого самовыражения личности;

  Формирование образа «успешного человека»

  Педагогическая поддержка творческих устремлений школьника;

  Развитие ключевых компетенций личности ( коммуникативной, учебной, информационной, исследовательской)

  Сплочение классного коллектива;

Педагогическая позиция классного руководителя заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя слова «добро и доброта», «коллектив», «доверие», «уважение», «творчество», «индивидуальность», «самостоятельность», «успех»  классный руководитель создаёт условия, чтобы ребёнок проявил себя.

 Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ученика: каждый ребёнок интересен, оригинален; не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности.  Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. Создать такую атмосферу, где ребёнку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят и ценят.

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

  Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих возможностей.

 

  Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности учащегося, развития классного коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ.

 

 

  Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, актуализации способностей ребёнка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях выбора.

 

  Принцип творчества и успеха. Творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности.

И взрослому и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека. Его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

 

  Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

 

  Принцип деятельности.

Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет же лание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, сорев нования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать лично стному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

 

Приоритетные направления работы

Актуальные сферы жизнедеятельности

 

Название направления

 

1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ);

 

2. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений);

 

3. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации);

 

4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем);

 

5. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья);

 

6.  Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);

 

7. Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха);

 

8.  Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)

 

1. «Быть отличником хочу!»

 

 

2. «Вырастим себе друзей»

 

 

3. «В царстве красоты»

 

 

 

4. «Живое рядом»

 

 

5. «Здоровому всё здорово»

 

 

 

6. «Я – Россиянин»

 

 

 

7. «Праздник для души»

 

8.«Азбука безопасного поведения»

 

Направление «Быть отличником хочу!»

Задачи:

- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

- развивать  у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

 Основные понятия направления:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- фантазии в жизни человека,

- способности к  творчеству,

- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении :

- конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района,

- мозговой штурм

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Праздник «Путешествие в страну знаний»

 

КТД «По сказкам Пушкина»

 

Классный час «Жизнь книг»

Классный час «Правила выполнения д/з»

 

Классный час «Как работать со школьным дневником»

 

Викторина «Чтобы жизнь прожить – знать надобно немало»

Классный час «Наши читательские умения»

 

Игра «Что?Где?Когда?»

 

Классный час «Научная организация труда школьника»

 

КТД «Газеты и журналы для детей»

 

 

 

Интеллектуальный марафон«Животные нашего края»

Тема: «Традиции русской зимы»

«Этот трудный первый класс»

Интеллектуальный марафон Тема:«Животные нашего края»

«Традиции русской зимы»

«Лучший знаток дорожных правил»

Интеллектуальный марафон Тема: «Мой город»

«Традиции русской зимы»

Интеллектуальный марафон Тема: «Традиции русской зимы»

«Мой город»

 «Спортивная планета»

 

 

КВН «Грамотеи»

 

 

Турнир по шашкам

Шахматный турнир

 

Участие в конкурсах

 

 

Направление «Вырастим себе друзей!»

Задачи:

- развивать позитивный тон взаимодействия;

- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;

- развивать коммуникативные навыки.

Основные понятия направления:

-эмоции и чувства,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение  управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя :

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изучение детского коллектива

Комплектование творческих инициативных групп

Комплектование органов самоуправления

Игровая программа

« Рука об руку»

Час общения «Это –Я»

Классный час «Мир моих увлечений»

Классный час «Я люблю, ты любишь, мы любим»

Классный час «Дружба»

«Алло, ищу таланты» самопредставление

Беседа «Да здравствует вежливость и доброта»

Игра- путешествие «Познай самого себя»

Собрание для детей и родителей «Что такое ответственность»

День толерантности:

         азбука вежливости

 

День толерантности:

         азбука вежливости

 

День толерантности:

  • классный час
  • определение уровня толерантности

 

День толерантности:

  • классный час
  • определение уровня толерантности

 

 

Направление «В царстве красоты»

Задачи:

- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;

- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;

- развить способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

Основные понятия направления:

-творчество,

-труд,

-самостоятельность,

-фантазия и воображение

Формы работы с классным коллективом:

-конкурсы, викторины

-посещение музея, выставок

-участие в районных творческих конкурсах,

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Фотоконкурс

«Наши меньшие друзья»

Фотоконкурс

«Самая ослепительная улыбка»

Фотоконкурс

«Природа глазами детей»

Фотоконкурс

«Удивительное рядом»

Участие в конкурсах «Подарок маме», «Подарок новогодней ёлке», «Чем богата земля русская»

Благотворительная акция «Спешите делать добро» - изготовление поздравительных открыток, поделок ветеранам

Благотворительная акция «Спешите делать добро» - изготовление поздравительных открыток, поделок ветеранам

Благотворительная акция «Спешите делать добро» - изготовление поздравительных открыток, поделок ветеранам

Благотворительная акция «Спешите делать добро» - изготовление поздравительных открыток, поделок ветеранам

Конкурс на лучшую частушку о весне«Весенняя капель»-

Изготовление книжки-малышки «Весенние приметы».

 

Беседа «СемьЯ: обычаи и традиции семейной жизни русского народа».

Конкурс детского литературного творчества «Дорогой мой человек», посв. Дню матери

Беседа «СемьЯ: обычаи и традиции семейной жизни русского народа».

Конкурс детского литературного творчества «Дорогой мой человек», посв. Дню матери

Конкурс скульптур из снега «Снежные фантазии»

 

«Космические фантазии»

Выставка  рисунков «Хор, который я люблю

Конкурс рисунков «Школа будущего

 

 

Выставка рисунков «Сказочный лес»

Проект «Мой поселок»

 

 

Конкурс рисунков «Эра фантастики» (ко Дню космонавтики

 

Направление  «Живое рядом»

Задачи:

- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

Приоритетные понятия 

-охрана природы,

-бережное отношение,

-забота,

-красота,

-защита,

-экология,

Направления работы с классным коллективом:

-экскурсии.

-выпуск листовок, газет,

-участие в акциях,

-беседы, классные часы,

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Игра «Зов джунглей»

Классный час «Спешите делать добро»

Изготовление книжки-малышки «Лекарственные растения»

Оформление книжки-раскладушки «Немного о животных»

Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Викторина «Перелетные птицы»

Викторина «Пришла пора весенняя»

Экологическое путешествие

«Всё меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»

 КВН «Мы друзья природы»

Осенний праздник «У рыженькой красавицы в гостях»

 

Осенний праздник «У рыженькой красавицы в гостях»

 

Прогулка «Сказочный лес»

«Мы - юные экологи» - сбор материала о лекарственных растениях края

Праздник «Здравствуй, лето».

 

«Природа глазами детей» -экологический плакат

 

 

Участие в акции «Накормите птиц зимой» и др.

Сезонные экскурсии в природу

 Направление «Здоровому всё здорово»

Задачи:

- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Приоритетные понятия  «Здоровье» в работе с классным коллективом:

            - психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

Формы работы с классным коллективом:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

- встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований,

- походы выходного дня, дни здоровья;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

 

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

День подвижных игр

 

Зимние забавы «Здравствуй зимушка-зима»

Игра «Зарничка»

Родительское собрание «Режим дня школьника»

Классный час «Твое здоровье»

Оформление плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

Веселые старты (по параллели)

Конкурс «Самый здоровый класс осени»

День здоровья

Конкурс «Самый здоровый класс осени»

Конкурс «Самый здоровый класс осени»

Конкурс «Веселая скакалка»

 

Конкурс «Меткий стрелок»

 

Кросс «Золотая осень»

 

Выпуск газеты «Вредные привычки».

 

Игра- соревнование

 «Охотники и утки»

 

Игра- соревнование

 «Охотники и утки»

 

Игра- соревнование

 «Охотники и утки»

 

Соревнование «Веселая лыжня»

 

 

 

День здоровья:«Спортивная мозаика»

День здоровья:«Спортивная мозаика»

Походы выходного дня

 Направление «Я – Россиянин»

Задачи:

- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Основные понятия направления:

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.

Формы работы классного руководителя:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Классный час «Символы нашей Родины»

Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника отечества

Беседа «День снятия блокады»

Экскурсии по родному краю «Люби и знай свой край»

Игра «Справедливость к одноклассникам и себе»

Экскурсия «По местам боевой славы»

Родительское собрание «Права и обязанности родителей»

Беседа с инспектором по ОДН «Я ученик а это значит…»

Экскурсия в школьный музей «Русская изба»

Экскурсия в школьный музей «История школы»

 

Беседа «России верные сыны»

Беседа «Символы российской государственности».

 

Классный час «Я люблю свой город»

Викторина  «Знаю ли я свой город?»

«Я имею право»-знакомство с Конвенцией ООН

о правах ребенка

«Я имею право»-знакомство с Конвенцией ООН

о правах ребенка

Урок мужества

Рыцарский турнир, посвященный дню Защитников Отечества

Урок мужества

Урок мужества

Смотр строя и песни

Экскурсии в музей

Направление «Праздник для души»

Задачи:

- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;

- привитие навыков активного и полезного отдыха;

- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом:

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев,

- театрализованные представления;

- конкурсы талантов;

- танцевальные вечера.

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Праздник любимой игрушки

«Мисс Осень»

«А ну-ка мальчики»

День матери

Масленица

Праздник «Весна идет! Весне дорогу!»

 

Праздник «Весна идет! Весне дорогу!»

 

«Семья года»

Праздник «Весна идет! Весне дорогу!»

 

Праздник «Здравствуй, лето».

 

Спортивный Новый год

 

Спортивный Новый год

 

Праздник «До свидания, начальная школа!»

Новогоднее театрализованное представление

 Направление «Азбука безопасного поведения»

Задачи:

- сформировать  интеллектуальную и коммуникативную  подготовку учащихся к личной безопасности жизни;

- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

Формы работы с классным коллективом:

-конкурсы рисунков, стихов, сочинений,

-выпуск стенгазет, памяток,

-экскурсии,

-беседы, классные часы,

-совместные родительские собрания

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Беседа «Правилам дорожного движения - наше уважение»

 

Беседа «Правилам дорожного движения - наше уважение»

 

Беседа «Правилам дорожного движения - наше уважение»

 

Беседа «Правилам дорожного движения - наше уважение»

 

Классный час «Правила пожарной безопасности»

Классный час «Правила пожарной безопасности»

Классный час «Правила пожарной безопасности»

Классный час «Правила пожарной безопасности»

 

Операция «Внимание! Дети!»:

         Блиц-опрос «Это должен знать каждый»

 

Операция «Внимание! Дети!»:

         Блиц-опрос «Это должен знать каждый»

 

Операция «Внимание! Дети!»:

         Блиц-опрос «Это должен знать каждый»

 

Классные часы, беседы по технике безопасности

Участие в конкурсах «Дорога и мы», «Осторожно, огонь»

 

Прогнозируемые результаты.

1. «Быть отличником хочу!»

-      развить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,

-         увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.

2. «Вырастим себе друзей»

-         овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,

-         овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,

-         делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.

3. «В царстве красоты»

-        умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,

-         овладение учащимися навыками самообслуживания.

4. «Живое рядом»

-         готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.

5. «Здоровому всё здорово»

-        понимать значение физической культуры в жизни;

-         иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;

-         уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.

6. «Я – Россиянин»

-         усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения

7. «Праздник для души»

-         повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.

-         воспитать у учащихся активную жизненную позицию

8.«Азбука безопасного поведения»

-         сформировать жизненную позицию ребёнка,

-         использовать знания в экстремальных ситуациях.

ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и значимость другого.

Принципы,  на которых строится деятельность органов самоуправления: 
- добровольность; 
- демократизм; 
- гуманизм; 
- социальная направленность; 
- творчество; 
- самостоятельность. 
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. 
Структура классного самоуправления

Весь класс разделён на 4 звёздочки:

«Пингвинёнок»  Девиз: Пингвин плывёт всегда вперед

                                        И никогда не устаёт!

«Дружная семейка» Девиз: 5 ребят дружны, не разлей вода,

                                               Так как мы одна дружная семья!

«Умняша» Девиз:  Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,

                               Надо твёрдо на пять все предметы знать!

«Солнышко» Девиз: У нашего солнышка лучики равны,

                                   А ребята наши дружбою сильны!

 Каждая звёздочка имеет поручение. Это – цветоводы, физорги – затейники, (организаторы игр), санитары, оформители.

Санитары

1. Тебе доверили поручение, которое принесёт пользу всем. Зорко следи за чистотой и порядком в классе. Контролируй дежурство.

2. При проведении генеральных уборок определи каждому участок работы. Не забудь проверить, как выполняется поручение.

3. Помогай дежурным и учителю в подготовке кабинета к уроку.

4. Проверь, все ли ребята приготовили школьные принадлежности к уроку. Заведи в классе «Забывайку» - место ,где будут лежать потерянные и запасные карандаши, линейки,ручки.

5. Следи за сохранностью парт и стульев,о сломанной вещи или оборудовании
сообщи учителю.                     

6. Проверь, все ли одноклассники переобувают сменную обувь.

7. Следи за соблюдением санитарной гигиены: чистые лицо и руки, наличие носового платка и расчёски. Вовремя меняй полотенце в классном уголке.

 

Физорги - затейники

1. Тебе доверили самое интересное дело -играть! Поэтому не теряй время даром, будь заводилой игр с одноклассниками на переменах, после уроков, на классных огоньках и праздниках.

2. Узнай у одноклассников игры, которые знают и любят все. Найди новые игры и разучи их с одноклассниками.

3. Предложи всем прочитать рубрики газеты или книгу, которая тебе показалась интересной.

4. Учись делать разные поделки и

агитируй ребят сделать, как у тебя или придумать свою.

 

Цветоводы

Ухаживай за комнатными растениями.

Расскажи одноклассникам о своей работе. Что тебе удалось сделать оченьхорошо? Кому ты можешь сказать спасибо?

 

Оформители

1. Ты - юный корреспондент классной газеты. При помощи карандаша, кисточки и красок ты можешь рассказать всем обо всём.

2. Внимательно наблюдай за

одноклассниками. Запиши себе в блокнот интересный случай или происшествие из жизни класса, отчёт о работе по выполнению других поручений. Собирай интересные картинки, используй их в газете.

3. Узнай у одноклассников об их   интересах, увлечениях, хобби. Возьми у кого-нибудь интервью. Проведи анкету. Предложи одноклассникам сделать выставку рисунков.

4. Продолжи летопись классных дел.

5. Выпусти газету - поздравление, газету - информацию, газету - дружеский шарж, газету по итогам дежурства.

6. Расскажи одноклассникам о детских газетах и журналах.

7. Поделись опытом своей работы.

 Каждая звёздочка выполняет поручение по месяцу. Через месяц поручение меняется. В каждой звёздочке есть командир, который организует выполнение поручений, ведёт дневник звёздочки, в котором фиксируется выполнение поручений, записываются замечания и пожелания.  Командир меняется каждый месяц. Его выбирают дети.

Самооценка отражается в классном уголке, после подведения итогов:

  • дежурство оценивается ежедневно,
  • выполнение поручений - ежемесячно,
  • подготовка к классным часам - еженедельно.

 Символы самооценки: флажки трёх цветов: красного, синего и зелёного.

Красный цвет означает: «Молодцы, так держать»

Синий: «Хорошо, но можно лучше»

Зелёный: «Надо подтянуться»

Общим открытым голосованием, из двух кандидатур, выбирается президент класса. Президент контролирует выполнение поручений, следит за работой командиров звёздочек, является первым помощником учителя.  Президент выбирается на весь учебный год.

   Еженедельно ведётся стенгазета. Она состоит из двух разделов: « Наши радости» и « Наши огорчения».

 Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание избирает: 
• решает вопросы жизни классного коллектива; 
• утверждает общественные поручения; 
• слушает отчеты об их исполнении; 
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.

   В классе оформляется уголок самоуправления.

Название отряда «Дружба» (дружелюбные, решительные, умелые, жаждущие знаний,бестрашные , активные).

 Девиз: один за всех и все за одного.

 Гимн класса: 

Слова и музыка Ю. Верижникова  «Всюду найдётся друг…»

1.Ты посмотри вокруг,

   Что нам для счастья нужно?

   Сделаем общий круг

   Станем в него все дружно.

   Мир для тебя открыт,

   В каждом конце планеты.

   Смело иди по свету

   Всюду найдётся друг.

Припев:

Я подставлю ладони солнцу,

И оно мне тепло подарит,

Я пошлю то тепло всем людям,                                      

И растают невзгоды все.

Я подставлю ладони солнцу

И друзьям то тепло отправлю

И увижу, что вся планета.

Улыбнётся солнечно мне.

2. Радуги красота

   В небе для нас сияет,

   Под перестук дождя,

   Красками в такт играет,

   И если стая туч,

   Солнце закроет снова,

   Дождик пройдёт и скоро

   Солнечный вспыхнет луч.

  Речёвка:

  • 1-2,3-4,
  • 3-4,1-2,
  • Кто шагает дружно в ряд?
  • Это Дружбы  наш отряд.
  • Сильные, смелые, ловкие, умелые,
  • Мы танцуем и поём, вместе весело живём.

  Наш герб:

Вокруг герба голубая окантовка. Она означает верность  своему классу.          

   В центре герба – открытый дневник. Он символизирует стремление нашего класса к учёбе. Карандаш и кисточка -  интерес к изобразительному искусству. Дети внутри герба расположены в виде пятиконечной звезды: весь класс разделён на 4 звёздочки по интересам, по 4-5 человек в каждой звёздочке. Вершина звезды – человек, глава класса: президент.

   Внизу герба девочка с мальчиком держат балалайку. Дети нашего класса, любят петь и танцевать.

    В левом верхнем углу находятся цветок и лейка. Мы любим природу, бережно к ней относимся, сажаем и ухаживаем за комнатными цветами, у нас в классе много цветов.

 В правом верхнем углу – спортивные принадлежности. Они символизируют интерес ребят к спорту  и спортивным играм.  Дети посещают спортивные секции.

 Наш флаг:

   Он состоит из трёх основных цветов: зелёного, синего и оранжевого. Цвета располагаются вертикально. На зелёном фоне – ветка растения. Этот цвет символизирует отношение нашего класса к природе. На синем фоне – волны. Это цвет неба, символ верности своему классу. Оранжевый цвет означает честность, смелость, дружбу. На оранжевом фоне – белое солнышко. Мы за все дела принимаемся смело, честны по отношению друг к другу, учимся говорить только правду. Белое солнце – символ мира, чистоты. Дети нашего класса стремятся жить без ссор, мирно, дружить друг с другом.

 В уголке самоуправления есть распределение по звёздочкам, (со сменой поручений), стенгазета, экран соревнований. Ребята соревнуются по трём направлениям: выполнение поручений, дежурство в классе. Каждый день подводятся итоги за дежурство и один раз в месяц за выполнение поручений. Итоги подводятся цветными флажками. Красный флажок означает:  « Молодцы, так держать!». Синий – « Хорошо, но можно лучше!». Зелёный – « Надо подтянуться»

 «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета: 
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; 
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; 
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; 
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. 
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Характеристика 3 А  класса

1.  В классе: 19 человек

2.  Состав класса по возрасту:  9-10 лет

3.  Состав класса по полу:

Девочки - 9  чел.

 Мальчики -10чел.

4. Учащиеся с ослабленным здоровьем:

Игнатьева Анастасия

Уваров Андрей

Подробов Антон

5.  Структура класса, характеристика взаимоотношений:

  1. Микрогруппы (из 2, 3, 4, 5 и более человек): 5
  1. Количество микрогрупп, включающих

o        Только мальчиков: 2

o        Только девочек: 3

  1. Основания для объединения в микрогруппы:

Общие интересы

Дружба по детскому саду

  1. Характер отношений между группами:

дружеский

соперничество за лидерство

  1. Характер взаимоотношений, преобладание ценностей, нормы поведения:

Дети имеют дружеские взаимоотношения.

Общаются не только в школе, но и за её пределами.

Проложительное отношение к успехам в учёбе и внеучебной жизни класса и школы.

Мальчики очень подвижные,иногда нарушают нормы поведения.

  1. Краткая характеристика лидеров

Баранова Лиза - хорошо учится, любознательная, стеснительная.

Шкредова Александра –хорошо учится, любознательная, активная. стеснительная.

Ворсина Софья-хорошо учится,активная,внимательная,коммуникабельная.

Селюкова Тася - хорошо учится,активная,внимательная,коммуникабельная.

7.Количество и характеристика неактивных учащихся:

Каландарова Павел – плохо учится, малообщительный

Уваров Андрей – плохо учится, малообщительный

Аброськин Александра-некоммуникабельный, малообщительная.

8 . Традиции класса:

Организация и проведение коллективных творческих дел.

Совместное посещение театров, музеев.

9. Характеристика деятельности класса. Какие виды деятельности предпочитают в классе:

Участие в школьных мероприятиях,подготовка и проведение коллективных творческих дел, участие в конкурсах , играх, соревнованиях.

Экскурсии, концерты, конкурсы рисунков,игры,проблемно-поисковая деятельность. проектная деятельность.

9.  Место класса в школе:

  1. Осознает ли класс себя единым целым: ____________да______________________

Каков характер взаимоотношений класса с другими школьными объединениями :________________дружеский____


План работы

на 2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Воспитательный план составлен на основе программы воспитания  «Зажги свою звезду», которая предоставляет возможность ученику самому выбрать направление деятельности и добиться там успеха, реализовав свои потенциалы.

Цель программы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ученика и создание в классном коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу. Педагогическая позиция классного руководителя заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя слова «добро и доброта», «коллектив», «доверие», «уважение», «творчество», «индивидуальность», «самостоятельность», «успех»  классный руководитель создаёт условия, чтобы ребёнок проявил себя.

Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ученика: каждый ребёнок интересен, оригинален; не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности.  Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. Создать такую атмосферу, где ребёнку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят и ценят.

Цель и задачи работы по моделированию воспитательной системы класса

Цель: создать условия и смоделировать воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

1. Продолжить работу по формированию коллектива класса через активизацию деятельности каждого ребенка.

2. Способствовать воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее.

     3. Развивать способности, формирование эстетических потребностей и вкусов.

    4. Заложить основы культуры межличностных отношений и совместной деятельности на принципах честности, дружбы, трудолюбия и взаимопомощи.

СЕНТЯБРЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

Классный час «Наши читательские умения»

«Вырастим себе друзей!»

Комплектование органов самоуправления

«В царстве красоты»

Выставка поделок

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

ОКТЯБРЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

Игра «Что?Где?Когда?»

«Вырастим себе друзей!»

Классный час «Я люблю, ты любишь, мы любим»

«В царстве красоты»

Фотоконкурс

«Природа глазами детей»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

НОЯБРЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

«Вырастим себе друзей!»

День толерантности: классный час, определение уровня толерантности

«В царстве красоты»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

 

ДЕКАБРЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

Интеллектуальный марафон. Тема:

«Традиции русской зимы»

«Вырастим себе друзей!»

«В царстве красоты»

«Подарок новогодней ёлке

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

ЯНВАРЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

Турнир по шашкам

«Вырастим себе друзей!»

Игра- путешествие «Познай самого себя»

«В царстве красоты»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

 ФЕВРАЛЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

КВН «Грамотеи»

«Вырастим себе друзей!»

«В царстве красоты»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

МАРТ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

«Вырастим себе друзей!»

«В царстве красоты»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

АПРЕЛЬ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

«Вырастим себе друзей!»

«В царстве красоты»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

МАЙ

Направление работы

Мероприятия

Участники

Отметка о выполнении, результат

«Быть отличником хочу!»

«Вырастим себе друзей!»

«В царстве красоты»

«Живое рядом»

«Здоровому всё здорово»

«Я – Россиянин»

«Праздник для души»

«Азбука безопасного поведения»

Банк данных одарённых детей класса

Банк данных одарённых детей класса

ФИО

Способности

Учёба

Достижения

Работа с детьми и семьями девиантного поведения и находящимися в трудной жизненной ситуации

СПИСОК ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» 3 А КЛАССА:

1.

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

Цель работы с детьми «группы риска»:  

снять  настрой  на  ситуацию  конфликта в отношениях с учителями,  со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива  и  личности,    включение "трудного" в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.

             Задачи:

1. Вести индивидуальную работу,  оказывая помощь в  учении,  преодолении неумелости,  укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

 

2. Воспитывать у "трудных" добросовестность,  способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.

3.Вовлекать  "трудных"  в КТД, классное соуправление.

4. Коррекция форм общения, поведения,  формирование культуры поведения, борьба с

 вредными привычками.

5.Совместная работа с семьёй ученика, со  специалистами: психоневрологом, психологом, логопедом.

Прогнозированный результатдобиться положительного результата через реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

3.  Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- самоотношение, самопонимание;

- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

- негативное отношение к учёбе и воспитанию;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- дух противоречия;

- депрессия;

низкая самооценка;

- высокая тревожность;

- чувство непохожести на других;

- «гонимость»;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- недостаток настойчивости;

- неприятие руководства;

- скука;

- неприятие состязаний;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- некоторая надменность;

- склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии). 

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. 

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только невротизирует взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».

        Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.

                                

 План мероприятий по работе с детьми группы риска 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Составление социального паспорта группы

Составление характеристик на детей группы риска

Составление плана работы с детьми  группы риска .

Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.

Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися..

Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства.

Организация медицинской помощи.

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы.

Август – сентябрь

По мере необходимости

1 четверть

В течение уч.года

По мере необходимости

По мере необходимости

По мере возникновения проблем

В конце учебного года

 Классный руководитель

Классный рук.

Кл.руководитель

Кл.руководитель, воспитатель

Кл.руководитель

Соц.педагог

Кл.руководитель

кл.руководитель

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

Контроль посещаемости занятий.

Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.

Вовлечение детей в социально-значимую деятельность.

Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.

Направление на консультацию к психологу или к врачам.

Посещение семей группы «риска».

в теч.года

в теч.года

 

в теч.года

 

в теч.года

по мере возникновения проблем

Кл.рук

Род.комитет

Кл.рук

Кл.рук

Кл.рук

 

Работа с педагогическим коллективом

Мероприятия

Сроки

Ответственные 

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами

Консультации по результатам диагностики

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

Выступление на педагогических советах и ШМО

Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

в теч.года

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

в теч.года

по мере необходимости

 

 Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Воспитатель

Кл.руковод.

В теч.года

Кл.рук

Специалисты школы

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Посещение семей детей группы риска .

Проведение консультаций для родителей.

Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

Организация отдыха школьников в летний период

Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

По мере необходимости

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

в теч.года

 Кл.рук

Кл.рук

Кл.рук

Родители

Кл.рук

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по

формированию развитой личности.

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей
    через    систему    родительских    собраний,    тематических    и
    индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание   условий   для   благоприятного   взаимодействия   всех
    участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и
    родителей.
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами
    воспитания и взаимодействия с детьми

Родительские собрания

Дата

Тема

Основные тезисы

            1 четверть

Как помочь своему ребенку учиться.

  • формы и методы решения возникших проблем с детьми;
  • совместная  программа действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
  • проблемы  взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений, их решение.

                    2 четверть

Ошибки в воспитании детей.

  • Все родители  время от времени совершают ошибки в воспитании своих детей(Обещание больше не любить; безразличие; слишком много строгости;

детей не надо баловать; навязанная роль;

      дольше денег – лучше воспитание;      наполеоновские планы; ваше настроение;

      слишком мало времени для воспитания ребенка),  но всегда лучше учиться на чужих ошибках;

  • мнения родителей  и советы им.

3 четверть

Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности.

  • Учебные и внешкольные достижения  учащихся;
  • рекомендации по организации учебной деятельности учащихся (на основе фрагментов уроков);
  • эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье;
  • причины формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; последствия низкой или завышенной самооценки; приемы, помогающих ее повысить.

                           4 четверть

Собрание-конкурс "Моя семья" (посвященное Международному дню семьи – 15 мая).

  • Тест «Умеете ли Вы проводить свободное время»
  • Тест «Кто Вы?»
  • Конкурс «Моя родословная»
  • Конкурс «Герб моей семьи»
  • Конкурс «Наша любимая песня?»
  • Конкурс «Умелые руки против скуки»
  • Конкурс «Смак».
  • Конкурс «Семейный альбом».
  • Интеллектуальная игра.

            «Счастливый случай».


Листок учёта посещения собраний родителями

Ф.И.О. родителей

Дата


Состав классного родительского комитета

ФИО родителей

Место работы

№ телефона

Поручение

1

2

3

4

План

заседаний родительского комитета

Перечень вопросов, рассматриваемых на заседании

Месяц

1

1.Выборы членов родительского комитета.

2.Планирование воспитательной работы в классе.

3. Организация горячего питания.

сентябрь

2

1.Организация  новогоднего утренника.

2.Организация отдыха детей в зимние каникулы.

ноябрь

3

1. Организация отдыха детей в весенние каникулы.

февраль

4

1.Подготовка к ремонту класса.

2. Организация летнего отдыха детей.

март

5

1.Подготовка к ремонту класса.

2. Отчет о проделанной работе.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы (1 класс)

            Цели и задачи воспитания:1.    Развитие познавательных потребностей, интересов и способностей;2.    Воспитание культурно-...

План воспитательной работы 1 класс

План воспитательной работы для 1 класса: девиз, законы, песня...

План воспитательной работы. 3 класс

Очень много положительных комментариев на сайте Про школу ру...

План воспитательной работы. 1 класс

Мой план воспитательной работы на 2011-2012г...

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...