Классный час "Город-герой Ленинград"
классный час (3 класс) на тему

Иванова Изида Максутовна

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму. Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли  подвиг советского народа. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится!

Классный час "Город-герой Ленинград"

Цель: совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, формирование чувства гордости за свою страну,  воспитание  уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны,  развитие мышления и познавательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Город-герой Ленинград»

Цель: совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, формирование чувства гордости за свою страну,  воспитание  уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны,  развитие мышления и познавательной активности.


Учитель.  Время неумолимо. Многие страницы героического прошлого уже стёрты из памяти и удалены из архивов.

Мы должны знать правду

Это нужно и мёртвым, и живым.

Сегодня мы познакомимся с историей города-героя Ленинград. (Презентация) За всю историю город Санкт-Петербург несколько раз переименовывали.

Ребята, как вы думаете, почему я назвала город Ленинград городом –героем? (ответы детей)

Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Русская поэтесса Вера Инбер, оставшаяся во время блокады в Ленинграде, так сказала о городе на Неве:

«Слава и тебе, великий город,             

Сливший воедино фронт и тыл. 

В небывалых трудностях который                                      

Выстоял. Сражался. Победил

 Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте.  А почему? Послушайте  выступление вашего одноклассника.

1 ученик. Гитлер и его военачальники придавали огромное значение взятию города на Неве. Процитируем то, что было написано на этот счёт в плане «Барбаросса»:

«…Уничтожить силы противника, действующие в Прибалтике. Лишь после выполнения этой неотложной задачи, за которой должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта следует приступить к операциям по взятию Москвы».

Гитлеровцы  должны были именно захватить Ленинград, а не просто окружить его, и только после овладения Ленинградом и Кронштадтом, то есть ликвидации северного участка фронта, нацистское руководство считало возможным вести дальнейшие операции по овладению Москвой.

Таким образом, полному взятию города на Неве в планах Гитлера придавалось значение неотъемлемого этапа в достижении победы над Советским Союзом.


В докладе немецкого командования  от 21 сентября 1941 было сказано:  «… Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией.. . Весной мы проникнем в город.. . вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии…»

Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Враг имел превосходство над советскими войсками.

Учитель. 8 сентября 1941 г. противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве.

Документальная запись о начале блокады

 Ленинградцы вместе с воинами Красной Армии поднялись на защиту своей Родины, своего города: создали армию народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Свыше 500 тысяч жителей возводили оборонительные рубежи.

С 4 сентября 1941 г. начались массированные бомбардировки и обстрелы города. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб.

Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий.  

В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов.  С 20 ноября рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные - по 125 граммов.

Стихотворение «Баллада о черством куске»  читает ученица.

Учитель. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев,  из них 97% от голода. Невозможно спокойно читать дневники Тани Савичевой.
Таня Савичева жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада.

Стихотворение  «Дневник Тани Савичевой»   читает ученица.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в  12 часов 30 минут утра 1941года.  Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

 «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».  

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

 «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

 «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Учитель. На её глазах погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю».  Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Минута молчания

Учитель .Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Несмотря на колоссальную смертность, суровые морозы, крайнюю истощённость войск и населения - город всё-таки выстоял.   Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно снята.  Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем несравнимые потери, но не сдались.

Документальная запись о снятии блокады

Учитель. За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек - дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль  «За оборону Ленинграда» . Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около  1 470 000 человек. Среди награждённых ею −  15 тысяч детей и подростков.

Указом Главнокомандующего от 1 мая 1945 года, однако официально это звание было закреплено за ним в Указе Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почетном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года.  Городу, удостоенному высшей степени отличия "Город-Герой" вручалась высшая награда Советского Союза - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда", которые изображались затем и на знамени города.

Рассказ учащихся о памятниках, посвященных ленинградцам- жертвам войны.

1 ученик. Трагическим событиям 1941-44 гг. в городе на Неве посвящено множество памятников и монументов.

2 ученик. Скорбным памятником, посвященным ленинградцам - жертвам войны, является Пискаревское кладбище, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 г.  Монумент «Родина – мать» - его центральная фигура.

1 ученик. 9 мая 1975 г, в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне, был открыт Мемориал героям – защитникам Ленинграда. На главных рубежах обороны города-героя можно увидеть памятники так называемый «Зеленый пояс Славы»

2 ученик. Мемориалом Зеленого пояса славы, воздвигнутым в память о тех трагических годах, является «Цветок жизни» во Всеволжском районе Ленинградской области. Скульптура, изображающая цветок, была открыта в 1968 г. и посвящена погибшим детям блокадного города.  На каждом лепестке изображено лицо улыбающегося мальчика и слова: «Пусть всегда будет солнце».

 1 ученик .«Разорванное кольцо» - мемориал на западном берегу Ладожского озера. Эта скульптура в виде двух, согнутых полукругом железных арок, была открыта в 1966 г. Она символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками – «дорогу жизни» по Ладожском озеру.

Учитель.  Сегодня Санкт – Петербург  - это один из красивейших городов России. Его ещё называют Северной столицей.  Многочисленные памятники культуры и славной российской истории встречают гостей Санкт – Петербург.  Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится!

Стихотворение «Не играйте мальчики в войну» читает ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....

Классный час "Блокада Ленинграда"

Материал для классного часа в 3-4 классах....

Классный час "Блокада Ленинграда"

Конспект урока и презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 2 класса...