Урок Мужества "Маленькие герои большой войны"
классный час на тему
Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny_urok_muzhestva.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества “Маленькие герои большой войны”
Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
В 2015 году наша страна отмечает знаменательную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
В преддверии этой даты мы снова и снова обращаемся к тем героическим дням.
День Победы напоминает нам о тех защитниках нашей страны, которые не щадя своей жизни шли на смерть, приближая победу, чтобы сегодняшнему поколению можно было спокойно жить, учиться и трудиться.
Наша страна была главной силой, которая разгромила фашизм и вынесла на своих плечах основную тяжесть войны, тем самым совершив подвиг, равного которому не знала история.
1418 дней длились сражения на полях войны. И каждый из этих дней битвы, развернувшейся от Баренцева до Черного морей, рождал на суше и на воде, в воздухе и под водой тысячи героических поступков.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
( С.Щиапчёв)
Война началась внезапно. 22 июня в 4 час. утра, без всякого объявления войны, германские вооружённые силы атаковали границы нашей Родины, когда все люди мирно спали. К нападению на нашу страну Гитлер и его военачальники начали готовиться летом 1940 года. Был утверждён план «Барбаросса». Гитлер не сомневался в быстрой победе, намечая нанести мощный удар по основным силам нашей армии и уничтожив её в короткий срок захватить Москву. Продолжительность всей войны немецкое командование определяло максимум в 5 месяцев.
Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Истории военных и послевоенных лет, сюжеты драматические и почти детективные. Судьбы тех, кого война застигла в младенчестве, и тех ребят военной поры, которые сами давно уже стали бабушками и дедушками, но по жизни которых ее черный след тянется и сейчас.
Горнили: «К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели –
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага,
Сыны полков своей страны.
( В.Суслов)
Война в жестокой своей слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что , казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
И по человеческому долгу мы обязаны в первую очередь вспомнить о тех юных героях, которые не увидели Победу, но сделали для нее все что смогли.
Как война испытывала нас,
Грохоча за нашими дверьми,
Шуток мы не знали и проказ,
Воинами были – не детьми!
Малолеткой я вступила в строй.
Тяжкий заступ – чем не автомат?
ковырялась я в земле сухой,
Воевала с нею, как солдат.
Как солдат, сменяла я посты,
Носом от усталости клюя,
И за прялкою до темноты
Пряла, точно бабушка моя…
В годы Великой Отечественной войны сотни мальчишек и девчонок рвались на поля сражений, чтобы доказать свою преданность Родине. Их задерживали в эшелонах и на дорогах, ведущих на запад, возвращали домой, но они снова и снова убегали на фронт, чтобы плечом к плечу вместе с братьями, отцами и дедами сражаться против врага. Одни становились сынами боевых полков, другие – партизанами, чтобы вместе со взрослыми взрывать вражеские эшелоны, портить линии связи, громить тылы фашистов.
Не счесть примеров и трудового героизма юных в тылу. Совсем еще мальчики и девочки становились к станкам, садились за штурвалы комбайнов и тракторов, работали на полях, заменяя родных, ушедших на фронт. Они готовы были работать сутками, выполняя срочные заказы фронта. Ребята понимали, что их труд жизненно необходим Родине.
Баллада о банке варенья
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию - банку варенья –
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
..Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Владимир Радкевич
Мы не можем не вспомнить о 12-летней девочке – Тане Савичевой. Это ленинградская школьница суровой блокадной поры, когда осажденный город остался без хлеба, воды и тепла, когда от непрестанных бомбежек и артобстрелов рушились здания, а погибших не успевали хоронить. Таня вела дневник и в нем последовательно отмечала всех родных и близких, которые умирали один за другим голодной смертью. Между первой и последней записями, сделанными Таниной рукой, 137 изнурительных блокадных дней. (Всего же блокада Ленинграда продолжалась 900 дней.) Танин дневник стал теперь достоянием истории, а заканчивается он печальными словами: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». В 1942 году ее эвакуировали в Горьковскую область, но истощенная голодом и страданиями, девочка умерла.
Символом мужества и беспримерной храбрости стали боевые подвиги пионеров – Лары Михеенко, Саши Ковалева, Юты Бондаровской, Володи Дубинина и многих других. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза – это Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова.
Особые заслуги! А они были детьми! Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
О них поставлены фильмы, композиторы и поэты посвятили им свои стихи и песни.
/ прочитать рассказы о подвиге З.Портновой и М.Казея /
Мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
-4-
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Р.Рождественский
Победа!
Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас – не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Война всегда несет за собой горе, слезы и утраты. Когда погибают солдаты – это горько и больно, но они сознательно шли на смерть ради того, чтобы защитить свою Родину, своих близких. А вот когда погибают и страдают ни в чем не повинные дети – это страшно.
Великая Отечественная война явилась неимоверно тяжёлым испытанием для нашего народа. До сих пор неизвестно точное количество погибших и конечно нельзя назвать точное число детских жизней, которые унесла война.
9 Мая наша страна отмечает великий праздник – 70-летие Победы. Стремителен бег времени, но никогда не будет забыт день 22 июня 1941 года. Говорят, время залечивает самые тяжёлые раны. Но, видимо, раны памяти людской всё-таки особого рода. Над ними порой не властен срок давности, и шрамы от них не затягиваются с течением времени. Отзвуки минувшей войны до сих пор острой болью отдаются в памяти народа.
Здесь ничего не придумано и не приукрашено. Сегодняшнее поколение должно знать о том, что пережили во время войны дети – ваши сверстники.
Тема войны – самая страшная тема. Ведь дети не виноваты! Нельзя допускать, чтобы они снова становились добычей смертельного насилия. Хорошо сказано: «У войны – не женское лицо». И тем более не детское…
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
/ сделать обзор книг с книжной выставки «Детство, опаленное войной» /
Вопросы для викторины:
1. Когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941 г.)
2. Как долго продолжалась война? ( 1418 дней)
3. Назовите известных вам военачальников. ( Жуков, Конев, Сталин, Рокоссовский, Малиновский, Говоров, Рыбалко, Ватутин)
4. Какие сражения Вов вы знаете? ( Битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Берлин)
5. Какие города-герои вы знаете? ( Москва, Ленинград, Волгоград, Севастополь, Новороссийск, Киев, Минск, Керчь, Тула, Брест)
6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда и что вы знаете о «Дороге жизни»? ( 900 дней)
7. Назовите пионеров-героев. ( З.Портнова, М.Казей, В.Котик, Л.Голиков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока внеклассного чтения "Маленькие герои большой войны"
Дан самоанализ урока внеклассного чтения, который проводится в 6 классе коррекционной школы....
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)
Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов, посвященное Дню юного Героя-антифашиста "Маленькие Герои большой войны"
Урок мужества, посвященный пионерам-героям....
Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....
Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20
Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...