Дети и Великая Отечественная война
классный час (1 класс) на тему

Ильина Елена Владимировна

конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект класснного часа651.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме

 "Дети и Великая Отечественная война"

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Священная война», марш праздник Победы. Рассказы и стихи советских писателей, доклады  и чтение стихов детей, фронтовые письма и фотографии 1941-1942 года, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан), фрагмент из фильма, мулҗтик о войне.

Ход занятия

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

...Летней ночью, на рассвете, 
Гитлер дал войскам приказ 
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,— 
Это значит — против нас.

Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан)

Учитель начинает тему с исторического экскурса в прошлое: Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война(песня «Священная война»).

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

1) Фото(1) женщина провожает сына на фронт.

http://festival.1september.ru/articles/522673/img1.jpg

Фото 1

Просмотр мультфильма как дети и женщины провожали своих отцов, мужей, сыновей на фронт.

Учитель обращается к детям с вопросом: «Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?».

Ответ: Старики, дети, женщины. Да, правильно!

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.

Учитель показывает фотографии детей военных лет.

2) На (2) фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

http://festival.1september.ru/articles/522673/img2.jpg

Фото 2

3) На (3) фотографии мальчик стоит на табуретке.

http://festival.1september.ru/articles/522673/img3.jpg

Фото 3

Рассказ о мальчике.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

4) Посмотрите на фотографию (4) (мальчик на танке). Сейчас девочки прочитают вам рассказ про мальчика, который помог взрослым во время боя на улицах города.

http://festival.1september.ru/articles/522673/img4.jpg

Фото 4

Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, 
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,— 
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: — 
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду 
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота 
Заходим в тыл, и полный газ даём. 
И эту пушку, заодно с расчётом, 
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал- 
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку, 
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

Рассказ ветерана – труженика тыла о войне:  как жили, как помогали, о своем детстве, и т.п.

5) Ребята, посмотрите на фотографию (5).

http://festival.1september.ru/articles/522673/img5.jpg

Фото 5

- Что здесь изображено? Как вы думаете?

У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.

- А кто такие партизаны?

Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

Песня «Землянка»

Учитель задает детям вопрос: Ребята о чем говорят эти фотографии?

Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.

Доклад детей о героях – партизанах (Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков)

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.

Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

http://festival.1september.ru/articles/522673/img6.jpg

Фото 6

Письмо мальчика на фронт

«Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А явсегда думаю тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что тызащищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.«Твой сын Женя»

Даже есть стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». На эти стихи написана известная песня.

Чтение мальчиком стих наизусть «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

А солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.

И сегодня я хочу показать вам эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором било написано письмо. Этим письмам, ребята, 64 года, написаны они были в 1941 – 1942 году. Посмотрите, какие были раньше фотографии, это черно-белые снимки небольшого размера.

Фрагмент из фильма о войне (В бой идут одни старики)

Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.

Отрывок С.Михалков «Быль для детей» читает учитель

Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке, 
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски 
Под Москвой и под Орлом. 
Как, на запад наступая, 
Бились красные бойцы-
Наша армия родная
Наши братья и отцы…

Люди празднуют Победу! 
Весть летит во все концы: 
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин-победитель, 
Мой товарищ, друг и брат, 
Мой защитник, мой спаситель — 
Красной Армии солдат!

И в заключение ребята прочтут стихотворение М. Пляцковского и А. Усачева «День Победы»

Музыка Марш «Праздник Победы»

Музыка «День Победы»

Подведение итогов

КРОССВОРД

http://festival.1september.ru/articles/522673/img7.gif

  1. Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.
  2. Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.
  3. Военная машина с башней и пушкой.
  4. Столица СССР.
  5. Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.
  6. Военный, охраняющий границу государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети в великую отечественную войну

Дети в великую отечественную войну...

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Дети - герои Великой Отечественной войны.

Класный час о пионерах - героях Великой Отечественной войны. Можно проветси в день юного героя-антифашиста  -  8 февраля. Цеоь мероприятия: воспитание патриотизма, мужества на примерах жизни...

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...

Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)

Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....