Конспект занятия в школьном музее "В гостях у бабушки"
план-конспект на тему

Азизова Гульнар Рушановна

 

Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.

Задачи:

воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков – славян и отношения к памяти народа как основе нравственности;

развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия;

образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: электронная презентация, предметы крестьянского быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_babushki.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86

г. о. Тольятти

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО  МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ТЕМА     «В гостях у бабушки»

                                        Педагог дополнительного образования: Азизова Г.Р.

Тольятти - 2015

Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.

Задачи: 

воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков – славян и отношения к памяти народа как основе нравственности;

развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия;

образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: электронная презентация, предметы крестьянского быта.

Ход занятия

  1. Мотивация и актуализация знаний.

Дети проходят в класс и рассаживаются по трем группам.

Звучит русская народная музыка.

Педагог: 

В низенькой светелке, со створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавесь окна,
Пол отструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная встала в уголок.

Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, куда мы с вами отправимся путешествовать сегодня и что нового узнаем на занятии?

Ответы детей.

Педагог: А отправимся мы с вами действительно в гости к нашим далеким предкам. Но путешествие нас ждет не легкое! Вам придется сегодня хорошенько потрудиться!

А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, внимательно слушайте, запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое было интересным. Готовы?

Ответы детей.

  1. Открытие новых знаний.

Педагог: Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.

Прежде всего, выбиралось место хорошее. Что это значит?

Ответы детей.

Педагог: Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит, место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.

Педагог: С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже встречались. Давайте посмотрим на предметы нашего  – музея  и найдем здесь обереги.

(Дети указывают обереги – вышивки, икону). (На самом деле икон-оберегов не существует, потому что оберег — это предмет магического обихода, а икона — это святыня, запечатлевающая образы святых)

Педагог: Молодцы, ребята. А из чего и как делали ограду для двора?

Ответы детей.

Педагог: Плетень. Происходит от слова плести, плели из веток. Ну что же, ребята, давайте зайдем в избу? Как это нужно сделать?

Ответы детей.

Педагог: При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь».

Хозяйка всегда рада была видеть гостей в своей горнице. А вот вам еще одно задание. Подумайте, обсудите в группах, что означает это слово и как оно произошло?

Работа в группах. Ответы детей.

Педагог: ГОРНИЦА - комната в верхнем этаже (устар.) или чистая половина крестьянской избы (обл.). Произошло от слова Горний - находящийся вверху, в вышине; небесный. Снизу находился подклет (под комнатой). Следовательно, что означает слово клеть?

Ответы детей.

Педагог: Клеть – комната. А как вы думаете, ребята, что в старину было самым главным в доме?

Дети: Печка.

Педагог: Верно, ребята. Попробуйте собрать о ней русскую пословицу из слов.

Работа в группах. Ответы детей.

Педагог: Правильно, «Догадливый крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица.

Печь – душа крестьянского дома! А знаете ли вы, что устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Особые мастера украшали печь изразцами. Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей.

Педагог: Изразец буквально — «вырезанный (т. е. с резьбой) тонкий кирпич». А еще у печки делали настил из досок для сна в избе под потолком между печкой и противоположной ей стеной - это полати.  Почётное место в избе  занимал «красный угол», который находился по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть. Как вы думаете, что находилось в красном углу?

Дети: иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца.

Педагог: Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

А что еще можно увидеть в горнице, отгадайте!

  • Четыре братца под одним шатром стоят. (стол.)
  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  • Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть, столешница).
  • Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  • Что изображено на рисунке? (светец и лучина).
  • Что такое поварня? (кухня)

Дети отгадывают загадки и находят  предметы.

Педагог: Молодцы, ребята. А как вы думаете, чем занимались наши прабабушки длинными зимними вечерами?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята, конечно, не сидели без дела! Но и отдохнуть не забывали.

На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

А ну-ка, давайте мы с вами тоже немного подвигаемся, а то засиделись!

Физминутка под русскую народную песню.

Педагог: Отдохнули немного? А теперь снова за работу! Вот и бабушки наши после отдыха за работу принимались!

Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!

О каком предмете быта мы должны сейчас вспомнить?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята, о прялках! Вот они – русские прялки! Прялка – орудие для ручного прядения. А еще с помощью чего пряли девушки, найдите в нашем музее этот предмет! Поможет вам в этом – загадка:

Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
(Веретено)

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята! Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Ну а чтобы прясть было нескучно, девушки пели песни! Попробуем их отгадать?

Игра «Отгадай мелодию»

  1. Закрепление.

Педагог: Какие вы молодцы, ребята! Ну а на последок мы проверим, как вы запомнили то, о чем я вам сегодня говорила, и поработаем в группах.

Работа в группах. Звучит музыка.

Кроссворд  «Русская изба»

 

По горизонтали:

 5. Ограда для двора в старину. (Плетень.)

 7. Тонкая длинная щепка из сухого дерева, зажигаемая для освещения дома. (Лучина.)

 8. Предмет в каждом доме, служащий для отопления и приготовления пищи. (Печь.)

 11. Керамическая плитка для облицовки стен и печей. (Изразец.)

 12. Большой ящик для хранения вещей с крышкой и с замком. (Сундук.)

 13. Предмет обстановки, на котором и сидели, и спали. (Лавка.)

По вертикали:

 1. Помещение в избе – комната. (Клеть.)

 2. Название скатерти в старину. (Столешница.)

 3. Настил из досок для сна в избе под потолком между печкой и противоположной ей стеной. (Полати.)

 4. Подставка для лучины. (Светец.)

 6. Как в старину называлась кухня. (Поварня.)

 9. Деревянный крестьянский дом. (Изба.)

10. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу. (Икона.)

Подведение итогов.

  1. Рефлексия.

Педагог: Какие вы молодцы, ребята! И загадки отгадали, и в группе дружно поработали, и спели, и сплясали! Понравилось занятие! Трудно ли было выполнять задание? А теперь посмотрите на эти смайлики и изобразите сами тот, что соответствует вашему настроению. А вам всем спасибо за работу и до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

Конспект занятия "Знакомство. Школьные правила" 1 класс

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в рамках психологического курса "Тропинки своего Я" для обучающихся 1 классов....

Конспект занятия курса "Поведение в гостях"

Цели: познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей; воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники....

Конспект занятия во второй младшей группе ко Дню пожилых людей «К бабушке в гости».

Цель: социально-коммуникативное развитие детей посредством формирования у них уважение к старшему поколению, желание доставлять радость близкому, родному человеку.Задачи:Познакомить детей с праздником...

Конспект занятия "День школьных библиотек"

Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: знакомство с историей письменности и книгипривлечение детей к чтению книгвоспитание бережного отноше...