Конспект занятия в школьном музее "В гостях у бабушки"
план-конспект на тему
Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Задачи:
воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков – славян и отношения к памяти народа как основе нравственности;
развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия;
образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Оборудование: электронная презентация, предметы крестьянского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_babushki.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86
г. о. Тольятти
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ТЕМА «В гостях у бабушки»
Педагог дополнительного образования: Азизова Г.Р.
Тольятти - 2015
Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Задачи:
воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков – славян и отношения к памяти народа как основе нравственности;
развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия;
образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Оборудование: электронная презентация, предметы крестьянского быта.
Ход занятия
- Мотивация и актуализация знаний.
Дети проходят в класс и рассаживаются по трем группам.
Звучит русская народная музыка.
Педагог:
В низенькой светелке, со створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавесь окна,
Пол отструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная встала в уголок.
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, куда мы с вами отправимся путешествовать сегодня и что нового узнаем на занятии?
Ответы детей.
Педагог: А отправимся мы с вами действительно в гости к нашим далеким предкам. Но путешествие нас ждет не легкое! Вам придется сегодня хорошенько потрудиться!
А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, внимательно слушайте, запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое было интересным. Готовы?
Ответы детей.
- Открытие новых знаний.
Педагог: Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.
Прежде всего, выбиралось место хорошее. Что это значит?
Ответы детей.
Педагог: Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит, место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.
Педагог: С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже встречались. Давайте посмотрим на предметы нашего – музея и найдем здесь обереги.
(Дети указывают обереги – вышивки, икону). (На самом деле икон-оберегов не существует, потому что оберег — это предмет магического обихода, а икона — это святыня, запечатлевающая образы святых)
Педагог: Молодцы, ребята. А из чего и как делали ограду для двора?
Ответы детей.
Педагог: Плетень. Происходит от слова плести, плели из веток. Ну что же, ребята, давайте зайдем в избу? Как это нужно сделать?
Ответы детей.
Педагог: При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь».
Хозяйка всегда рада была видеть гостей в своей горнице. А вот вам еще одно задание. Подумайте, обсудите в группах, что означает это слово и как оно произошло?
Работа в группах. Ответы детей.
Педагог: ГОРНИЦА - комната в верхнем этаже (устар.) или чистая половина крестьянской избы (обл.). Произошло от слова Горний - находящийся вверху, в вышине; небесный. Снизу находился подклет (под комнатой). Следовательно, что означает слово клеть?
Ответы детей.
Педагог: Клеть – комната. А как вы думаете, ребята, что в старину было самым главным в доме?
Дети: Печка.
Педагог: Верно, ребята. Попробуйте собрать о ней русскую пословицу из слов.
Работа в группах. Ответы детей.
Педагог: Правильно, «Догадливый крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица.
Печь – душа крестьянского дома! А знаете ли вы, что устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Особые мастера украшали печь изразцами. Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
Педагог: Изразец буквально — «вырезанный (т. е. с резьбой) тонкий кирпич». А еще у печки делали настил из досок для сна в избе под потолком между печкой и противоположной ей стеной - это полати. Почётное место в избе занимал «красный угол», который находился по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть. Как вы думаете, что находилось в красном углу?
Дети: иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца.
Педагог: Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
А что еще можно увидеть в горнице, отгадайте!
- Четыре братца под одним шатром стоят. (стол.)
- Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
- Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть, столешница).
- Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
- Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
- Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
- Что изображено на рисунке? (светец и лучина).
- Что такое поварня? (кухня)
Дети отгадывают загадки и находят предметы.
Педагог: Молодцы, ребята. А как вы думаете, чем занимались наши прабабушки длинными зимними вечерами?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята, конечно, не сидели без дела! Но и отдохнуть не забывали.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А ну-ка, давайте мы с вами тоже немного подвигаемся, а то засиделись!
Физминутка под русскую народную песню.
Педагог: Отдохнули немного? А теперь снова за работу! Вот и бабушки наши после отдыха за работу принимались!
Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
О каком предмете быта мы должны сейчас вспомнить?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята, о прялках! Вот они – русские прялки! Прялка – орудие для ручного прядения. А еще с помощью чего пряли девушки, найдите в нашем музее этот предмет! Поможет вам в этом – загадка:
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята! Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Ну а чтобы прясть было нескучно, девушки пели песни! Попробуем их отгадать?
Игра «Отгадай мелодию»
- Закрепление.
Педагог: Какие вы молодцы, ребята! Ну а на последок мы проверим, как вы запомнили то, о чем я вам сегодня говорила, и поработаем в группах.
Работа в группах. Звучит музыка.
Кроссворд «Русская изба»
По горизонтали:
5. Ограда для двора в старину. (Плетень.)
7. Тонкая длинная щепка из сухого дерева, зажигаемая для освещения дома. (Лучина.)
8. Предмет в каждом доме, служащий для отопления и приготовления пищи. (Печь.)
11. Керамическая плитка для облицовки стен и печей. (Изразец.)
12. Большой ящик для хранения вещей с крышкой и с замком. (Сундук.)
13. Предмет обстановки, на котором и сидели, и спали. (Лавка.)
По вертикали:
1. Помещение в избе – комната. (Клеть.)
2. Название скатерти в старину. (Столешница.)
3. Настил из досок для сна в избе под потолком между печкой и противоположной ей стеной. (Полати.)
4. Подставка для лучины. (Светец.)
6. Как в старину называлась кухня. (Поварня.)
9. Деревянный крестьянский дом. (Изба.)
10. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу. (Икона.)
Подведение итогов.
- Рефлексия.
Педагог: Какие вы молодцы, ребята! И загадки отгадали, и в группе дружно поработали, и спели, и сплясали! Понравилось занятие! Трудно ли было выполнять задание? А теперь посмотрите на эти смайлики и изобразите сами тот, что соответствует вашему настроению. А вам всем спасибо за работу и до скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""
На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....
Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "
Тестотерапия – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких диффренцированных движений, координации, тактильных ощущений , а так же ...
Конспект занятия "Знакомство. Школьные правила" 1 класс
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в рамках психологического курса "Тропинки своего Я" для обучающихся 1 классов....
Конспект занятия курса "Поведение в гостях"
Цели: познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей; воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники....
Конспект занятия во второй младшей группе ко Дню пожилых людей «К бабушке в гости».
Цель: социально-коммуникативное развитие детей посредством формирования у них уважение к старшему поколению, желание доставлять радость близкому, родному человеку.Задачи:Познакомить детей с праздником...
Конспект занятия "День школьных библиотек"
Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: знакомство с историей письменности и книгипривлечение детей к чтению книгвоспитание бережного отноше...